Анализ лидерства в компании. Для определения, какой же стиль руководства применяется можно воспользоваться концепцией Блэйка и Мутона. Из опроса работников я сделал следующие выводы: руководитель уделяет очень много времени и внимания персоналу (различные отдыхи, корпоративы, культурные мероприятия). Однако, при этом, он не забывает и про организационные вопросы. Директор внимательно слушает мнения подчиненных относительно какого-либо вопроса и после этого принимает решение. Для определения, является ли генеральный директор лидером, или он имеет это звание просто так занимает эту должность, был проведен следующий тест : «Администратор или лидер?» (Приложение 1) В тесте представлено 20 высказываний. Необходимо тщательно их продумать и выразить степень согласия с каждым из них по одиннадцати балльной шкале. (0,1,2,3,4,5,6.7,8,9,0). 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 – полное несогласие, 5 – согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей.[1] Результаты теста следующие. По шкале лидерства генеральный директор набрал 85 балла, по шкале администратора – 65 балла. Это значит, что примерно на 56,7% он лидер и на 43,3% администратор. Налицо преобладание лидерских качеств директора перед административными. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и дела не управляли им, он должен понимать, какое значение имеет планирование для сотрудников(реализация их планов). Так же я решил провести тест под названием «Лидер» (приложение 2) . В тесте было предложено 50 вопросов, к каждому из которых было дано два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометит его на бланке ключа. При ответе на вопрос тестируемый получает балл только за вариант «а» в левой колонке. Степень выраженности лидерства: до 25 баллов – лидерство выражено слабо. 26-35 баллов – средняя выраженность лидерства. 36-40 баллов – лидерство выражено в сильной степени. свыше 40 баллов – склонность к диктату.[2] Руководитель набрал 35 балла, что говорит о средней выраженности его лидерства, но очень близко к высокой выраженности. Несмотря на то , что он работает в одной из лучших организаций, это не значит, что ему можно расслабиться. Необходимо постоянно улучшать методы руководства, улучшать самоконтроль и самокритичность, поощрять командный дух. Для более эффективной деятельности компании, руководителю необходимо улучшить свои навыки лидера. Развитие лидерства – целенаправленное формирование необходимых качеств и навыков. Этот аспект проблемы учитывает возможность формировать и развивать лидерство путем обучения, тренингов и курсов. Для развития навыков можно использовать следующие процедуры: a) Выработать личную мотивированность, желание быть лидером, уверенность в себе, брать на себя ответственность, вера в достижение цели. b) Улучшение интеллектуальных и нравственных качеств. c) Обеспечение умения четко выражать свои мысли, слушать сотрудников, давать советы, уважать достоинства других людей. d) Приобретение навыков быстро и верно оценивать ситуацию, учитывать интересы, запросы всех членов группы. e) Так же не малое значение имеет и правильная оценка ситуации, своих сил и сил группы. Если у лидера часто повторяются неудачи, то в него перестают верить. Так же я провел тесты и среди 10 менеджеров ОАО «Лукойл» Средний возраст опрошенных 30-40 лет. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства. Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Лидер» (Приложение 2). Результаты опроса приведены в табл. 1 Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства» (Приложение 3). Данный тест позволит определить, какой стиль управления предпочитает каждый менеджер. В данной методике испытуемые отвечали на 40 вопросов, и по их ответам на эти вопросы определяется стиль руководства. Результаты опроса приведены в табл. 2 Таблица 1 Результат опороса на определение степени выраженности лидерских качеств. № опрошенного | Степень выраженности лидерских качеств | | Данный человек как лидер склонен к диктату | | Лидерские качества выражены сильно | | Лидерские качества выражены средне | | Лидерские качества выражены средне | | Лидерские качества выражены средне | | Лидерские качества выражены слабо | | Лидерские качества выражены сильно | | Лидерские качества выражены сильно | | Лидерские качества выражены слабо | | Лидерские качества выражены сильно | Обобщённые результаты этого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме. Диаграмма 1 Степень выраженности лидерских качеств  Таблица 2 Результат опроса на определение стиля руководства № опрошенного | Стиль руководства | | Авторитарный стиль руководства | | Авторитарный стиль руководства | | Авторитарный стиль руководства | | Авторитарный стиль руководства | | Либерально попустительский | | Либерально попустительский | | Авторитарный стиль руководства | | Либерально попустительский | | Либо стиль руководства не выработан, либо склонность к непоследовательному стилю | | Авторитарный стиль руководства | Обобщённые результаты этого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме. Диаграмма 2 Стили руководства  На основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эту зависимость можно отразить в столбчатой диаграмме. Диаграмма 3 Взаимосвязь стиля руководства от уровня выраженности лидерских качеств.  Благодаря данным тестам и диаграммам, можно понять, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше люди выбирают авторитарный стиль. Однако тут есть и плюсы, такие как, например, дисциплина, высокая производительность труда, четкость исполнения задач. Но есть и минусы, например, нет инициативы, напряг в группах, страх перед начальством, отсутствие творческих идей. Подчиненные хотят видеть не только начальника, но и лидера, который заботится не только о производстве, но и о персонале. Мы можем понять, что в данной организации, смесь стилей руководства. С одной стороны это демократический стиль (генеральный директор), а с другой это авторитарный (руководители отделов). Но если руководитель хочет повысить эффективность деятельности, то он не будет применять только один стиль руководство. Необходимо научиться всем стилям, методам и типам влияния. |