МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Консультация по выработке решений: переформулировка теории факторов





Теория факторов может быть лучше всего определена как совет по принятию решений, когда целью психолога или терапевта является подсказать клиенту ту стратегию поведения, ко­торая бы помогла ему действовать более эффективно. Историче­ски корни факторной теории уходят к Франку Парсонсу, кото­рый в 1908 г. основал в Бостоне Бюро по профориентации. Мо­дель Парсонса по выбору профессии была довольно проста, но учитывала реальность обыкновенно и специально профориентационной консультации.

Для правильного выбора профессии необходимо учитывать три группы факторов: 1) глубокое знание себя, своих установок, возможностей, желаний, амбиций, способностей, ограничений и их причин; 2) знание требований, условий успеха, зарплаты, возможностей, перспектив различных видов профессий; 3) объ­ективное обсуждение взаимосвязей между этими двумя группа­ми факторов.

Эта модель может быть расширена и модифицирована, при­нимая во внимание широкий спектр личностных проблем. На­пример:

При консультации всегда существует три главные проблемы: а) понимание клиента, б) знание среды, в которой живет клиент и которая может повлиять на принятое решение; в) обсуждение связей клиента с его окружением для определения оптимальной стратегии поведения.

Несмотря на многочисленные неслыханные заблуждения в анализе личности и ее окружения, теория факторов сохранилась, возможно, потому, что логику Парсонса фактически невозмож­но опровергнуть. Акцент на изучение связей личности и среды контрастирует с личностно-ориентированными теориями, ле­жащими в основе большинства консультаций. В основной рабо­те Парсонса подчеркивается, что анализ среды так же важен, как анализ индивидуальности клиента. Логика теории факторов тес­но взаимосвязана с философией американского прагматизма, с тем, “что работает”. Основные положения Парсонса и их интер­претация действительно разворачивают перед нами ситуацию клиента лучше, чем в любой другой теории. Вы обнаруживаете, что признание одинаковой значимости личности и ее социаль­ной среды значительно сильнее характеризует теорию факторов, чем другие подходы.

Когда вы встречаетесь со своим школьным психологом или психологом колледжа, вы советуетесь с ним относительно кур­сов, которые вы бы хотели посещать. Когда вы обсуждаете с банкиром или адвокатом ваши финансовые проблемы, они не­избежно используют некоторые формы теории факторов или консультации по принятию решений. Совершенно очевидно, что для принятия мудрого решения вам и вашему советчику (психологу, финансисту или юристу) необходимо знать ваши специфические личностные черты, а также факторы, нужные для успешной деятельности в сфере образования, рыночных отношений или юриспруденции. Более того, вы нуждаетесь в советчике, который знает ваше окружение. Если вы хороший человек, то еще не значит, что вы преуспеете на поприще пси­хологии или в выплате кредита за вашу машину, или в составле­нии грамотного завещания. Неблагоприятные обстоятельства могут перекрыть все личностные достоинства. Трудной задачей психолога, проводящего консультацию по принятию решений, является необходимость обсудить всю совокупность обстоя­тельств, лежащих в основе проблемы и помочь клиенту принять оптимальное решение.

Психология принятия решений, возможно, является наибо­лее запутанней среди других теорий, несмотря на то, что она характеризуется простейшей структурой — имеется в виду, что она всегда базируется на определенном выборе. Сложность уве­личивает возможность обобщенных теоретических подходов, и вы можете убедиться, что психодинамическая, когнитивная, клиенто-центрированная и другие терапии вполне могут быть использованы совместно с теорией принятия решений.

Эффективное консультирование по принятию решений — одно из самых трудных, но и самых необходимых видов кон­сультирования, поскольку все мы постоянно принимаем реше­ния, но не умеем принимать их осознанно и по определенной системе. Это трудно потому, что порой слишком большое число факторов вторгается в область принятия решений, чтобы их учесть. Основателей теории факторов (Вильямсон, Петерсон, Дарли) часто критиковали за их неудачную попытку справиться со всем комплексом условий человеческого существования, но внимательно вдумываясь в их работы можно сказать, что их подходы к клиентам, их установки явно впечатляют. Однако им не удалось вписать практику принятия решений в теорию фак­торов.

За последние годы в психологической науке появились не­сколько модификаций теории принятия решений (Бломмер, Айви и Саймек-Даунинг, Дженнис и Мэн). Поскольку каждый из этих авторов независимо друг от друга развивали формы об­суждения выбора (в основе их построений лежала теория факто­ров), их модели сказались систематически не связаны с важной исторической работой Парсонса и с приверженцами факторной теории.

В данной главе предполагается, что теории факторов дейст­вительно выгодно вторжение позднейших напластований и ис­следований, касающихся процесса выбора, и, может быть наста­ла пора переименовать факторную теорию в психологию приня­тия решений. Если слова “черты и факторы” понадобятся в со­временной консультации, их можно применять и аргументиро­вать. Возможно, настало время поставить вопрос о выборе ре­шения в центр процесса психологической помощи, поскольку именно принятие определенного решения должно гармонизиро­вать многочисленные черты и факторы как личности, так и ее окружения.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.