Внешкольное воспитание в России начала ХХ века Тема1 Основные закономерности и тенденции развития образования и дошкольного воспитания в мировой педагогической науке и практике. Место дошкольного образования в целостной системе образования в России 1. История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Экономические трудности – уменьшение государственного финансирования системы образования ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений. Неблагоприятная экологическая обстановка – влияет на здоровье. Снижается потребность в обучении, возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, оздоровительного характера. Образование во многом определяет лицо общества. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру , развивать свой творческий потенциал. 2. Идея непрерывного (пожизненного) обучения возникла в далеком прошлом. Впервые упоминалась в таких древних писаниях как Библия, Каран, Талмуд, в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречениях. Непрерывное образование – это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира. Основные принципы непрерывного образования: - ориентация образовательной системы на человека, на его индивидуальные и базовые потребности; - широкий демократизм образовательной системы, доступность, открытость любой системы и формы образования каждому не зависимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния и др.; - развитие различных форм образовательных услуг, позволяющих каждому желающему воспользоваться ими в удобном для него виде, в необходимом объеме, в подходящем месте, в любое время; - единство формального и неформального видов образования, создание «образовательного поля»; - использование электронной технологии в целях обеспечения получения людьми образования на любом этапе их жизненного пути. 3. Современное российское образование – непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения различных типов и видов. К образовательным учреждениям относятся: дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональные средние и высшие заведения, учреждения дополнительного и высшего образования. Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Центральное звено системы образования РФ составляет общее среднее образование: средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждение типа интернатов, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения. 4. Российские дошкольные образовательные учреждения руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 году. Виды дошкольных учреждений: детский сад – ДОУ, реализующее стандарт дошкольного образования; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида, в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании; центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех детей. 5. В российском образовании развитие личностно ориентированного обучения происходило неравномерно: периоды повышенного внимания к проблеме сменялись периодами спада интереса. В 60-е гг. имелo место увеличение числа научно-практических разработок в области личностно ориентированного обучения. Этого требовало введение производственного обучения, обусловившего распределение учащихся по профилям, (естественнонаучный, гуманитарный) в ходе которого учащиеся получали не только общие знания, но и специальность. Государственно-политические и сoциально-экономические преобразования конца 80-х – начала 90-х годов способствовали разрушению прежней системы и положили начало комплексной модеpнизации современного российского обpазования. Гyманизация, личностная оpиентация, новые концепции гражданского обpазования нашли свое место в образовательном процессе. Исходя из тогo, что в основе педагогического процесса лежит принцип целеполагания, можно говoрить о том, что выбор форм и методов в образовании должен пpоизводиться с учетом основной цели образования. Одной из задач запaдной педагогики является воспитание личности, способной к самостoятельному достижению цели. В отечественной педагогике ни на однoм из этапов развития не стояло цели формирования личности. Преобладала коллективная форма обучения, расставляющая приоритеты в пользу общественных и государственных интересов. Первым шагом на пути гуманизации должна стать смена ориентиров, с целью организации обучения, ориентированного на учащегося. 6. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное в 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 677 от 01.07.95, закрепляло это право. Дошкольное образовательное учреждение стало теперь самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта: «Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта» (Раздел II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения, пункт 19). «Типовое положение...» дало толчок бурному росту числа образовательных программ для дошкольных учреждений. В настоящее время их насчитывается более двадцати. Среди таких программ есть комплексные, т. е. охватывающие все области жизнедеятельности и образования дошкольника, и парциальные, направленные на развитие какой-либо сферы ребенка (художественной, социальной, интеллектуальной и др.). Внешкольное воспитание в России начала ХХ века Детский сад - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения. Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе - на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта. Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады. Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот. В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 год по статье "Занятия с детьми дошкольного возраста" предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год. К октябрю 1917 года в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 - платные. Такое положение дошкольных учреждений в дореволюционной России вполне закономерно. Перед ними и не ставилась задача организации воспитания детей широких народных масс. Правительство рассматривало детские сады лишь как учреждения для помощи буржуазному семейному воспитанию или для призрения сирот. Дошкольное воспитание в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, которых следует выделить А.С. Симонович, Е.Н. Водовозову, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеев и др. Своей творческой педагогической деятельностью, теоретической и практической, они содействовали процессу выделения дошкольной педагогики из общей педагогики и оформлению ее в самостоятельную педагогическую науку. |