Тема 5. Специфика коррекционно-восстановительного обучения при разных формах афазии Содержание практических занятий Тема 1. Афазия, исторический аспект, причины и механизм Задачи занятия: актуализировать и расширять знания о сущности афазии, об истории развития учения об афазии; проанализировать причины и механизм афазии, современный подход в понимании афазии. 1. Вопросы для обсуждения: · История развития учения об афазии. · Определение, общая характеристика афазии. · Нейролингвистический подход к пониманию афазии на современном этапе. · Этиология и патогенетические механизмы афазии. 2. Микросообщение «Критерии выделения форм афазии в классификациях Г. Хэда, В. К. Орфинской, А. Р. Лурия». Задание для самостоятельной работы: Раскрыть понятия «высшие психические функции», «функциональные системы», «фактор» (как нейропсихологическое понятие), «синтагматические связи», «парадигматические связи», «симультанные анализ и синтез», «сукцессивные анализ и синтез». Литература: 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21. Тема 2. Формы афазии Задачи занятия: актуализировать и расширять знания о классификации афазии, структуре дефекта и симптоматике форм афазии (по классификации А. Р. Лурия); формировать умение дифференцировать различные формы афазии. 1. Вопросы для обсуждения: · Формы афазии (по А. Р. Лурия), корреляция с локализацией поражений коры головного мозга. · Структура дефекта и основная симптоматика акустико-гностической сенсорной, акустико-мнестической, семантической, афферентной моторной, эфферентной моторной и динамической афазий. · Степени выраженности афазических нарушений. · Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при афазии разных форм. 2. Микросообщение «Детская афазия, ее сходство и отличие в сравнении с афазиями у взрослых и алалиями у детей». Задание для самостоятельной работы: Составить таблицу «Сравнительная характеристика форм афазии» (сравнение форм – по следующим критериям: локализация поражений коры головного мозга, центральный механизм и дефект, клиническая, нейропсихологическая и психологическая картины). Литература: 2, 3, 7, 9, 10, 18, 19, 22. Тема 3. Специфика обследования лиц с афазией Задачи занятия: актуализировать и расширять знания об особенностях обследования речевых и неречевых функций при афазии; формировать умение подбирать приемы обследования лиц с афазией. Вопросы для обсуждения: · Принципы, организация обследования лиц с афазией. Марина · Содержание, методы и приемы обследования. Лена Б. · Факторы, определяющие состояние речи, и прогноз при афазии разных форм. Вероника Задания для самостоятельной работы: · Составить картотеку приемов обследования высших корковых функций [3, с. 31 – 42]. · Изучить стандартизированную методику оценки динамики речи лиц с афазией Л. С. Цветковой [19, с. 129 – 143]. Литература: 3, 5, 6, 9, 10, 12, 18, 21, 23. Тема 4. Общая организация коррекционно-восстановительного обучения при афазии Задачи занятия: актуализировать и расширять знания о стратегии восстановительного обучения при афазии, задачах, принципах и методах восстановления речи при афазии; формировать умение подбирать приемы и средства логопедического воздействия на разных этапах восстановительной работы при афазии. Вопросы для обсуждения: · Принципы, задачи и методы восстановительной работы. Оля · Основные задачи и содержание восстановительного обучения в острый и резидуальный периоды. Таня Задание для самостоятельной работы: Разработать текст беседы «Предупреждение возникновения афазии». Литература: 2, 3, 4, 9, 10, 18, 19, 22, 24. Тема 5. Специфика коррекционно-восстановительного обучения при разных формах афазии Задачи занятия: актуализировать и расширять знания об особенностях восстановительного обучения при разных афазии; формировать умение подбирать дифференцированные приемы и средства логопедического воздействия на разных этапах восстановительной работы при афазии. Вопросы для обсуждения: · Специфика коррекционно-воспитательной работы при разных формах афазии. Лена С. - афферентная моторная, эфферентная моторная; Люда – динамическая, сенсорная; Наташа – акустико-мнестическая, семантическая. Задание для самостоятельной работы: Составить таблицу «Сравнительная характеристика коррекционно-воспитательной работы при разных формах афазии» (использование сохранных анализаторов для перестройки функциональных систем, восстановительное обучение в острый период, восстановительное обучение в резидуальный период). Литература: 2, 3, 4, 9, 10, 18, 20, 21, 22, 24. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Афазия и восстановительное обучение: Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман. М., 1983. 2. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. Л., 1964. 3. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991. 4. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М., 1998. 5. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование: Тесты по исследованию высших психических функций. М., 2005. 6. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005, с. 95–104. 7. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971. 8. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: Мет. рек. Ч. 1. М., 1985. 9. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2003. 10. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн.3. 11. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. 12. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002. 13. Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1947. 14. Оппель В. В.Восстановление речи после инсульта. Л., 1972. 15. Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой. М., 1979. 16. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.,1969, стр. 176 – 190. 17. Столярова Л. Г. Афазия при мозговом инсульте. М.: Мед., 1973. 18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. – Т.2. 19. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988. 20. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972, 21. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985. 22. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000. 23. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М. Нейропсихологическая диагностика. М., 1992. 24. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002. 25. Логопедия: методические традиции и новаторство: Учебно-метод.пособ.для студ. отделения логопедии пед.высш.учеб.заведений / Под ред.С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. - М.;Воронеж : Моск.психолого-соц.ин-т:МОДЭК, 2003. - 336с. - (Библиотека логопеда). 26. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - (Педагогическое наследие). 27. Хватцев, М. Е. Логопедия : кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.2 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 293 с. - (Педагогическое наследие). Практические задания: 1. Составить картотеку приемов обследования высших корковых функций (И.Х. Кзлова Дидактический материал обследования ВПФ больных с инфарктом головного мозга - М., 2012.) 2. Изучить и представить стандартизированную методику оценки динамики речи лиц с афазией Л. С. Цветковой 3. Разработать текст беседы «Предупреждение возникновения афазии». 4. Составить таблицу «Сравнительная характеристика коррекционно-воспитательной работы при разных формах афазии» (использование сохранных анализаторов для перестройки функциональных систем, восстановительное обучение в острый период, восстановительное обучение в резидуальный период). 5. Изучение и представление речевых карт больных афазией 6. Наблюдение за занятиями логопеда по растормаживанию речи в острый период с лицами, страдающими афазией. Представление карты наблюдения. Тематика рефератов 1. Логопедическое воздействие при афазии. 2. Речевой дефект в структуре сложного нарушения – афазия. 3. Эффективность реабилитационной работы при афазии. 4. Преодоление афазии на ранних этапах коррекционной работы. 5. Вербальные и невербальные методы, направленные на преодоление афазии. 6. Особенности психических процессов. 7. Классические методы растормаживания речи. 8. Растормаживание экспрессивной речи у больных с моторной афазией. 9. Система коррекционной работы при моторной афазии. 10. Система коррекционной работы при динамической афазии. 11. Методика коррекционной логопедической работы по преодолению расстройств речи при сенсорной (акустико-мнестической) афазии. 12. Значение артикуляционных опор для восстановления письма и чтения у больных с моторной афазией. 13. Значение анализа семантико-грамматической структуры фразы для восстановления письма у больных с сенсорной афазией. 14. Значение анализа семантико-грамматической структуры фразы для восстановления письма у больных с динамической афазией. 15. Преодоление импрессивного аграмматизма при семантической афазии. Вопросы к экзамену по дисциплине «Афазия» 1. Определение, общая характеристика афазии 2. История изучения афазии 3. Нейролингвистический подход к пониманию афазии на современном этапе. 4. Этиология афазии 5. Патогенетические механизмы афазии 6. Формы афазии (по А. Р. Лурия), корреляция с локализацией поражений коры головного мозга. 7. Степени выраженности афазических нарушений. 8. Факторы, определяющие состояние речи при афазии. 9. Прогноз при афазии разных форм. 10. Детская афазия 11. Принципы, организация обследования лиц с афазией. 12. Содержание, методы и приемы обследования. 13. Принципы, задачи и методы восстановительной работы 14. Основные задачи и содержание восстановительного обучения в острый период. 15. Основные задачи и содержание восстановительного обучения в резидуальный период. 16. Специфика коррекционно-воспитательной работы при разных формах афазии. 17. Афазия как одна из старейших проблем неврологии, психологии, физиологии. 18. Афферентная моторная афазия 19. Эфферентная моторная афазия 20. Динамическая афазия 21. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия 22. Акустико-мнестическая афазия 23. Семантическая афазия 24. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. |