Ориентировочная бактериоскопия Занятие № 11 ТЕМА: Микробиологическая диагностика пищевой токсикоинфекции ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ знать: классификацию и основные биологические свойства возбудителей пищевой токсикоинфекции, материал и методы микробиологической диагностики, этапы бактериологического метода диагностики пищевой токсикоинфекции уметь: приготавливать мазки, окрашивать по Граму, микроскопировать препараты, определять морфологические и тинкториальные свойства, проводить бактериологические исследования фекалий, выделять чистую культуру возбудителя из исследуемого материала; Задание на дом 1. Вопросы для самоподготовки: Характеристика биологических свойств и особенности микробиологической диагностики пищевой токсикоинфекции 2. Контрольные вопросы: 1. Классификация йерсиний, клебсиелл, протея, синегнойной палочки 2. Морфологические и тинкториальные свойства йерсиний, клебсиелл, протея, синегнойной палочки 3. Культуральные свойства йерсиний, клебсиелл, протея, синегнойной палочки 4. Биохимические свойства йерсиний, клебсиелл, протея, синегнойной палочки 5. Антигенные свойства йерсиний, клебсиелл, протея, синегнойной палочки 6. Эпидемиология и основные клинические симптомы токсикоинфекций 7. Материал и методы диагностики инфекции, вызванной йерсиниями, клебсиеллами, протеем, синегнойной палочкой 8.Лечение и профилактика инфекции, вызванной йерсиниями, клебсиеллами, протеем, синегнойной палочкой ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ I. План лабораторной работы: Заполнить таблицу: «Свойства возбудителей пищевых токсикоинфекций» Признак | Возбудители пищевых токсикоинфекций | | Йерсинии | Клебсиеллы | Протей | Синегнойная палочка | Вид | | | | | Окраска по Грамму | | | | | Подвижность | | | | | Образование капсулы | | | | | Образование спор | | | | | Оптимальная t роста | | | | | Образование оксидазы | | | | | Образование каталазы | | | | | Образование индола | | | | | Образование H2S | | | | | Гидролиз мочевины | | | | | Гидролиз желатина | | | | | Восстаноление нитратов в нитриты | | | | | Ферментация углеводов: · глюкозы · лактоза · мальтоза · маннит · сахарозы | | | | | Примечание: (+) – наличие признака, (-) –отсутствие признака, +/- вариабельность признака, к- кислота, г- газ | 2. Разобрать схему бактериологического метода при микробиологической диагностике инфекционных заболеваний: Суть бактериологического метода: выделение чистой культуры предполагаемого возбудителя и ее идентификация, т.е. определение его видовой принадлежности. Цель: получение изолированных колоний I этап. по Граму  37 t° 18-24часа t° исследуемый материал питательная среда II этап. Цель: накопление чистой культуры 37 to 18-24часа  t° по Граму скошенный агар III этап. Цель: идентификация исследуемой культуры
И определение ее антибиотикограммы   t° t° t° t°  по Граму «Пестрый ряд» РА с диагностич. р-ция фаголизиса метод дисков сыворотками 37 t ° 37 t ° 37 t ° 37 t ° 18-24часа 18-24часа 18-24часа 18-24часа IV этап. Учет результатов. Выдача ответа Цель: идентификация исследуемой культуры(определение вида, биовара, серовара) 3. Методы диагностики пищевых токсикоинфекций: __________________________________________________________________________________ 4. Бактериологический метод диагностики пищевых токсикоинфекций: Цель: ____________________________________________________________________________ Материал (для йерсиний):__________________________________________________________________ Материал (для клебсиелл): _______________________________________________________________ Материал (для протея): __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Материал (для синегнойной палочки): ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ I этап Ориентировочная бактериоскопия Приготовить мазок из исследуемого материала при подозрении на кишечный йерсиниоз, окрасить по Граму, микроскопировать  Морфологические свойства: форма_____________________ расположение_________________ Тинкториальные свойства____________________________ 2. Посев на элективные среды с целью получения изолированных колоний с последующей инкубацией при t= 37° C в течение 18-24 ч. А) Произвести посев испражнений на МПА с целью выделения чистой культуры йерсиний. Б) Произвести посев испражнений на МПА с целью выделения чистой культуры клебсиелл. В) Произвести посев испражнений на МПА с целью выделения чистой культуры протея. Г) Произвести посев испражнений на МПА с целью выделения чистой культуры синегнойной палочки: II этап 1. Изучение культуральных свойств колоний_____________________, выросших на МПА Признаки | Характеристика колоний | 1. Размер | | 2. Цвет | | 3. Форма | | 4. Характер края | | 5. Характер поверхности | | 6. Консистенция | | 7. Внутренняя структура | | 8. Генетическая форма | | 2. Приготовление мазка, окраска по Грамму, изучение морфологических и тинкториальных свойств: прямые грамотрицательные палочки с закругленными концами, расположенные беспорядочно 3. Пересев на скошенный агар с целью накопления чистой культуры Отсеять изолированную колонию, выросшую на простой питательной среде (МПА/МПБ) на среду накопления (среда Ресселя/Клиглера/МПА) с целью накопления чистой культуры и/или изучения кратких биохимических свойств (расщепления глюкозы/лактозы). III этап |