Порядок формирования и функции Национального собрания РБ Парламент Беларуси называется Национальное собрание Республики Беларусь. Является органом представительной и законодательной власти Республики Беларусь. Парламент Беларуси состоит из двух палат: 1.Палата представителей 2.Совет Республики .Палата представителей ежегодно проводит по 2 очередные сессии. Внеочередные сессии созываются по инициативе Президента страны. В Беларуси парламент избирается сроком на4 года. Палата представителей:В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых народом Беларуси.Депутаты должны быть гражданами Беларуси в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики.Функции Палаты представителей: 1.рассмотрение проектов законов2.назначение выборов Президен3.одобрение кандидатов, назначаемых Президентом на пост Премьер-министра4.оценка работы правительства5.инициация вотумов недоверия, если это необходимо Совет РеспубликиСовет Республики – это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов.Местные Советы избирают 56 членов: 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент Беларуси. Кандидаты в члены Совета Республики должны: 1.быть в возрасте от 30 лет2.постоянно проживатьв соответствующем регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет .Основная функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей. 9.Характеристика, порядок формирования и полномочия правительства. Правительство– это формально коллегиальный орган государственной власти, которая несёт ответственность за внутреннюю и внешнюю политические обстановку в стране, является исполнительным распорядительным органом государственной власти (издающим и регламентирующим документы, регулирующую деятельность министерств). Роль правительства: - Парламентская республика – правительство формируется на основе партии, победившей на выборах, а его главой становится лидер партии, если ни одна из партий не имеет достаточно прав – может создаться коалиция (Украина). При этом правительство является центральным органом государственной власти, а его глава практически руководит страной. - Президентская республика – правительство возглавляет и руководит президент, но с учётом сложившихся сил в парламенте. Полномочия правительства: - Общее руководство внутренними и внешними политическими делами; - Законодательная инициатива; - Координация действия ведомств и министерств; - Подготовка государственного бюджета; - Руководство в своих областях; - Проведение международных переговоров, одобрение парламента. 10 Институты государственной власти в Республике Беларусь. Гос. власть эффективно выполн. свои ф-ции там, где реализован принцип ее раздел. на законодат. (парламент), исполн. (глава гос-ва и пр-во) судеб. (система судов). Законодат. власть. Высшим законод. и представ. органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона. Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» — присутствие достаточно). Для эффект. работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ. элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции. Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва ( монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство — это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции; полномочия в области гос. управления; полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере. В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-во включ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений. Судебная власть. Суд — это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел. Осн. ф-ции суда: ф-ция наказания (кары) за наруш. гос. предписаний; ф-ция рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти. В РБ сущ. Конституционный суд, который возбуждает дела по предложению Президента и Парламента, а сам такими полномочиями не обладает. В него входят 12 судей, срок их полномочий 11 лет. Число сулей в РБ 1022. 1. 11. Политические партии в политической системе общества: сущность, структура, функции. Типология политических партий. Понятие и функции политических партий. Политическая партия – основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение людей, представляющих интересы определенных общественных классов, групп и слоев и стремящихся к их реализации путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.Американский политолог Дж. Паломбарой определил специфические для партии признаки: партия есть носитель идеологии или общих ценностных интересов. Партия есть организация, т.е. достаточно устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные организации, поддерживающее связи с центральными органами. Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней, что характеризует партию как политическую организацию и отличает от групп давления. Партия стремится обеспечить себе поддержку со стороны народа, в том числе в таких основных формах как активное членство и голосование избирателей на выборах. Политическая партия – сплоченное на основе идеологии и программы организационно упорядоченное общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию государственной власти для реализации политических интересов поддерживающих социальных групп. Классификацию типов политическихпартий провел французский политолог Дюверже. - Кадровые партии - Массовые партии Функции политической партии: 1.Коммуникативная обеспечивает взаимосвязь общества с властью. 2.Выражение и представительство интересов. 3.Разработка программ, политических доктрин, которые становятся не только основой деятельности партии, но в случае прихода ее к власти превращает ее в правящую, определяет принципиальное содержание и основные направления деятельности органов государства. 4.Формирование политической элиты, кадрового состава государственного управления из числа лидеров. 5.Участие в выборах и деятельность органов государственной власти. 6.Политическая социализация граждан, формирование общественного мнения. О политическом влиянии партии в обществе принято судить по трем критериям: Прочность социальной базы партии, количество поддерживающих ее программу и действия граждан (избирателей). Число депутатских мандатов в Парламенте. Численность организации в ее политических инициативах и влиянии на преобразование в обществе. 12. Разновидности партийных систем. Характеристика политических партий Беларуси. Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти. Типы ПС:Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (Катар, Кувейт). Причинами отсутствия партий могут быть:-отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий,-теократия в стране, отсутствие светской политики;-запрещение партий. Двухпартийные системы (США, Барбадос) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов: В многонартийных системах ни одна из партий, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными и тоталитарными режимами. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, но на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах их жизни (коммунистическая партия Болгарии, румынии)..Становление многопартийной системы в Республике Беларусь. Партийная система Беларуси начала формироваться во второй половине 80-х гг. 20 века. На сегодняшний день завершилась ее структуризация по признаку «правые-левые». В силу незначительности влияния полит партий на полит жизнь общ-ва и полит курс гос-ва, белорусская партийная система не в полной мере соответствует признакам многопартийности. Официально зарегистрированные 15 полит партий можно разделить на проправительственные и оппозиционные. В целом многопартийность обладает рядом особенностей: 1)отсутствие соц базы для развитой партийной системы, обусловленное незначительной соц дифференциацией, связанной с преобладанием в белорусской экономике гос сектора и сильной соц политикой белорусского гос-ва. 2)малочисленность партий. Кол-во членов современных белорусских партий колеблется от 1 до 2 тыс. человек. Для регистрации в Беларуси кол-во членов-учредителей партии должно составлять не менее 1 тысячи человек от большинства областей и столицы. 3)мажоритарная избирательная система, которая объективно не выгодна мелким полит партиям. Хотя полит партии имеют право выдвигать своих кандидатов по округам, кандидатам удобнее выступать в качестве независимых. 4)полит кул-ра белорусского общ-ва. Отсутствие традиций многопартийности, а также восприятие гр-нами гос-ва как силы, организующей и направляющей развитие общ-ва, препятствуют консолидации гр-н вокруг полит партий. Становление системы в РБ:1)87-88 гг. – большое кол-во кружков, объединений, которые дискуссируют на различные темы;2)89г.- п-кие кружки распались; 89г. – тайная партия БНФ (Бел.нар.фронт),3)90г. – разрешено организовываться в партии (мин.кол-во 100 ч-к) – большое кол-во партий;4)91г. – появл. Крупная партия, которая нацелена на власть; 91-92гг. – партии идей; 93-94гг. – партии интересов. Многопартийная система в РБ носит формальный х-р, т.к. население не ощущает их деятельность. В Беларуси имеется 15 политических партий, входящих в политическую систему страны. Это:Аграрная партия;Белорусская патриотическая партия;Партия Белорусского Народного Фронта;Республиканская партия труда и справедливости;Республиканская партия и тд. 13 |