МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Факторный анализ показателей рентабельности





Проведем факторный анализ некоторых показателей рентабельности. При это будем использовать метод цепных подстановок.

Показатель «рентабельность реализованной продукции, работ, услуг» рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг к себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Фактически этот показатель демонстрирует, сколько прибыли принесли организации расходы, связанные с процессом производства и продажи продукции, товаров, работ, услуг.

В таблице 3 произведен анализ рентабельности реализованной продукции, работ, услуг.

Таблица 3 – Анализ рентабельности реализованной продукции, работ, услуг по КУП «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» за 2014-2015 годы.

Показатель Предыдущий год Отчетный год Отклонения
по плану по отчету от плана (гр. 3 - - гр. 2) от предыдущего года
по плану (гр. 2 - - гр. 1) по отчету (гр. 3 - - гр. 1)
А
1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн р. 13 538 14 000 -2174 + 462 - 1712
2. Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. 1 213 1 250 -1 130 + 37 - 1 093
3. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млн. р. 11 912 11 500 11 365 -135 - 412 - 547
4. Управленческие расходы, млн. р. -50 -26 -76
5. Расходы на реализацию, млн.р. - 59 -13 - 72
6. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % (стр. 2 / стр. 1) х 100 % 10,18 10,87 10,55 -0,32 -0,69 0,37

 

Как видно из данной таблицы рентабельность реализованной продукции в отчетном периоде упала по сравнению с прошлым годом на 9,1 п.п. Это было обусловлено как падением прибыли от реализации. Стоит отметить, что себестоимость по сравнению с предыдущем годом снизилась на 547 млн. р, расходы на реализацию и управленческие по сравнению с предыдущем годом также снизились на 72 млн. р. и 76 млн. р. соответственно.

На общее изменение рентабельности продаж оказывают влияние следующие факторы:

1) общая реализация продукции в натуральном выражении;

2) структура реализованной продукции;

3) цена единицы i-продукции;

4) себестоимость единицы i-продукции;

5) управленческие расходы;

6) расходы на реализацию.

Далее произведем расчет значений рентабельности продаж, предварительно рассчитав индекс роста объема реализации продукции (IVрп ) и индекс прироста общего объема реализованной продукции, товаров, работ, услуг (Dр).

Первый индекс рассчитывается по формуле:

IVрп = Вп.ф / Вп ,

где Вп.ф. – выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по факту;

Вп - выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по плану.
Производим расчет:

IVрп = 11 826 / 14 000= 0, 8447.

Индекс прироста общего объема реализованной продукции, товаров, работ, услуг рассчитывается по формуле:

Dр = Вп.ф / Вп – 1.

Производим рассчет:

Dр= (11 826 / 14 000) -1= - 0,1351.

Также, следует отметить, что себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг по плану на фактический выпуск (Сп.ф ) равна:

Сп.ф = ∑ (VРПi1 х Сi0) = 10442.

А выручка (нетто) по плану на фактический выпуск расчитывается:

Вп.ф = ∑ (VРПi1 х Цi0) =10540.

Далее заменяя каждый фактор в модели на фактическую величину, получим значения рентабельности продаж:



 

 

 

Далее произведем расчет влияния каждого фактора на общее изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг и представим его в таблице.

 

Таблица 4 - Анализ факторов изменения рентабельности реализованной продукции, работ, услуг по КУП «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» за 2014-2015 годы.

Фактор Алгоритм расчета Расчет фактора Величина влияния фактора, %
А
1. Изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за счет объема реализованной продукции DРрпо = Ррпусл1 – Ррпп 9,11% -10,87% -1,76
2. Изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за счет структуры реализованной продукции DРрпстр = Ррпусл2 – Ррпусл1   15,83%-9,11% +6,72
3. Изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за счет цен на реализованную продукцию DРрпц = Ррпусл3 – Ррпусл2 12,66%-15,83% -3,17
4. Изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за счет себестоимости реализованной продукции ±DРрпсеб = Ррпусл4 – Ррпусл3   10,39-12,66% -2,27
4. Изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за счет управленческих расходов DРрпур = Ррпусл5 – Ррпусл4 11,98%-10,39%   +1,59
5. Изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг за счет расходов на реализацию DРрпрр = Ррпф – Ррпусл5 10,55%-11,98%   -0,83
6. Общее изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг DРрпобщ = Ррпф – Ррпп = = DРрпо + DРрпстр + DРрпц + DРрпсеб + DРрпур + DРрпрр 10,55-10,87 -0,32

Примечание- Источник: собственная разработка.

 

Сделаем вывод: Общее изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг составило – 0,32 п.п. В большей степени на это повлиял изменение цены на реализованную продукцию (-3,17%), объем реализации продукции ( - 1 ,76%), а также себестоимости реализованной продукции (-2,27%).

Следующим показателем эффективности функционирования коммерческой организации, отражаемый в статистических сборниках, является показатель рентабельности продаж. Согласно методологическим пояснениям Национального статистического комитета Республики Беларусь данный показатель рентабельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг к выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Представим рентабельность продаж в виде формулы :

РП= ПоР : ВоР × 100 %,

Где РП - рентабельность продаж, %;

ПоР - валовая прибыль от реализации, млн. р.;

ВоР – выручка от реализации без НДС, млн. р.

Показатель рентабельности продаж имеет важное экономическое содержание. Он демонстрируют, какова доля прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг в выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг. В экономической литературе предлагается также использовать для расчета рентабельности продаж в числителе другие показатели прибыли, например, прибыли до налогообложения или чистой прибыли. Такой подход нецелесообразен, так как на формирование прибыли до налогообложения и чистой прибыли оказали влияние не только доходы от основного вида деятельности, т.е. выручка от реализации продукции. Поэтому говорить о доле прибыли до налогообложения или чистой прибыли в выручке от реализации продукции не представляется возможным.

Проведем расчет и анализ рентабельности продаж.

Таблица 5 - Анализ рентабельности продаж по КУП «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» за 2014-2015 годы.

Показатель Предыдущий год Отчетный год Отклонения
по плану по отчету от плана (гр. 3 - - гр. 2) от предыдущего года
по плану (гр. 2 - - гр. 1) по отчету (гр. 3 - - гр. 1)
А
1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн р. 13 538 14 000 11 826 -2 174 +462 -1712
2. Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. - 1 130 +37 -1 093
3. Рентабельность продаж, % (стр. 2 / стр. 1) х 100 % 9,0 9,0 1,0 -8,0 -8,0

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Из данной таблицы видно, что рентабельность продаж по сравнению с прошлым годом упала на 8 п.п. Это произошла за счет уменьшения прибыли: в отчетном году она составила 120 млн. р., в то время как в предыдущем года данный показатель составлял 1213млн.р.В следствии подания прибыли, выручка также упала: отчетный год 11 826 млн. р., а предыдущий год 13 538 млн. р. отклонение составило – 2174 млн. р.

Факторный анализ рентабельности продаж также проведем приемом цепных подстановок. На общее изменение рентабельности продаж оказывают влияние следующие факторы:

1) общая реализация продукции в натуральном выражении;

2) структура реализованной продукции;

3) цена единицы i-продукции;

4) себестоимость единицы i-продукции;

5) управленческие расходы;

6) расходы на реализацию.

Далее произведем расчет значений рентабельности продаж, заменяя каждый фактор в модели на фактическую величину:

 

 

 

Далее произведем расчет влияния каждого фактора на общее изменение рентабельности реализованной продукции, работ, услуг и представим его в таблице.

 

Таблица 4 - Анализ факторов изменения рентабельности продаж по КУП «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» за 2014-2015 годы.

Фактор Алгоритм расчета Расчет фактора Величина влияния факторов, %
А
1. Изменение рентабельности продаж за счет объема реализованной продукции DРпо = Рпусл1 – Рпп -7,98% -9,0% -1,02
2. Изменение рентабельности продаж за счет структуры реализованной продукции DРпстр = Рпусл2 – Рпусл1 -6,0%+7,98% +1,98
3. Изменение рентабельности продаж за счет цен на реализованную продукцию DРпц = Рпусл3 – Рпусл2 -15,53%+6,0% -9,53
4. Изменение рентабельности продаж за счет себестоимости реализованной продукции ±DРпсеб = Рпусл4 – Рпусл3 -12,47%+15,53% +3,06
4. Изменение рентабельности продаж за счет управленческих расходов DРпур = Рпусл5 – Рпусл4 -3,49%+12,47% +1,23
5. Изменение рентабельности продаж за счет расходов на реализацию DРпрр = Рпф – Рпусл5 1,0%-3,49% -3,72
6. Общее изменение рентабельности продаж DРпобщ = Рпф – Рпп = DРпо + DРпстр + + DРпц + DРпсеб + + DРпур + DРпрр 1,0%-9,0% -8,0

Примечание- Источник: собственная разработка.

 

Из данной таблицы можно сделать вывод, что общее изменение рентабельности продаж изменилось на -8 п.п. На это повлияло в большей степени изменение цен на реализованную продукцию(-9,53%), также повлияли расходы на реализацию ( - 3,72%), а также объем реализованной продукции (-1,02%).

Проведя анализ рентабельности продаж, а также рентабельности реализации товаров, работ, услуг организации можно дать следующие рекомендации: еще больше снизить себестоимость товаров, работ, услуг, что позволит снизить цену на товары, тем самым увеличится выручка. В следствии чего, возрастет как рентабельность продаж, так и рентабельность товаров, работ, услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение анализа показателей рентабельности на примере «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» позволило сделать следующие выводы.

Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если организация работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине, получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи. Рентабельность – сложная и неоднозначная категория. Можно определить рентабельность как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию.

С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент – доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности организации. При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих.

Второй компонент – потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.

Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет организация с каждого рубля средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности. Можно выделить показатели, используемые в статистической практике для оценки эффективности применяемых в производстве авансированных ресурсов и текущих затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества организации.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом с каждого рубля всех активов организация стала получать прибыли до налогообложения на 0,28 рубля меньше, чистой прибыли – на 0,21 рубля меньше, с каждого рубля краткосрочных средств чистой прибыли – на 0,28 рубля меньше, с каждого рубля затрат прибыли от реализации – на 0,09 рубля меньше, с каждого рубля выручки прибыли от реализации – на 0,09 рубля меньше, валовой прибыли – на 0,08 рубля меньше, чистой прибыли с каждого рубля долгосрочных активов – на 0,87 рубля меньше, с каждого рубля собственного капитала – на 0,25 рубля меньше, прибыли от реализации с каждого рубля всех активов – на 0,16 рубля меньше. Таким образом, деятельность «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» в 2015 году по сравнению с 2014 годом можно признать нерентабельной. В 2014 году при размере дохода 414 млн р., а в 2015 году – 351 млн р. «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» начинает получать положительный финансовый результат.

Рентабельность продаж «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 7,9 процентных пункта, в том числе за счет за счет выручки от реализации возросла на 1,2971 %, а за счет прибыли от реализации уменьшилась на 9,2424 %. Рентабельность функционирующего капитала в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась на 16,1 %, в том числе за счет изменения коэффициента оборачиваемости функционирующего капитала на 7,11%, а за счет рентабельности оборота – на 8,98 %.

В 2015 году «Крупский Районный Комбинат Бытового Обслуживания» упустило возможности роста рентабельности продаж в размере 17,5574 %, рентабельности функционирующего капитала – в размере 16,09 %, рентабельности затрат – в размере 9,19 %.

Предложенные меры по увеличению товарооборота, возможной аренде пустующих площадей и экономии электроэнергии могут привести к общему росту уровня общей рентабельности организации на 4 %.

 


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.