Административно-правовая норма состоит из Общая часть №1 Исполнительная власть: понятие, соотношение с государственным управлением. Исполнительная власть– это деятельность по управлению гос-вом и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций в установленной з-ном компетенции. Признаки исполнительной власти: 1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти. 2. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления. 4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах. 5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий. 6. Подготовка и издание правовых актов управления. Функции исполнительной власти: 1. Исполнительная. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты. 2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов. 3. Планирование – определение направлений, целей, и результатов той или иной управляемой деятельности. 4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д. 5. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций. 7. Методическое руководство. №2 Предмет и система административного права. Административное право –это самостоятельная часть системы права РФ, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления . В России в начале было полицейское право, потому что именно полиция осуществляла функции гос. управления. Только в начале 20 века выделилось административное право. ПРЕДМЕТ административного права– это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА– это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные институты. Система административного права как отрасли права 1.Общая часть - предмет - формы и методы - субъекты административного права - ответственность по административному праву - административный процесс 2. Особенная часть - экономическая сфера - социально-культурная сфера - административно-политическая сфера №3 Метод административного права. Методы административного права –это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения. Административное право использует 3 юридических возможности: - предписание - запрет - дозволение Предписание –это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия. Запрет –это возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях. Дозволение –юр. разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению. №4Понятие и система субъектов административного права. Субъект права– это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения. Субъект административного права –это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления. Признаки субъектов: 1. вступают в правоотношенияв сфере гос. управления 2. отношения между ними урегулированы нормами административного права 3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица 4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права Административная правоспособность –это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности. Административная дееспособность -это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления. Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов. Субъекты административного права: I.Индивидуальные 1.Граждане - Граждане РФ –Иностранцы -Лица без гражданства 2.Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом · должностные лица –военнослужащие –беженцы -вынужденные переселенцы -инвалиды II.Коллективные 1. Организации –Предприятия –Учреждение -Структурные подразделения этих организаций -Трудовые коллективы №5 Административно-правовые нормы: понятие, особенности, виды, реализация. Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Особенности административно-правовых норм: 1. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и функционирования всей системы исполнительной власти. 2. определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления. 4. устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. 6. С помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность финансовых, земельных и иных отношений. Административно-правовая норма состоит из 1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм 2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права. 3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия. |