Дайте определение понятию «самосознание». Раскройте структуру самосознания. Проанализируйте влияние самосознания на деятельность и поведение человека. Ф 20-014 Министерство образования Республики Беларусь Гуманитарный колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ___________ Ю.М. Сидорович «___» __________2016 г. ВОПРОСЫ К семестровому экзамену По дисциплине «Психология» специальность 2-010101 «Дошкольное образование» курс III группа 79, 80, 81 заочная форма обучения 2015 – 2016 учебный год 1. Дайте определение понятию «речь». Опишите речь, как главное средство общения. Проанализируйте функции речи. 2. Назовите и опишите виды речи. Проанализируйте влияние «эго-центрической» речи на развитие личности. 3. Дайте определение понятию «мышление». Охарактеризуйте мышление как высшую форму познавательной деятельности личности. Определите условия функционирования мышления. 4. Назовите, опишите и проиллюстрируйте примерами виды мышления. 5. Назовите и охарактеризуйте мыслительные операции, проиллюстрируйте их примерами. 6. Назовите формы мышления, охарактеризуйте их как результат мышления, ответ проиллюстрируйте примерами. 7. Назовите и опишите качества мышления. Выявите связь качеств мышления с другими психическими процессами и свойствами. 8. Назовите виды мышления. Охарактеризуйте развитие видов мышления в дошкольном возрасте. Определите значение развития наглядных видов мышления дошкольников. 9. Назовите операции мышления. Охарактеризуйте развитие операций мышления в дошкольном возрасте. Аргументируйте значение развития мыслительных операций в дошкольном возрасте. 10. Назовите формы мышления. Охарактеризуйте развитие форм мышления в дошкольном возрасте. Проанализируйте причины своеобразия рассуждений детей. 11. Назовите виды вопросов. Охарактеризуйте вопросы как форму мыслительной деятельности дошкольников. Выявите причины возникновения познавательных вопросов. 12. Дайте определение понятию «познавательная активность». Определите условия успешного формирования познавательной активности в детском саду и дома. Докажите значение общения со взрослыми в развитии познавательной активности дошкольников. 13. Дайте определение понятию «воображение». Раскройте функции воображения. Классифицируйте виды воображения. 14. Назовите и охарактеризуйте формы воображения. Аргументируйте значение мечты как активной формы воображения. 15. Назовите и охарактеризуйте приёмы формирования образов фантазии, проиллюстрируйте их примерами. 16. Назовите показатели развития воображения в раннем детстве. Раскройте особенности развития воображения в раннем детстве. Аргументируйте значение игры для развития воображения. 17. Дайте определение понятию «фантазия». Раскройте особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Проанализируйте функции воображения в дошкольном возрасте. 18. Назовите функции воображения в дошкольном возрасте. Охарактеризуйте развитие творческого воображения дошкольников. Определите роль взрослых в развитии творческого воображения дошкольников. 19. Назовите этапы развития произвольного воображения. Раскройте особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Докажите, что воображение является центральным новообразованием дошкольного детства. 20. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «индивидуальность». Раскройте понятие о личности. Аргументируйте социальную природу личности. 21. Дайте определение понятию «личность». Раскройте основные характеристики личности. Проанализируйте психологическую структуру личности. 22. Дайте определение понятию «направленность». Раскройте основные формы направленности личности. Установите динамику их становления. 23. Дайте определение понятию «потребность». Охарактеризуйте виды потребностей. Аргументируйте иерархию потребностей человека. 24. Дайте определение понятию «мотив». Классифицируйте мотивы личности. Аргументируйте значимость формирования соподчинения мотивов личности. Дайте определение понятию «самосознание». Раскройте структуру самосознания. Проанализируйте влияние самосознания на деятельность и поведение человека. 26. Дайте определение понятию «самооценка». Охарактеризуйте виды самооценки. Аргументируйте функции самооценки. 27. Дайте определение понятию «уровень притязаний». Раскройте виды уровня притязаний. Установите взаимосвязь между самооценкой личности и уровнем ее притязаний. 28. Назовите и раскройте особенности развития самосознания в дошкольном возрасте. Проанализируйте изменение самооценки на протяжении дошкольного возраста. 29. Назовите и охарактеризуйте пути и средства формирования позитивного образа «Я» в дошкольном возрасте. Выявите роль взрослого в формировании образа «Я» в дошкольном возрасте. 30. Дайте определение понятию «мотив». Раскройте содержание мотивов поведения дошкольника. Аргументируйте значимость формирования соподчинения мотивов в старшем дошкольном возрасте. 31. Дайте определение понятию «способности». Классифицируйте и охарактеризуйте виды способностей. 32. Дайте определение понятию «задатки». Охарактеризуйте природные основы способностей. Докажите значение раннего обнаружения одарённости. 33. Назовите и охарактеризуйте уровни развития способностей. Сделайте вывод о влиянии способных личностей на жизнедеятельность общества. 34. Дайте определение понятию «педагогические способности». Раскройте педагогические способности как важное условие успешной педагогической деятельности. Проанализируйте их структуру. 35. Перечислите педагогические способности. Опишите проявление педагогических способностей в деятельности педагога дошкольного учреждения. Докажите необходимость развития педагогических способностей. 36. Перечислите основные виды способностей. Опишите развитие способностей в дошкольном возрасте. Аргументируйте значимость взрослого в развитии способностей дошкольников. 37. Дайте определение понятию «одаренность». Раскройте психологические особенности одарённых детей. Проанализируйте возможные проблемы в их воспитании и обучении. 38. Дайте определение понятию «темперамент». Раскройте основные компоненты, определяющие темперамент. Проанализируйте учение И.П. Павлова о темпераменте. 39. Назовите основные компоненты, определяющие темперамент. Раскройте типы темперамента. Проанализируйте проявления темперамента в поведении и деятельности педагога. 40. Назовите типы темперамента. Опишите дошкольников с разными типами темперамента. Аргументируйте тактику педагога и родителей по отношению к дошкольникам с разным типом темперамента. 41. Назовите черты характера. Раскройте понятие о характере, проанализируйте его структуру. 42. Дайте определение понятию «характер». Раскройте свойства характера. Докажите необходимость формирования целостности свойств характера личности. 43. Дайте определение понятию «пол». Раскройте полоролевые различия в психике детей, их деятельности и общении. Проанализируйте роль взрослых и сверстников в процессе полоролевой идентификации и полоролевого развития ребёнка. 44. Дайте определение понятию «психологическая готовность ребёнка к школе». Раскройте интеллектуальную готовность ребенка к школе. Проанализируйте проблему адаптации ребенка к школе. 45. Назовите структурные компоненты психологическая готовность ребёнка к школе. Раскройте личностную готовность ребенка к школе. Докажите значение формирования позитивной самооценки и «Я-концепции» у дошкольника. 46. Назовите основные критерии эмоциональной готовности детей к школе. Раскройте эмоционально-волевую готовность ребенка к школе. Докажите значение сформированности волевых качеств старшего дошкольника. Преподаватель __________________Н.В. Ясюкайтене Вопросы обсуждены и одобрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин Протокол № ___ от __________2016 г. Председатель ЦК ____________С.А. Ситько |