Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения. Метр, размер, ритм .Группировка длительностей. Метр - равномерное чередование сильных и слабых долей. Различают метры по количеству долей в такте( двухдольные, трехдольные…). Такт- отрезок мелодии от одной сильной доли, до другой.Доли – равные части времени . Размер – конкретное выражение метра. Размеры делятся на простые, сложные, смешанные. Простые(2/4,3/4,3/8) – к ним относятся размеры, в которых есть одна сильная доля и 1 или 2 слабых) Сложные однородныеразмеры( 4/4,6/8 ..)- к ним относятся размеры , которые можно представить из суммы нескольких простых одинаковых размеров. Сложные смешанные размеры( 5/4,7/4..) – к ним относятся размеры, которые можно представить в виде суммы нескольких простых неодинаковых размеров. Ритм – организованная последовательность музыкальных звуков различных длительностей. Пунктирный ритм – ритмический рисунок из двух нот: первая с точкой, а вторая в три раза короче первой. Синкопа- смещение акцента с сильной доли на слабую. Триоль - ритмическая группа из зх нот, образованная делением основной длительности на 3. Группировка длительностей - обьединение длительностей в группы по долям в соответствии с размером( инструментальная группировка), в соответствии с текстом( вокальная группировка). Знаки увеличения длительностей нот: точка ( увеличивает длительность на ее половину), лига ( увеличивает на длительность ноты соединенной лигой), фермата. Аккорды. Трезвучия и их обращения. Аккорд- созвучие( или сочетание) трех и более звуков. Трезвучие– это аккорд из 3х звуков, расположенных по терциям. Нижний звук в трезвучии называется примой, средний- терцией, верхний квинтой.(По интервалу, который они образуют с нижним звуком. По интервальному составу различают трезвучия :Мажорные( Б53= б.3+м.3), Минорные( М53=м.3+ б.3), уменьшенные( Ум.53= м.3+м.3), увеличенные( Ув.53=б.3+б.3). Главные трезвучия – трезвучия , которые строятся от главных ступеней. К ним относятся Т53( от 1 ступени), S53( от 4 ступени), D53( от 5 ступени). Каждое трезвучие имеет 2 обращения :секстаккорд и квартсекстаккорд. Секстаккорд – первое обращение трезвучия. Называется секстаккордом потому, что от основания до вершины образуется секста. Мажорный секстаккорд- Б6=м.3+ч.4 .Минорный секстаккорд – М6=б.3+ч.4. Т6 строится от III, S6 –от VI, D6 – от VII. Квартсекстаккорд– второе обращение трезвучия. В основании аккорда лежит кварта, а вершина – терция. От нижнего до верхнего звука образуется также секста. Мажорный квартсекстаккорд - Б64= ч.4+ б.3, минорный квартсекстаккорд – М64=ч.4+ м.3. Т64 строится от V ступени, S64 –отVI , D64 – от VII. Уменьшенное трезвучие – трезвучие, у которого от основания до вершины образуется ум.5 ( тритон).Строится в тональности от VII в натуральном мажоре и гармоническом миноре и разрешается в терцию от 1 ступени. В гармоническом мажоре и натуральном миноре – от 2 ступени и разрешается в терцию от 3 ступени. Интервалы. Интервал – сочетание двух звуков , взятых вместе или по одному. Гармонический интервал – звуки берутся одновременно. Мелодический интервал - звуки берутся последовательно. Интервал измеряется ступенями( количественная величина) и тонами и полутонами( качественная величина).От ступеней зависит название интервала, от тонов(полутонов) – вид( малый, большой, чистый, увеличенный , уменьшенный). Интервалы могут быть простыми ( ч.1, м.2, б.2., м.3., б.3.,ч.4.,ч.5.,……..ч.8) и составными( шире октавы). По звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы .К диссонансам относятся м.2, б.2., тритоны( ув.4 и ум.5), м.7.,б.7. Консонансы делятся на весьма совершенные(ч.1.,ч.8), совершенные(ч.4,ч.5), несовершенные – м.3, б.3.,м.6., б.6. Тритоны – интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся ув.4 и ум.5. Телефон тритонов IV – VII – VI - II. От IV строится ув.4 в натуральном мажоре и гармоническом миноре, от VII строится ум.5 в натуральном мажоре и миноре, от vi строится ув.4 в гармоническом мажоре и натуральном миноре, от II строится ум.5 в гармоническом мажоре и миноре. Ув.4( увеличенная кварта), она называется увеличенной, потому, что больше чистой на полтона. Разрешается в сексту. Обращением увеличенной кварты является уменьшенная квинта. Ум.5 ( уменьшенная квинта) называется уменьшенной, так как она меньше чистой на полтона. Разрешается в терцию. В тональности можно построить 2 пары тритонов: в натуральном ладу -1 пара, гармоническом – тоже одна пара. От звука тритон( ув.4 или ум.5) разрешается в 4 тональности: мажор, одноименный минор, параллельный минор к мажору, одноименный мажор к параллельному минору. Характерные интервалы- те интервалы, которые строятся в гармоническом мажоре и миноре. К ним относятся 2 пары интервалов – ув.2- ум.7 и ум.4 –ув.5. Ув.2 – увеличенная секунда – строится от VI ступени и разрешается в ч.4 от V.Обращением ув.2 является ум.7. Ум.7 – уменьшенная септима- строится от VII ступени и разрешается в ч.5 от I. Обращением ум.7 является ув.2. Параллельные тональности – тональности, у которых одинаковые знаки , но разные тоники. Наименьшее расстояние между тониками мажора и параллельного минора равно м.3. Тоника мажора выше на м.3 от тоники параллельного минора. А тоника минора ниже на м.3 тоники параллельного мажора. Одноименные тональности – тональности , у которых одинаковые тоники,но разные знаки. Одноименные тональности отличаются на три знака при ключе. Отличаются ступенями 3 , 6, 7. В мажоре они звучат высоко , а в миноре низко. Энгармонизм – равенство по звучанию, различие по написанию. Энгармонически равные тональности- тональности, которые одинаково звучат , но по разному называются и записываютсся. Например , Си мажор и До ь мажор. Существует 3 пары употребимых в музыке энгармонически равных тональностей. Си мажор( H-dur) и До ь мажор( Ces-dur) + их параллельные. До диез мажор (Cis-dur) и Ре ь мажор(Des- dur) + их параллельные. Фа диез мажор ( Fis-dur) и Соль ь мажор( Ges-dur)+ их параллельные. Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения. Септаккорд – аккорд, из 4х звуков, расположенных по терциям. Септаккорд от V ступени называется доминантовым( Д7). Он строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной 1 ступенью. Д7 = б.3+м.3+ м.3 или Б53+ м.3. Д 7 НАЗЫВАЮТ ЕЩЕ МАЛЫМ МАЖОРНЫМ СЕПТАККОРДОМ - М маж. 7 Любой септаккорд имеет 3 обращения: 1 - квинтсекстаккорд, 2- терцквартаккорд, 3- секундаккорд. Д65 - первое обращение Д7, строится от VII СТУПЕНИ, разрешается в Т53 с удвоенной I ступенью. Д65 = м.3+м.3+б.2 или ум. 53 + б.2. Д43- второе обращение Д43 , строится от II ступени и разрешается в развернутое Т53 .Д43 = м.3+ б.2 + б.3. Д2 - третье обращение Д 7 , строится от IV ступени и разрешается в Т 53 с удвоенной I ступенью вверху. Д2 = б.2+ б.3+ м.3 или б.2 + Б53. Септаккорды , которые строятся от VII ступени называются вводными. В натуральном мажоре строится малый вводный септаккорд ( М VII 7) , а в гармоническом мажоре и миноре – уменьшенный вводный септаккорд( Ум.VII 7). Они разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной III ступенью. М VII 7 = м.3+м.3+ б.3 или Ум.53 + б.3 Ум.VII 7 = м.3+ м.3=м.3 М VII 7 НАЗЫВАЮТ МАЛЫМ С УМЕНЬШЕННОЙ КВИНТОЙ. Ум. VII 7 дважды уменьшенным или просто уменьшенным септаккордом. |