ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Воспитание научного мировоззрения Межпредметные и внутрипредметные связи в курсе биологии, их значение. Формирование научного мировоззрения в процессе обучения биологии. В процессе обучения биологии необходимо устанавливать преемственные (внутрипредметные) связи между разделами курса на основе использования ведущих идей современной биологии и последовательного развития общебиологических понятий. Целостность курса усиливает также система межпредметных связей. В природе нет отдельно взятых физических, химических, биологических явлений. Есть природные явления. В последнее время наиболее значимые научные открытия начали появляться на стыках наук. Это привело к появлению интегрированных наук (биохимия, биофизика, биогеография) или комплексных наук (экология). Межпредметные связи – это дидактическое условие. Обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе. Межпредметные связи также помогают усилить объяснительный элемент в процессе обучения, способствуя формированию научного мировоззрения учащихся. В учебном процессе межпредметные связи учащиеся обычно не усматривают. Задача учителя целенаправленно включать их в содержание биологического образования и в процесс обучения. Отражение этих связей должно быть с одной стороны научно, а с другой – доступно. Установление межпредметных связей не должно уводить учителя от изучения главного – биологического содержания, предусмотренного программой курса. Воспитание научного мировоззрения Мировоззрение – это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических, биологических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориентацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направление деятельности и отношение к окружающему миру, способы осознания действительности. Формирование мировоззрения – сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека. При этом становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе. Роль биологии как одной из ведущих наук о природе в формировании мировоззрения огромна, поэтому содержание школьного предмета, а также методы, формы и средства его изучения направлены на реализацию воспитания материалистического мировоззрения учащихся. С начала изучения биологии дети приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, природу, у них закладываются основы материалистического миропонимания. Например, в 7 классе они формируют понятия о многообразии растений, органах растений и их функциях, особенностях жизнедеятельности, что позволяет рассматривать организм как единое целое и в связи со средой, оценить планетарное значение растений. Изучение зоологии раскрывает перед учащимися многообразие животного мира в связи с условиями существования, начиная с кишечнополостных и кончая млекопитающими. Этот восходящий порядок в изучении животных, основанный в отечественной школе ещё А.П. Богдановым и А.Я. Гердом, убеждает в историческом, эволюционном развитии животного мира. Сведения, полученные в 8 классе, углубляют представления и понятия школьников о живом организме, его целостности, строении и свойствах, приспособленности к условиям обитания и роли в природе. Биологические курсы 7-8 классов формируют понимание реальности существования живого, особенности живых существ, а также своеобразия животных в сравнении с растениями, зависимости тех и других от внешней среды. Материал курса о человеке аналогичным образом углубляет знания о свойствах живых организмов. Но в данном курсе школьники познают не только биологические свойства организма человека, но и социальные особенности. Значимым для воспитания мировоззрения школьников является материал курса общей биологии. Изучение свойств живой клетки, свойств ДНК, законов наследственности, естественного отбора, вопросов приспособленности организмов к среде обитания, изучение темы о происхождении жизни, антропогенезе – все это развивает у учащихся материалистическое миропонимание. Развитию мировоззрения в курсе биологии способствует изучение общебиологических понятий, которые включаются в доступном виде во все курсы школьной биологии – это фактический материал о многообразии жизненных форм, общебиологические закономерности, их причинно-следственные связи. При изучении явлений природы в развитии, движении, рассматривая связь строения организма с функциями, учитель должен стремиться вскрыть материалистическую сущность этих явлений, подчеркнуть, доказать их реальность. Говоря о приспособленности растений, животных к среде обитания, необходимо показать её относительность, обратить внимание учеников на причинно-следственные связи. Аналитическое обсуждение исторического развития органического мира, эволюции подготавливает учащихся к пониманию объективности природных событий. Все это служит делу воспитания мировоззрения, помогает созданию целостной картины мира. Учитель иногда допускает образные выражения – «растениям больно», «животные подумали». Учитель должен не допускать ненужной образности, а использовать интересные, но реальные факты. Учителю надо постоянно следить за своей речью, не допускать каких-либо биологических неточностей и оговорок, объяснять ученикам неправильную трактовку их ответов. Важным элементом формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов, т.е. совокупности взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, безусловную ценность личности, а также отражающих заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Важнейшей стороной гуманизма является обращение к сущностным природным основам человека, к его внутреннему миру, духовному содержанию. Слово «гуманизм» используется не только в отношении «человек-человек», но и в отношении «человек-природа». Человек может воспринимать и осознавать себя частью окружающей его природы и всего реального мира. Это позволяет осмыслить весь прошлый опыт становления человечества, а также взаимосвязи человека и природы, осознать их будущее взаимодействие и развитие. Формирование таких взглядов связано с раскрытием учебного содержания предмета «Биология», особенно в курсах «Человек» и «Общая биология». Опираясь на факты и реальность явлений живой природы, используя примеры её движения и развития, раскрывая причинно-следственные связи в природе, следует постепенно формировать у учеников научно-материалистическое мировоззрение. |