III. Оформление отчета и подведение итогов учебной практики II. Содержание учебной практики Порядок проведения практики Во время учебной практики студенты работают экономистами-стажерами, практикантами и т.п.. По прибытии на место прохождения практики, студент совместно с руководителем практики на предприятии (организации, учреждении) составляет календарный план прохождения учебной практики. При составлении плана следует руководствоваться настоящей программой. Структуру учебной практики можно представить следующим образом: 1. Знакомство с предприятием и составление календарного плана на весь период; 2. Стажировка или работа в должности помощника экономиста или бухгалтера, руководителя делопроизводственного обеспечения; информационного и технического обеспечения; 3. Работа на штатной должности или дублером (изучение рыночных особенностей развития, финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности, оценки конечных результатов); 4. Работа над завершением отчета по учебной практике. Прежде всего, студент-практикант знакомится с организационно-производственной структурой предприятия (организации, учреждения), изучает его устав (иной основной документ, регламентирующий деятельность), правила внутреннего распорядка, текущие, перспективные планы и годовые отчеты, составляет подробный календарный план работы. В плане должна быть отражена производственная работа студента, сбор и обработка материалов, необходимых для написания отчета по практике. Все разделы программы, студент выполняет на протяжении всего периода практики. Отчет должен быть предоставлен студентом на проверку руководителю практики от предприятия. К отчету прилагается отзыв – характеристика студента, подписанный руководителем предприятия и заверенный печатью (оценка в отзыве обязательна). Содержание отчета по практике В период прохождения практики студент обязан изучить структуру и руководства организации, бухгалтерский учет, факторы внешнего воздействия, статистические данные финансовой деятельности, нормативные документы и положения. Примерное содержание отчета по учебной практике: Введение Глава 1 Внутренняя среда организации: 1.1. Цели, задачи и виды деятельности 1.2. Организационная структура 1.3. Особенности производственного процесса (или процесса оказания услуг) Глава 2. Система учета предприятия (организации, учреждения) и ее основные элементы: 2.1. Особенности бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой 2.2. Особенности учетной политики для целей налогообложения 2.3. Организация планирования на предприятии 2.4. Анализ основных финансовых показателей деятельности Глава 3. Анализ конкурентов и контрагентов предприятия 3.1. Анализ поставщиков и покупателей 3.2. Анализ прочих контрагентов 3.3. Анализ конкурентов 3.4. Анализ основных угроз безопасности объекта практики (только для студентов специальности «Экономическая безопасность») Заключение Список литературы Приложения III. Оформление отчета и подведение итогов учебной практики Результаты учебной практики оформляются в виде отчета. В нем студент должен показать свои знания по микро- и макроэкономике, экономике организаций; бухгалтерскому учету, статистике и др., умение самостоятельно вести исследования, анализировать и обобщать результаты хозяйственной деятельности объекта. При написании отчета по учебной практике рекомендуется придерживаться следующего плана: - Введение (1-2 страницы); - Глава 1 – 10-12 страниц; - Глава 2 - 10-15; - Глава 3 - 10-15 страниц; - Заключение 2-3 страницы; - Список литературы (10-15 источников) - Приложения (Индивидуальный план, Дневник, отзыв – характеристика). Отчет об учебной практике студент предоставляет на кафедру экономики и финансов в недельный срок после окончания практики. В течение 2-х недель после окончания практики студенты защищают отчет с дифференцированной оценкой. Для защиты отчетов об учебной практике заведующим кафедрой экономики назначается комиссия в составе 2-3х человек. В состав комиссии могут быть включены представители других кафедр и учебно-методического управления вуза. При оценке работы студента во время учебной практики комиссией принимается во внимание: - характеристика руководителя практики от предприятия (вуза и организации); - деятельность студента в период практики (степень полноты выполнения программы, овладение основными профессиональными навыками по учету, отчетности организации, анализу хозяйственной деятельности); - содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике; - качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета. Студенты, не выполнившие программу учебной практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляются на практику или отчисляются из высшего учебного заведения. Общие требования к оформлению отчета по практике. Работа должна быть набрана на компьютере, рукописные варианты не допускаются. Работа набирается шрифтом Times New Roman, размер 14; интервал 1,5; отступ (красная строка) 1,25 см. Поля: верхнее и нижнее 2см, правое 1,5 см, левое 3 см. В таблицах используется интервал 1 и размер шрифта 12. Работа распечатывается на листах размера А4 с одной стороны. Страницы должны быть пронумерованы, при этом номер ставится вверху страницы по центру (номер страницы на титульном листе не ставится, номер страницы содержания работы – 2). В приложениях номер страницы ставится только на первом листе, где начинаются приложения. В работе должны содержаться рисунки и таблицы. На каждый объект в виде рисунка или таблицы в тексте должна быть ссылка. Например, данные о поступлениях в федеральный бюджет представлены в табл. 1.1 (или на рис. 1.1). Таблицы и рисунки нумеруются в разрезе глав (1.1, 1.2, 1.3,…..2.1,.2.2……). В работе обязательно должны содержаться ссылки на источники литературы, если в работе приводится определение каких-либо понятий, статистические данные и т.д. Ссылки приводятся в квадратных скобках сразу после цитаты или другой позаимствованной информации, где указывается номер источника в списке литературы к данной курсовой работе. Например, [5]. Возможно указание страницы, с которой взята информация, но это не является обязательным требованием; в этом случае ссылка будет иметь вид [5, c. 16]. Точка в предложении, в котором содержится ссылка на литературу, ставится после этой ссылки (после квадратных скобок). Содержание. Содержание отчета должно включать перечень всех его составных частей (за исключением титульного листа и самого содержания) с указанием страниц, на которых начинается соответствующий раздел. В содержании указывается раздел «Приложения» и страница, на которой они начинаются вне зависимости от их количества (каждое приложение упоминать отдельно в содержании не надо). Введение. Введение должно составлять 1,5-2 страницы и содержать следующие обязательные элементы: актуальность практики, цель и задачи практики, структура отчета (отчет состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений). Также во введении возможно упоминание основных авторов, чьи работы являются основой отчета. Цель работы должна практически цели, приведенной в данной программе практики. Задачи практики (4-6 задач) должны исходить из содержания отчета; приводятся сразу после цели и в повелительном наклонении (изучить, проанализировать и т.д.). Задачи обязательно должны охватывать весь отчет, а не сосредотачиваться на какой-либо его части. Основная часть отчета. Отчет делится на 3 главы в соответствии с примером, приведенной выше. Однако приведенный пример абсолютно подходит только для коммерческих организаций и банков, если практика проходит на другом объекте, то необходимо скорректировать пункты отчета в соответствии со спецификой места практики (оставив при этом общий смысл исследования). Данную корректировку следует заранее согласовать с руководителем практики от университета. Первая глава отчета раскрывает общую информацию об объекте практики. При ее написании следует руководствоваться уставом; утвержденной организационной структурой и должностными инструкциями (особенно подразделений и (или) должностных лиц, чья деятельность напрямую связана с вопросами планирования; учета; управления финансами). Во второй главе отчета рассматриваются такие документы, как учетная политика; учетная политика для целей налогообложения; бухгалтерская отчётность (баланс и отчет о финансовых результатах). Не допускается механическое копирование текста данных документов, студент должен изучить их содержание и самостоятельно изложить основные позиции, характеризующие специфику ведения бухгалтерского учета; кратко охарактеризовать уплачиваемые налоги и их специфику; проанализировать динамику основных статей бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах; оценить эффективность деятельности с помощью показателей рентабельности. Студенты специальности «Экономическая безопасность» должны дополнительно проанализировать, какие угрозы безопасности объекта практики существуют в настоящее время, с чем они связаны, и какие действия со стороны руководства объекта практики позволят эти угрозы нейтрализовать или снизить (анализ проводится на основе знаний полученных в результате изучения таких дисциплин, как «Введение в специальности» и «Экономическая безопасность»). Третья глава отчета основывается на таких документах, как типовые договора с клиентами и поставщиками. Студент должен изучить основные разделы данных документов и описать специфику (например, условия отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и оплаты, систему штрафных санкций и т.п.). При написании данной главы отчета студенты должны беседовать с должностными лицами места практики, обладающими соответствующей информацией. При анализе конкурентов необходимо использовать официальные данные в том числе с сайтов соответствующих объектов анализа. В результате анализа необходимо сделать вывод о том, насколько объект, являющийся местом практики, отличается от основных конкурентов в положительном плане и в чем им уступает. Так же студент должен сделать собственный вывод о том, какие действия необходимо предпринять руководству, чтобы удержать свои позиции на рынке и (или) устранить выявленные «узкие места». Заключение. Заключение должно быть строго связано с введением работы, то есть в нем дается краткое резюме по каждой задаче, поставленной во введении. Так, если первой задачей во введении было «изучить цели и виды деятельности», то заключение должно начинаться примерно так: «проведенный анализ учредительных документов показал, что целью деятельности является получение прибыли, а задачами……..». Общий объем заключение 2-3 страницы. Список литературы. Список литературы должен содержать нормативные документы (включая внутренние документы места практики), учебную литературу и статьи. При этом последовательность их указания именно такая, в которой они перечислены выше. Количество источников – 10-15. На каждый использованный источник должна быть ссылка в тексе работы. Студентам рекомендуется активно пользоваться электронными базами данных, доступ к которым имеется в Университете. Приложения. Обязательные приложения к отчету представлены в виде приложений 1, 2, 4 к данной программе практики. Также обязательным приложением является бухгалтерская отчётность, по которой проводился анализа в главе 2 отчета по практике. Остальные приложения (при их необходимости) определяет сам студент. В частности, в приложения могут быть включены большие таблицы (более 1 страницы). Приложение № 1 Календарный план |