Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебно-методический комплекс курса Направление:050100 –Педагогическое образование: Профиль подготовки: Дошкольное образование Квалификация (степень): Бакалавр  Пермь ПГПУ УДК 616-053.2(075.8)+613(075.8) ББК Р73я73+Р12я73 О-753 Р е ц е н з е н т : канд. мед. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и медицины ПГПУ Л.В.Работникова Автор-составитель: канд. мед. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и медицины Б.В.Силин О-753 | Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методический комплекс по дисциплине. Направление: 050100 – Педагогическое образование: Профиль подготовки: Дошкольное образование. Квалификация (степень): Бакалавр / авт.-сост. Б.В.Силин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 26 с. | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к базовой части учебного плана ООП. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов и преподавателей Согласовано: Декан факультета педагогики и психологии детства _______Ильина И.Ю. Утверждено на заседании Утверждено на заседании учебно-методической комиссии кафедры_______________: факультета _________________: Протокол № ___________ Протокол № ________ «___» _____________20__ г. «___» _______________ 20__ г. Зав. кафедрой ___________ Председатель УМК __________ УДК 616-053.2(075.8)+613(075.8) ББК Р73я73+Р12я73 Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета © Силин Б.В., составление, 2011 © ГОУ ВПО «Пермский государственный Педагогический университет», 2011 Цель изучения дисциплины Цель курса - формирование способности выпускника к применению в практической деятельности фундаментальных знаний, методических подходов, умений и навыков, направленных на решение проблем здоровьесбережения в образовательной среде. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста»относится к вариативной части математического и естественного научного профессионального цикла, включена в компетентностную модель выпускника и включена в раздел 5. «Требования к разделам освоения основных образовательных программ бакалавриата» (подраздел 5.1. общекультурные компетенции, шифры дисциплины по учебному плану ООП: Б.3.В.ОД.3; Б.2.Б.4.). Для освоения дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении дисциплин: 1. «Основы медицинских знаний», 2. «Возрастная анатомия и физиология человека» Освоение дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» является необходимой основой для последующего прохождения педагогической практики. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: 3.1.Принятая структура компетенций Дисциплина способствует формированию компетенции, предусмотренной ФГОС по направлению подготовки ВПО «050100 Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»): ПК-7. В результате изучения дисциплины студент должен знать:о заболеваниях, формируемых под влиянием социального и образовательного пространства, теоретические положения и принципы гигиенического нормирования, которые учитывают закономерности роста, развития и морфологической зрелости организма. уметь:оценивать факторы окружающей среды, оказывающие влияние на здоровье человека, проводить работу по профилактике инфекционных заболеваний в детских коллективах, пользоваться официальными нормативными документами по гигиене с целью предупреждения и своевременного устранения выявленных нарушений санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил; владеть:навыками распознания неотложных состояний и оказания первой медицинской помощи; владеть методами физиологических и санитарно- гигиенических исследований. 3.2.Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций: № п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | ПК-7 | 1. | Дошкольная гигиена | | + | 2. | Основы педиатрии | | + | | Итого: | | | Объем дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | Очная | Заочная | Номера семестров: | | | Аудиторные занятия (всего): В том числе: | | | | Лекции (Л) | | | Практические занятия и семинарские занятия (ПЗ) и (СЗ) | | | Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | | | | Реферат | | | Конспект в рабочей тетради | | | Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | 72/3 | | Входной контроль(вид, № семестра) | тест, 2 | | Текущий контроль(вид, № семестра) | тест, 2 | | Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров | экз.(1зач.ед.), | | 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы № п/п | Раздел | Неделя семестра | Всего ча с. | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | Аудиторная работа | Сам. Работа | Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | 1. | Дошкольная гигиена | | | | | | | | | 2. | Основы педиатрии | | | | | | | | | Содержание курса Программа курса «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» ставит своей задачей дать студентам объем знаний, позволяющий оценить состояние здоровья и физического развития детей раннего и дошкольного воспитания. Программа носит профилактическую направленность, системный подход к вопросу организации профилактики заболеваемости и травматизма, а также рассматривает организацию работы по формированию здорового образа жизни детей раннего и дошкольного возраста. Курс состоит из двух разделов: дошкольная гигиена и основы педиатрии. Содержание программы излагается по разделам и темам, в каждой их которых материал распределяется по формам занятий: лекции, практические занятия, семинары, педагогическая практика. Всего курс рассчитан на 108 часов. Кроме этого 20 часов педагогической практики. Программа дисциплины Раздел 1. Дошкольная гигиена Тема 1. Предмет и задачи дошкольной гигиены. Предмет и задачи дошкольной гигиены. Связь гигиены детей и подростков с другими гигиеническими дисциплинами. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Критерии гигиенической оценки и гигиенического нормирования. Тема 2. Особенности физического развития и здоровья детей дошкольного и раннего возраста. Особенности физического развития и здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Оценка состояния физического развития. Здоровье детей и факторы его формирования. Критерии здоровья, группы здоровья. Причины заболеваний и травматизма у детей. Тема 3. Меры предупреждения болезней и несчастных случаев в дошкольных учреждениях. Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях. Гигиена окружающей среды. Гигиенические требования к участку, зданию и помещениям дошкольных учреждений и летним детским оздоровительным учреждениям. Гигиенические требования к игрушкам. Организационная работа в период летней оздоровительной компании. Тема 4. Гигиена зрения. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению. Причины нормирования освещения. Гигиенические требования к просмотру детьми диапозитивов и телевизионных передач. Тема 5. Режим дня. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп. Суточный режим и его физиологические основы. Гигиенические требования к режиму дня и учебно-воспитательному процессу в дошкольных учреждениях. Особенности режима дня детей шестилетнего возраста, начавших обучение в детском саду. Тема 6. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Значимость питания в период созревания детского организма. Основные пищевые вещества, витамины, макро- и микроэлементы и их анатомо-физиологическое значение. Режим питания в дошкольном учреждении. Принципы нормирования питания. Количественный и качественный контроль рациона питания. Санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоке. Раздел 2. Основы педиатрии Тема 1. Болезни у детей и их предупреждение. Роль возрастного фактора в патологии ребенка. Понятие о заразных и незаразных заболеваниях. Инфекционные заболевания у детей и их профилактика. Общие закономерности и особенности возникновения и прекращения, а также распространения инфекционных болезней в ДДУ. Тема 2. Нарушение обмена веществ у детей и его профилактика. Рахит. Этиология, патогенез клиника, профилактика. Спазмофилия, причины, связь с рахитом, течение, уход. Тема 3. Инфекционные заболевания у детей и их профилактика. Общие закономерности и особенности возникновения и прекращения, а также распространения инфекционных болезней в ДДУ. Тема 4. Первая помощь при несчастных случаях и травмах. Содержание семинарских и практических занятий 1 раздел. Дошкольная гигиена. Практические работы. Тема 1. Физиолого-гигиеническая оценка физического развития детей дошкольного возраста. Цель: познакомить студентов с методами антропометрических измерений и научить оценивать полученные данные. Практические навыки: Научить студентов определять параметры физического развития детей по сигмальным отклонениям. Результаты работы представить в виде таблицы и графиков. Вопросы для подготовки: 1. Определение понятия «Физическое развитие». 2. Закономерности развития организма ребенка. 3. Значение знаний о закономерностях роста и развития детей в деятельности работника детского дошкольного учреждения (ДДУ). 4. Понятие и определение «здоровье». 5. Положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на формирование здоровья ребенка. 6. Критерии и группы здоровья ребенка. 7. Характеристика возрастных периодов. 8. Показатели физического развития и их физиолого-гигиеническая оценка. Самостоятельная работа студентов. 1. Знакомство с индивидуальными медицинскими картами физического развития детей и формой их заполнения. 2. Освоение методики антропометрических измерений. Студенты измеряют друг у друга рост, массу тела, окружность грудной клетки, динамометрию кистей рук и спирометрию. 3. Освоение методики оценки физического развития детей по сигмальным отклонениям. 4. Оценивают физическое развитие детей по данным учебных медицинских карт физического развития. Полученные данные оформляют в виде таблицы. Таблица 1 п/п | Ф.И.О. ребенка | Возраст | Рост | Вес | Оценка физ.развития по сигмальным отклонениям | Заключение. Оснащение: 1. Ростомер. 2. Весы. 3. Сантиметровая лента. 4. Ручной динамометр. 5. Спирометр. 6. Стакан с раствором перманганата калия, спирт. 7. Стандарты физического развития детей дошкольного возраста. 8. Индивидуальные карты развития ребенка. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) Тема 2.Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в детских дошкольных учреждениях. Цель. Научить студентов правильно оценивать и организовывать питание детей в дошкольных учреждениях. Практические навыки. Проработка и конспектирование СанПиН данного раздела. Оценка питания расчетным методом по набору продуктов по данным учебных меню-раскладок. Работу представить в виде итоговой таблицы и анализа полученных результатов. Вопросы для подготовки. 1. Значение пищи в процессе роста и формировании здоровья ребенка. 2. Принципы нормирования детского питания. 3. Состав пищи. 4. Вскармливание детей первого года жизни. 5. Вскармливание детей от года до 7 лет. 6. Принципы составления сбалансированного рациона питания. 7. Роль пищевого фактора в детской заболеваемости. Оснащение: 1. СанПиН. 2. Методическое пособие для студентов дошкольного факультета по педагогической практике. 3. Меню-раскладки дошкольных учреждений. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) Тема 3. Гигиеническая оценка режима дня и учебных занятий в детском дошкольном учреждении. Цель: Научить студентов правильно с гигиенической точки зрения оценивать и организовывать режим дня в ДДУ. Решают ситуационные задачи. Составляют примерный режим дня с учетом требований СанПиН. Вопросы для подготовки. 1. Режим дня – определение, значение в развитии и формировании здоровья ребенка. 2. Основные режимные моменты в ДДУ. 3. Гигиенические требования к режиму дня. 4. Учебные занятия и их виды, физиолого-гигиенические значение в формировании здоровья ребенка. 5. Гигиеническая организация физических упражнений. 6. Организация закаливания детей дошкольного возраста. Самостоятельная работа студентов. 1. Изучение «Санитарных правил», раздел ХII и ХIV. 2. Проработка схемы обследования ДДУ по теме занятия. 3. Оценка организации режима дня в ДДУ по данным исследования кафедры. 1. Составление протокола, написание заключения. 2. Оснащение: 1. Санитарные правила». 2. Методическое пособие для студентов дошкольного факультета по педагогической практике. 3. Таблицы по теме. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) Тема 4. Гигиенические требования и оценка микроклимата и освещения в детских дошкольных учреждениях. Цель: Научить студентов правильно оценивать и создавать благоприятные условия микроклимата и освещения в помещениях дошкольных учреждений. С помощью лабораторных приборов оцениваются параметры микроклимата и освещения по СанПиН. Оформляется в виде 2-х таблиц. Вопросы для подготовки: 1. Понятие о микроклимате, его значение в формировании здоровья ребенка. 2. Физические свойства воздуха, их значение в формировании микроклимата. 3. Теплообмен человека. Теплопродукция, теплоотдача. Особенности теплообмена у ребенка. 4. Способы теплоотдачи. Особенности теплоотдачи у ребенка. 5. Приборы и методика определения параметров микроклимата. 6. Нормирование параметров микроклимата. 7. Причины ухудшения микроклимата и способы его улучшения. 8. Коэффициент аэрации. Определение, норма. 9. Гигиеническое и биологическое значение солнечной радиации. 10. Гигиенические требования к естественному освещению. 11. Факторы, влияющие на интенсивность естественной освещенности в помещениях дошкольного учреждения. 12. Показатели для оценки естественной освещенности, методика их определения и гигиенические нормы: - коэффициент естественной освещенности (КЕО); - световой коэффициент (СК); - коэффициент заглубления; - угол падения; - угол отверстия. 13. Гигиенические требования к искусственному освещению. 14. Нормирование искусственного освещения в ДДУ. 15. Оценка освещенности (искусственной) по удельной электромощности. 1. Самостоятельная работа студентов. 1. Изучение «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений». Заготовка рабочих таблиц для педпрактики. 2. Измерение параметров микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха) в учебном помещении. Дать оценку групповой комнаты детского сада. 3. Определить коэффициент аэрации и дать оценку существующей вентиляции в учебном помещении. 4. Полученные результаты исследований оформить в виде таблицы с заключением. Таблица 2 № п/п | Показатели | Норма х | Фактически | Оценка | | Температура | | | | | Относительная влажность воздуха | | | | | Коэффициент аэрации | | | | хПримечание. Значение нормы выписываются из «Санитарных правил» в зависимости от выбранного помещения ДДУ. Оснащение: 1. Психрометр. 2. Катотермометр с инструкцией. 3. Анемометр. 4. Барометр. 5. Электроплитка. 6. Колба с водой, флакон с дистиллированной водой. 7. Салфетка, пипетки. 8. Учебные таблицы. 3. Самостоятельная работа студентов 1. Изучение «Санитарных правил» раздел IV и приложения 7. 2. Определение показателей естественной и искусственной освещенности в учебной комнате. 3. Результаты исследований оформить в виде таблицы и написать заключение. Таблица 3 № п/п | Показатели | Норма | Фактически | Оценка | Наименование помещения | | КЕО | 1, 2-1,5 | | | | СК | 1:4; 1:5 | | | | Коэффициент заглубления | 1:2 | | | | Угол падения | Не менее 27о | | | | Угол отверстия | Не менее 5о | | | | Освещение на рабочем месте | | | | | Удельная электромощность Вт/м2 | 42-48 20-23 | | | | Ориентация | юг; юго-восток | | | Оснащение: 1. Люксметр 10-116. 2. Сантиметровая лента. 3. Рулетка. 4. Угломер. 5. Компас. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) Тема 5.Методы оценки заболеваемости в детском дошкольном учреждении. Цель: Научить студентов оценке и анализу заболеваемости. Работа выполняется по данным педагогической практики. Результаты представляются в виде таблицы и расчетов, дается краткое заключение и план профилактических мероприятий. Вопросы для подготовки: 1. Понятие «Здоровье». Группы здоровья. 2. Значение изучения детской заболеваемости в дошкольном учреждении. 3. Показатель общей интенсивности заболеваний в случаях и днях. 4. Удельный вес или структура заболеваемости в случаях и днях. 5. Индекс здоровья. Процент часто и длительно болеющих детей. 6. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на снижение детской заболеваемости. Самостоятельная работа студентов. 1. Расчет показателей заболеваемости. Показатели заболеваемости | Способ расчета | 1. Болевшие лица | Число болевших детей х100 Численность круглогод. Лиц | 2. Случаи | Число невыходов в ДДУ по болезни х100 Численность круглогод. Лиц | 3. Дни | Число дней нетрудоспособности х100 Численность круглогод. Лиц | 4. Средняя длительность или тяжесть заболевания | Число дней нетрудоспособности Число случаев заболеваний | 5. Распределение (удельный вес или структура заболеваемости) | Число случаев (или дней) заболевания х100 Число случаев (или дней) по всем заболеваниям | 6. Часто и длительно болеющие (ЧДБ) | Число часто болевших детей х100 (%) Численность круглогод. Лиц | 7. Индекс здоровья | Число неболевших детей Численность круглогод. Лиц | 8.Процент потери детодней по болезни | Пропущенные дни по болезни х100 (%) Сумма детодней (всего) | 9. Процент изменения заболеваемости по случаям и дням | Заболеваемость в случаях (или днях) Текущего периода________________ х100 Заболеваемость в случаях (или днях) Предыдущего периода | Таблица 4 № п/п | Назва ние болезни | Случаи | Дни | Дни | Рас- пределение | Про- цент изме-нения | Абс: | На 100 чел, 1990 г. | Абс: | На 100 чел, 1991 г. | Абс: | На 100 чел, 1990 г. | Абс: | На 100 чел, 1991 г. | | | | | | | | | | | | | 2. Оформить результаты расчетов в виде протокола и таблицы, написать заключение. 3. Составить план мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости. Оснащение: 5. Исходный первичный материал по заболеваемости по данным предыдущим педагогических практик. 6. Учебные таблицы. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) 2 раздел. Основы педиатрии.Семинарские занятия. Тема 1.Дистрофии, рахит, спазмофилия. Цель: Дать представление об этиологии, патогенезе, диагностике, и профилактике дистрофий, рахита и спазмофилии. Во время выполнения работы студенты решают ситуационные задачи. Вопросы для подготовки: 1. Острые и хронические расстройства пищеварения (простая и токсическая диспепсия, гипотрофия и другие дистрофии). 2. Причины, клиническая картина, меры профилактики. 3. Нарушения обмена веществ у детей и их профилактика. 4. Рахит, причины возникновения. Течение болезни. Ранние симптомы. Отдаленные последствия рахита. Неспецифическая профилактика рахита. Специфическая профилактика рахита. 5. Спазмофилия: причины возникновения. Связь спазмофилии с рахитом. Течение болезни, уход. Профилактика спазмофилии. Первая помощь во время приступа. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) Тема 2.Инфекционные заболевания и их профилактика. Цель: Дать представление о заразных и незаразных заболеваниях и эпидемическом процессе. Практическая работа выполняется в виде решения ситуационных задач и написания плана профилактических мероприятий по условиям задачи. Вопросы для подготовки: 1. Понятия об инфекции и эпидемическом процессе. Основные звенья эпидемического процесса и их взаимодействие. 2. Возбудители инфекционных заболеваний (вирусы, бактерии, грибки и др.). 3. Эпидемиологическое значение больных со стертыми, легкими формами заболеваний и бактерионосителей. 4. Понятие о механизме и факторах передачи инфекции. 5. Общая эпидемиологическая характеристика инфекций с воздушно-капельным, фекально-оральным, парантеральным и другими механизмами передачи. 6. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в эпидемических очагах. Понятие о дезинфекции, дезинсекции и дезартизации. Способы их проведения. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) Тема 3. Острые детские инфекционные заболевания: скарлатина, корь, эпидемический паротит, ветряная оспа, гепатит А, полиомиелит. Цель: Дать представление о причинах заболеваний, симптомах, клинике и профилактике. Заслушать несколько докладов по теме. Вопросы для подготовки: 1. Специфическая и неспецифическая устойчивость детей к инфекционным заболеваниям. Активная и пассивная иммунизация. 2. Способы повышения неспецифическая устойчивость детей к инфекционным заболеваниям. 3. Анализ инфекционной заболеваемости и составление планов противоэпидемических мероприятий в дошкольных учреждениях. 4. Скарлатина, корь, эпидемический паротит, ветряная оспа. Этиология, патогенез, клиника, противоэпидемические мероприятия в очагах. 5. Инфекционный гепатит (вирусный гепатит А), полиомиелит. Эпидемиология, патогенез, клиника, противоэпидемические мероприятия в дошкольном учреждении и семье. 6. Сывороточный гепатит (вирусный гепатит В). Этиология, клиника, профилактика. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) Тема 4. Болезни органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста. Цель: Дать представление об особенностях детской пищеварительной системы в контексте с болезнями органов пищеварения. Овладеть знаниями профилактики этих заболеваний. Заслушать несколько докладов по теме. Вопросы для подготовки: 1. Анатомо-физиологическая характеристика тканей и органов полости рта. 2. Значение ухода за полостью рта и зубами. 3. Гигиенические средства и рекомендации по уходу за полостью рта. 4. Молочница (грибковый стоматит). Катаральный стоматит. Острый герпетический стоматит. Причины, течение заболевания, профилактика. 5. Воспалительные заболевания желудка, печени, желчного пузыря и кишечника (гастриты, дуодениты, колиты). 6. Паразитарные заболевания у детей. Глисты и простейшие возбудители паразитарных заболеваний (аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалез, тениоз, амебиоз, лямблиоз). Причины, симптомы, профилактика паразитарных заболеваний. Пищевые отравления, их предупреждения. Базовый учебник: 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.М., 2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) 6. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 6.1.Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов № раздела дисцип-лины | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час./зач. ед.) | Конспектирование в рабочей тетради | Написание реферата | | Дошкольная гигиена | | - | 19/0,52 | | Основы педиатрии | | | 25/0,69 | | Итого: | | | 44/1,22 | 6.2. Темы реферативных работ по основам педиатрии 1. История педиатрии в нашей стране. 2. Нарушение обмена веществ у детей и его влияние на их физическое развитие. 3. Диатезы у детей и их профилактика. 4. Йододефицитные заболевания и их влияние на физическое и нервно- психологическое развитие ребенка. 5. Аллергические заболевания и их влияние на психику ребенка. 6. Причины и последствия нарушения развития слуха и речи у детей дошкольного возраста. 7. Здоровье ребенка и детская психология. 8. Оздоровительная физкультура, массаж и закаливания для детей дошкольного возраста, страдающих заболеваниями органов дыхания. 6.3. Методические указания студентам Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы | Раздел. 1. Дошкольная гигиена | Тема 1. Предмет и задачи дошкольной гигиены. Критерии гигиенической оценки и гигиенического нормирования. Тема 2. Особенности физического развития и здоровья детей дошкольного возраста. Причины заболеваемости и травматизма у детей и их влияние на развитие ребенка. Тема 3. Гигиенические требования и оценка участка, здания и помещения детского дошкольного учреждения. Тема 4. Гигиенические требования и оценка микроклимата в дошкольных учреждениях. .Тема 5. Гигиеническая оценка режима дня и учебных занятий в детском учреждении. Тема 6. Методы оценки заболеваемости в дошкольных учреждениях. Тема 7 Гигиенические требования и оценка освещения в дошкольных учреждениях. Тема 8. Гигиеническая оценка оборудования, игрушек, детской одежды и обуви. Тема 9. Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в дошкольных учреждениях. Тема 10. Физическое воспитание и закаливание организма ребенка. | Работа выполняется в виде конспекта по материалам учебной литературы. Готовятся краткие ответы на поставленные вопросы в рабочей тетради с использованием основной, дополнительной литературы, учебных лекций по данной дисциплине и учебных лекций по возрастной анатомии и физиологии. Проработать и законспектировать учебную и методическую литературу, официальные справочные материалы. Подготовить краткие ответы на поставленные вопросы для самоподготовки; заготовить в тетради рабочие таблицы для педпрактики. Изучить и законспектировать «Санитарные правила» раздел XII и XIV. Даются краткие ответы в письменной форме на поставленные учебные вопросы, заготавливаются таблицы с использованием пособия по педпрактике. Изучить «Санитарные правила» раздел IV и приложение 7. Заготовить рабочую таблицу. В письменной форме дать краткие ответы на поставленные в теме вопросы. Проработать и законспектировать «Санитарные правила» раздел V, VI и VII. Проработать правила, раздел XIII, приложение 5, 89. Написать краткие ответы на поставленные учебные вопросы. Составить недельный дневник собственного питания. Написание реферативных работ (по выбору). | Раздел 2. Основы педиатрии | Тема 1. Болезни у детей и их предупреждение. Тема 2. Расстройства пищеварения и питания детей грудного возраста. Тема 3. Дистрофии, рахит, спазмофилия, этиология, патогенез, клиника, лечение, профилактика. Тема 4. Инфекционные заболевания и их профилактика. Тема 5. Острые детские заболевания. Тема 6. Болезни органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста. Заболевания полости рта. Воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта. Паразитарные заболевания. Пищевые отравления. Тема 7. Болезни органов дыхания и их профилактика. Тема 8. Аллергические состояния у детей. Тема 9. Болезни крови и сердца. Анемия, гемофилия, ревматизм. Врожденные пороки сердца. Тема 10. Болезни кожи, органов зрения, слуха и их профилактика. Тема 11. Первая помощь при несчастных случаях и травмах. | Работа с литературой, краткий конспект. Реферативная работа (по выбору). Работа с литературой, краткий конспект. Реферативная работа (по выбору). Работа с основной и дополнительной литературой. Краткие ответы в письменной форме, написание 2 реферативных работ (по выбору). Составление кратких ответов в письменной форме на поставленные вопросы для самоподготовки. Работа с литературой. Подготовка ответов в письменной форме на поставленные учебные вопросы. Написание реферативных работ (по выбору). Работа с основной и дополнительной литературой. Написание кратких ответов на вопросы. Работа над рефератами (по выбору). Подготовка ответов на вопросы в письменной форме. Написать реферат (по выбору). Работа с литературой. Написание кратких ответов на вопросы. Написание реферативных работ (по выбору). Краткий конспект по теме. Написание реферативной работы (по выбору). Краткий конспект по теме. Написание реферативной работы (по выбору). Работа с литературой. Написание краткого конспекта по теме. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература 1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста /А.О.Дробинская.- М.: Владос, 2003. - 400 с. 2. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М.,2010.(http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc) 7.2. Дополнительная литература 1. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков /В.Н.Кардашенко. - М.: Медицина, 1988. 2. Студеникин М.Я. Справочник педиатра /М.Я.Студеникин. - Ташкент: Медицина УзССР, 1984. 3. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста/А.П.Чабовская. - М.: Просвещение, 1985. 4. Оценка физического развития детей дошкольного возраста: метод. указания/ сост. Б.В.Силин/- Пермь: изд-во Перм. Гос. ун-та, 2007. - с. 7.3.Материально-техническое обеспечение Приборы и оборудование учебного назначения. Учебные таблицы. Содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации 8.1.Формы текущего контроля знаний № п/п | Наименование раздела дисциплины | Форма текущего контроля | Контрольная (проверочная) работа | Компьютерное тестирование | Исследовательский (курсовой) проект (работа) | Работы на семинарских занятиях | Работы на практических занятиях | Опрос | 1. | Дошкольная гигиена | - | - | - | - | + | + | 2. | Основы педиатрии | - | - | - | + | - | + | 8.2.Содержание и формы промежуточной аттестации До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить самостоятельные работы на пороговом уровне. Форма аттестации по дисциплине: экзамен. Вопросы для подготовки по «Основам педиатрии и гигиены» 1. Вопросы к экзамену по дошкольной гигиене 1. Определение понятия «физическое развитие». Закономерности роста и развития организма ребенка. Значение знаний закономерностей роста и развития в деятельности работника ДДУ. 2. Значение понятия «здоровье», его определение. Положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на формирование здоровья ребенка. 3. Критерии и группы здоровья. Характеристика возрастных периодов. 4. Показатели уровня физического развития и их оценка по центральным таблицам. 5. Гигиенические требования к размещению и планировке ДДУ в городе и сельской местности. Гигиенические требования к земельному участку ДДУ и его назначение. 6. Гигиенические требования к зданию ДДУ. Гигиенические требования к планировке и благоустройству участка детского дошкольного учреждения. 7. Группа помещений и их распределение в ДДУ. 8. Гигиенические требования к оборудованию ДДУ. 9. Понятие о микроклимате, его значения в формировании здоровья ребенка. Физические свойства воздуха, их значение в формировании микроклимата. 10. Теплообмен человека. Теплопродукция, теплоотдача. Способы теплоотдачи. Особенности теплорегуляции у ребенка. 11. Параметры микроклимата, приборы и методика определения. Принципы нормирования микроклимата. Коэффициент аэрации (КЭ), методика определения. 12. Причины ухудшения микроклимата и способы его улучшения. 13. Гигиеническое и биологическое значение солнечной радиации. Гигиенические требования к естественному освещению. 14. Факторы, влияющие на интенсивность естественной освещенности в помещениях ДДУ. Показатели для оценки естественной освещенности, методика их определения и гигиенические нормы: коэффициент естественного освещения (КЕО); световой коэффициент (СК); коэффициент заглубления; угол падения; угол отверстия. 15. Гигиенические требования к рациональному искусственному освещению. 16. Источники света, светильники, применяемые в ДДУ. Принципы нормирования искусственного освещения. Оценка освещенности расчетным методом по удельной электромощности Вт/м2. 17. Гигиенические требования, предъявляемые к оборудованию ДДУ. Оборудование групп раннего детского возраста. 18. Гигиенические требования к детской игрушке. Уход за детскими игрушками. 19. Гигиенические требования к детской одежде и обуви. 20. Режим дня. Определение значение в воспитании ребенка. Основные режимные моменты в ДДУ. Гигиенические требования к режиму дня в ДДУ по основным режимным моментам. 21. Учебные занятия и их виды в ДДУ. Роль учебно-воспитательного процесса в формировании здоровья ребенка. Гигиенические требования к проведению учебных занятий. 22. Значение пищи в процессе роста и формировании здоровья ребенка. Принципы нормирования детского питания. 23. Режим питания (кратность, интервалы между приемами пищи, распределение рациона на отдельные приемы пищи). Условия приема пиши. Физиолого-гигиеническая оценка отдельных пищевых продуктов (молочные, мясные, овощные). Роль основных пищевых веществ в жизнедеятельности растущего организма. Значение витаминов, микро- и макроэлементов для ребенка. 24. Принципы составления сбалансированного рациона питания. Гигиеническая оценка суточного рациона питания детей в ДДУ. Роль пищевого фактора в детской заболеваемости. 25. Значение изучения заболеваемости детей в ДДУ. 26. Показатель общей интенсивности заболеваемости. Удельный вес и структура заболеваемости. Индекс здоровья, процент часто и длительно болеющих детей, процент потерь детодней по болезни. 27. Анализ динамики заболеваемости в ДДУ. 28. Формы и методы санитарно-просветительной работы в ДДУ. 2. Вопросы к экзамену по основам педиатрии 1. Роль возрастного фактора в патологии ребенка. 2. Болезнетворные микробы и защитные свойства организма. 3. Понятие об инфекции и эпидемическом процессе. Эпидемическое значение больных со стертыми и легкими формами заболеваний, а также бактерионосителей. 4. Понятие о механизме, факторах передачи и путях распространения инфекции. 5. Общая эпидемиологическая характеристика инфекций с воздушно-капельным, фекально-оральным, парентеральным и другим механизмами передачи. 6. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в отношении источника инфекции, механизма передачи, восприимчивых лиц. Понятие об изоляции больного и карантине. 7. Понятие о дезинфекции. Способы дезинфекции. Особенности проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации в ДДУ. Правила проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации в ДДУ. 8. Специфическая и неспецифическая устойчивость к инфекционным заболеваниям. Значение гигиенического воспитания детей в профилактике и инфекционных заболеваний. Способы повышения неспецифической устойчивости детей к инфекционным заболеваниям. 9. Скарлатина. Этиология, патогенез, клиника, противоэпидемические мероприятия в очаге (ДДУ). Корь. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге. Дифтерия. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге. Коклюш. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге. 10. Эпидемический паротит (свинка). Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге. Ветряная оспа. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге. Краснуха. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге. 11. Инфекционный гепатит (вирусный гепатит А). Этиология, патогенез, клинка. Противоэпидемические мероприятия в дошкольных учреждениях и семье. Полиомиелит. Этиология, патогенез, клиника, противоэпидемические мероприятия в очаге. 12. Острые и хронические расстройства пищеварения. Простая и токсическая диспепсия. Причины, клиническая картина, меры профилактики. 13. Дистрофии. Понятие, этиология, патогенез, клиника, лечение, профилактические мероприятия. Нарушения обмена веществ у детей. Рахит, причины возникновения, патогенез, клиника, лечение. 14. Отдаленные последствия у детей. Рахит, причины возникновения, патогенез, клиника, лечение. Спазмофилия: причины возникновения. Связь спазмофилии с рахитом. Течение болезни, уход, профилактика. 15. Анорексия. Причины, последствия, профилактика. 16. Молочница. Причины, признаки, профилактика. Стоматит. Причины, признаки, профилактика. 17. Воспалительные заболевания желудка, печени, желудочного пузыря и кишечника. Причины, признаки, профилактика. Боли в животе. Причины, действия персонала, первая помощь. 18. Паразитарные заболевания у детей. Глисты и простейшие возбудители паразитарных заболеваний у детей, их роль в формировании здоровья детей. 19. Геогельминты. Представители, особенности цикла развития, эпидемиология, профилактика. Аскаридоз. Этиология, патогенез, клиника, профилактика. Энтеробиоз. Эпидемиология, клиника, профилактика. Лямблиоз. Эпидемиология, клиника, профилактика. 20. Биогельминты, представители, особенности цикла развития, эпидемиология, профилактика. Свиной и бычий цепень. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. Дифиллоботриоз (широкий лентец). Этиология, клиника, патогенез, профилактика. Эхинококкоз. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. 21. Пищевые отравления. Причины симптомы отравления, первая помощь, профилактика пищевых отравлений. 22. Острые и хронические воспалительные заболевания полости носа. Причины, клиника, влияние на развитие ребенка и профилактика. Аденоиды. Причины, клиника, влияние на развитие ребенка. Носовые кровотечения. Причины, оказание первой помощи. 23. Инородные тела дыхательных путей (гортани, трахеи, бронхов). Причины симптомы, первая помощь, профилактика. 24. Ларингит острый. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. Бронхит острый. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. Ангина, хронический тонзиллит. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. Роль этих заболеваний в возникновении и течении ревматизма. 25. Пневмонии. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. 26. Бронхиальная астма. Этиология, клиника. Профилактика заболеваний органов дыхания. 27. Экссудативно-катаральный диатез. Этиология, клиника, патогенез, уход за больным ребенком, профилактика. 28. Ревматизм. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. 29. Потница и опрелость. Этиология, клиника, патогенез, уход за больным ребенком, профилактика. Гнойничковые заболевания кожи (импетиго, фурункул, карбункул). 30.Трихофития (стригущий лишай). Этиология, клиника, патогенез, профилактика. Парша. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. Чесотка. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. 31. Коньюктивиты, блефариты. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. 32.Травмы и инородные тела глаз. Ожоги слизистых глаз. Причины, клиника, первая помощь, профилактика. |