МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 1 Понятие теории разделения властей: сущность и ретроспектива





Курсовая работа

по курсу

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

на тему

 

 

«РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ»

Работу выполнил:

Студент 1 курса МП факультета

10 акад. группы

БОРИСОВ ПАВЕЛ

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент ПОЛОВЧЕНКО К.А.

 

Москва, 2016 г.

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1 Понятие теории разделения властей: сущность и ретроспектива.... 5

1.2 Идея разделения властей в истории мировой правовой мысли.............. 5

1.2 Развитие доктрины теории разделение властей в современном мире.... 9

Глава 2. Особенности системы разделения властей в Российской Федерации...... 12

2.1 Законодательная ветвь власти в системе разделения властей в Российской Федерации........................................................................................................................ 12

2.2 Исполнительная ветвь власти в системе разделения властей в Российской Федерации........................................................................................................................ 14

2.3 Судебная ветвь власти в системе разделения властей в Российской Федерации 18

2.4. Федерализм в Российской Федерации. Распределение власти между федеральным центром и субъектами федерации................................................................. 21

Глава 3. Развитие теории разделения властей............................................. 23

Заключение.................................................................................................... 30

Список литературы и источников................................................................. 32

Введение

 

Разделение властей – важнейший признак демократического общества. Этой идее уже более 3000 лет, но несмотря на это она остается актуальной в наше время. Эта теория обеспечивает функционирование правового режима и предполагает деление власти в государстве на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Это разграничение выражается во взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на устранение препятствий всевозможным злоупотреблениям власти. Правовое государство не может функционировать без данного принципа, так он является способом его организации; в то же время, правовое государство и есть условие, а также основа для эффективного разделения властей. Разделение властей есть сущностная характеристика основа для развития права, так же это предпосылка для организации и функционирования государства и законности. Существование правового государства и развитого законодательства невозможно представить без разделения властей подкрепленной эффективной системой сдержек и противовесов. Распределении власти между различными государственными властными органами (структурами) должно быть устроено таким образом, чтобы ни одному из них она не принадлежала в полном объеме и это должно явиться препятствием для возникновения и/или развития в государстве неограниченной власти, не связанной с правом и конституционными принципами.

Эта тема интересна и актуальна, потому что в связи с реконструкцией политического режима в нашей стране остро стоит вопрос реализации демократических основ и принципов. Россия должна построить правовое государство и создать гражданское общество, что невозможно без реализации разделения властей. Целью работы является показать, как формировалась и выстроилась в конституционные нормы концепция разделения властей, как она осуществляется в государствах с различными формами правления, как утверждается в России.

Задачами является предоставленной курсовой работы являются:

· проследить историю развития данной доктрины на разных этапах развития человечества и понять, почему же она так привлекала многих философов и политологов;

· рассмотреть реализацию данного принципа на примере государств всего мира с различными формами правления;

· сравнить нашу модель разделения властей с другими и установить сущность данного принципа в нашей политической системе.

Глава 1 Понятие теории разделения властей: сущность и ретроспектива

1.2 Идея разделения властей в истории мировой правовой мысли

Развитие понимания теории разделения властей началось достаточно давно. Известный адвокат П. Баренбойм установил, что данная теория зародилась еще 3000 лет назад[1]. Первые упоминания мы находим в работах философов древности, например, Аристотеля и Полибия. Полибий приводил в пример государство Ликурга, в котором черты разных форм правления были соединены так, «дабы ни одна из них не развивалась сверх меры и чрез то не извращалась в родственную ей обратную форму, дабы государство таким образом неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля»[2]. Аристотель предложил делить все население в государстве на три группы, в зависимости от того, какими богатствами они располагают. Устойчивым государством, по мнению древнегреческого философа, может быть лишь то, где доминируют средние граждане, ибо они являются наиболее стабильным элементом общества и меньше подвержены борьбе за власть. Мысли Аристотеля были далеки от современного нам понимания принципа разделения властей, однако его идеи о сдерживающих и стабилизирующих элементах, об опасности господства власти в руках одного, оказали, как представляется, несомненное влияние на мыслителей, последующих эпох. И не случайно известный француз Ш.Л. Монтескье находил много полезного для себя в его трудах. Благодаря сохранившимся сведениям, мы можем проследить порядок организации высших органов государственной власти в Афинской республике. Законодательную власть представляло Народное собрание, исполнительную Совет пятисот (Буле) и коллегии стратегов и архонтов, судебная принадлежала ареопагу, являвшемуся верховным судебным органом.

Проблема соотношения свободы и власти привлекала видных философов в последующие века. Особый пристальный интерес возникает у представителей эпохи Просвещения. И именно в это время мы можем говорить о наиболее полной разработке теории разделения властей. Она была подготовлена всем предшествующим развитием и накопление опыта. Возникает, когда наконец-то созревают предпосылки для активных слоев общества, когда есть плюрализм, сглаживаются перегородки и утверждается принцип равенства. В Англии это произошло в конце XVII века после "Славной революции" и создания парламентской монархии. Во Франции деятельность Просветителей подготовила Великую Французскую революцию 1789г. А та в свою очередь создала идеологическую основу для свержения власти короля. Авторство концепции принадлежит двум представителям этих государств - англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу Шарлю Луи де Монтескье (1689-1755).

Главной угрозой свободе, по мнению Дж.Локка, является неразделенность власти, ее полное сосредоточение в руках правителя, который сам устанавливает законы, а также принуждает к их исполнению. "Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства"[3]. Следовательно, власть по принятию законов, по мнению Дж. Локка, и власть по их исполнению должны быть разделены. Английский философ был сторонником естественного права и теории общественного договора, он считал, что государство – это совокупность людей, объединенных под эгидой ими же установленного закона. Таким образом, полномочия в системе государственного устройства должны быть разделены между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и федеративной (внешняя политика государства). Локк не выделял в качестве отдельной ветви судебную, включая ее в исполнительную. Законодательная в лице парламента принимает законы, а исполнительная их осуществляет через монарха и правительство (кабинет министров). Абсолютно все виды публично-властной деятельности располагаются по принципу иерархии, при этом верховной властью объявляется законодательная. Все иные подчиняются ей, но вместе с тем со своей стороны оказывают на нее активное воздействие.

Наиболее полно изложенную концепцию можно найти в трудах французского просветителя Ш. Монтескье и, в частности в его трактате "О духе законов", который принес автору наибольшую славу. Подходя к проблеме политической свободы и анализируя разные формы правления, философ решает вопрос об устройстве власти. Политическая власть, согласно Монтескье, существует лишь в тех странах, в которых нет злоупотребления ею. "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга"[4]. Но какие же власти должны быть взаимно сбалансированы? Как пишет Ш. Монтескье: "В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросам права гражданского"[5]. Эта формулировка во многом отличается от современной, тем не менее Ш. Монтескье считается первым, кто предложил выделять судебную власть в качестве отдельной ее ветви. Она карает преступников и разрешает столкновения между частными лицами. Вторая и третья ветви власти, сами не принимают законы, но обеспечивают их осуществление. Если власть законодательная и власть исполнительная соединятся, то свободы не будет и возникнет угроза тирании, так как судья будет законодателем.

В XIX веке разделение властей все настойчивей связывалось с демократическими началами государственного строя, и появилась череда теорий выделяющих четвертую ветвь власти. Так видный французский писатель эпохи Реставрации Бенджамин Констан предложил дополнить триаду Ш. Монтескье. Четвертая ветвь власти, по его мнению, должна балансировать между тремя другими, быть политически нейтральной. Нетрудно увидеть, что за подобной властью скрывается королевская власть, претендующая на то, чтобы стоять над всеми другими. Этот тезис легко можно проследить на примере небезызвестной португальской Хартии, прокламированной монархом в 1824 году. Разделение властей объявляется в ней гарантией сохранения гражданских прав и согласно ст.71, основу политической организации составляет "уравновешивающая власть", которая принадлежит непосредственно монархy.

Подводя итог, стоит сказать, что доктрина разделения властей пережила довольно непростой период, однако благодаря признанию и поддержке со стороны наиболее либеральной части общества, она получила статус демократической конституционно-правовой теории. Предпринималось немало попыток объявить разделение властей устаревшей теорией, но в конечном итоге они терпели фиаско.

1.2 Развитие доктрины теории разделение властей в современном мире

 

Принцип разделения властей в демократических государствах отнесен к числу основных конституционных принципов. Однако он далеко не всегда упоминается в тексте Конституции, скорее он находит отражение в построении механизма осуществления власти, а реально подтверждается практикой его формирования и функционирования. Каждая из ветвей власти остается самостоятельной, но в то же время вместе они едины. Во всех странах демократического строя существуют органы, которые представляют каждую ветвь. Однако на практике способы разделения властей и их взаимодействие между собой далеко не одинаковы. В каждой стране механизм власти отличается своей спецификой и многочисленными особенностям. Как пишет доктор юридических наук, профессор Л.М. Энтин: "Деспотии все одинаковы, как бы не тщились тираны подчеркнуть свою самобытность. Демократии всегда разнообразны и многообразны, будучи едины по своим основополагающим принципам и духу"[6]. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также эффективно контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов"(по-английски "сhecks and balances") подразумевает, что независимые ветви власти, сдерживая, уравновешивая, а также контролируя друг друга, в тоже время не допускают нарушения Конституции и законов.

Система покоится на следующих началах:

ü разные источники формирования всех ветвей власти;

ü разные сроки полномочий государственных органов;

ü каждая из ветвей обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право отлагательного вето);

Законодательная власть осуществляется представительным органом, избираемым населением страны, он решает вопросы в коллегиальном порядке. Названия вариативны от Федерального Собрания до Конгресса и Сейма. Все эти органы принято определять следующим одним термином – парламент. Обычно мы упоминаем две палаты парламента, но бывают и исключения (например, Бундестаг в ФРГ). Нижняя палата, представляющая всё население страны, формируется, как правило, путем прямых выборов, при этом депутатов непосредственно избирают на определенный срок. Верхняя палата формируется различным путем (по наследству, путем выборов); в федеративных государствах она представляет интересы субъектов федерации. Функции могут быть разнообразны: законодательная, представительная, учредительная, бюджетная, контрольная. Однако первая является наиболее важной и объемной, так как в демократически устроенном государстве закон обладает верховенством, он же в свою очередь и определяет деятельность других ветвей (исполнительной и судебной) власти.

Исполнение законов полное, точное и безусловное, их реализация в процессе управления населением и гражданским обществом является назначением исполнительной власти. Органам этой ветви власти свойственна строгая иерархичность. В федеративном государстве принято выделять следующие уровня территориальной организации исполнительной власти, первый и наиболее расширенный общегосударственный, второй – включает власть субъектов федерации, и третий власть органов местного самоуправления. Сами органы исполнительной власти различают на органы общей компетенции, к ним относят президента, правительство; и отраслевой компетенции, к ним причисляют министерства и ведомства.

Говоря о судебной власти в данной структуре, стоит сказать, что она занимает следующее особое место – на нее возложено осуществление правосудия, защита прав и законных интересов личности, человека и гражданина. Несмотря на самостоятельность судебной власти, она тесно взаимодействует с другими ветвями: с одной стороны, с законодательной при осуществлении правосудия, а с другой – исполнительной – при реализации судебных решений. В современных условиях появляются точки зрения о модификации теории разделения властей и добавления новых ветвей. Например, учредительная власть, которая представлена референдумами, учредительными органами публичной власти (Конституционное собрание). Контрольно-надзорная власть, которая включает прокуратуру, Счетную палату.

Интересную точку зрения предоставил профессор, доктор юридических наук А.Б. Венгеров он дополнил триаду, четвертой властью, а именно средствами массовой информации, прежде всего электронными, которые обладают возможность управлять и манипулировать потоками информации в современном государстве[7].

Таким образом, все три ветви власти обеспечивают единство функционирования всего государства, не вытесняя, не заменяя друг друга. Конкретное претворение в жизнь указанного принципа разделения властей зависит в свою очередь от взаимодействия многочисленных факторов, к которым можно отнести и исторические особенности, и уровень социально-экономического развития, и национальный состав населения. Конкретно стоит рассматривать механизм разделения властей на примере государств с разными формами правления.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.