Для рассмотрения эволюции процесса разделения властей в России необходимо рассмотреть три основных периода становления развития данного процесса в нашей стране. Первый период (апрель 1985 - сентябрь 1993 гг.) Характерной чертой данного периода является формальное правовое закрепление принципа разделения властей, а также принятие первых мер по его воплощению в реальную жизнь. Данный период примечателен тем, что в данном временном промежутке произошло полное изменение существующей государственной системы, а также всего общества в целом. Отличительной чертой данного периода является его противоречивость и своеобразие. В это время началось постепенное движение в сторону восприятия многих общеизвестных мировых правовых и политических норм, на основании которых существует принцип разделения властей[24]. В конце 80 – начале 90-х годов в общественной и политической жизни еще чувствовалось сильное влияние советской системы государственных властей, единственным и неделимым элементом которой выступал Центральный Комитет. После 1991-го года начинают приниматься меры по переосмыслению старых порядков, что вылилось, в том числе, в создание нового принципа разделения властей. Существенные изменения стали заметны уже в скором времени. Одной из первых мер, принятых в 1991 году являлось создание института президентства в Российской Федерации. Вскоре после этого был завершен процесс формирования Конституционного Суда. Принятые меры свидетельствовали о начале работы над окончательным выделении различных ветвей власти, а также о наметившейся тенденции к укреплению позиций государственной власти в целом. Государственная власть встала в один ряд с «классическими» ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. В 1992 году в Конституции Российской Федерации было закреплено новое положение о том, что новая российская система госвласти в дальнейшем будет основываться на принципе разделения трех основных видов власти (ст. 3 Конституции РСФСР). Введение подобной нормы оказало существенное влияние на весь государственный аппарат и заметно ускорило темпы демократизации власти и общества в целом. Принцип разделения властей теперь был закреплен в Конституции страны, и с этим было необходимо считаться. Второй период (сентябрь 1993 – декабрь 1993 год) несмотря на свою небольшую продолжительность включил в себя ряд важный событий. Главной отличительной чертой данного временного периода является осуществление регрессионных мер в отношении развития принципа разделения властей и демократизации власти. По словам экспертов: в 1993 году перестало существовать такое понятие, как неприкосновенностью граждан. К концу второго периода ситуация только ухудшилась. По сути, тот конституционный принцип разделения властей, который был прописан в Конституции Российской Федерации 1992-го года, перестал соблюдаться. Это заключалось в значительном росте государственного авторитета исполнительной ветви власти. В результате чего была приостановлена деятельность системы законодательной власти и Конституционного Суда России. В конечном итоге, исполнительная ветвь власти подчинила себе все остальные виды власти и установила своеобразный «диктат». Началом данного процесса послужило принятие 21 сентября 1993 года Указа "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"[25]. Основной целью данного законодательного акта значилось сохранения и обеспечение единства и целостности России, вывод государства из кризисной ситуации в политической и экономической сферах, а также гарантирование безопасности в обществе и государстве. Однако, в конечно счете, был запущен процесс возвращения к авторитарным порядкам Советского Союза. Была приостановлена деятельность законодательной ветви государственной власти[26]. Похожая ситуация возникла и в судебной сфере. После принятия Указа "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 7 октября 1993 года[27], который был во многом схож с Указом от 21 сентября 1993 года, практически была приостановлена работа Конституционного суда России вплоть до принятия новой версии Конституции. После принятия указа "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ" от 9 октября 1993 г.[28] государственная система местных органов самоуправления оказалась юридически упразднена. Помимо этого также произошло перемещение исполнительно-распорядительных функций с Совета народных депутатов на административные органы определенного субъекта России. Наконец, Указом "О порядке назначения и освобождения от занятия должности главы краевой администрации, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения" от 7 октября 1993 г. был отменен действовавший порядок выборности глав администраций органами государственной власти. Прерогатива в решении данных вопросов перешла от органов законодательной власти к органам исполнительной власти. Помимо представленных выше проектов в данный период были рассмотрены и реализованы на практике большое количество нормативно-правовых норм, применение которых приводило к постепенному расшатыванию механизма государственной власти, действовавшего до 21 сентября 1993 года. К данному временному периоду также можно отнести начало по постепенной деградации самой идеи существования принципа разделения властей. В основном это связанно с распространением системы соподчиненности всех других ветвей государственной власти исполнительной. 12 декабря 1993 года была принята новый вариант Конституции России. Данную дату можно считать началом третьего периода в развитии и применении принципа разделения властей в нашем государстве, который продолжается и в настоящее время. В новом варианте Конституции определяющее место отводилось не только закреплению самого принципа разделения властей в формальной форме, но и довольно четко был прописан круг вопросов, относящихся к его компетенции. Однако, как показал опыт функционирования госаппарата после вступления в силу Конституции России 1993 года, в системе наметилась новая негативная тенденция, которая заключается в сдерживании и ограничении компетенции друг друга между различными ветвями государственной власти в своей повседневной деятельности. Во взаимодействии исполнительной власти с законодательной и судебной стал особенно заметен своеобразный «правовой крен», который нашел свое отражение, например, в наделении президента России новым широким набором конституционных возможностей. Так, согласно ст. 83 и 128 Конституции РФ от 1993 года президент наделялся правом представлять своих кандидатов на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда для рассмотрения Советом Федерации. Помимо этого президент наделялся определенным набором полномочий в отношениях с законодательной ветвью власти. В данном случае также было заметно правовое доминирование исполнительной власти, которое выражалось, например, в том что глава государства получал в свои руки такие рычаги воздействия, как право на роспуск Государственной Думы, право на назначение выборов в Государственную Думу, право на назначение народных референдумов. Вместе с этим президент получал возможность вносить различные законодательные инициативы для их обсуждения в Государственной Думе, а также налагать вето на любой рассматриваемый закон. Обладая данными полномочиями, исполнительная власть, несомненно, получает набор важных рычагов, позволяющих ей оказывать постоянный «сдерживающий эффект» на законодательную и исполнительную власти. Особенно сильно влияние данного эффекта заметно на примере взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти. С другой стороны, также присутствуют попытки «сдерживания» исполнительной власти со стороны законодательной и судебной, однако, все они по большей части нейтрализуются существующей потенциальной вероятность ответной реакции со стороны исполнительной власти и применения обратных мер. Примером, ярко иллюстрирующим подобную ситуацию является право Государственной Думы, которое заложено в ст. 103 Конституции РФ, предоставляющее возможность законодательной ветви власти оказывать влияние на исполнительную путем высказывания своего согласия или несогласия на решение Президента назначить нового Председателя Правительства. Помимо этого Государственная Дума также наделена правом поднять вопрос о доверии Правительству. Однако на практике данное право носит относительный характер и применяется крайне редко. В основном это связано с тем, что в случае выражения недоверия Правительству или после предъявления отказа Государственной Думы на утверждение предлагаемой президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства в большинстве случаев возникает вопрос целесообразности дальнейшего существования самой Государственной Думы в ее нынешнем составе. Получается, что Президент Российской Федерации наделен конституционным правом на роспуск Государственной Думы в случае выражения ею недоверия назначенному Правительству, в случае, если Президент посчитает невозможным объявить отставку Правительству. После первого отказа Государственной Думы принять кандидатуру нового Председателя Правительства РФ у нее остается еще две попытки на утверждение предлагаемого ей на рассмотрение кандидата. В противном случае глава государства самостоятельно назначает Председателя Правительства, после чего расформировывает текущий состав Государственной Думы и инициирует проведение новых выборов. Все, представленные выше данные свидетельствуют о наличии серьезной правовой диспропорции в системе российской государственной власти. Несмотря даже на наличие у законодательной ветви власти права на выражение согласия или несогласия на предлагаемую Президентом кандидатуру Председателя Правительства или на выражение недоверия действующему составу Правительства. В современной России практически все действия законодательной власти могут легко нейтрализоваться контрмерами исполнительной ветви власти, по причине наличия у нее широкого арсенала административных и правовых рычагов влияния. Все это может свидетельствовать о фактическом доминировании исполнительной ветви власти, интересы которой выражаются Президентом России, над остальными государственными институтами. Заключение Теория разделения властей закрепляет фундаментальный принцип, присущий любому демократическому государству. Сегодня разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, является необходимым признаком, развитого общества и залогом нормального функционирования всей системы органов государственной власти. В XXI веке большинство государств избрали демократический путь развития, закрепив на высшем законодательном уровне основные постулаты теории разделения властей. Однако одно лишь законодательное закрепление еще не гарантирует реализации на практике этой теории в полной мере. На данном этапе развития задача государства заключается в создании механизма, регулирующего отношения между властями, при котором все три ветви власти будут взаимодействовать друг с другом, и ни одна из них не будет иметь давления на другие. Только создав такой механизм, государство способно эффективно выполнять поставленные перед ним цели. В процессе изучения данного вопроса теория разделения властей была рассмотрена в историческом контексте, были проанализированы учения выдающихся мыслителей античной эпохи, нового времени, изучены взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей, а также механизмы применения рассматриваемой теории на практике. В Российской Федерации принцип разделения властей был признан с принятием новой Конституции в 1993 г., однако, основы данного принципа, заложенные в этом документе, необходимо развивать и совершенствовать и по сей день. Нельзя сказать, что механизм сдержек и противовесов, отвечающий за контроль над ветвями власти, в России имеет законченный вид. В Российской Федерации наблюдается большое количество проблем, связанных с чрезмерным усилением исполнительной власти, с ростом административной бюрократии, не считающейся с правами и свободами людей, со слабостью судебной власти, на которую исполнительная власть способна оказывать давление. Эти проблемы необходимо решать, и решить их можно, только усовершенствовав механизм, регулирующий отношения между властями. Список литературы и источников Нормативно правовые акты 1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // «Российская газета», № 7, 21.01.2009 г. 2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации» // «Российская газета», № 245, 23.12.1997 г. 3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // «Российская газета», № 3, 06.01.1997. 4. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.11.2013) «О статусе судей в Российской Федерации» // «Российская газета», № 170, 29.07.1992. 5. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронная версия]. http://constitution.garant.ru/history/active/172280/ 6. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронная версия]. http://constitution.garant.ru/history/active/172280/ 7. Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронная версия] http://constitution.garant.ru/history/active/10102768/ 8. Указ Президента РФ от 07.10.1993 N 1612 (ред. от 27.06.1994) "О Конституционном Суде Российской Федерации". [Электронная версия]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=338910&req=doc Печатная литература 1. Баренбойм П.Д. 3000 лет доктрины разделения властей. – М., РОССПЭН, 2003 –440 с. 2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» - 10-е изд., изм. и доп. - М.: «Юриспруденция», 2013. – 890 с. 3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., - Омега - Л, 2008 - 670 с. 4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Юристъ, 2003 – 744 с. 5. Комарова В. Конституционная законность в реализации принципа разделения властей на примере Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: «Проспект», 2014 - 414 с. 6. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. II. M., 1960 - 730 с. 7. Монтескье Ш. Избранные произведения.- М., 1955 – 560 с. 8. Перевалов В.Д. Теория государства и права : учебник для бакалавров. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013 - 736 с. 9. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Т.2 (кн. VI-XXI) / Полибий. М.- Кузнецов, 1895 – 500 с. 10. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., - Юридическая литература 1995 - 230 с. Периодические издания 1. Булаков О.Н. Представительная власть в системе разделения властей// Законодательство и экономика. 2014. N 8. 2. Дряхлов С. Принцип разделения властей и мировая юстиция // Российская юстиция. 2014. N 4. [1] Баренбойм П.Д. 3000 лет доктрины разделения властей. – М., РОССПЭН, 2003. [2] Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. Т.2.(кн. VI-XXI) / Полибий. М.- Кузнецов, 1895. - С.15-16.
[3] Локк Дж. Избранные философские произведения. M.,1960. Т. II.-с.79.
[4] Монтескье Ш. Избранные произведения.- М., 1955. - с.289. [5] Монтескье Ш. Избранные произведения.- М., 1966. - с.290.
[6] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., - Юридическая литература 1995, - с.23.
[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., - Омега - Л, 2008., - с.135
[8] Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // «Российская газета», № 7, 21.01.2009 г. [9] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» - 10-е изд., изм. и доп. - М.: «Юриспруденция», 2013. - с. 134 [10] Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // «Российская газета», № 7, 21.01.2009 г. [11] Комарова В. Конституционная законность в реализации принципа разделения властей на примере Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: «Проспект», 2014. - с. 41 [12] Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // «Российская газета», № 7, 21.01.2009 г. [13] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации» // «Российская газета», № 245, 23.12.1997 г. [14] Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // «Российская газета», № 7, 21.01.2009 г. [15] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: «Проспект», 2012. - с. 232 [16] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» - 10-е изд., изм. и доп. - М.: «Юриспруденция», 2013. - с. 179 [17] Перевалов В.Д. Теория государства и права : учебник для бакалавров. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. - с. 136 [18] Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // «Российская газета», № 7, 21.01.2009 г. [19] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // «Российская газета», № 3, 06.01.1997. [20] Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.11.2013) «О статусе судей в Российской Федерации» // «Российская газета», № 170, 29.07.1992. [21] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М.: Юридическая литература, 1995. - с. 117 [22] Булаков О.Н. Представительная власть в системе разделения властей// Законодательство и экономика. 2004. N 8. [23] Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронная версия]. http://constitution.garant.ru/history/active/172280/ [24] Дряхлов С. Принцип разделения властей и мировая юстиция // Российская юстиция. 2014. N 4. [25] Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронная версия]. http://constitution.garant.ru/history/active/172280/ [26] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Юристъ, 2003 – 744 с. [27] Указ Президента РФ от 07.10.1993 N 1612 (ред. от 27.06.1994) "О Конституционном Суде Российской Федерации". [Электронная версия]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=338910&req=doc [28] Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронная версия] http://constitution.garant.ru/history/active/10102768/ |