ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Какова специфика древнеиндийской цивилизации? В чём состоит вклад древней Индии в историю мировой культуры и цивилизации. Итоговая контрольная работа По дисциплине: «Культурология» Выполнил(а): Таняев Виктор Г. Группа: МЗ-052 Проверила: _____________________ ___________ подпись Оценка: ______________________ «__»_________ 2016 г. Шымкент 2016 II вариант Какова специфика древнеиндийской цивилизации? В чём состоит вклад древней Индии в историю мировой культуры и цивилизации. Индия принадлежит к числу самых крупных стран Азии и является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Древними земледельческими зонами Индии являлись бассейны рек Инда, давшего стране ее название, и Ганга. Уже в VII тыс. до н.э. в долинах Инда и верхнего Ганга стало процветать ирригационное земледелие. Культура Хараппской цивилизации. В III тыс. До н.э. в среднем и нижнем течении Инда и на его притоках складывается Хараппская цивилизация. По ареалу распространения она была одной из самых крупных на всем Древнем Востоке. Основными центрами цивилизации были два крупных города – Мохенджо-Даро («холм мертвых») и Хараппа, площадь каждого из которых достигала примерно 2,5 кв. км, а население насчитывало не менее 100 тыс. человек. О высоком уровне развития этих городов говорит их строгая планировка: улицы шириной до 10 м шли параллельно друг другу. В обоих городах имелась великолепная канализационная система. Это была самая древняя в мире канализация. Города состояли из цитадели, возвышающейся над городом, где, очевидно, располагались местные власти, и «нижнего города», где проживало основное население. Дома были двух и даже трехэтажными, выстроены из обожженного кирпича. Мохенджо-Даро и Харапп были крупными центрами торговли и поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями юга Индии. Внешние торговые связи осуществлялись, как правило, по морю. Высокого уровня развития в Хараппе достигли ремесла, изобразительное искусство. Предметы художественного ремесла древнейшей культуры Индии разнообразны. Это изделия из бронзы, ювелирные предметы, узорчатая керамика. До нас дошло множество искусно вырезанных печатей из стеатита, изображающих диких животных и замысловатые фигуры, очевидно, сакрального характера. Археологические находки показали, что у представителей хараппской цивилизации была письменность. Она пока не расшифрована, однако установлено, что они писали справа налево. Не окончательно решен вопрос об их языке. Сейчас большинство исследователей согласны в том, что это был один из дравидских языков (протодраведийский). О социально-экономической структуре общества свидетельствуют различия в жилых постройках и погребениях, наличие особой цитадели для правителя. Население занималось земледелием, разведением скота, ремеслом и торговлей. Выращивали здесь пшеницу, ячмень, бобовые, хлопок. Исследователи утверждают, что у носителей цивилизации были развиты культы богини-матери (найдены терракотовы фигурки женщин), животных, деревьев, связанные с тотемистическими представлениями. Поклонялись жители также огню и воде. Характерной чертой хараппской цивилизации является ее устойчивость, неизменность основных форм культуры в течение столетий. Города почти до самого конца своего существованя не подвергались каким-либо изменениям. Не известны также причины упадка этой цивилизации. Она просуществовала с 2500 по 1800 гг. До н.э. Одни ученые полагают, что что причиной ее упадка явилась эпидемия малярии, другие – нашествие кочевых племен. Формирование ведийской традиции в эпоху ранних государств. После заката культуры Хараппы в начале II тыс. до н. э. В Индию проникают племена ариев. Арии (арийцы) –название народов, принадлежащих к индоевропейской языковой общности, то есть сородичи далеких предков германцев, славян, греков. Арии оттеснили либо ассимилировали аборигенные народы – племена дравидов и мунда. В результате их взаимного влияния друг на друга сформировалась древнеиндийская культура. В ходе этого процесса культурное наследие ариев играло доминирующую роль. В IX – VIII веках до н.э. в долине Ганга возникают государственные образования, но на протяжении всей истории всей истории Древней Индии они были слабыми и кратковременными. По мнению большинства исследователей, этому способствовала характерная для всей индийской культуры система строго фиксированных сословий – варн, определявших раз и навсегда место человека в обществе. Слово «варна» соответствует понятиям «вид», «цвет», «разряд», и уже в древности его использовали для выделения различных социальных групп. Согласно преданиям, противостоящие друг другу социальные слои существуют извечно, с момента сотворения Вселенной, так как возникли из различных частей тела «вселенского» первочеловека Пуруши. Из его уст возникла варна брахманов (жрецов), из рук - варнакшатриев (воинов), из бедер созданы вайшьи(земледельцы, скотоводы, ремесленники), из ступней – шудры (простолюдины, находящиеся в услужении у представителей трех «высших» варн). К началу нашей эры варны вайшья и шудр делятся на ряд более мелких групп, получивших название джати (португальский перевод этого слова -- касты). Каждой касте была свойственна особая профессия. Внутри касты существовала своя администрация, устанавливались свои религиозные обряды, правила поведения и взаимоотношений с представителями других варн и каст. На основе древних верований арийцев и их ритуальной практики, в которой особая роль отводилась жертвоприношениям, с середины 2 – до середины 1 тыс. до н.э. оформляются в канонической форме Веды. Само слово веды означало «знание», а именно совершенное знание, которое считалось вечно существующим божественным откровением. Веды сыграли определяющую роль в формировании духовной традиции Индии. Веды представляют собой обширное и разнообразное собрание текстов в стихах и прозе, включающих гимны и песнопения, легенды и толкования ритуала, философские диалоги и метафизические рассуждения, и содержат множество сведений о мифологии, космологии, социальных отношениях и быте древних индийцев. Веды написаны на санскрите. Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Такое членение отражает историческую последовательность создания Вед. Древнейшими являются Самхиты, а произведения остальных групп представляют собой комментарии и дополнения к ним, составленные позднее. Каждая группа ведической литературы не является единым целым. Самхиты – это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. «Ригведа» («Веда гимнов»; «риг» - хвалебный стих, песнь, гимн) является самой ранней ведийской самхитой (сборником гимнов), распадается на 10 книг (или кругов - мандал), содержащих в целом 1028 гимнов. Создателей гимнов называли «риши» - пророками, которым внушил их песни бог Брахма. Гимны – восхваления, молитвы и просьбы, обращенные к богам, сопровождали жертвоприношения, призванные умилостивить богов и природу, принести богатство и побуду над врагами, дать здоровье и прощение проступков. Гимны, как и виды жертвоприношений, были распределены по временам года, по месяцам, по часам дня. Основное содержание «Ригведы» – мифология. Однако задача реконструкции ригведийского мировоззрения до сих пор остается сложной задачей для исследователей, поскольку материал очень обширен и разнопланов. Главным принципом мировосприятия древний индийцев было обожествление природы как целого. Природе приписывались элементы культа, ее явления рассматривались как непрерывный процесс жертвоприношений. Первое жертвоприношение, согласно одному из гимнов, совершил Пуруша – олицетворение космического начала, “вселенский” человек, из которого боги как бы извлекли космические миры, животный мир, людей и даже варны. «Ригведа» раскрывает перед нами пантеон богов Древней Индии. Среди которых, в частности, бог солнца – Сурья, бог неба – Варуна, бог огня – Агни и многие другие. Большинство божеств пантеона той эпохи, олицетворявших отдельные природные явления и стихии, выступали обычно в антропоморфном (реже - зооморфном) виде. Но уже на самой ранней стадии они не были носителями определенных атрибутов, легко приобретали новые свойства и так же легко теряли их. Отсутствуют в текстах «Ригведы» сколько-нибудь ясные характеристики физического облика божеств. Гимны лишь прославляют их подвиги, героические свершения и могущество. В этом проявилась тенденция к монистическому восприятию мира и природы: древние индийцы не знали монотеизма, культ множества богов сосуществовал с верой в единый безличный принцип, стоящий над всем и пронизывающий все сущее. Впервые этот принцип, хотя и не в вполне законченном виде, был зафиксирован в гимнах «Ригведы». Идея безличного и всеобъемлющего целого (олицетворением которого выступают основные боги пантеона) тем самым превращается в неотъемлемую черту всех религиозных школ древней и средневековой Индии, признающих веды своим истоком (они получают наименование ортодоксальных в противовес «еретическим», отрицавшим веды и ведизм). «Самаведа» («Веда напевов»; «саман» - песнопение) – это сборник мелодий, сочиненных преимущественно на стихи «Ригведы». Поэтому «Самаведу» называют иногда «нотной тетрадью» «Ригведы». «Самаведа» является древнейшей литургией. «Яджурведа» («Веда жертвоприношений»; «яджус» - жертвенная формула) – это сборник ритуальных формул и комментарии к ним. Ее специфический элемент составляют прозаические формулы, являющиеся древнейшими образцами индийской прозы. «Ахтарваведа» («Веда заклинаний»; «ахтарван» - заклинание, магическая формула) – сборник заклинаний, который включает 731 гимн, разделенные на 20 книг. «Ахтарваведа» содержит различные колдовские заклинания и магические формулы, связанные с древним врачеванием, заговорами против враждебных существ и демонов, а также правила лечения травами многочисленных болезней. Этот сборник занимает в ведийской литературе особое место. Самими индийцами он воспринимался как нечто чужеродное ортодоксальной традиции: в индуистских сочинениях обычно говорилось о трех, а не о четырех ведах. В период жертвенного обряда гимны, призванные умилостивить богов, читал знаток «Ригведы» – хотар. Сопровождал жертвоприношения песнопениями знаток «Самаведы» – удгатар. Знаток «Яджурведы» – адхварью произносил священные формулы и совершал жертвенный обряд. Верховный жрец знал все три веды и исправлял случайные ошибки в их чтении. Отдельные веды имели не только ритуальное, но и символическое значение. «Ригведа» символизировала землю, «Самаведа» –небо, «Яджурведа» – воздух, что в целом говорило о триединстве мирового пространства. Примкнувшая позже к канону «Ахтарваведа» отражает связь с миром божественного верховного абсолюта – Брахмана. Усилиями жрецов-брахманов в поздневедический период (X – VII вв. до н.э.) были составлены сборники «Брахман», что буквально означает «толкование высшей сути». «Брахманы» содержат произведения в прозе, скурпулезно объясняющие последовательность, смысл и назначение отдельных обрядов. Сборники «Араньяки» («Лесные книги»; «аранья» - лес) – предназначены для отшельников. В них дано эзотерическое, т. е. внутреннее, известное узкому кругу посвященных, метафизическое толкование ведийской символики. К четвертой группе тектсов ведийской литературы принадлежат «Упанишады». Сам термин “упа-ни-шад» означает «сидеть подле кого-нибудь». Первоначально это слово указывало на положение ученика возле учителя, который передавал ему сокровенное знание. Впоследствии оно стало означать само сокровенное знание, доступное для посвященных. «Упанишады» только формально связаны с ведийской обрядово-ритуальной практикой. Они имеют ярко выраженный мировоззренческий, философский характер. Центральная идея «Упанишад» выражена в учении о всеобщем единстве. В основании всего существующего, согласно этому учению, лежит вечно сущее, абсолютное начало – Брахман, которое проявляет себя во всем многообразии существующих форм. Брахман тождествен каждой индивидуальной душе – «Я» - Атману. Брахману и Атману тождественно высшее духовное начало, высшая душа – Пуруша. Всем им тождествен «Тот» – «Ты», «Другой». Наконец, Брахман, Атман, Пуруша Тот тождественны слову «ОМ». Оно состоит из трех звуков: а-у-м, что и символизирует три канонические веды: Ригведу, Самаведу, Яджурведу. Таким оразом, все исходит из Брахмана и возвращается к нему. На основе данного учения сформировалась концепция о бесконечной цепи перерождений, которая характерна для всей религиозно-культурной традиции Индии. Согласно данной концепции, душа (Атман) является вечной и бессмертной, а после завершения земной жизни человека происходит ее перемещение, первоплощение (сансара) из одной телесной оболочки в другую. Представления древних индийцев о причинно-следственной взаимосвязи всего происходящего в мире получили отражение в идее кармы. Сумма злых и добрых дел человека (карма) определяет форму последующего перерождения. Душа может воплотиться как в «оболочке» человека, так и животного или даже насекомого. Целью жизни признается прекращение цепи перерождений, выход из сансары, достижение слияния души с Брахманом. На базе учения упанишад в Древней Индии сложилось шесть религиозно-философских школ – даршан (ньяя - логика, вайшешика – космология, миманса – ритуал, а также Санкхья, Йога и Веданта). Три последние оказали большое влияние на развитие религиозно-культурной традиции Индии. Философская система Санкхья была создана на рубеже VIII – VII вв. до н.э. древнеиндийским мыслителем Капилой. В ее основе лежат представления об активном взаимодействии двух противоположных начал: материальном – пракрити и духовном – пуруша. Необходимо помочь пуруше освободиться от пракрити, избавиться от сансары и кармы, обрести состояние блаженства и освобождения (мокша). К числу методов и способов, которые позволяют достичь этого, относятся, в частности, и те, которые получили разработку в рамках другой системы – йога, возникшей на рубеже IV – III вв. до н.э., сформированной древнеиндийским мыслителем Патанджали. Главной в йоге является медитативная практика, упражнения, необходимые для достижения мокши. Наиболее философски насыщенной является школа веданта, основы которой восходят примерно к VII в.до н.э. в трактовке мудреца Шанкары. Веданта учит, что материальный мир – Майя, т.е. иллюзия. Мудрец за иллюзорностью способен видеть сущность, Брахмана, с которым и стремится слиться его духовное «Я». Для этого необходимо отказаться от желаний и страстей, очищаться нравственно. Из всех шести даршан идеи Веданты в наибольшей степени были восприняты национальной традицией Индии. |