ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по Истории государства и права зарубежных стран 1. Предмет и место истории государства и права в системе юридических дисциплин. Предметом являются государство и право отдельных стран в процессе их становления и развития в определенной конкретно-исторической обстановке и хронологической последовательности, выявление их специфики и многообразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития — с другой. ИГПЗС в силу своей специфики как историко-правовой дисциплины, занимается глобальными проблемами, выясняя общеисторические закономерности развития государства и права с момента их возникновения и по настоящее время. Одновременно ИГПЗС детально изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие правовой системы в целом и отдельных отраслей права. Выявляются основные причины и следствия возникновения, расцвета и упадка государственных и правовых систем и институтов. Исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т.д.) и правовых институтов. ИГПЗС тесно связана с теорией государства и права, изучающей общие и специфические закономерности развития государства и права. Однако теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. ИГПЗС тесно связана с историей политических и правовых учений, которая изучает формы теоретического познания государства и права, историю политико-правовых учений, закономерности исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве. ИГПЗС стран также находится в тесной взаимосвязи с такими юридическими дисциплинами, как государственное право, международное право, международное частное право. Обеспечивая конкретными историческими данными эти отрасли, история государства и права зарубежных стран включает новые политико-правовые события внутренней и международной жизни государства в объект своих исследований. 2. Возникновение древневосточных государств (Египет, Шумер, Вавилон, Китай, Индия). Древневосточное общество и крупнейшие цивилизации древности (Шумера, Элама, Египта, Вавилона, Индии, Китая и др.) возникли и окрепли, во многом опираясь на удобные для первобытной жизни и земледелия бассейны крупнейших рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхе. Это были поистине «цивилизации великих рек». Возможность освоения относительно узких территорий по рекам предопределила высокую плотность населения древневосточных государств. Это были городские и храмовые цивилизации со всеми особенностями, привносимыми городским укладом. Быстрее здесь распространялись социальные связи, прочнее утверждалась «энергия власти». Привязанность к великим рекам и их водным режимам сделала особенно важной в жизни древневосточных народов организационно-хозяйственную функцию государства, включая регулярную организацию массовых ирригационных общественных работ, история которых насчитывала десятилетия и даже столетия. В результате такого исторического преобладания социальные отношения древневосточных государств формировались вокруг преимущественно Государственной собственности на землю. Основная масса населения была поставлена в зависимое положение по отношению к государству, стремившемуся в своих целях сохранять и укреплять общинный уклад жизни. Это предопределило замедленное формирование в праве принципов индивидуальной правовой свободы, закреплявших экономическую и жизненную самостоятельность людей. Право возникало и как результат общественной борьбы за «идеальное прошлое» родовых времен, эпохи равенства и справедливости. Это подкреплялось прочнейшим переплетением государственного и религиозного подчинения, признанием Священного характера Власти правителей. Не только действительные рабы, ставшие заметным элементом в древневосточном хозяйстве со II тыс. до н. э., но и буквально все остальное население пребывало в положении Рабов государства. В таких социальных, отчасти даже социально-психологических условиях важным свойством древневосточной государственности была ее избыточная Консервативность. Сомневаясь в правителях, ни одно древневосточное общество не сомневалось в Порядке власти, установившемся на этом самом первом этапе мировой истории государства и права. 3. Общественный строй древневосточных государств. Господствующий класс древнеегипетского общества составляли рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определялось тремя условиями: древностью рода, величиной землевладения, значением занимаемой должности. В конце Древнего царства, воспользовавшись ослаблением центральной власти, светская аристократия, особенно провинциальная (номовая), добивается почти полной независимости. Благодаря разного рода «защитительным» (иммунитетным) грамотам, испрашиваемым у правительства, собственники провинциальных имений приобретают освобождение от тягот и повинностей в пользу государства. Особенно преуспевают в этом провинциальные правители-номархи. Наступает распад Древнего царства. В период Среднего царства, номовая аристократия сохраняет и упрочивает привилегии. Свои имения она называет «отцовскими», то есть наследственными, и, значит, не зависящими от воли правительства. Наследственными становятся перешедшие от предков титулы и даже должности (в особенности должность номарха). В период Нового царства положение светской аристократии меняется к худшему. Оставаясь господствующим классом, она должна была примириться с деспотическим господством фараона и его правительства, с одной стороны, выдвижением жречества - с другой. Основная масса сельского населения Древнего Египта, сохраняя личную свободу, жила в деревнях, представлявших собой то, что принято называть сельской общиной. В общем пользовании общины остаются свободные земли, включая нераспаханную целину, луга, леса и пр. Управление общиной осуществляется общим собранием, советом, старейшиной. В эпоху Нового царства работа на чужой земле, государственной и храмовой по преимуществу, становится уделом большей части египетского крестьянства. Забота об орошение является делом центрального правительства. Старой общины уже, по-видимому, нет. Работавший на государственной земле крестьянин («царский человек») не имел ни семян, ни волов; и тем и другим его снабжало государство. Полученный урожай подлежал строгому учету, и большая его часть отбиралась. В период Нового царства, с распространением системы принудительного труда, различие в положении рабов и свободных тружеников стало все больше стираться. Так же, как и свободные крестьяне, рабы массами заняты в дворцовом хозяйстве, выполняя дневной урок, или наделяются землей. В последнем случае наблюдается некоторое приближение к начальным формам феодализма. ---В чертах древневавилонского общества есть разделение свободных людей на две категории.Одни назывались «сынами мужа» - «авилум» (или, в ином чтении, «сынами человека»), что должно было подчеркивать их свободное, полноправное состояние; другие - «мушкенум». Определение того, что это значит, остается до сих пор предметом спора. Одни исследователи склонны относить мушкенум к разряду отпущенных на волю рабов, другие видят в них особый разряд неполноправных граждан - «подданных». Ни египетская, ни вавилонская история не сохранила сведений о правительственных мерах, преследующих общинные порядки или стимулирующих их прекращение. Пример такого рода дает нам история Древнего Китая (в так называемом Циньском царстве). В середине IV века до н. э. по инициативе сановника Шан Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли; мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство (сыновьям, оставшимся после отца на одном общем хозяйстве), было предписано разделиться. Реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство помогло этому процессу. Реформы Ван Мана не удались и были отменены - они были вынужденными, противоречили историческому процессу, оказались нежизнеспособными. Сила закона не безгранична. Он не может навязать экономическим и социальным процессам то, что противоречит их природе. Значительным своеобразием отличается общественный строй Древней Индии. Своеобразие это связано с существованием особых «сословий» - вари. Их было четыре. Первой по важности и привилегиям считалась варна жрецов - брахманов. Ко второй принадлежала вся военная знать. Это - кшатрии. Обе эти варны составляли господствующий класс. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в законе). Изгнание и острижение - единственные наказания, которые могут быть применены к брахману. 4. Государственный строй древневосточных государств. Восточная деспотия. Деспотия была характерна для древневосточных государств. Это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающем надзором разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата за бесправными подданными. Высшая законодательная власть была одним из важнейших элементов его широких полномочий. Здесь сложился и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей. Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися больше семейными городскими общинами и пр. Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие "восточная деспотия" в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах. Выступая как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место "связующему единству" — правителю. В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. 5. Основные кодификации стран Древнего Востока. Законник Хаммурапи. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел, излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и судов вообще. 6. Законы Ману (право собственности, обязательства, брачно-семейные отношения, уголовное право и процесс). По своему значению и известности Законы Ману не уступают Законнику Хаммурапи. Их составление относят к 1 столетию до н. э. Написаны Законы Ману в форме двустиший (шлок), ритмической прозой, что должно было облегчить их запоминание. Всего в Законах 2685 статей. Содержание Законов Ману выходит за пределы права. Они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях благочестивому человеку. Правовая санкция дополняется часто угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире. И не только для самого правонарушителя. Законы Ману были написаны в период, когда основная масса арийского населения Индии жила в условиях патриархального быта. Типичной была большая семья, объединявшая под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы: сыновей с их женами, детьми, женами их детей и их детьми. Имущество этой семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой. Сельская община выделяла ей участок земли. Отчуждать его было возможно не иначе как по единодушному согласию всей общины. Распоряжение же всей прочей собственностью семьи, в особенности собственностью благоприобретенной (не наследственной), было делом самой этой семьи. Всякое фактическое обладание спорной вещью следовало при необходимости обосновать указанием на его происхождение: куплю-продажу, переход по наследству, распределение по жребию (когда речь идет о земельном наделе) и т. д. Ссылка на одно только длительное добросовестное владение была недостаточной. Однако, если собственник «молча наблюдает», как другой пользуется его вещью, и это продолжается 10 лет, «он не имеет права получить ее обратно» (гл. VIII, ст. 147). Как только право признало существование владения, оно должно было изобрести приобретательную давность. Так и случилось. Нельзя было допустить, чтобы находящиеся во владении вещи были навеки изъятыми из оборота или чтобы владелец, опасаясь изъятия, относился к этим вещам как к второсортным и потому воздерживался от их поддержания (если это было, например, строение и т.п.). Много внимания уделяют Законы Ману договору займа. Указываются средства обеспечения и среди них поручительство другого лица, а также залог. В случае смерти должника обязанность уплаты переходит на сына и даже на других родственников. Невозможность уплаты приводила к долговому рабству. Помимо того, Законы Ману разрешали кредитору действовать силой. Захватив должника и приведя его в свой дом, кредитор имел право морить его голодом и даже избивать, пока тот не уплатит долг. В семейном праве вполне утвердилось господство мужчины (мужа, отца), однако пережитков старого группового брака еще много. Браки заключаются по воле родителей, но когда умирает муж, вдова, по обычаю, становится женой деверя; муж, потерявший жену, женится на ее сестре. Развод для жены невозможен: «ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа». Муж может оставить жену, «если она его ненавидит»; «жена, не рожающая детей, может быть переменена на 8-м году, рожающая мертвых - на 10-м, только девочек - на 11-м, но сварливая - немедленно». Наследство делится между всеми сыновьями поровну, и ни один из них не может быть обойден. Известная доля наследства выделялась дочерям, но только в виде приданого. В уголовном праве, как оно представлено в Законах Ману, различаются умысел и неосторожность, первое правонарушение и рецидив, тяжкое преступление и легкое. Суровы наказания за воровство. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно. В особый состав преступления выделяется грабеж, довольно точно определяемый с чисто юридической стороны: открытое похищение имущества, совершенное в присутствии потерпевшего (в отличие от воровства как тайного хищения). Наказанием за умышленное убийство была смертная казнь. Искалечение наказывалось искалечением, но не вполне так, как это предписывается талионом. Среди других преступлений Законы Ману указывают на изнасилование, караемое телесным наказанием, мошенничество, вымогательство, продажу недоброкачественных товаров и др. Всякое посягательство на государственный и общественный строй каралось смертью. В оценке показаний свидетеля господствует критерий качества свидетеля. Это неизбежно для общества, разделенного на резко отграниченные касты. Свидетеля себе никто не готовит: им становятся по воле случая. 7. Возникновение государства в древних Афинах, его эволюция. Реформы Тезея, Солона, Клисфена. По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма — объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя. Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея. Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Реформы Тесея состояли в учреждении обособленной центральной власти, а также в разделении всего населения Афин на три класса. При этом в основу данного разделения был положен не принцип родовой принадлежности, а профессионально-социальный критерий. Иначе говоря, Тесей разделил народ на три слоя: • евпатриды — благородные лица, не занимавшиеся никаким физическим трудом, которые наделялись исключительным правом замещения должностей в государственных структурах; • геоморы — лица, занимавшиеся земледелием; • демиурги — лица, занимавшиеся каким-либо видом ремесла. Реформы Солона также были направлены на разделение общества, уже на четыре класса. Однако Солон положил в основу разделения народа на классы имущественный ценз, а именно — размер и доходность землевладения. При этом только первые три классы могли занимать управленческие должности в государственном аппарате, а на наиболее ответственные должности назначались лица только из первого, высшего класса. Четвертый же класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании. Третий реформатор — Клисфен — пошел по другому принципу, нежели его предшественники. Клисфен поделил не население Афин, а территорию страны. Так, вся территория Аттики была поделена на сто общин-округов, которые получили название «демы». Каждая из этих общин была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной — демархом. 8. Органы народовластия и магистратуры в древних Афинах в 5 веке до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти:: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица). Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье. Органы исполнительнойвласти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Высшим судебныморганом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. //////// Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н. э. ). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц. \\\\\\\Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444/443-429 гг. до н. э. , сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия. Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н. э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. 9. Основные черты права в Древней Греции. В Афинах возникла политическая традиция, предусматривающая разработанную процедуру принятия законов Народным собранием, что было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э. Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. до н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь. При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов. Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния. Частная собственность, возведенная в ранг «священной и неприкосновенной», охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д. Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно. Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны. В наказании видели главным образом страдание, муки. Определение наказания зависело от степени тяжести преступления, а также от таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, подготовка, подстрекательство, соучастие. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. 10. Возникновение государства в Древнем Риме. Государственный строй Древнего Рима в «царский» период. Реформы Сервия Туллия. Возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнооб-щинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами рим-ской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима -- и члены римских родов, и плебеи -- было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела -- во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -- всадники, а безземельные -- пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а приих единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформ -- деление свободного населения по территориальному принципу. Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями. 11. Правовой статус социальных групп в Древнем Риме (граждан, не граждан Рима, колонов и рабов). Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу. Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и прочее, в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах). Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и право торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество. Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников. Последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими. Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве, но они сказывались и в области частного права, например, не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет). Impuberes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна (auctorias tutoris), которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже). Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было, безусловно, необходимо. Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного обогащения. Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить, то имущественное положение, какое было до совершения сделки (так называемая реституция). C II в. н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя). Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства, расточитель мог совершить только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог. Наибольшей близостью к римским гражданам отличались latini prisci (древние латины) - граждане городов в Лации. Латины получили латинское гражданство до середины III в. до н.э.. Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан. Ius conubii они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными. Это в основном население завоёванных Римом «провинций», среди которых Греция, Египет, Галлия (ныне Франция), Иберия (ныне Испания) и т.д. С развитием хозяйственной жизни это бесправие стало нетерпимым и перегрины были признаны правоспособными по системе ius gentium(право народов). Правовой статус рабов определялся тем, что раб - не субъект права, он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, наряду со скотом или как привесок к земле. В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу). 12. Законы 12 таблиц (характеристика земельных отношений, прав собственности, манципации, нексум, семейное право, судебный процесс). В законы 12 табл. вошли как публичные законы так и частное право римлян. В них расписаны все нормы о госучреждениях, так же в этих законах присутствует упорядоченная система изложения и логичность их формулировок. Согласно Авсонию законы разделены на 3 части: сакральное, публичное и частное право. По частному праву остался такой памятник как Дигесты Юстиниана, и отдельные труды римских юристов. По закону 12 табл. земельный надел нельзя было завещать храмам и даже богам. Земля не должна была выходить из-под контроля общины, а продолжала оставаться ее собственностью. Таким образом, частная собственность на земельные участки была ограниченной. Купля-продажа, наследование, дарение важных объектов собственности - земли, зданий, рабочего скота, рабов находились под контролем общины. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин. В Законах подробно говорится о границах земельных наделов, давность владения ими, порядок наследования. Защита прав собственника обеспечивался суровыми наказаниями. Так, вор, виновный в ночной краже урожая, подлежал распятию на дереве. За поджог дома и зерна, что лежало рядом, на преступника одевали кандалы, а после избиения публично сжигали. Законы запрещали браки между патрициями и плебеями. С древних времен в Риме существовали три формы заключения брака - две древние и одна новая. Древние осуществлялись в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов. Вторая форма брака состояла в покупки невесты. Новой формой брака был брак "sine manu", то есть "без власти мужа". Женщина при этом имела свободу развода и могла забрать личное имущество, которое она принесла в качестве приданого, а также имущество, нажитое или приобретенное ею во время брака. Специфической особенностью этого брака было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в определенное время на три дня оставляла дом мужа и тем самым символически прерывала срок давности брака. За любого брака муж мог распоряжаться приданым жены, для него развод был почти беспрепятственным. После смерти домовладики имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало строго соблюдать. Завещание должен был утверждаться куріатною или даже центуріатною коміцією. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для себя, так и на содержание малолетних детей. Наследники могли и не делить имущество, а вести хозяйство сообща. Особенно подробно регламентируется в Законах XII Таблиц договор займа. Кроме обычных ссудных операций, связанных с процентами, закладом и пр. известен был и так называемый нексум, или же-залог должника. Это положение было отменено в 326 г. до н. э. Законом Петелія. Отныне должник стал отвечать перед кредитором только собственным имуществом. Помимо обязательств из договоров, были известны обязательства из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы посевов, уничтожения или повреждения имущества. Уголовно-правовые постановления Законов ХП Таблиц были очень суровые. Смертной казнью карался тот, кто умышленно потравил посевы или собрал урожай с "обработанного плугом поля". Вора, застигнутого ночью, можно было безнаказанно убить на месте преступления. "Если вор крал ночью и был убит на месте, то пусть убийство будет считаться правомерным" (Табл. VIII, ст. 12). Вор, задержанный днем, подвергался физическому наказанию и отдавался потерпевшему, что влекло за собой обращение в рабство. Законы XII Таблиц рассматривают кражу чужого имущества не столько как преступление, что посягал на интересы государства, сколько как действие, наносила частно-имей новую вред. Для своего времени Законы XII Таблиц были широко используемым источником для регулирования сравнительно простых товарных, семейных, наследственных и других отношений. Отсюда и внешняя уважение к ним в более позднее время, несмотря на то, что многие положения стали архаичными и практика их применения или вовсе исключалась, либо была минимальной. 13. Государственный строй Древнего Рима в республиканский период. Государственный строй. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя. 14. Кризис Римской республики и переход к монархии. Диктатура Суллы и Ю. Цезаря. Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли, помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Рим черпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение в обширных поместьях старой и новой знати — всех этих сенаторов и всадников, трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей. В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну, в результате которой был вынужден пойти на предоставление римского гражданства всему населению Италии. Диктатура Суллы. В I в. до н. э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну, в результате которой вынужден был пойти на предоставление римского гражданства всему, населению Италии. Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти, или диктатуры. Она была бессрочной и уже одним этим отличалась от описанной выше республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резко ограничил полномочия Народных собраний. Трибуны были лишены политических функций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории, и прежде всего конец республики. Отречение Суллы (79 г. до н. э.) возвратило было Риму республиканскую Конституцию, но ненадолго. На этот раз новая римская диктатура оказалась в руках Гая Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.). Она пришлась на время, наступившее после спартаковского восстания рабов (74 г. до н. э.), со всей очевидностью обнажившего кризис республиканской формы правления и потребность в авторитарном государстве. Диктатура Юлия Цезаря.Избранный в 59 г. до н. э. консулом Рима, Юлий Цезарь, стоя во главе антисенатской группировки, провел через комиции два земельных закона, осуществив прямое насилие над сенатом и отклонив как несущественное вето народных трибунов. Рядом последующих мер Цезарь привлек на свою сторону не только широкие слои римского народа, но и жителей провинций. В 46 г. до н. э. Цезарь, покончив со своими последними противниками (помпеянцами), был провозглашен диктатором на 10-летний срок, а в 44 г.— пожизненно. Особенность цезаристской диктатуры в том, что она соединяла в одних руках не только консульскую итрибунскую власть, но также цензорскую (с 46 г.) и высшую жреческую. По своему положению командующего армией Цезарь получил комиции. Хотя они и продолжают существовать, имитируя сохранение республики, но следуют указаниям императора, включая и те, которые относятся к избранию на должности. Помимо этого, Цезарь получил полномочие распоряжаться войском и казной государства, право распределять провинции между проконсулами и рекомендовать половину кандидатов в магистраты, право первым голосовать в сенате, что было немаловажно, и т. д. Триумфальным для Цезаря было провозглашение его «отцом отечества» со всеми связанными с этим почестями. 15. Общественный строй Рима в период принципата. Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалось распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена и при его преемниках. Наконец, в 212 г. н. э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению империи. То был знаменательный шаг, имевший далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Тем более что уже к этому времени различия в положении свободных людей в Риме и империи значительно отличались от тех, что были при республике. Высшие слои рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым почетным считалось сословие нобилей. Оно еще в IV—III вв. до н. э. сформировалось из патрицианско-плебейской поместной знати. При империи нобили становятся господствующим сословием, доминирующим и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов1. Политическим оплотом нобилитета сделался сенат. Высокопоставленными жрецами и высшими магистратами были представители нобилитета, и так продолжалось в течение веков. Консулат особенно был прерогативой нобилитета. Управители завоеванных территорий — проконсулы, пропреторы, легаты и пр.— принадлежали к нобилитету. Они и управляли провинциями вплоть до того, что навязывали им Конституции. Они же и грабили их. Всего провинций было 18. При императоре Августе нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополнявшееся из сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Из сословия всадников, финансовой знати империи с цензом в 400 000 сестерций выходили ответственные чиновники и офицеры. Управление городами находилось в руках декурионов, состоявших большей частью из бывших магистратов. Это были, как правило, средние землевладельцы. 16. Государственный строй Римской империи. Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина. Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый— принципат, второй — доминат. Границей между ними служит III в. н. э. Принципат еще сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Собираются Народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Император-принцепс, на примере Цезаря, соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор — он комплектует сенат, как трибун — он отменяет по своей воле действия любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т. д. Как консул и диктатор — принцепс определяет политику государства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор он командует армией, управляет провинциями и т. д. Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок. Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций. Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложения комиций, как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками и пр. Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей италийских муниципий), отнял у собраний судебную власть. Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов. Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнился провинциальной знатью, которая всем была обязана принцепсу, особенно те из всадников, кто достиг сенаторского звания, власти, распространяющейся на «город Рим». Сенат сделался своего рода общеимперским институтом. При всем том положение его было приниженным, а полномочия — ограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса и обеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписаное правило, согласно которому «все, что решил принцепс, имеет силу закона». Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией. Средоточием высших учреждений империи стал «двор» принцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье, а по выходе в отставку — значительный земельный участок. Доминат. В III в. н. э. (с 284 г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии — доминат (от греч. «доминус» — господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении главы империи — императора с неограниченной властью. Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненные генералы. Чиновники получают особую организацию: им выдается форменная одежда, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. Реформы Диоклетиана и Константина. Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. н. э. (284—305). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая реформа может быть сведена к следующему: 1) верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи — Западной и Восточной. При этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарей». Так возникла тетрархия — правление четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской семьи»; 2) армия, увеличенная на '/з> была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности; 3) административная реформа привела к разукрупнению провинций; 4) провинции, в свою очередь, стали частью диоцезов, которых было 12; 5) разделенная на провинции и диоцезы, Италия в числе других земель империи теперь уже была окончательно лишена своего особого положения (хотя Рим продолжал еще некоторое время считаться столицей империи). Первым делом Диоклетиан ввел вместо разного рода косвенных налогов единый прямой налог — поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре, зерном, мясом, шерстью и пр. Размер обложения был значительно увеличен против прежнего. Стремясь покончить с хождением порченых денег, император ввел полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной. Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над крестьянством, так как землевладелец нес ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец получил право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей на военную службу в императорскую армию. Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин (306—337), более всего известный своей церковной политикой, благоприятной для христиан, до той поры гонимых государством. Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно имперской Конституции 332 г. колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившегося этому закону колона заковывали в кандалы, как раба, и в таком виде возвращали собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму платежей, причитающихся с беглого колона. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников. Например, императорский эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела, корабельщикам и многим другим работникам «навсегда оставаться в своем состоянии». Непосредственное присвоение прибавочного продукта стало основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников. 17. Возникновение государства франков. Эволюция права собственности и владения землей (аллод, бенефиций, феод). Формы закрепощения крестьянства. В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория, почти совпадающая снынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, коло: нов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев — восточных соседей Галлии. В результате большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки. Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V — начале VI вв. захватить большую часть страны. Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей — Хлодвига (486—511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии католической церкви. Становление государства франков происходило сравнительно быстро — в течение жизни одного поколения. Во многом этому процессу способствовали захватнические войны и, как следствие, быстрая классовая дифференциация франкского общества. Важные социально-экономические сдвиги наметились в среде франкского крестьянства. Утверждается частная собственность на землю (аллод) — вначале на приусадебные, а затем и на пахотные участки. С того времени классовое размежевание общины значительно ускорилось. Быстрыми темпами возрастало число обезземеленных крестьян. Потеря крестьянином своей земли сопровождалась наступлением на его личную свободу. Чаще всего обезземеленные закабалялись посредством договора прекария (от лат.— «просьба»). Наиболее ранний вариант этой сделки предполагал передачу крестьянину участка господской земли в пользование на условиях выполнения определенных повинностей: работа на полях господина, выплата ему части урожая и т. д. Несколько позже большое распространение получил другой вид прекария — так называемый «прекарий предоставленный». Обедневший крестьянин отдавал свой небольшой участок (считалось, что он его «дарил») господину, который возвращал его обратно, иногда с дополнительным наделом, но уже в качестве держания с обязанностью выполнять в его пользу оговоренные повинности. Формально прекарный договор не устанавливал личной зависимости, но он создавал для этого благоприятные условия. В этот период возникла система патроната («покровительства»). В условиях нарастающих притеснений и злоупотреблений крестьяне были вынуждены прибегать к защите сильных и влиятельных лиц. Нередко знать сама навязывала «покровительство» крестьянам, так как была заинтересована в этом. Отдача себя под «покровительство» (комендация) стала широко распространенным явлением. Комендировались не только слабые и безземельные, иногда сильные и многоземельные становились «под руку» еще более сильных. Комендация предусматривала: 1) передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания; 2) установление личной зависимости «слабого» от своего патрона; 3) выполнение в пользу патрона ряда повинностей. Упрочнение феодальной государственности не сопровождалось, однако, усилением власти королей. Кровавая распря VI в. оказалась роковой для династии Меровингов. Они были вынуждены раздать практически все принадлежавшие им земли. По мере того как уменьшался земельный фонд королей (основы военно-политической силы в феодальном обществе), росло могущество знатных фамилий. Весь VII в., за небольшим исключением, прошел под знаком ослабления власти королей. И в конце VII в. они были полностью отстранены от дел. Наступило время, как тогда говорили, «ленивых» королей. Государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Первоначально майордом (старший по дому) возглавлял управление королевским дворцом. Однако постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становится фактически главой государства. На рубеже VII — VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов. С именем одного из представителей этого рода Карла Мартелла (первая половина VIII в.) связано очень важное преобразование в социально-политической структуре франкского общества, известное как реформа Карла Мартелла. Майордом стремился укрепить центральную власть. Этой цели должно было прежде всего служить создание хорошо вооруженного конного войска, находившегося в зависимости от главы государства. Необходимость в таком войске диктовалась и внешнеполитическими причинами — угрозой нашествия арабов, основным родом войск которых была конница. Суть реформы сводилась к следующему. Был отменен прежний порядок дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, которые Карл Мартелл конфисковал у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условное пожизненное держание — бенефиций (от лат.— «благодеяние»). Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Но при всех обстоятельствах бенефициарий до достижения определенного возраста должен был участвовать в качестве тяжеловооруженного воина (рыцаря), экипировавшегося на свои средства. Отказ от службы лишал права на бенефиций. 18. Законы варваров как источники раннефеодального права Западной Европы. Брачно-семейное и уголовное процессуальное право по Салической правде. Введение Варварские правды (лат. Leges barbarorum, буквально - законы варваров), запись обычного права германских племён (вестготов, бургундов, франков и др.), основавших на территории Западной Римской империи свои королевства. К Варварским правдам относятся: Вестготская правда (её самая ранняя часть записана во 2-й половине 5 в.), Бургундская правда (конец 5 - начало 6 вв.), Салическая правда (записана в начале 6 в.), Рипуарская правда (6-7 вв.), Алеманнская правда (кон. 6-8 вв.), Баварская правда (сер. 8 в.), Лангобардские законы (сер. 7-сер. 8 вв.), Англо-саксонские законы (7-9 вв.), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов (нач. 9 в.). Имея много общих черт с записями обычного права других германских и негерманских племён (например, с древними скандинавскими и исландскими законами, Русской правдой и др.), Варварские правды отличаются от них прежде всего тем, что отражают процесс перехода от родового строя к феодальному, протекавший либо в форме синтеза разлагавшихся германских родовых и римских рабовладельческих отношений, либо, по крайней мере, при участии отдельных элементов рабовладельческой формации и её духовной культуры (римского права, письменности, религии и пр.). Варварские правды - важнейший (а в некоторых случаях единственный источник для изучения общественного строя складывавшихся раннефеодальных государств Западной Европы. В них отражены различные этапы переходного периода от родоплеменного строя к феодальному. Варварские правды дают возможность проследить переход от земледельческой общины к марке и дальнейший процесс разложения общинного строя, переход пахотной земли в собственность отдельных семей, начальный этап классообразования и зарождения государства. Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом. Основное содержание документа — нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в. Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля. В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком». Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля. 19. Государственный строй и социальная структура Франции в 9 – 13 веках. Реформы Людовика Девятого. Государственный строй. В IX-XII в. французское королевство состояло из множества феодальных владений, которые считались его частью, а фактически представляли собой независимые политические образования. В условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое значение. Номинально король продолжал оставаться главой государства. Но реально его власть распространялась лишь на ограниченную территорию - королевский домен. Такую форму феодального государства, построенную на принципе сюзеренитета-вассалитета, принято называть сеньориальной монархией. В условиях политической и экономической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственную власть. Однако с развитием товарно-денежных отношений политическая децентрализация постепенно уступала место усилению центральной власти короля, В период феодальной раздробленности номинальный глава государства - король - избирался крупными землевладельцами -вассалами короля и иерархами церкви с соблюдением династического принципа. С воцарением династии Капетингов выборность короля сохранилась, но преемника теперь выбирали при жизни короля. К XII в. постепенно закрепился принцип передачи престола по наследству, основанный на праве первородства. Функции королевской власти в период раздробленности были существенно ограничены. Формально король считался верховным главнокомандующим, имел право законодательства и высшего суда. На короля возлагались обязанности, сформулированные еще в коронационной присяге Карла Лысого и принятые его преемниками. Король был обязан защищать церковь, поддерживать мир в королевстве, хранить верность народу, уважать правосудие. Однако реальной власти для их осуществления он не имел. Большинство королевских полномочий существовали лишь в теории, а на практике в лучшем случае распространялись только на королевский домен. С XII в. положение короля начинает меняться. Восстанавливается практика издания королем с согласия крупных феодалов законодательных актов. С XIII в. признается, что королевский акт, изданный с соблюдением всех требований, которому присягнули королевские вассалы, обязателен и для отсутствующих на присяге землевладельцев. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля, признается, что все жители в королевстве являются его подданными и обязаны ему повиноваться. В XIII в. обозначившиеся процессы централизации и усиления королевской власти были закреплены реформами Людовика IX Святого (1226-1270 гг.). Важнейшей попыткой изменить феодально-сеньориальные порядки стала судебная реформа. В 1258 г. Людовик IX запретил вести в своем домене частные войны и разрешать споры посредством поединка. Решение тяжб с помощью поединка спорящих сторон широко применялось в сеньориальных судах. Запрет на их проведение оказал благотворное влияние на судопроизводство во Франции. Королевские судьи, знакомые с римским правом, изменили производство суда: они вели следствие, допрашивали свидетелей, записывали весь ход судебного дела. Лицу недовольному приговором разрешалось апеллировать к королю. На остальной территории допускалась апелляция на решение сеньориального суда в королевский и вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого времени феодалы не могли начинать военные действия, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести дело в королевский суд. Существенную роль в укреплении королевской власти сыграла и финансовая реформа Людовика IX. В качест |