Внешняя политика в 20-е годы Основными направлениями внешней политики Советского государства и коммунистической партии в 20-е г.г. стало укрепление позиций СССР на международной арене и распространение коммунистического движения в мире. Первые договоры, заключенные в 1920 - 1921 гг. с пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советского государства. В 1922 - 1923 гг. РСФСР приняла участие в 4-х международных конференциях: Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннской. В предместье Генуи Раппало в 1922 г. был заключен советско-германский договор. Он предусматривал немедленное возобновление дипломатических, а также развитие торговых отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования. Отойдя от единого фронта западных держав, Германия в 20-х г.г. стала союзником СССР на международной арене. Вслед за Германией, к середине 20-х г.г., Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США). 1 февраля 1924 г. впервые пришедшее к власти в Великобритании лейбористское правительство заявило о признании СССР. В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Италией (премьер Муссолини). Вслед за этим в 1924 г. СССР был признан рядом других стран — Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др. В октябре 1924 г. правительство «левого блока» Франции во главе с Эррио установило дипломатические отношения с СССР. 1924 г. вошел в историю советской внешней политики как год широкого дипломатического признания СССР. В мае 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Китаем. Советское правительство аннулировало все договоры, заключенные царским правительством в ущерб Китаю. Китайско-восточная железная дорога (КВЖД) была объявлена совместным коммерческим предприятием и должна была управляться двумя странами на паритетных началах. В январе 1925 г. СССР установил дипломатические и консульские отношения с Японией. Японское правительство эвакуировало свои войска с Северного Сахалина (захваченного во время русско-японской войны). Советское правительство предоставило Японии концессии на Северном Сахалине. В 1924—1925 гг. СССР установил дипломатические отношения с двенадцатью государствами Европы, Азии, Америки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончательно ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений. Международное положение СССР в начале 1930-х г. Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей. Этих целей СССР смог в значительной степени достичь к середине 1930-х гг., однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР, и именно она привела к экономическому кризису на Западе. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Одновременно Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия. Укрепление международного положения СССР Захват Японией составной части Китая — Маньчжурии (1931 г.), приход к власти в Германии фашистов (1933 г.) с их откровенными планами «похода на Восток» создали явную угрозу миру. В 1932 г. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношения с Китайской республикой. Осенью 1933 г. США признали СССР, установив с нашей страной дипломатические отношения. В 1933-1935 гг. дипломатические отношения были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами. К середине 30-х г.г. Советский Союз установил дипломатические отношения с большинством стран мира. В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию. Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельством его возросшего влияния и авторитета. Проблема коллективной безопасности в 1930-е г. Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937 гг.), которые СССР вел с США, преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. К середине 1937 г. переговоры зашли в тупик из-за отказа США подписывать пакт. В июне 1937 г. Ф.Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США. Борьба с японской агрессией В июле 1937 г. Япония напала на Китай. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о ненападении. Одновременно он стал оказывать Китаю помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снаряжением. В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, которые защищали китайские города от налетов японской авиации. Бои шли с переменным успехом, достигнув наибольшего ожесточения во второй половине августа 1939 г. В сентябре 1940 г. в Токио был подписан германо-японский военный пакт. Согласно ему, Япония признала право Германии и Италии на создание «нового порядка» в Европе, а Германия и Италия — право Японии на создание «нового порядка» в Восточной Азии. В то же время советские дипломаты смогли добиться заключения с Японией пакта о нейтралитете (13 апреля 1941 г.). Советско-германские переговоры 1939 г. В мае 1939 г. Германия заявила о желании улучшить отношения с СССР, если он не пойдет по пути «окружения» Германии вместе с Англией и Францией. 23 августа 1939 г. в Московском Кремле нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет. Он предусматривал как отказ от агрессии в отношении друг друга, так и от поддержки третьих стран, в случае их нападения на одну из договаривающихся сторон. Начало второй мировой войны 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. 3 сентября Франция и Англия объявили Германии войну. Началась вторая мировая война. В короткий срок польская армия была разгромлена, правительство Польши бежало в Лондон. 17 сентября Красная Армия перешла советско-польскую границу и к концу сентября присоединила к СССР захваченные большей в 1920 г. западные земли Украины и Белоруссии, Польша как самостоятельное государство перестала существовать. 28 сентября — 10 октября 1939 г. СССР заключил оговоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение советских гарнизонов и военно-морскихбаз на территории Эстонии, Латвии и Литвы. В марте 1939 г. СССР предложил Финляндии заключить договор о взаимопомощи. Получив отказ, он в октябре того года предложил отодвинуть на несколько десятков километров советско-финляндскую границу на Карельском перешейке, а также сдать Советскому Союзу в аренду участок финской территории у входа в Финский залив для защиты Ленинграда. Правительство Финляндии отвергло это предложение. Советское руководство решило достичь своих внешнеполитических целей силой. 30 ноября 1939 г. началась 104-дневная советско-финляндская война. Ценой больших потерь Красная Армия лишь в феврале 1940 г. прорвала мощную систему укреплений («линия Маннергейма») и устремилась к центру Финляндии и ее столице. Руководство Финляндии предложило переговоры, и 12 марта 1940 года в Москве между СССР и Финляндией был подписан мирный договор. Финляндия отказалась от участия в антисоветских коалициях, отодвинула границу на Карельском перешейке на 150 км от Ленинграда (до Выборга), передала СССР ряд других территорий, а также островов в Финском заливе, сдала ему в аренду на 30 лет полуостров Ханко. Большая часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР, которую преобразовали в Карело-Финскую ССР и включили в состав СССР на правах союзной республики. Лига Наций осудила СССР как агрессора и в декабре 1939 г. исключила его из своего состава. В июне 1940 г. Советское правительство обвинило правительства прибалтийских государств в нарушении пактов о взаимопомощи и ввело на территорию Прибалтики дополнительные войска. Военное давление СССР привело к изменению политической ситуации в Эстонии, Латвии и Литве. Там были сформированы правительства просоветской ориентации, которые провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г. Литовская, Латвийская и Эстонская советские социалистические республики стали составными частями Советского Союза. В конце июня 1940 г. правительство СССР направило ультиматум Румынии, требуя срочно вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918 г., и из Северной Буковины, где проживали преимущественно украинцы. Не получив поддержки со стороны Германии, правительство Румынии было вынуждено удовлетворить советские требования. 30 июня Красная Армия заняла освобожденные территории, выйдя на реку Прут. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, которую преобразовали в Молдавскую ССР и включили в состав СССР в качестве союзной республики, Северная Буковина вошла в состав УССР. В итоге внешнеполитической активности СССР его состав к осени 1940 г. вырос до 16 союзных республик, значительно увеличилась европейская территория Советского Союза. Это создало условия для укрепления обороноспособности СССР на северо-западных, западных и юго-западных границах. Однако к июню 1941 г. новые границы не были надежно укреплены. 18. Великая отечественна война 1941-1945. Антифашистская коалиция. Итоги войны. Периодизация ВОВ. Первый период – с 22 июня 1941 года до 18 ноября 1942, то есть с нападения Германии до окончания оборонительного этапа – битвы под Сталинградом. Второй период – с 19 ноября 1942 года до конца 1943, наступление под Сталинградом, Курская битва, форсирование Днепра. Период коренного перелома в войне. Третий период - с начала 1944 года до 9 мая 1945 года – освобождение территории СССР и Восточной Европы, окончательная победа над гитлеровской Германией. План войны против СССР именовался «Барбаросса». Согласно ему Советский Союз подлежал разгрому в результате молниеносной войны в течение трёх месяцев. Для реализации данного плана были сосредоточены три группы армий. Группа «Север» наступала на Ленинград, группа «Центр» на Москву, группа «Юг» - на Киев. В соответствии с планом «Ост» предполагалось расчленить и оккупировать СССР, уничтожить около 30 млн человек, в том числе поголовно ликвидировать евреев и цыган. Уцелевшие должны были стать рабами. Красная Армия имела значительное техническое превосходство над противником. Верховным Главнокомандующим стал Сталин. В целом до середины июля оборона Красной армии находилась в стадии становления, сплошной обороны ещё не существовало. Наземные войска действовали практически без авиационного прикрытия, господство в воздухе полностью принадлежало немцам. Немецкое продвижение удавалось лишь задерживать, но не останавливать, несмотря на героические усилия солдат и офицеров. Под Смоленском развернулись тяжёлые бои. Применены новые реактивные миномёты «катюши». 30 июля немцы впервые перешли к обороне. Сражение продолжалось 2 месяца. Таким образом, Смоленское сражение сыграло ключевую роль в срыве нацистской стратегии блицкрига. 20 сентября пал Киев. Итоги летне-осенних сражений 1941 года. К концу сентября 1941 года фашисты захватили всю Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины, оккупировали Псковскую, Ленинградскую, часть Новгородской, Калининской, Смоленской, Брянской областей РСФСР. Блицкриг потерпел крах. Блокада Ленинграда. Прорвана блокада в январе 1943 года, а полностью снята 27 января 1944 года. В конце сентября гитлеровское командование вновь сосредоточило основные усилия на центральном – московском направлении. Операция нападения на Москву называлась «Тайфун». 4- 5 декабря немецкое наступление полностью остановилось. Победа под Москвой была первым крупным поражением германской армии в ВОв. Был развеян миф о её непобедимости и подорван моральный дух вермахта. В то же время Советские люди убедились, что Красная Армия в состоянии громить гитлеровцев, и окончательно поверили в победный исход войны. Поражение под Москвой имело и международное значение: оно заставило Турцию окончательно отказаться от вступления в войну на стороне Германии. 28 июля 1942 года был издан приказ наркома обороны №227 «Ни шагу назад», запрещавший под угрозой трибунала отводить войска с занимаемых позиций без приказа вышестоящего начальника и вводивший заградительные отряды, призванные силой пресекать несанкционированное отступление. 19 ноября Красная Армия под Сталинградом перешла в контрнаступление, приступив к операции «Уран». Победа под Сталинградом имела колоссальное значение. Она активизировала партизанское движение на оккупированной территории СССР и движения Сопротивления в захваченных гитлеровцами странах Европы. Немецкая операция «Цитадель» - окружение и уничтожение советских войск, расположенных в районе Курского выступа. К началу Курской битвы у немцев появились новые виды вооружения – танки «тигр» и «пантера», самоходные орудия «фердинанд», истребители «Фокке-Вульф-190», Гитлер надеялся, что они должны переломить ход боёв в пользу Вермахта. Советское командование приняло решение измотать наступающего противника на оборонительных рубежах и только потом перейти в наступление. Сражение. У деревни Прохоровка развернулось крупное танковое сражение, в котором обе стороны понесли тяжёлые потери. Провал наступление на Курской дуге ознаменовал, что стратегическая инициатива полностью перешла в руки Красной Армии. Германия окончательно лишилась шансов на реванш. В августе-сентябре Красная Армия развернула наступление на Левобережной Украине и вышла к Днепру. Форсирование Днепра, освободили Киев, также освободили Смоленскую, Брянскую и часть Калининской областей. Наступление осенью 1943 года завершило коренной перелом в войне. Более половины оккупированной территории было освобождено. Неумолимо приближалось полное изгнание фашистов с советской земли. Завершающий этап. С 1944 года начался завершающий этап ВОв, окончившийся падением Берлина и безоговорочной капитуляции Германии. Наступление КА 1944-1945 годов развернулось на огромном фронте от Белого до Чёрного моря. Настпуление КА в 1944 году проводилось в два этапа: зимне-весенний и летне-осенний. На первом этапе основные наступательные действия велись на северо-западном направлении и на Правобережной Украине. Была полностью снята блокада Ленинграда. Летом 1944 года крупнейшей операцией КА стала Белорусская, имевшая кодовое наименование «Багратион». Берлинская операция началась 16 апреля 1945 года. 2 мая гарнизон Берлина капитулировал. 24 июня на КА состоялся Парад Победы. Складывание антигитлеровской коалиции. 29 сентября – 1 октября 1941 года в Москве состоялась конференция представителей США, СССР и Великобритании. Было достигнуто соглашение о поставках в СССР боевых самолётов, танков, противотанковых ружей, зенитных и противотанковых орудий. 7 ноября США включили СССР в число стран, получающих помощь по ленд-лизу. 1 января 1942 года 26 стран, ведущих борьбу с фашизмом, в том числе СССР, США и Великобритания подписали Декларацию Объединённых Наций. Государства обязались использовать все свои силы против Германии, Японии и её союзников, сотрудничать друг с другом и не заключать сепаратного мира. 28 ноября- 1 декабря 1943 года в Тегеране состоялась конференция трёх держав на высшем уровне: СССР (Сталин), США (Рузвельт), Великобритания (Черчилль). Главным на конференции стал вопрос об открытии второго фронта. 6 июня 1944 года США и Англия высадили свои войска в Северной Франции и открыли второй фронт. 25 августа был освобождён Париж. 4 февраля 1945 года в Ялте открылась союзническая конференция. В ней во второй раз участвовали Рузвельт, Сталин, Черчилль. Главная тема – послевоенное устройство мира. Союзники подтвердили договорённость о послевоенной оккупации Германии. Союзники заявили о намерении запретить нацистскую партию, ликвидировать нацистские законы и учреждения, распустить вермахт и германский генштаб, наказать военных преступников. Германия должна была выплатить репарации в счёт возмещения причинённых её агрессией потерь. Половина репараций предназначалась Советскому Союзу. Союзники договорились о создании Организации Объединённых Наций (ООН) и созыве её первой конференции в Сан-Франциско в апреле 1945 года. 17 июля 1945 года открылась Потсдамская конференция СССР, США и Великобритания, Сталин, Трумэн, Черчилль, а затем Эттли. Основной вопрос-послевоенное устройство Европы, а именно Германии. Правило 3Д: демилитаризация, денацификация, демократизация. Потсдамская конференция стала последним этапом сотрудничества стран антигитлеровской коалиции. Она подвела итоги войны в Европе, подтвердила намерение союзников уничтожить следы нацизма. В то же время выявилась глубокая противоположность интересов СССР и стран Запада. В Потсдаме были заложены основы последующего раскола, сохранявшегося до 1989 года. Каково значение и итоги победы советского народа в войне? Сохранена свобода и независимость СССР. Расширились границы СССР. Разгромлен фашизм. Народы Европы спасены от фашистского ига. Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы. Экономические последствия. На территории Советского Союза за время войны было разрушено множество городов и поселков (официальная цифра – 1710), а также более 70 000 деревень. Естественно, в этих населенных пунктах были полностью уничтожены промышленные предприятия и заводы, а также жилой фонд. Всего было разрушено более 31 000 предприятий, 13 000 мостов, 65 000 километров железнодорожных путей. По оценкам экспертов, прямой ущерб в рублевом эквиваленте составил около 678 миллиардов без учета вложений в ведение войны и потери, которые понес Союз из-за прекращения экономической деятельности в оккупированных районах государства. Сельское хозяйство также значительно пострадало, особенно в тех регионах, которые в довоенные годы специализировались именно на производстве продуктов аграрного направления и стали местом ведения военных действий – Кубань, Поволжье, Белоруссия, Украина, Молдавия, Центральная часть России. Больше всего потерь было в животноводческом секторе, однако и другим отраслям сельского хозяйства пришлось нелегко. Всего же по оценкам экспертов Советский Союз потерял более 30% национального богатства, если говорить об ущербе государству в целом, и более двух третей – на оккупированных территориях. Еще одним итогом войны в экономическом отношении стало перебазирование промышленности из оккупированных районов на Урал и на Север, а также развитие на Востоке страны новых промышленных зон. После войны многие предприятия так и остались на новых местах, изменив производственную инфраструктуру. Демографические потери. В послевоенные годы, данные о том, как отразились боевые действия на численности населения СССР, не озвучивались. И.В. Сталин лишь упомянул, что потери Союза составили более 7 миллионов человек. Затем, уже в начале 60-х, Н.С. Хрущевым была названа другая, более впечатляющая цифра – около 20 миллионов. И лишь в марте 1990 г. были обнародованы данные, собранные в ходе работы специальной комиссии, которая проводила анализ под эгидой Министерства обороны Советского Союза. По уточненной информации, во время войны погибло почти 27 миллионов граждан СССР (точное число – 26.6 миллиона). В это количество включили: - убитых и умерших от ранений военнослужащих; - умерших от болезней; - казненных через расстрел (по результатам различных доносов); - пропавших без вести и попавших в плен; представителей мирного населения, как на оккупированных территориях СССР, так в других областях страны, в которой из-за шедших в государстве боевых действий наблюдалась повышенная смертность от голода и заболеваний. Итоги для политической жизни СССР. Несмотря на многочисленные потери, на момент окончания войны армия Советского союза была самой многочисленной в Европе, и насчитывала более 11 миллионов человек. Кроме того, были существенно расширены границы государства, ведь к СССР присоединили часть Пруссии (будущую Калининградскую область); литовскую Клайпеду; за счет финских территорий – часть современной Мурманской области; Южный Сахалин; Закарпатскую область Украины; Курильские острова. Также к РСФСР присоединилась Тува, которая стала автономной областью, а затем – автономной республикой. Договоренности с военными союзниками принесли и другие плоды, кроме помощи в военных действиях. Они помогли юридически закрепить права Советского Союза на те территории, которые вошли в его состав непосредственно перед началом войны, а именно Западную часть Украины и Белоруссии, некоторые территории Прибалтики, Бессарабию и Северную Буковину. Кроме того, победа доказала состоятельность Советской власти, что позволило руководству государства укрепить свой авторитет среди населения и усилить тоталитарную систему. Вопрос 19. Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 г.г. Начало «холодной войны».  Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «Холодная война» Решающий вклад Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной арене. Возрос мировой авторитет СССР как одной из стран – победительниц в борьбе с фашизмом, его вновь стали воспринимать как великую державу. Преобладающим было влияние нашего государства в Восточной Европе и в Китае. Во второй половине 1940-х гг. в этих странах сформировались коммунистические режимы. В значительной степени это объяснялось присутствием советских войск на их территориях и большой материальной помощью со стороны СССР. Но постепенно противоречия между бывшими союзниками во Второй мировой войне стали усугубляться. Манифестом противостояния стала речь У. Черчилля «Мускулы мира» в г. Фултон (США) 5 марта 1946 г., где он призвал западные страны бороться с «экспансией тоталитарного коммунизма». В Москве это выступление было воспринято как политический вызов. И.В. Сталин резко ответил У. Черчиллю в газете «Правда», отметив: «…что по сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Конфронтация еще больше усилилась, и «холодная война» разгорелась с обеих сторон. Затем инициатива развития конфронтационных действий в русле «холодной войны» перешла к США. В феврале 1947 г. президент Г. Трумэн в ежегодном послании Конгрессу США предложил конкретные меры, направленные против распространения советского влияния, включавшие в себя экономическую помощь Европе, образование военно-политического союза под руководством США, размещение американских военных баз вдоль советских границ, а также оказание поддержки оппозиционным движениям в странах Восточной Европы. Важной вехой американской экспансии стала программа экономической помощи странам, пострадавшим от нацистской агрессии, провозглашенная 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом. Москва демонстративно отказалась участвовать в «плане Маршалла» и оказала давление на страны Центральной и Восточной Европы, принудив их сделать то же самое. Ответом Кремля на «план Маршалла» стало создание в сентябре 1947 г. Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) с целью усиления контроля за коммунистическим движением в мире и странами Центральной и Восточной Европы. Коминформ сделал акцент только на советскую модель становления социализма, осудив ранее имевшие место концепции «национальных путей к социализму». В 1947–1948 гг. с подачи советского руководства в странах Восточной Европы произошла серия разоблачений в отношении ряда партийно-государственных деятелей, обвиненных во вредительстве и отступлениях от согласованной линии социалистического строительства. В 1948 г. резко обострились отношения СССР и Югославии. Глава этого государства И.Б. Тито стремился к лидерству на Балканах и выдвигал идею создания балканской федерации под руководством Югославии, в силу собственных амбиций и авторитета он отказался действовать под диктатом И.В. Сталина. Коминформ в июне 1948 г. издал резолюцию о положении в Коммунистической партии Югославии, обвинив ее руководителей в отходе от марксистско-ленинской идеологии. Далее конфликт углубился, что привело к разрыву всех отношений между двумя странами. Отказавшись от участия в реализации «плана Маршалла», страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ее главными задачами стали материальная поддержка стран просоветского блока, а также их экономическая интеграция. Вся деятельность СЭВа строилась на планово-директивных принципах и была пронизана признанием политического лидерства СССР в социалистическом лагере. В конце 1940-х – начале 1960-х гг. конфронтация между СССР и США усилилась в Европе и Азии. В рамках осуществления «плана Маршалла» по инициативе США 4 апреля 1949 г. был создан военно-политический союз – организация Северо-атлантического договора (НАТО), в который вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Позже к НАТО присоединились Турция и Греция (1952), а также ФРГ (1955). Острой проблемой оставалось противостояние в оккупированной союзными войсками Германии, в которой происходил процесс раздела страны на две части: западную и восточную. В сентябре 1949 г. из западных зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ), а в октябре того же года в советской зоне Германская Демократическая Республика (ГДР). На Дальнем Востоке в 1950–1953 гг. разразилась Корейская война между Севером и Югом, которая стала практически открытым военным столкновением между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали политическую, материальную и людскую помощь Северной Корее, США – Южной. Война шла с переменным успехом. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться решающего военного перевеса. В июле 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась расколотой на два государства, которые сохранились до сих пор. 20. СССР в 1953 – 1964 гг.: попытки реформирования советского общества. Экономика • Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М.Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускорение развития сельского хозяйства и производства предметов потребления. • вторая п.1953 г. - конец 1950-х - хозяйственные реформы благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, и на благосостоянии народа, так как возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства => получили широкую поддержку в массах. Однако сохранялась не демократизированная основа - административно-командная система => уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. 1. Аграрная реформа: ➢ 1й секретарь ЦК Н.С.Хрущев впервые после свертывания НЭПа заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. ➢ 1953-1958 гг. следующие осн. реформы: ✓ резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); ✓ списали долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни ✓ отменили налог на личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и разрешили в пять раз увеличить его размер; ✓ провозгласили принцип планирования снизу; ✓ стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать колхозникам паспорта; ✓ колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий; ✓ с 1954 за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель ✓ 1958 - реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов и ликвидирует «двоевластие» на земле (колхозов и МТС), разбудит инициативу колхозников. ➢ Два сильных удара сверху: ➢ технику МТС не отдали колхозам, а заставили ее выкупить, в сжатые сроки (за год) и по высоким ценам.. ➢ новое раскрестьянивание селян: вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства, начался новый поход на него (3й после проведения коллективизации). Призывали продаваь скот колхозам и покупать мясо и молоко в них же. В результате, к середине 1960-х гг. ЛПХ деревенских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 1950-х гг. ➢ методы поднятия «мясной целины» Н.С.Хрущева: ✓ чтобы решить проблему кормопроизводства, нужно изменить структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос, но не сработал. ✓ в 1962 правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо.не сработало и вызвало волнения в городах. ✓ В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. ✓ Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. 2. Промышленность в 1950-х гг. ➢ К середине XX в. СССР превратился в могучую промышленную державу. ➢ к началу 1960-х гг. почти 3/4 общего объема пром. производства – товары группы «А». Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика ➢ Предприятия группы «Б» развивались намного медленее (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) . ➢ высокие темпы роста благодаря жестким методам административной экономики. ➢ Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень отставал от потребностей времени. Эти проблемы обсуждались в 1955 на июльском пленуме ЦК КПCC, посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет. ➢ в 1958., было названо главное звено НТР - химия. ➢ . символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. ✓ октябрь1957 запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. ✓ апрель 1961. в космосе первый человек Юрий Гагарин. Прославлялись космонавты (Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова идр) 3. Реформа управления народным хозяйством ➢ 1957 - реформа управления гражданской промышленностью и строительством. По этой реформе: ✓ перешли от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления, ✓ вместо министерств – совнархозы. Предприятия передавались из общесоюзного в республиканское управление. ✓ Преследовали следующие задачи: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, и в итоге — ускорить экономическое развитие. ✓ НО реформа ударила по единой технической и технологической политике, развивать которую хотели в 1955, принимая решения по НТП. Укрепление хозяйственных связей внутри республик и регионов, разрушило эти связи между ними, породив местничество. Чтобы преодолеть это и стимулировать технический прогресс, стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим. ➢ Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. ➢ Сверхвысокие темпы жилищного строительства в 1й пол. 1960-х гг, чего не было ранее, хотя была острая необходимость. ➢ конец 1950-х.- переход от пятилетнего к семилетнему планированию. ✓ Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития н.хоз-ва СССР через год сочли негодным.=> Семилетка— 1959-1965 - два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. ✓ Основные задачи нового плана: 1. форсировать освоение Востока страны 2. открыть простор для научно-технического прогресса 3. скоординировать народнохозяйственные планы стран — членов СЭВ. ✓ Итоги: 1. За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%. 2. НО предприятия группы «Б» план не выполнили. 4. Общественно-политическое развитие ➢ XX съезд КПСС - февраль 1956. ✓ подведены итоги пятой пятилетки, ✓ приняты директивы по шестой пятилетке (1956-1960 гг.), ✓ поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистичекие страны «в краткие исторические сроки». Планы были сорваны, задача забыта, ✓ доклад Н.С.Хрущева на последнем закрытом заседании, которого не было в повестке дня. «О культе личности и его последствиях» XX съезд - первый съезд после смерти Сталина. В докладе не было теоретических обобщений, обоснований, выводов, идея – те, кого казнили «врагами народа», на деле были честными партийцаи и патриотами. Свое развитие доклад получил в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июнь 1956 г.). В нем не было страшных фактов, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях. ✓ 1930-х - начале 1950-х - начало широкому процессу реабилитации репрессированных. С весны 1953 осторожно и только среди элиты, затем коснулась миллионов простых граждан СССР, даже целых народов. В январе 1957 реаб. репрессированных в годы войны калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев (восстановлена их национальная государственность, им позволили вернуться на историческое место жительства) 1964 - отменен Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. в отношении советских немцев, но лишь в части, содержащей огульные обвинения в пособничестве оккупантам. 1967 - подобное обвинение сняли с крымских татар. В конце 1960-х гг. процесс реабилитации был свернут. ➢ Попытка переворота 1957 г. ✓ Летом 1957 . решено, что Н.С.Хрущев слишком далеко зашел в разоблачениях Сталина, чем подорвал авторитет СССР и КПСС на международной арене (На волне разоблачения авторитарности в СССР вспыхнули волнения в Польше и Венгрии. Резко обострились отношения с Китаем и Албанией, в которых в этот период утверждались собственные «культы личности».) ✓ Глава гос-ва, председатель президиума ВС СССР маршал Ворошилов, глава правительства маршал Булганин, а также Молотов, Маленков, Каганович, Первухин, Сабуров, составив большинство членов Президиума ЦК КПСС, приняли решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. ✓ Хрущев не согласился. Его поддержали на пленуме ЦК партии (июнь 1957 г.), министр обороны маршал Советского Союза Жуков и председатель КГБ генерал Серов ✓ Вскоре все выступившие против Н.С.Хрущева были отстранены от власти. Был снят со своего поста и Г.К.Жуков, проявивший наибольшую активность в борьбе за Хрущева. С 1958 г. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР. В его руках сосредоточивается необъятная, все менее контролируемая власть. ➢ Программа КПСС 1961 г. ✓ 1956 г. XX съезд КПСС поручил ЦК партии подготовить проект программы строительства коммунизма в СССР. (О возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране говорил И.В.Сталин в 1939 г. на XVIII съезде партии.) Еще до войны была создана комиссия по подготовке партийной программы. В 1956 г. новую комиссию возглавил Н.С.Хрушев, и осенью 1961 г. проект программы был опубликован в печати для всенародного обсуждения. ✓ 1 программа (1903 г.) направлена на совершение буржуазно-демократической, а затем социалистической революции; 2 программа (1919 г.) - построение социализма; 3 ая программа партии (октябрь 1961. на XXII съезде КПСС.) – курс на коммунизм. ✓ полагая, что социализм в СССР победил «полностью и окончательно», и страна вступила в этап «развернутого строительства коммунизма», съезд рассматривал программу как философское, экономическое и политическое обоснование построения в СССР коммунизма. ✓ для построения комунизма необходимо: 1. экономика — построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); 2.соц.-полит. сфера — перейти к коммунистическому самоуправлению и бесклассовому обществу; 3. духовно-идеологическая сфера — воспитать нового, всесторонне развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами. ➢ Культура ✓ Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг. на государственной даче под Москвой, в Доме Приемов на Ленинских горах и в Кремле. Не смотря на мягкость форм, они преследовали ту же цель: полностью подчинить интеллигенцию партийному влиянию. Культурное развитие общества после смерти Сталина, с легкой руки писателя И.Г. Эренбурга, называют периодом «оттепели». ✓ в мае 1956 г. самоубийство первого секретаря Союза писателей СССР А.А.Фадеева. В предсмертном письме в ЦК КПСС он осудил «самодовольство нуворишей от великого ленинского учения», которые низвели деятелей культуры «до положения мальчишек», называя партийностью идеологическое запугивание. Примером такого запугивания в конце 1950-х гг. стала кампания против поэта Б.Л.Пастернака, которому в октябре 1958 г. была присуждена Нобелевская премия за опубликованный в Италии годом ранее роман «Доктор Живаго». Роман был назван «политическим пасквилем», а его автор «внутренним эмигрантом» и «предателем». В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущев также осудил «очернителей», а заодно и «лакировщиков» советской действительности. ✓ Тем не менее, в 1962 г., по настоянию Н.С.Хрущева, Президиум ЦК КПСС разрешил опубликовать повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой содержались сведения о режиме и порядках в советских концлагерях, считавшиеся тогда секретными. 21. СССР в1965-1985г.Нарастание кризисных явлений. Проблемы, которые, во все увеличивающихся масштабах, встали перед экономикой СССР к началу 11-го пятилетия хорошо просматриваются в выступлениях высшего руководства СССР: это и хронические трудности развития сельского хозяйства, и «увеличение затрат в связи с освоением Востока и Севера», и т.д. И все это на фоне сокращения прироста трудовых ресурсов, необходимости улучшения жилищно-бытовых условий значительной части населения, «коренной перестройки» многих старых предприятий, развития отстающих от роста экономики, дорог, транспорта, связи. Кризисные явления обозначились еще с конца 1970-х. И прежде всего, они затронули потребительский сектор – направление, являвшееся наиболее приоритетным в 1965-1973 гг. Суть состояла в том, что предприятия легкой и пищевой промышленности, «которым дали право самостоятельно планировать свою работу и вести хозрасчет», увеличивали свою прибыль путем скрытого повышения цены за счет ухудшения качества выпускаемой продукции и манипулирования с ассортиментом. Этот вопрос попал в центр внимания руководителя Госплана Н.К. Байбакова. По его свидетельству: «Этот так называемый «ассортиментный хор» не учитывался в индексах ЦСУ СССР и осуществлялся ведомственным путем в обход Госплана». Косыгина был подготовлен обстоятельный доклад о негативных процессах в легкой и пищевой промышленности, развитие которых лежало в основе первой инвестиционной программы, проводимой под его руководством. Доклад был размножен и роздан всем заместителям Косыгина, а затем, буквально на следующий день, экземпляры были у них изъяты и уничтожены. Никаких решений по докладу не принималось». Однако уход от проблем не решал их, а с началом XI пятилетки кризисные явления обозначились и по другим инвестиционным программам. Сельское хозяйство Негативные явления наблюдались и в сельскохозяйственном производстве. В 1981-1985 гг. производительность труда в сельском хозяйстве по сравнению с уровнем США снизилась: если в 1976-1980 гг. она по данным официальной статистики составляла около 20%, то в 1981-1985 гг. – менее 20[6]. И все это несмотря на выполнение заданий планов производства министерствами, обеспечивающими сельское хозяйство техникой: Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министерством машиностроения для животноводства и кормопроизводства и др. Темпы прироста как валовой продукции сельского хозяйства, так животноводства и растениеводства были в 1981-1985 гг. наименьшими за весь период с 1961 года. Кризис административно-командной системы ("Застой" 1965-1985 гг). Говоря о Брежневе можно сказать, что это слабая личность со слабой волей и характером. У него не было силы воли Сталина и работоспособности Хрущева. Не было самостоятельности и реформаторских замыслов. Главная его заслуга - он сформировал в стране новый правящий класс. Вместо богатства и наследства основу этого класса состовляли связи с высокими правительственными чиновниками. Главная его заслуга - он сформировал в стране новый правящий класс. Вместо богатства и наследства основу этого класса состовляли связи с высокими правительственными чиновниками. Пренадлежность к этому классу означало включение в список на получение высоких и доходных должностей. При Брежневе в начале был экономический успех, а затем проблемы откладывались, а нерешались. Обламась попытка реабилитации Сталина. Усилилась безхозность и безолаберность. Нормой жизни стала коррупция. 20-тие правление Брежнева называли периодом “застоя”. Роль коммунистической партии не состояла больше в том, чтобы проводить преобразования в стране. Теперь партия занималась администратированием, т.е. хоздеятельностью и сохранением существующих порядков. Развитие топливно-энергетического комплекса В развитии топливно-энергетического комплекса также назревал кризис. Прежде всего, он коснулся динамично развивавшейся в предыдущие пятилетки нефтяной отрасли. Интенсивная эксплуатация ранее открытых месторождений и увеличение затрат на поддержание уровня добычи поставили под угрозу выполнение планов на 1981-1985 гг. Если в предыдущие пятилетки руководители министерства рапортовали о досрочном выполнении и перевыполнении планов, то намечаемое Госпланом СССР решение об установлении Министерству плана по добыче нефти на 1984 год с превышением уровня, предусмотренного в пятилетнем плане, на 3 млн. тонн было оценено Министерством как «неправомерное». По данным министерства такое решение не вызвало бы роста добычи нефти из-за «отсутствия для этого реальных возможностей». министр нефтяной промышленности Н.А. Мальцев стал категорически резко возражать против увеличения объемов производства нефти. Упорство министра объяснялось тем, что при планировании объемов производства руководители министерства пользовались традиционным методом «заниженного» планирования, при котором на планируемый уровень могли выйти и на 1 год ранее, после чего успешно перевыполняли план. Такой метод имел и свои отрицательные последствия: обустройство промыслов, «бытовка» - отставали от роста производства. Было ли это ошибкой в планировании и проведении «однобокой» инвестиционной политики, или делался сознательный ход, осуществляемый с пониманием того, что на благоустройство новых территорий и производств, жилищное и культурно-бытовое строительство средств все равно не выделят, сейчас трудно определить однозначно. Скорее всего, имело место и то, и другое. 22. Международное положение и внешняя политика СССР в 1953-1988г. Первое время после смерти Сталина членам «коллективного руководства» было не до внешней политики — шла ожесточеннейшая борьба за власть. Поэтому, несмотря на определенные расхождения в вопросах внешней политики (так, министр иностранных дел В. М. Молотов занимал гораздо более жесткую позицию по отношению к Западу, чем Г.М, Маленков (первым в мире (!) в марте 1954 г. заявивший о недопустимости ядерной войны) или Н. С. Хрущев), всеми овладело желание взять своего рода «тайм-аут» в международных отношениях. Следствием этого стало определенное смягчение дипломатии СССР, выразившееся в урегулировании многих давних конфликтов. Так, 27 июля 1953 г. было достигнуто перемирие в Корее, положившее конец трехлетней кровопролитной войне, а в июле 1954 г. в Женеве завершилась проходившая при участии СССР конференция по Индокитаю, которая оформила окончание боевых действий между вьетнамскими коммунистами во главе с Хо Ши Мином и французскими колониальными войсками генерала Леклерка. Была признана независимость Северного Вьетнама. В июле 1955 г. произошла первая после Потсдама личная встреча глав стран-победительниц: СССР (Хрущев), США (Эйзенхауэр), Великобритании (Иден) и Франции (Фор), закончившаяся, правда, безрезультатно. Наконец, 17 апреля 1956 г. был распущен Коминформ. Однако эти новые тенденции отнюдь не означали наступление «эры пацифизма» в советской внешней политике. И после Сталина СССР по-прежнему жестко контролировал свою сферу влияния в Восточной Европе, не допуская там и малейших признаков неповиновения (советские войска в июле 1953 г. подавили волнения в Восточном Берлине) и увеличивал свои ядерные арсеналы. Смерть Сталина вызвала пересмотр отношений с такими социалистическими государствами, как Китай и Югославия. Отношения с КНР стали теперь для Советского Союза едва ли не самым приоритетным вопросом, а после визита Хрущева, Булганина и Микояна в Пекин между двумя странами установлены равноправные союзнические отношения. В качестве жеста доброй воли СССР отказался от своих прав на аренду Порт-Артура и эвакуировал с Квантунского полуострова свою военно-морскую базу, ликвидировал все смешанные советско-китайских предприятия с передачей их имущества в полную собственность Китая. Берлинский кризис. СССР в лице Хрущева с конца 50-х гг. настаивал на том, чтобы весь Берлин стал свободным демилитаризованным городом, отделенным от остальной Германии полноценной границей. В конце 1958 г. Хрущев даже предъявил западным странам ультиматум, требуя принять его условия в течение 6 месяцев и обещая в противном случае предпринять односторонние меры.13 августа 1961 г. за одну ночь силами строительных частей Немецкой Народной Армии по периметру Западного Берлина исключительно на принадлежащей ГДР территории была возведена стена, ставшая впоследствии зримым воплощением разделившего Европу «железного занавеса». Хрущев воспринял исход второго Берлинского кризиса как свою победу. Карибский кризис - чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962. Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости, что выразилось, в частности, в заключении 5 августа 1963 г. Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (кроме подземных). Это потепление сказывалась вплоть до 1968 г. и вошло в историю как «период разрядки». XX съезд КПСС официально утвердил идею о возможности и необходимости мирного сосуществования и соревнования двух систем, однако отнюдь не стал безоговорочным поворотом к сближению с Западом. 23. СССР в 1985 – 1991 гг.: «перестройка». Распад СССР. Курс на «ускорение» (1985-1986) Факторы необходимости ускорения: 1. острые социальные проблемы (продовольственная, жилищная и т.д.); 2. угроза слома военно-стратегического паритета (СОИ — стратегическая оборонная инициатива США); 3. необходимость обеспечения экономической независимости; 4. задача прекращения падения темпов развития экономики. Решение: 1. повышение темпов экономического роста (М.С.Горбачев: национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год; интенсивное производство (за счет тех.новинок)); 2. «активная социальная политика» (принцип социальной справедливости). Начало – тяжелая промышленность (переход к производительным комплексам, подвод их под народное хозяйство). Курс на молодежь=>на приведение в действие «скрытых резервов» роста: 1. загрузка всех действующих мощностей; 2. укрепление трудовой дисциплины (антиалкогольная кампания); 3. механизация и автоматизация; 4. повышение качества (создание госприемки). Резкий рост аварий и катастроф (на Чернобыльской АЭС 27.04.1986). Эпоха «перестройки» (1987-1991) При Ю.В.Андропове - идея рыночных отношений, с приходом к власти К.У.Черненко эксперимент свернут. Вторая половина 1980-х гг. - тенденция усиления рыночных факторов (стержень перестройки). Основные законы: 1.Закон о государственном предприятии 1987. Предприятия должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяйственными единицами, составив основу рыночного сектора экономики (разделение труда). Плюсы: а. перевод на самоокупаемость и хозрасчет; б. право выбора руководителей; в. рабочий контроль за руководством; г. самостоятельные закупки и продажи (в т.ч.на внешнем рынке) Минусы: а. цены регламентировались; б. госзаказ; в. лишение права самофинансирования. 2. Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД) – 1988 – частное предпринимательство. Свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, которая велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами. Признание необходимости строительства фермерских хозяйств. Программа перехода - «500 дней» (Г.Явлинский) - «приватизация экономики». С конца 1989 по 1991 г. было принято более ста законов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало. С 1989: 1. сокращение нац.дохода (в 1990 превысило 10%); 2. падение доходов; 3. дефицит товаров; 4. рост цен (в 2-10 раз); 5. отчужденность масс от результатов своего труда=>забастовки (шахтеры, «горячее лето» 1989 – «КПСС – НЕ партия рабочего класса»). Складывание идеи политической реформы Пересмотр программы КПСС 1961 г.: 1. создание Съезда народных депутатов; 2. выборы на двухступенчатой основе; 3. формирование трети депутатов от общественных организаций; 4. курс на гласность; 5. приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Начало разрушения советской системы I Съезд народных депутатов СССР. Председатель Верховного Совета РСФСР, май 1990 - Б.Н.Ельцин. «Вся власть Советам!». Цель - переход к правовому государству. Переход к президентской системе – свертывание и ликвидация советской власти. II Съезд народных депутатов СССР. Осенью 1989 г. победили революции в странах Восточной Европы. Требования депутатов Межрегиональной группы, возглавляемой Ельциным, радикализировались. Ельцин требовал решительной борьбы с бюрократией и деидеологизации управления. III съезд народных депутатов СССР – возрождение многопартийности (изменена ст.6 Конституции). «Августовский путч» - политическая система СССР обречена.. Начало межнациональных конфликтов В 1986 г. XXVII съезд КПСС заявил, что национальный вопрос в СССР решен. Однако: 1. конфликт в Нагорном Карабахе (Армения, Азербайджан); 2. весной — летом 1990 г. республики СССР приняли декларации о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Акты применения силы: апрель 1989 г. в Тбилиси, январь 1990 г. в Баку, январь 1991 г. в Вильнюсе и Риге, август 1991 г. в Москве. Ликвидация СССР 17 марта 1991 г. прошел референдум о судьбе СССР, на котором абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде. Апрель 1991 г. в «обновленный Союз» - «Содружество Суверенных Государств» (ССГ) - согласились вступить 10 из 15 республик. 18 августа 1991 г. находившийся на отдыхе в Крыму Президент СССР М.С.Горбачев был блокирован на даче в Форосе. 19 августа - Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) из 8 человек (Янаев, Язов, Пуго, Крючков и т.д.). М.С.Горбачева объявили временно отстраненным от управления государством по состоянию здоровья. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В Москву были введены войска. Оппозицию ГКЧП возглавил Президент России Б.Н.Ельцин. Москвичи многотысячным кольцом окружили «Белый Дом». ГКЧП не решился начать вооруженные действия и 21 августа лишился власти. 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы. После подавления «августовского путча» три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре Президент СССР подписал указы о признании этого выхода. 8 декабря 1991 г. - «Беловежское соглашение» (Россия, Белоруссия, Украина; провозглашено СНГ). 21 декабря 11 республик поддержали его («Алма-Атинское соглашение»). 25 декабря 1991 г. Президент СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался. 24. Российская Федерация в 1991-1999 гг.: кардинальные изменения в экономике, политике, культуре. Четвертая власть – СМИ. Создание различных типов и форм хозяйствования (частное, групповое, акционерное предпринимательство, коммерческие банки, биржи). Новый импульс религиозного движения. Первостепенны отношения со странами «ближнего зарубежья». Экономика: 1. Либерализация цен (Е.Т.Гайдар, январь 1992, отмена гос.дотаций и гос.распределения; резкий рост цен, курс на насыщение рынка товарами народного потребления (фритредерство – либ.внешней торговли), конвертация рубля, массовое закрытие отечественных фабрик; 2. Приватизация (А.Б.Чубайс, 1992-1994; 1-ый этап: ваучеризация – передача части гос.собственности стоимостью 10 тыс. р.(в ценах 1984) народу – номинальный характер, т.к.рельная цена колебалась от 2 до 40 тыс. р.; 2-ой этап: приватизация через акции, вследствие которой бавшее национальное достояние сосредоточилось в руках менее 10% населения); 3. Аграрная политика (превращение колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества, антипротекционистская политика государства (закупки за рубежом)=>количество продукции сокращается); 4. Соц. политика (сокращение расходов на здравоохранение, образование, культуру, расслоение общества, рост безработицы). В декабре 1992 г. – отставка Е.Т.Гайдара (VII Съезд). Новый глава правительства - В.С.Черномырдин (частичное гос.регулирование, сохранил пост после выборов 1996). В 1993 г. Верховный Совет против экономической политики (метод «шоковой терапии»), но нет собственной экономической программы. «Валютного коридора» (1996-1997 – установление жесткого уровня падения покупательной способности рубля по отношению к американскому доллару),задержка выплат зарплаты бюджетным категориям населения=> приостановление галлопирующей инфляции, финансовая стабилизация, деноминация рубля (1998). 1997 г. - мировой финансовый кризис (выброс в 1990-х США на мировой рынок большого количества необеспеченных товарной массой долларов)=>провал попытки С.В.Кириенко ввести монетаристский экономический курс, девальвация рубля, отставка Кириенко=> «министерская чехарда» (Е.М.Примаков, С.В.Степашин, В.В.Путин – до августа 1999). Итоги: 1. Ценообразование, внешняя торговля либерализованы; 2. Многоукладная экономика (государственный капитализм, частный капитализм, мелкотоварное производство, коллективное производство); 3. Спад производства; 4. ВВП сократился на 40% по сравнению с 1990; 5. Отток капиталовложений за рубеж (от 40 до 60 млрд. $), внешние займы; 6. Средний доход – 90,8% прожиточного минимума; 7. Возрастание соц. напряженности. Политика: 1. Федеративный договор (31 марта 1992, Москва) - взаимоотношения между субъектами РФ (республика, край, область, округ), границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI Съездом народных депутатов РФ (не был подписан Татарстаном (до 1994) и Чечней); 2. Конституция 1993- выбор: президентская, парламентская или смешанная республика. Осень 1993 - Президент объявил о роспуске Верховного Совета, а ВС объявил Президента низложенным=>столкновение в Москве 3-4 октября (убито свыше 100 чел.). Победа – за Президентом. Конституция закрепила за Президентом необъятную власть (НО: ограничение пребывания одного лица на высшем государственном посту не более двух сроков (8 лет)). 12 декабря 1993 г. проект получил одобрение (референдум). Выборы в закон.орган—Федеральное Собрание (верхняя — Совет Федерации, нижняя —Гос. Дума). Госдума 1995. 5% барьер. Относительное большинство - коммунисты, за что ее прозвали «красной». К началу 1996, Министерство юстиции - 83 партии. Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) победу одержал Б.Н.Ельцин (второй срок). Г.А.Зюганов - 40% избирателей. Госдума 1999. Большинство мест – КПРФ и «Единство» (значительно более правая). Председатель ГД вновь Г. Н. Селезнев (КПРФ). Президент РФ Б.Н. Ельцин принял решение о передаче своих полномочий Председателю Правительства РФ В.В. Путину (31декабря 1999 указ о назначении В.В. Путина врио Президента РФ, 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы (победа Путина=>усиление суверенной рос.государственности). 3. Чеченский вопрос (1994-1996; «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации»; гибельболее 10 тыс.федеральных и чеченских солдат, тысяч мирных граждан, теракты; общенациональная трагедия). 4. С НАТО: ОСНВ-2: к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон должен сократиться на 2/3 по сравнению с уровнем ОСНВ-1. К 1998 г. договор не был ратифицирован сторонами. «Партнерство во имя мира» (1994)=>передача в руководство НАТО российского батальона, направленного в бывшую Югославию для умиротворения конфликтующих сторон. Май 1997 - американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран бывших членов распущенной в 1991 г. ОВД, прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО. Отношения России с НАТО резко обострились в связи с начавшейся в марте 1999 г. военной операцией НАТО против Югославии. После террактов 2001 в США НАТО в ходе военной операции в Афганистане установила свое военное присутствие в Центральной Азии, что затрагивает интересы России. Но Россия и США сотрудничают в борьбе с международным терроризмом. 5. С СНГ: 15 мая 1992, Ташкент - договор о коллективной безопасности СНГ (подписали только 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). Позднее присоединились Белоруссия, Киргизия, Грузия. 1993 – распад единой рублевой зоны. 1992 – вывод рос.войск из Прибалтики, Грузии и т.д. (кроме миротворческих). «Новый курс» МИДа: 29 марта 1996 - договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической области. Май 1997 – договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве (с Украиной). Апрель 1996 – «Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России», декабрь 1999 – «Договор о создании союзного государства» (реального сближения не произошло из-за оппозиции правящих кругов). 25. Внутренняя политика России в период с 2000 по 2014 год Плюсы 1. Укрепление государственных институтов, создание единого правового пространства.Одним из первых шагов по выводу России из системного кризиса стало укрепление вертикали власти и государственных институтов, наведение конституционного порядка на всей территории страны. Было восстановлено единое правовое пространство страны, а правовая база регионов приведена в соответствие с федеральным законодательством. В то же время произошло четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и органов местного самоуправления. Одновременно значительная часть функций в сфере социально-экономического развития была передана на региональный и местный уровни. Иными словами, произошла серьезная децентрализация властных полномочий. 2. Социальная направленность внутренней политики.Наметился новый подход к социальным проблемам, который президент Путин определил как "курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России". Повышение качества жизни граждан России стало ключевым вопросом государственной политики. Именно эту задачу преследуют приоритетные национальные проекты, которые начали осуществляться с 2006 года. Были выбраны наиболее важные и в то же время такие запущенные сферы, как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Результаты очевидны. Только в ходе выполнения ПНП "Здоровье" уже было закуплено и поставлено в медучреждения свыше 40 тыс. единиц диагностического оборудования и более 13 тыс. санитарных автомобилей, реализация программы родовых сертификатов охватила более 90% рожениц, оплачена медицинская помощь для 1,3 млн женщин и свыше 300 тыс. детей, проведен скрининг на пять наследственных заболеваний 1,2 млн новорожденных детей, 300 тыс. пациентам была оказана высокотехнологичная медпомощь, проведены массовые кампании по диспансеризации и вакцинации населения. 3. Улучшение демографических показателей.За минувшие годы удалось преодолеть тревожные тенденции роста смертности и снижения рождаемости. В 2007 году в России родилось на 145 тыс. детей, или на 10%, больше, чем в 2005 году. За тот же период на 178,8 тысячи человек уменьшилась естественная убыль |