ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Зрение и его характеристики? Поле зрения (пространство, охватываемое глазами в неподвижном состоянии) ограничено анатомическими структурами в горизонтальной плоскости (более сильно уменьшено со стороны направленной к носу) и в вертикальной плоскости (ограниченно верхним краем орбиты). В бинокулярном зрении горизонтальное поле составляет примерно 180 градусов, а вертикальное от 120 до 130 градусов. При дневном зрении большинство зрительных функций ослаблено на периферии поля зрения, а восприятие движения, напротив, улучшено. При ночном зрении имеет место значительная потеря остроты зрения по центру поля зрения, где, как было отмечено выше, палочки присутствуют в менее многочисленном составе. Область фиксации расположена, благодаря подвижности глаз, головы и тела, вне поля зрения; в профессиональной деятельности область фиксации имеет большое значение. Существует большое количество причин уменьшения размеров поля зрения, как анатомических, так и физиологических: сужение зрачка; непрозрачность хрусталика; патологические заболевания сетчатки, зрительных путей или зрительных центров; яркость объекта восприятия; оправа очков для коррекции и защиты зрения; движение и скорость объекта восприятия и другие. Острота зрения “Острота зрения (VО) представляет собой способность различения мелких деталей объектов в поле зрения. Она определяется в пределах минимальной величины деталей тестируемого предмета, которые субъект может правильно идентифицировать" (Riggs, in Graham et al. 1965). Оптимальная острота зрения представляет собой способность различать мелкие детали. Острота зрения определяет предел пространственного распознавания. Размер отображения предмета на сетчатке зависит не только от его физического размера, но и от его удаленности от глаза и называется угол зрения (обычно в минутах дуги). Острота зрения находится в обратной зависимости от угла зрения. Риггс (1965) описывает несколько типов определения "остроты зрения". В клинической и профессиональной практике, задача распознавания, для выполнения которой от субъекта требуется назвать тестируемый объект и найти некоторые детали на нем, является наиболее применяемой. Для удобства, в офтальмологии, острота зрения измеряется относительно величины называемой “нормалью”, с использованием диаграмм, представляющих ряды объектов различных размеров; они должны наблюдаться с определенного расстояния. В клинической практике при проведении тестов на остроту зрения на расстоянии наиболее часто используемыми являются диаграммы Snellen; здесь используются ряды тестируемых предметов, в которых размер и ширина формы знаков предназначены для того, чтобы стянуть угол в 1 минуту дуги на стандартном расстоянии, которое варьируется в разных странах (в Соединенных Штатах - 20 футов между диаграммой и тестируемым лицом; в большинстве Европейских стран - 6 метров). Нормальный счет по диаграммам Snellen, таким образом, составляет 20/20. Предоставляются также и большие испытательные предметы, которые формируют угол в 1 минуту дуги на более дальних расстояниях. Острота зрения индивидуума выводится соотношением VО = D'/D, где D' - стандартная дальность просмотра и D - расстояние, на котором самый маленький представленный объект, правильно идентифицируемый индивидуумом, стягивает угол в 1 минуту дуги. Например, VО человека соответствует 20/30, если, на расстоянии просмотра в 20 футов, он может опознать лишь предмет, который стягивает угол в 1 минуту дуги на расстоянии в 30 футов. В ортометрической практике объекты часто представляют собой буквы алфавита (или знакомые по форме предметы, для неграмотных людей или детей). Однако при повторяющихся тестах, диаграммы должны представлять объекты, которые невозможно выучить и для распознавания различий которых не требуется образования, либо высокого культурного уровня. Это является причиной, по которой в настоящий момент на международном уровне рекомендуется применение колец Landolt, по крайней мере, в научных исследованиях. Кольца Landolt представляют собой круги с разрывам, направление этих разрывов должно быть идентифицировано субъектом. За исключением пожилых людей или индивидуумов с аккомодационными дефектами (пресбиопия), у всех остальных острота дальнего и ближнего зрения, параллельны друг другу. Большинство работ требует применения хорошего дальнего (без аккомодации) и хорошего ближнего зрения. Для проверки ближнего зрения также имеются диаграммы Snellen различных видов (рисунок 11.9 и рисунок 11.10). Данная диаграмма Snellen должна располагаться на расстоянии 16 дюймов от глаза (40 см.); в Европе существуют похожие диаграммы с расстоянием для чтения в 30 см. (оптимальное расстояние для чтения). 2.Торможение,тормозной и остановочный путь. Далеко не все водители знают, что в зависимости от условий торможения со скорости 60 км/ч остановочный путь может составлять как 25, так и 150 метров. От чего зависит его длина? Способность автомобиля снижать скорость до требуемого значения (вплоть до остановки), при этом сохраняя устойчивость и управляемость, зависит от его тормозных свойств. В теории автомобиля для оценки тормозных свойств используется ряд показателей: максимальное замедление, тормозной путь, время срабатывания тормозных механизмов, диапазон и алгоритм изменения тормозных усилий, падение эффективности вследствие продолжительной работы (нагрева). Эти показатели определяются конструкцией систем и механизмов автомобиля. Основная система – тормозная, а если точнее, тормозные. Да, фактически у автомобиля три тормозные системы. Первая – рабочая (или основная) – приводится в действие педалью тормоза. Вторая – стояночная – используется для удержания машины на стоянке, а в случае выхода из строя основной системы помогает замедлять движущийся автомобиль. Третья, вспомогательная – двигатель. Ведь когда снимаешь ногу с педали газа, автомобиль переходит в режим торможения двигателем. Следующие «влиятельные» элементы – системы регулирования и распределения тормозных усилий, подвеска (амортизаторы + пружины) и шины. Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. От чего он зависит? Естественно, от времени срабатывания тормозной системы, а также от начальной скорости движения и максимального замедления, которое может развивать автомобиль. Обратите внимание на ряд моментов. Первое слагаемое говорит о том, что после нажатия на педаль тормоза автомобиль начнет замедляться не сразу, а через некоторое время. Для автомобилей с гидроприводом тормозов (все легковые и часть грузовых) это время составляет 0,1-0,3 с, а для машин с пневмоприводном (грузовики средней и большой грузоподъемности) – 0,3-0,5 с. Еще некоторое время (0,36-0,54 с) понадобится для нарастания тормозного усилия от нуля до максимума. Во второе слагаемое скорость входит «в квадрате». Это значит, что если скорость увеличить вдвое, тормозной путь увеличится в четыре раза! Хотя замедление автомобиля зависит от конструкции и исправности тормозных механизмов, также на него влияет состояние шин и амортизаторов (с неисправными амортизаторами колесо не может на неровностях сохранять постоянный контакт с дорогой). Коэффициент сцепления с поверхностью зависит от шин и состояния дорожного покрытия. На величину замедления влияет тип шины (зимняя или летняя), ширина и рисунок протектора, степень его износа. В ходе тестирований различных шин было установлено, что тормозной путь одних и тех же машин с шинами разных производителей может отличаться на несколько метров. Об изменении тормозного пути в зависимости от дорожного покрытия и говорить нечего, достаточно сравнить сухой асфальт и лед. Кроме тормозного пути, существует понятие остановочного пути. Это длина участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки. Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен осознать опасность, принять решение об остановке или замедлении скорости, перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее. На это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число – это показатель спортсменов, второе – неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше – например, водитель испугался, запутался в педалях и т. д. 3.Основы маневрирования автомобиля в ограниченных проездах.. Чтобы уверенно управлять автомобилем на участках дорог с ограниченными размерами, водитель должен чувствовать габариты своего автомобиля, представлять себе как перемещаются его крайние точки на повороте, оценивать его динамический коридор и траектории движения передних и задних колес. Это достигается многократными тренировками. Водителю необходимо выбрать хорошо видимые ему ориентиры на автомобиле (крыло, капот и т.д.) и наблюдать за их положением относительно края проезжей части, тротуара, линии разметки и других элементов дороги. Маневрирование в ограниченных проездах (в том числе с использованием заднего хода), применяется: · при проезде ворот, · при въезде в гараж (бокс), · при развороте на дороге, когда ширина проезжей части недостаточна для разворота за один прием, · при маневрировании во дворе, и на других стесненных для движения участках, · при парковке автомобиля. Для проезда ворот (тоннеля) необходимо: · заранее подъехать строго перпендикулярно воротам, особенно при движении задним ходом; · скорость должна быть минимальной; · во время движения автомобиль ориентировать по его левой стороне, которая лучше воспринимается; · если автомобиль отклоняется, немедленно и плавно начинать корректировать его движение. Если ширина проезжей части или площадки меньше двух минимальных радиусов поворота автомобиля, разворот выполняется с применением заднего хода. Выполняя такие маневры необходимо очень четко действовать рулем и педалями, поддерживая скорость достаточную для быстрого и уверенного выполнения маневра. Высокая скорость лишь препятствует безопасному маневрированию. Особо хочется обратить внимание на то, что задним ходом автомобиль движется быстрее, чем на первой передаче переднего хода. Даже на автомобиле с гидроусилителем руля поворачивать колеса в движении более предпочтительно, чем при остановке. Осуществляя боковую парковку, надо научиться выполнять ее не более чем за 3 движения. Она может выполняться как передним, так и задним ходом. Парковка задним ходом Парковка передним ходом Разворот во дворе Маневры: заезд в гараж и разворот При выполнении этих маневров необходимо иметь хороший глазомер, парковка возможна, если расстояние между стоящими автомобилями не менее 2-х длин вашего автомобиля. В этом случае правильно выполненный маневр позволит Вам свободно выехать при необходимости, а ваш припаркованный автомобиль не будет выступать за границы участка, составляющего 1,5 ширины на 2 длины вашего автомобиля. Для тренировки навыков выполнения таких маневров сначала на закрытых площадках учатся рулению, выполняя такие упражнения, как: «змейка» передним и задним ходом, «круг», «восьмерка», «ворота», «бокс», «парковка». 4.Развитие навыков прогнозирования дорожно-транспортно обстановки..... Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения Действительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи А ведь подобные ситуации возникают очень часто В чем же здесь причина9 Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управлению ими Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей практически не изменились за последние несколько тысяч лет В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает информационная перегрузка — он начинает пропускать важную информацию, в результате чего принимает неверные решения приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию Можно ли считать главной причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения9 Нет И вот почему В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих “чудес” восприятия те использовать свое зрение наиболее рациональным образом Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения9 Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимое для этого время и пространство Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу Для того чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах К ним относятся дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка, дорожные условия, поведение и состояние других участников дорожного движения Хотя их расположение и характер в дорожно-транспортной ситуации (ДТС) различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля Представьте путь движения своего автомобиля как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения Центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную впереди на пути движения автомобиля в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени Эта точка становится как бы целью движения в данный момент Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля При наблюдении за различными элементами дорожно-транспортной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения Его расположение зависит от условий движения Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда закончит прохождение данного участка дороги Правило первое: выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения. Подтверждением правильности использования центра пути движения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены при помощи киносъемки Полученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине Правило второе: смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность. Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди Нужно с самого начала заставлять себя “отрывать” взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед Так, чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль Это значит, что смотреть надо на расстояние большее, чем остановочный путь вашего автомобиля Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее, решить, что делать, и реализовать свое решение Определим более точно расстояние опережающего наблюдения В городе достаточно смотреть на 1 —2 перекрестка вперед При движении за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, которое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать, контролировать дистанцию Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется Итак, учимся определять расстояние в секундах Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и тд ), и начинаем считать “одна тысяча один, одна тысяча два” и так далее до одной тысячи двенадцати Получим 12 с Если вы доехали до объекта, не досчитав до “одна тысяча двенадцать”, то надо перевести взгляд еще дальше вперед 12с — это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадает в зону торможения вашего автомобиля Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое После вычитания из 12 с “времени неприкосновенного запаса”, требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8с Но ведь объект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов Причем наблюдение ведется не только за проезжей частью дороги, но и около нее Это позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог Основная цель наблюдения — поиск опасностей Поэтому ваши глаза должны быть активны, те находиться постоянно в движении Они как бы “ощупывают” всю окружающую обстановку Правило третье: активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее. Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения Область центрального зрения ограничивается конусом с углом в 3 ° в горизонтальной плоскости Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10—15° В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше Объекты не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект. Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорожно-транспортной обстановке — это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т.п.) Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами Ведь движение глаз требует времени Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а также при искусственном освещении еще больше За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете наехать на другого участника движения, которого просто не заметили. Для того чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных с точки зрения безопасности движения объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если вы сконцентрировали свое внимание на каком-то одном, пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность. Правило четвертое: не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте. Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство Причина — в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего вида. Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с помощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида При этом обращать внимание на следующее: не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, движущегося за вами; нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон или опережение вашего автомобиля; нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой скорости. Не рекомендуется смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожиданно и резко начать тормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым. Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движения или перестроением. Не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации Наблюдать за обстановкой сбоку надо с помощью зеркала бокового вида и поворота головы Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в “слепой зоне”. Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади через зеркало заднего вида Особенно это важно в следующих случаях вы замедляете движение увидев на дороге опасность, которая может быть не видна водителю автомобиля, следующего за вами Например, вы поворачиваете за угол дома и видите автомобиль, стоящий на полосе вашего движения, вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор, вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку Правило пятое: постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля. Это позволит иметь вам целостное представление о том, что происходит вокруг вас Особенно важно знать о присутствии, направлении и скорости движения всех участников, находящихся рядом Хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения, но могут это сделать Правило шестое: перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу постоянно контролируйте, свободно ли место, которое вы хотите занять. Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить то, что движущийся впереди вас автомобиль остановился, и наехать на него при повороте Правило седьмое: чем больше ваша скорость, тем “шире” должен быть ваш взгляд. При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается Поэтому на больших скоростях ваш взгляд должен быть более подвижным Не концентрируйте его в одной точке Осматривайте обстановку сбоку ПРАВИЛА НАБЛЮДЕНИЯ В ТИПИЧНЫХ ДОРОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ А теперь более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением в типичных дорожно-транспортных ситуациях на перекрестках, вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей, когда вы вливаетесь в транспортный поток, когда вы перестраиваетесь, когда вы видите или слышите что-либо необычное Когда вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево — направо — налево, затем опять направо Такой порядок наиболее правильный при проезде нерегулируемого перекрестка Потому что транспорт, приближающийся слева, первым пересекает вам путь Повторное наблюдение слева и справа нужно вам для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меняется очень быстро) со времени вашего предшествующего наблюдения Если справа что-то изменилось (те приближается какое-то транспортное средство), эта последняя проверка позволит вам скорректировать свои действия Следите за сигналами, подаваемыми другими водителями Сопоставляйте эти сигналы с расположением их транспортных средств Ведь бывает и так, что сигнал и позиция транспортного средства противоречат друг другу Например, водитель собрался поворачивать направо и, соответственно, готовится к повороту, изменяет расположение своего транспортного средства на проезжей части, но при этом почему-то включает сигнал левого поворота Будьте внимательны, прежде чем предпринять что-то самому, определите наверняка, каковы же все-таки истинные намерения вашего партнера по дорожному движению Вообще на перекрестках случается очень много недоразумений из-за непонимания водителями друг друга, невнимательности, поверхностного наблюдения — и даже небольшие скорости не спасают от дорожно-транспортных происшествий Обзор обстановки на перекрестках может быть ограничен стоящими автомобилями, зданиями, деревьями, кустарником, кучами снега В таких случаях следует снижать скорость и двигаться очень медленно до тех пор, пока не улучшится видимость Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей При наблюдении за дорогой всегда ищите места возможного появления людей пешеходные переходы примыкающие дороги, боковые улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы в метро и выходы из метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы Наблюдение при слиянии с транспортным потоком. Когда вы находитесь на полосе разгона и намереваетесь влиться в транспортный поток, движущийся по автомагистрали, лучше всего вести наблюдение с помощью зеркала заднего вида или поворота головы для наблюдения за обстановкой в “слепых зонах” Это даст вам полную информацию о происходящем вокруг вас В момент въезда на автомагистраль очень важно следить за автомобилем, движущимся впереди вас Главное на чем следует сосредоточиться — это его скорость Если он замедляет движение, не пропустите этого, начинайте замедлять движение вместе с ним Наблюдение при перестроении. Порядок наблюдения при смене движения в принципе тот же, что и при въезде на автомагистраль Проверяйте “слепые зоны”, собирайте как можно больше информации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться Особенно внимательным нужно быть при обгоне Здесь требования к вам повышаются нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади вас Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать Не увлекайтесь слушанием радиоприемника, слушайте лучше дорогу (во всяком случае, приемник, если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, чтобы не отвлекать вас от вождения) Кстати, обгоняющий вас автомобиль вы скорее услышите по нарастающему шуму мотора слева Имейте в виду, что плывущий звук магнитофона, работающий с помехами радиоприемник, оказывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеивая его Прислушайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия Когда дорога прямая и ровная она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии Если он поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение невозможно Поэтому внимательно следите за дорогой и предупреждающими знаками, они заблаговременно предупредят вас об опасности, и вы сможете к ней приготовиться Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения Какое покрытие — цементно-бетонное или гравийное В хорошем ли состоянии дорога Нет ли ям При попадании колеса в выбоину рулевое колесо может выскочить из ваших рук При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем Но не забывайте о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим, и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформируют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны Тип и состояние покрытия надо учитывать не только при выборе скорости, но и способа наблюдения за дорожной обстановкой Итак, мы рассмотрели общие принципы правильного наблюдения, а теперь несколько слов о типичных проблемах начинающего водителя Начинающий водитель при восприятии обстановки ориентируется в основном по ее отдельным деталям и не может создать целостной картины ДТС, что ведет к постоянным пробелам в его восприятии Он часто забывает о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля Поэтому в начальной стадии обучения необходимо уделять этому постоянное внимание Совершенствование процесса восприятия ДТС у начинающего водителя выражается в том, что он начинает концентрировать свое внимание на наиболее существенных элементах обстановки, количество движений его глаз при ее осмотре и продолжительность фиксации взгляда сокращаются Он начинает смотреть значительно дальше вперед по ходу движения своего автомобиля Особая трудность для начинающих водителей заключается в том, что их ориентация в дорожном движении непосредственно связана с восприятием скорости Все, что находится в поле зрения водителя, движется либо само по себе, либо относительно водителя Обучение правильному наблюдению необходимо начинать при небольших скоростях движения, постепенно переходя к диапазону более высоких скоростей Опытные инструкторы используют для формирования навыков наблюдения метод вопросов Его можно использовать как при управлении автомобилем в реальных условиях дорожного движения, так и при занятиях в классе Вот некоторые из подобных вопросов Что вы должны увидеть в данной ДТС Куда необходимо направить внимание прежде всего Чем может быть отвлечено ваше внимание Для водителей, имеющих определенный опыт управления автомобилем обучение может быть направлено на развитие навыков наблюдения более высокого уровня Например, навыков восприятия дорожно-транспортной обстановки в критических ДТС с целью развития умения в стрессовой обстановке, за минимальное время принимать правильное решение Литература: 1.Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г №96Ф 2.Лукошявичене О.Я. Моделирование дорожно-транспортных происшествий.- М.: Транспорт, 1988. 3.Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения.-М.:Академия, 2008. 4. С.В.Филимонов, С.Г.Талышев, Ю.В.Илясов | Основы управления транспортными средствами и безопасность движения | |