II. Анализ внешней и внутренней сред The Coca-Cola Company Внешняя среда предприятия - это внешние по отношению к нему силы: конкуренты, потребители, поставщики, торговые посредники, инвесторы, а также факторы макросреды: социально-демографические, географические, экономические, природные, технические, политические и культурные. Проведем общий анализ отрасли безалкогольных напитков. 1. Конкуренты. На рынке прохладительных напитков продукция предприятия «Coca-Cola» относиться к сегменту фруктовой воды. У предприятия не много конкурентов, производителей прохладительных напитков, которые удовлетворяют те же потребности потребителей, что «Coca-Cola», благодаря своей доступности и узнаваемой марки. Главный конкурент предприятия «Coca-Cola» является предприятие «ПепсиКо». Число фирм, занимающих долю рынка напитков, достаточно высоко. На рынке присутствует большое количество производителей, но уровень качества их продукции низок. Среди фирм основным конкурентом является Компания «ПепсиКо». Положительным фактором конкуренции является крупный размер фирмы, что позволят закупать товар по самым минимальным ценам производителя. «Coca-Cola» имеет эксклюзивное право на торговлю продукцией компании «Coca-Cola», а вместе с этим и очень низкие закупочные цены. Основными функциональными конкурентами «Coca-Cola» являются производители минеральной воды. Компания «Coca-Cola» начала производить минеральную воду, таким образом, превосходя от конкурентов. 2. Потребители. Продукция «Coca-Cola» является доступным всем слоям населения, её покупает большинство жителей. Предприятия пытается удовлетворить все потребности своих покупателей. Создавая для них доступность в цене и месте покупки, а так же удобство упаковки. В целом компания выделяет три направления воздействия на своих потребителей: • Работа - то есть обеспечение любого человека во время часов его работы необходимым количеством напитков для утоления жажды - размещение холодильников и лотков прямо в учреждениях, на предприятиях. • Дом, семья - регулярное семейное потребление напитков «Coca-Cola» для ежедневного потребления. Распространение «Coca-Cola» через сеть супермаркетов, гастрономов. • Отдых - «Coca-Cola» полагает, что выделение этой специфической категории крайне необходимо, поскольку это потребление существенно отличается от потребления семейного. Привлечение потребителей осуществляется через сеть дорожных лотков, небольших продуктовых магазинов, розничных торговых точек в местах массового отдыха. Многие из этих стратегий применяются для российских покупателей, однако из-за разницы в среднем уровне доходов компании приходиться варьировать новыми методами воздействия, что она с успехом им делает. Например, умело используя понятие «Coca-Cola» как олицетворение качественного, дорогого, но престижного напитка. Таким образом, употребление «Coca-Cola» у простого обывателя становится элементом стиля. «Coca-Cola» всегда позиционировалась как здоровый продукт для всей семьи. 3. Поставщики. Предприятие «Coca-Cola» имеет небольшое количество поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок. Любой сбой в поставках, может нарушить производственное расписание. Данное предприятие имеет собственные эксклюзивные бутылки и крышки. С поставками многих расходных материалов предприятие «Coca-Cola» составляет договора по интернету, считая это самым удобным и быстрым способом. 4. Торговые посредники. Основным конкурентом «Coca-Cola» является «PepsiСo». В конце 90-х Coca-Cola захватила лидерство. Сейчас ситуация выровнялась. Компания Пепсико занимает 23%, а Coca-Cola – 28%. 5. Социальные факторы. Персонал рассматриваемого сегмента рынка - розничных фирм и крупных холдингов магазинов, составляют высококвалифицированные специалисты, которые при принятии решения о покупке товаров «Coca-Cola» пользуются исключительно объективными потребностями фирмы, а не их субъективными личными пристрастиями. 6. Технологические факторы. Сейчас хорошо развита система информационной коммуникации: местные розничные торговцы могут через рекламу, справочники, систему Internet собирать информацию о существующих поставщиках, их предложениях и условиях. Высоко развита транспортная перевозка товара. 7. Экономические факторы. Мировой финансовый кризис 2008 года привел к приостановке внешнеэкономической деятельности. Большинство крупных розничных торговцев, занимающихся импортом товаров в обход «фирменных» дистрибьюторских поставок остановили свои. На этом фоне продолжающиеся поставки официальных дистрибьюторов и представительств иностранных фирм имеют временное преимущество. С другой стороны, кризис привел к резкому увеличению цен на все товары. Это прямой фактор снижения платежеспособности населения, а значит и объемов продаж. На данный момент экономическое положение мира, в том числе и мира, стабилизирована (уровень доходов населения и занятости). Еще один фактор, что оптовики и крупные холдинги магазинов, в отличие от розничных независимых магазинов, имеют большие ликвидные быстро оборачивающиеся активы. Это позволяет им закупать большие партии товаров с оплатой по факту или даже с предоплатой. Таким образом, с одной стороны, розничный торговец выгодный, надежный клиент; с другой стороны, вынуждены эффективно управлять своими активами, чтобы сохранить их ликвидность, поэтому они ищут наиболее выгодные предложения, оценивают их по большому количеству критериев и ведут дела только с наиболее солидными поставщиками. 8. Политические факторы. Нестабильность политической системы, возникшая после финансового кризиса 2008 года, привела к тому, что на фоне общей неопределенности в целях защитить свой капитал оптовики будут особенно осторожны в выборе партнеров. Возможно, они вообще откажутся от смены существующих партнеров, хотя, есть и другая альтернатива: существующие партнеры не смогли удовлетворить требования региональных оптовиков, - как результат, они даже вынуждены искать новых партнеров. Определенно сказать, как себя будут вести розничные торговцы - нельзя, не начав общаться с ними, однако уже сейчас ясно, что влияние этого фактора на принятие решения о покупке усилилось. Таким образом, проанализировав внешнюю среду предприятия «Coca-Cola», можно сказать, что данное предприятие занимает хорошее положение в области. Удовлетворяет потребности потребителей, и стремиться к более лучшим результатам. Из пяти сил конкуренции наибольшую угрозу представляют существующие конкуренты и давление поставщиков. Это требует от компании проведение значительной работы для изучения конкурентов, чтобы понимать их стратегию, оценивать действия, выявлять силы и слабости, прогнозировать их дальнейшие шаги. Анализ внутренней среды вскрывает внутренний потенциал и возможности объекта, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Цепочка ценностей (value chain) - понятие, введенное М. Портером и рассматриваемое в рамках системы стоимости. В контексте конкуренции М. Портер определяет стоимость как сумму, которую покупатель согласен уплатить за то, что ему поставляют. Она иллюстрирует добавление стоимости к продукту, начиная с приобретения сырья и кончая производством готового изделия. Исследуя процесс шаг за шагом, можно установить, где фирма конкурентоспособна, а где уязвима. Материально-техническое обеспечение – Производство - Доставка товара до потребителя - Продажи и маркетинг - Обслуживание (сервис). 1. Материально-техническое обеспечение сводиться к приобретению основного сырья. Основное закупаемое сырье – ингредиенты для концентратов, сиропов, этикетки, упаковка. Процесс обеспечения сводится к заказу определенного объема и марки сырья, проверка соответствия заказа с получаемым материалом (объем, вид, марки), обеспечение доставки, прием и хранение, выдача на производство в соответствии с накладной. Упаковка храниться на складе при производственном цехе, помещения склада собственные. 2. Производство. Производственный процесс начинается с подготовки сиропов, концентратов или основ для напитков и заканчивается розливом готовой продукции в бутылки из стекла или полиэтилентерефталата (РЕТ/ПЭТ), банки и картонные пакеты. Компания соблюдают международные стандарты ISO 9001 и ISO 22000, а также проводят собственную Политику в области качества и безопасности продуктов питания. Coca-Cola тщательно контролирует процессы производства, используя для этого самое современное контрольное оборудование и тестовые программы на всех этапах технологического процесса. Так, на всех разливочных линиях, где напитки пакуются в тару многократного использования, установлено электронное проверочное оборудование, способное обнаружить даже мельчайшую трещину или примесь в бутылке. 3. Доставка товара до потребителя. Готовая продукция складируется и хранится в складских помещениях при производственном цехе. Отгрузка готовой продукции инициируется и контролируется отделом снабжения. 4. Продажи и маркетинг. Позиционирование и продвижение продукции, разработка стратегий расширения рынка - задача коммерческой службы. Предприятие выбрало стратегию интенсивного распределения. Оно стремиться к максимальному увеличению торговых точек, так как их продукция является товарами повседневного спроса и импульсивной покупки. У предприятия чаще всего одноуровневые или двухуровневые каналы сбыта. В канале распределения учувствуют небольшое количество компаний - торговцы, агенты и вспомогательные организации. Управление 5. Обслуживание (сервис). Сервис заключается в контроле для покупателей - исполнения условия поставки продукции. Доступность напитков «Кока-кола» не является фактором, сформированным за счет цены. Напротив, завоевывая рынки, компания не стремится адаптировать свои цены к рыночной ситуации в новых странах. Умело используя агрессивную систему рекламы (ролики, щиты, надписи) и обеспечивая близость к покупателям, «Кока-кола» может позволить себе устанавливать цену, которые будут выше, чем у обычных национальных производителей. Делая упор на качество, популярность и удобство этого напитка, компания проводит единую ценовую политику, приносящую ей стабильные прибыли. На рынках «Кока-кола» завоевала лидирующее положение не только благодаря своим вкусовым качествам, но и серьезной и дорогой рекламной компании. При этом цена ее товара выше, чем у аналогичных производителей фруктовой воды. Таким образом, ценовая стратегия фирмы обеспечивает ей бесспорное лидерство на рынке безалкогольных напитков и позволяет осуществлять серьезный прессинг на отечественных производителей. Компания «Кока-Кола» всегда будет оставаться лидером на рынке и постоянно вызывать интерес у покупателей своей рекламной деятельностью, умелой ценовой политикой, качеством продукции и отличной политикой по стимулированию сбыта. III. Перспективы развития Во всем, что «Coca-Cola» делает, руководствуются тремя принципами, которые назвали миссией и сформулировали как: Освежать мир, тело, разум и дух, трактующая как необходимость физиологической потребности человека - утоления жажды. Пробуждать оптимизм с помощью наших напитков и наших дел – состав натуральных ингредиентов напитков способствует поднятию настроения, источник энергия и заряда бодрости. Привносить смысл во все, что мы делаем – осознание и реализация значимых стратегических проектов для планеты: сохранение экологии, энергосбережение и т.д. К существующей миссии сформулируем принцип рабочего процесса и культурных ценностей: высочайшее качество работы на рынке, характеризующий ответственность перед потребителями за их здоровье, безопасность, отношение руководства и их команды к работе как наивысшей значимости, сплоченность команды и др. Миссия должна быть лаконичной и ясной, должна соответствовать основой идее фирмы, поэтому 4 принципов для миссии будет являться оптимальным. Спрогнозируем развитие организации на ближайшие 10-20 лет. Компания занимает ведущее место на мировом рынке. Узнаваемость брэнда доминирует над всеми другими товарами этого сегмента. Организация создаст новые бизнес-единицы по производству всех комплектующих (крышек, этикеток и др.), инвестирует в каждый округ по 2 завода производства напитков. Ориентация на повышение достоинства марки, то есть создание ценностных качеств, от которых выиграют заказчики. Проведение маркетинговых и инновационных исследований, Потребители. Ориентация на новорожденных и детский возраст от 3 лет, а также потребителей до 70 лет. Продукция. Обновиться ассортимент экзотическими напитками, упаковка (состав, внешний вид), при этом сохранение классических вкусов останется неизменным. Создание новой возрастной ориентации на детей от 0 лет – создание линии натуральной минеральной чистой воды, натуральных соков, газированных напитков с низким содержанием сахаров и добавлением витаминов. Персонал. Обучение персонала на уровне международных совместных форумов, семинаров для обмена опытом знаний сотрудников разных стран. Инвестирование средств в санатории и дома отдыха в курортных зонах мира и России для проведения отпусков сотрудников, а также дополнительный доход предприятия. Партнеры. Создание партнерской сети, формирование тесных отношений, основанные на честности и доверии. Планета. Поддержание значимых проектов, ведущих на сегодняшний день. А также развитие проекта по поддержке и развитию детей, детей-сирот, неблагополучных семей и т.д., т.е. повышение уровня жизни населения. Прибыль. Данные стратегии позволят эффективно управлять капиталом, гарантирующее рост и ценность компании, обеспечит стабильную отдачу от вложенных средств, экономичность затрат. Компания находится в стадии зрелости, так как существует более 120 лет и обладает финансовой устойчивостью и стабильностью на рынке. Данные стратегии позволят компании удержать свои позиции, завоевать новые рынки и расширить сегменты возрастной категории, эффективно использовать ресурсы компании. Таким образом, анализ бизнес-среды и конкурентной позиции Компании позволяет выделить следующие приоритетные направления деятельности компании: - достижение оптимальных показателей для компаний в сфере торговли и дистрибуции, а также в рационализации управления финансовыми ресурсами. Для этого необходимо создавать системы продвижения продукции на рынок, с клиентами строить партнерские отношения, которые помогут добиться успеха в регионах. Оптимизировать использование оборотного капитала, и в этих целях пересмотреть внутренние системы и процессы. - увеличение ассортимента безалкогольных напитков, а следовательно, и разнообразия своего бизнеса. - повышение достоинства марки, то есть создание ценностных качеств, от которых выиграют и наши заказчики. - эффективность портфеля и подбора брендов, использование новых каналов для повышения прибыли. - управление капиталом, гарантирующее рост и ценность компании. - эффективность затрат по всем экономическим операциям. - обеспечение превосходной и стабильной отдачи от вложенных средств. Заключение Увеличение объемов продаж и рост рынка в целом возможен только в случае экономического подъема в целом, так как он напрямую зависит от платежеспособности населения. Следовательно, для обеспечения собственного роста необходимо вытеснять с рынка конкурентов, и искать дополнительные каналы сбыта на рынке, таким каналом может быть система предприятий общественного питания, бары, рестораны, кафе. Что касается внутренней среды компании «Coca-Cola», ценовая стратегия фирмы обеспечивает ей бесспорное лидерство на рынке безалкогольных напитков и позволяет осуществлять серьезный прессинг на отечественных производителей. Продукция компании «Coca-Cola» отличается высокой степенью стандартизованности в пределах каждого вида напитков, что обусловлено статусом компании. Таким образом, продукция не только стандартизована по вкусу, но и по технологии производства, заключающегося в соединении концентрата с водой в определенных пропорциях и условиях. При этом нет необходимости в адаптации к рынкам отдельных стран в зависимости от каких-либо особенных требований или вкусов потребителей, вкус каждого из напитков одинаков во всех странах, где работает компания. Даже наоборот рынку (покупателям) приходится приспосабливаться под вкус их напитков. Адаптируются лишь язык наносимых надписей на упаковке (в случае соответствующих требований со стороны национальных законов страны присутствия ) и в зависимости от спроса или производственных возможностей - объемы и вид тары для напитков. Компания «Coca-Cola» всегда будет оставаться лидером на рынке и постоянно вызывать интерес у покупателей своей рекламной деятельностью, умелой ценовой политикой, качеством продукции и отличной политикой по стимулированию сбыта. На протяжении последних девяти лет (2001-2010) Соса-Соla является самым дорогостоящим брендом в мире. В 2009 году кампании удалось увеличить стоимость бренда на 3,% и она составила $ 68,7 млрд. В России «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» владеет 14 заводами (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Орле, Нижнем Новгороде, Самаре, Ставропольском крае, Волжском, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке). Также строится 15-й в Ростовской области. Компания владеет более чем 80 дистрибуционными центрами. Крупнейшие заводы находятся в Нижнем Новгороде и Орле. В Орле завод ООО «Кока-Кола Эйч-Би-Си Евразия» обеспечивает продукцией все Черноземье. В компании по всему миру работает более 90 тысяч высокопрофессиональных сотрудников. Ценности компании служат в качестве ориентира для действий и описания, как она ведем себя в мире: - действовать ответственно и выполнять взятые на себя обязательства; - добиваться превосходства во всем, что мы делаем; - действовать как одна команда и выигрывать в конкурентной борьбе; - обучать сотрудников и развивать их потенциал; - относиться ко всем открыто, честно и с уважением. Вопросы по истории развития компании: 1. Кто придумал напиток Кока-Кола? Ответ: фармацевт Джон Стит Пембертон. 2. В каком городе была построена первая фабрика The Coca-Cola Company? Ответ: Виксберг, штат Миссисипи, США 3. С какого года The Coca-Cola Company является спонсором Олимпийских Игр? Ответ: С 1928 года, Олимпийские Игры в Амстердаме. Тест: 1) Каким по величине уровнем биржевой капитализации обладает компания на сегодняшний день? А) 1 В) 3 Б) 2 Г) 4 2) Где находится головной офис компании? А) Москва В) Лондон Б) Вашингтон Г) Афины 3) Найдите одну или несколько главных целей компании? А) Утолить жажду потребителей Б) Дать энергию и бодрость потребителям В) Способствовать увеличению уровня жизни в стране, где работает компания Г) Решить проблему полных людей 4) В каком городе проходят бизнес – тренинги компании? А) Душанбе В) Антарктида Б) Зимбабве Г) Пекин 5) Какие стандарты соблюдает компания? А) ISO 9001 В) ISO 9000 Б) ISO 22000 Г) ISO 901 6) Какие ограничения по возрасту накладывает компания на свой продукт? А) любой возраст В) от 18 и выше Б) от 3 до 70 Г) от 18 до 70 7) Какая компания является главным соперником Coca-Cola? А) Ранова В) PepsiCo Б) Вимм-Билль-Данн Г) ООО Очаково 8) В каком году компании удалось увеличить стоимость своего бренда на 3 %? А) 1945 год В) 1992 год Б) 1980 год Г) 2009 год 9) В каких городах России находятся одни из крупнейших заводов компании? А) Москва В) Санкт-Петербург Б) Орел Г) Нижний Новгород 10) Какой из заводов обеспечивает продукцией все Черноземье? Завод находящийся в городе … А) Орле В) Нижнем Новгороде Б) Москве Г) Санкт-Петербург Кроссворд:  По горизонтали: 4. Что может оказывать компания на другие фирмы? 6. Где находится головной офис компании Coca-Cola Hellenic Group? 7. Один из корпоративных праздников: День … 8. Основной ингредиент напитков? 9. Крупнейший … в Европе. По вертикали: 1. Один из напитков компании: Доктор … 2. Основной конкурент компании? 3. Где происходит необычный бизнес-тренинг компании? 4. Одно из звеньев цепочки ценностей (value chain) 5. Что утоляют напитки компании? Библиографический список: Книги: 1. Стефанос Вафеидис. Социальный отчет «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия за 2009 год». – М., 2009. – 73 с. 2. Брускина С., Довыдов Н. «Эффективный ассортимент: оценка и анализ».– М.: - 2009. – 27 с. 3. Герчикова, М.А. Практический менеджмент / М.А. Герчикова. - М.: - 2004. – 378 с. 4. Секерин В.Д. Практический маркетинг / В.Д. Секерин. - М.: Бизнес-школа, 2003, - 496 с. 5. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / П.С. Завьялов., Е.В. Демидов. - М.: МО, 2008. - 256 с. 6. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура/ Е.П. Голубков. - М.: Дело, 2005. - 205 с. 7. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2007. — 235 с. Интернет-сайты: 1. http://www.cocacolarussia.ru - Официальный сайт компании «Coca-Cola» в Рoссии 2. http://gendocs.ru/v17777/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_-_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_coca-cola_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B5,_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B5,_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B - Компания Coca-Cola: прошлое, настоящее, перспективы. 3. http://businesstat.ru - Анализ безалкогольных напитков в странах СНГ: 2005-2014 гг. |