МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Изобразительно-выразительные средства языка





Название Определение, пример
1. Аллегория(греч.—иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помо­щи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказ­ках хитрость показывается в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи и т. д.
2. Аллитерация(от лат. литера— буква). Повторение одина­ковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пуш­кин).
3. Анафора(греч.— вынесение вверх). Стилистическая фигу­ра, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в на­чале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка): Не напраснодули ветры, / Не напрасно шла гроза.
4. Антитеза(греч.— противоположение). Стилистическая фи­гура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антони­мах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пого­ворка).
5. Антонимы(от греч. анти — против + онима — имя). Слова, имеющие противоположное значение. Хороший — плохой, сладкий — горький. В речи языковые антонимы, построенные на прямом значении сло­ва, могут пополняться антонимами контекстуальными, ср.: тесная обувьсвободная обувь, тесная квартирапросторная квартира.
6. Гипербола Образное выражение, содержащее непомерное преувели­чение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явле­ния. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Вето со­рок солнц закат пылал (Маяковский).
7. Градация(лат.— постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысло­вое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления.
8. Инверсия(лат. — перестановка, переворачивание). Располо­жение членов предложения в особом порядке, нарушающем обыч­ный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычно­го к опасностям с детства. Белеет парус одинокий.
9. Ирония(от греч.— притворство, насмешка). Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащих в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отколе, умная, бредешь ты, голова?(Крылов) (в об­ращении к ослу).
10. Литота(греч.— простота, малость, умеренность). Троп, проти­воположный гиперболе, художественное преуменьшение ве­личины, силы, значения изображаемого предмета или явления: мальчик с пальчик, мужичок с ного­ток.
11. Метафора(греч. — перенос). Употребление слова в пере­носном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо», крыло самолета (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золо­тая цепь). Нос корабля, нож ка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, двер­ная ручка, лист бумаги.
12. Метонимия(греч.— переименование). Употребление на­звания одного предмета вместо названия другого предмета на осно­вании внешней или внутренней связи между ними; разновидность тропа. Не то на серебре — на золоте едал ; Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал
13. Оксюморон(греч.— остроумно-глупое). Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате ко­торого возникает новое смысловое качество. Горькая радость, звонкая тиши­на, красноречивое молчание, грустная радость
14. Олицетворение (греч.). Троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, от­влеченному понятию, живому существу, не наделенному сознани­ем, приписываются качества или действия, присущие человеку, — дар речи, способность мыслить и чувствовать. О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно?
Параллелизм, синтаксический параллелизм Одинаковое син­таксическое построение (одинаковое расположение сходных чле­нов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (Брюсов).  
Парафрази парафраза. То же, что и перифраз и перифраза(от греч. описательный оборот, описание). 1. Выражение, яв­ляющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора). 2. Троп, состоящий в замене названия липа, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их харак­терные черты. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вместо «Англия»). Ср. у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Лит­вы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).
Парцелляция(от лат.— частица). Такое членение предложения, при котором содержание высказы­вания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонаци­онно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов). Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький). Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурил­ся
Период(греч.обход, круг, круговращение) стр 156 учебник 9кл Период – особая конструкция, мысль и интонация, в которой постепенно нарастают, достигают вершины, после чего получают свое разрешение, и, соответственно, снижается интонационное напряжение. Например, Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе.
Риторический вопрос Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на кото­рый не ожидается ответа. На кого не действует новизна?(Чехов).
Риторическое обращение Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченно­му понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается вырази­тельность речи. Мечты, мечты/Где ваша сладость?(Пушкин).
Синекдоха вид метонимии , состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними от­ношения: Там стонет человек от рабства и цепей...
Синонимы Слова близкие или тож­дественные по своему значению, выражающие одно и то же поня­тие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистиче­ской окраской, или и тем и другим. Принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимо­заменяемые элементы высказывания. Неприятный, противный, от­вратительный, мерзостный, омерзительный. Синонимы контекстуальные. Слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Например, веселый, добродушный смех; душная, гнетущая темнота; гор­дый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжелое, злое чувство; хриплый, придушенный голос.
Сравнение, сравнительный оборот Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. Снежная пыль столбом стоит в воздухе Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев). Белей, чем горы снего­ вые, идут на запад облака (Лермонтов).
Фразеологизм Лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой едини­цы. Бить баклуши, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант в землю, ломиться в открытую дверь, плыть по течению, семь пятниц на неделе
Эпитет Художественное, образное определение, вид тропа. Веселый ветер, мертвая тишина, седая старина, черная тоска

 







©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.