ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Использование песен в творчестве русских композиторов ТРУДОВЫЕ ПРИПЕВКИ Жанр трудовых припевок возник в глубокой древности и присутствует практически во всех традиционных культурах. На этнической территории восточных славян трудовые припевки сопровождали в первую очередь наиболее тяжелые виды коллективного труда — валку леса, сплав бревен по реке, выкорчевывание пней, работу грузчиков и бурлаков. Поэтому жанр трудовых припевок оказался наиболее развит в бассейнах крупных рек, где были традиционно распространены, наряду с земледелием или скотоводчеством, артельные формы работы. Общей чертой песен этого жанра является их абсолютно прикладное назначение — они неотделимы от трудового процесса и призваны обеспечить одновременность усилий в коллективных формах физической работы, синхронизировать трудовой процесс и тем самым облегчить его. Таким образом, для участвующих в работе людей трудовые припевки являются своеобразными музыкальными командами. Все припевки обладают примерно одинаковыми музыкально-стилистическими чертами: энергичные, ритмически чёткие, с волевыми интонациями. Обычно это многократно повторенная ритмичная попевка-возглас, опирающаяся на интервал ч4, тоническую и доминантовую ступень лада. Диапазон припевок не достигает октавы. Сильная доля выделяется более долгой длительностью, сменой гпрмонии (именно на сильную долу приходится усилие работающих). Форма припевок – однострочная а а1 а2 и т.д. «Раз, Два – взяли!» Смысл этой команды был известен повсеместно. Она основана на 2 звуках (интервале ч4). Верхний звук воспринимается как более устойчивый (выполняет функцию тоники), на него приходится смысловое и физическое усилие. Нижний – как менее (подготовка). «Эй, да сильный раз!» Сюда относится большая группа припевок, которую объединяют названные слова. Она основана на движении вниз от V к I. Припевка могла выполнять роль припева, у которого мог иметься более свободный, импровизированный запев. ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ На основе простейших команд-возгласов постепенно складывается более сложная песенная форма. Со временем вместо однострочной, возникает более развитая куплетная форма (а в а1 в а2 в). Припевка-команда чаще всего выполняет роль припева-рефрена. Как правило, песня содержит развитый сольный запев, который подхватывается остальными исполнителями в гетерофонной фактуре. «Ой, дубинушка ухнем!» Любимая в народе и распространённая артельная песня. Зафиксирована в большом количестве вариантов. Существует две разновидности Дубинушки: весёлая плясовая и медленная протяжная. Время возникновения «Дубинушки» относят примерно к X-XIII вв. ПО своей жанровой природе она, безусловно, восходит к припевкам-командам, на что указывает ее припев — «Ой, дубинушка, ухнем!». Во многих вариантах «Дубинушки» к этому припеву-рефрену (сольной команде запевалы) добавляются коллективно исполняемые фразы (команда артели) — «подёрнем, подёрнем!» или «сама пойдёт, сама пойдёт!» Более того, в некоторых местных песенных традициях «Дубинушка» до сих пор сохранилась именно как припевка-команда, не оформившаяся в песню как таковую. Особенной популярностью и известностью в народе пользуются бурлацкие[2] трудовые песни. Бурлацкие песни называют еще лямочными, или шаговыми, песнями (пропеваемыми в ритм шага). «Эти песни поют бурлаки, когда тащат лямку под ногу скорым или медленным темпом, смотря по потребностям ходьбы. Лямочная песня у волжских бурлаков еще называется приговор, потому что как бы приговаривается в лад под ногу», — писал поэт Н. Щербина, записавший в 1860 г. бурлацкие песни вместе с М. Балакиревым. Наиболее известными образцами «шаговой» песни являются «Эй, ухнем» из сборника М. Балакирева и «Матушка Волга, широка и долга» из сборника А. Лядова. Иногда характерный для бурлацкого репертуара рефрен мог сочетаться с типичноно хороводной или плясовой песней. Отличительной чертой здесь опять же выступает равномерная сегментация напева — своеобразный ритмический тип», организующий, синхронизирующий усилия работающих. «Эй, ухнем!» Эта любимая бурлацкая песня записана в 4 вариантах. Её можно отнести к песням с куплетной формой (но начинается она с припева), а также в ней есть черты формы рондо. Припев-рефрен представляет собой развитую квартовую интонацию. Истоки рефрена не вызывают сомнений, а происхождение эпизода представляется туманным (весенний обряд или лесосплав). Образец волжской бурлацкой песни. Записана в обработана М.А. Балакиревым, включена в его сборник "Русские народные песни." Ее мелодия естественно вырастает из типичных для трудовых песен квартовых попевок и возгласов, являющихся тематическим зерном песни. Характерна тяжелая двухдольная поступь, соответствующая мерному шагу бурлаков. Сигналом для одновременного усилия служат паузы Мелодия этой песни использована А.К. Глазуновым в симфонической поэме "Степан Разин." Позднее, в 1905-ом году, композитор создал замечательную обработку песни "Эй, ухнем!" для хора и симфонического оркестра. Использована данная песня также саратовским композитором М.Н. Симанским в его опере "Чернышевский." «Вниз по матушке по Волге» Популярная среди бурлаков песня ярко обрисовывает образ могучей реки, на которой «взбушевалась бурь-непогода». Песня повествует о том, как по Волге плывет лодка, на корме которой сидит хозяин, направляющийся к своей возлюбленной и всячески поторапливающий своих ребят в гребле (в некоторых вариантах описывается и момент их встречи). Волжский напев этой песни общеизвестен. Она встречается в сборниках Трутовского, Прача, Калинина, Прокунина. Однако в ней сочетаются черты разных жанров: трудовой артельной, лирической протяжной, былины. Песня не имеет характерного рефрена, но анализ структуры напева позволяет отнести её к жанру трудовых артельных песен. В качестве интонационного материала используются характерные обороты из трудовых припевок и песен (скачёк на ч4, поступенное движение в объёме квинты, пунктирный ритм). На жанр лирической протяжной песни указывает широкий диапазон напева, наличие распевов. В образном строе этой песни также нельзя не заметить приемов, заимствованных из былинного эпоса: например, широко употребляются типичные для былин эпитеты и метафоры («подымалася бурь-погода», «ко желту мелку песочку», «белых ручек не жалейте»). Использование песен в творчестве русских композиторов «Дубинушка» – Н.А. Р-Корсаков «Русская народная песня для хора с оркестром» «Эй, ухнем!» - А. Глазунов Симфоническая поэма «Стенька Разин» А. Глазунов «Песня для хора с оркестром» «Во всю-то ночь мы тёмную» - С.В. Рахманинов «6 пьес для фортепиано в 4 руки» Слушать CD №518А. Глазунов Симфоническая поэма «Стенька Разин» + CD «Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением». Литература 1. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие. – М, 2005. 2. «Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением». – СПБ.: Композитор, 2012. 3. Банин О. Трудовые артельные припевки и песни. – М., 1971. 4. Гиппиус Е. «Эй, ухнем», «Дубинушка»: История песен. – М., 1971. Вопросы к письменной контрольной работе №3: - Дайте определение трудовых артельных припевок и песен.
- Музыкальные особенности припевок. Расскажите об 1 припевке.
- Укажите музыкальные особенности трудовых песен.
- Расскажите об одной трудовой песне.
- Укажите примеры использования трудовых песен в творчестве русских композиторов.
+ исполнять темы из тетради по «НМК» |