МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Использование песен в творчестве русских композиторов





ТРУДОВЫЕ ПРИПЕВКИ

Жанр трудовых припевок возник в глубокой древности и присутствует прак­тически во всех традиционных культурах. На этнической территории восточных славян трудовые припевки сопро­вождали в первую очередь наиболее тяжелые виды коллективного труда — вал­ку леса, сплав бревен по реке, выкорчевывание пней, работу грузчиков и бурлаков. Поэтому жанр трудовых припевок оказался наиболее развит в бассейнах крупных рек, где были тради­ционно распространены, наряду с земледелием или скотоводчеством, артель­ные формы работы.

Общей чертой песен этого жанра является их абсолютно прикладное назначение — они неотделимы от трудово­го процесса и призваны обеспечить одновременность усилий в коллективных формах физической работы, синхронизировать трудовой процесс и тем самым облегчить его. Таким образом, для участвующих в работе людей трудовые припевки явля­ются своеобразными музыкальными командами.

Все припевки обладают примерно одинаковыми музыкально-стилистическими чертами: энергичные, ритмически чёткие, с волевыми интонациями. Обычно это многократ­но повторенная ритмичная попевка-возглас, опирающаяся на интервал ч4, тоническую и доминантовую ступень лада. Диапазон припевок не достигает октавы. Сильная доля выделяется более долгой длительностью, сменой гпрмонии (именно на сильную долу приходится усилие работающих). Форма припевок – однострочная а а1 а2 и т.д.

«Раз, Два – взяли!»

Смысл этой команды был известен повсеместно. Она основана на 2 звуках (интервале ч4). Верхний звук воспринимается как более устойчивый (выполняет функцию тоники), на него приходится смысловое и физическое усилие. Нижний – как менее (подготовка).

«Эй, да сильный раз!»

Сюда относится большая группа припевок, которую объединяют названные слова. Она основана на движении вниз от V к I. Припевка могла выполнять роль припева, у которого мог иметься более свободный, импровизированный запев.

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ

На основе простейших команд-возгласов постепенно складывается более сложная песенная форма. Со временем вместо однострочной, возникает более развитая куплетная форма (а в а1 в а2 в). Припевка-команда чаще всего выполняет роль припева-рефрена. Как правило, песня содержит развитый сольный запев, который подхватывается остальными исполнителями в гетерофонной фактуре.

«Ой, дубинушка ухнем!»

Любимая в народе и распространённая артельная песня. Зафиксирована в большом количестве вариантов. Существует две разновидности Дубинушки: весёлая плясовая и медленная протяжная.

Время возникновения «Дубинушки» относят примерно к X-XIII вв. ПО своей жанровой природе она, безусловно, восходит к припевкам-командам, на что указывает ее припев — «Ой, дубинушка, ухнем!». Во многих вариантах «Дубинушки» к этому припеву-рефрену (сольной команде запевалы) добавляются коллективно исполняемые фразы (команда артели) — «подёрнем, подёрнем!» или «сама пойдёт, сама пойдёт!» Более того, в некоторых местных песенных традициях «Дубинушка» до сих пор сохранилась именно как припевка-команда, не оформившаяся в песню как таковую.

Особенной популярностью и известностью в народе пользуются бурлацкие[2] трудовые песни.

Бурлацкие песни называют еще лямочными, или шаговыми, песнями (пропеваемыми в ритм шага). «Эти песни поют бурлаки, когда тащат лямку под ногу скорым или медленным темпом, смотря по потребностям ходьбы. Лямочная песня у волжских бурлаков еще называется приговор, потому что как бы приговаривается в лад под ногу», — писал поэт Н. Щербина, записавший в 1860 г. бурлацкие песни вместе с М. Балакиревым. Наиболее известными образцами «шаговой» песни являются «Эй, ухнем» из сборника М. Балакирева и «Матушка Волга, широка и долга» из сборника А. Лядова. Иногда характерный для бурлацкого репертуара рефрен мог сочетаться с типичноно хороводной или плясовой песней. Отличительной чертой здесь опять же выступает равномерная сегментация напева — своеобразный ритмический тип», организующий, синхронизирующий усилия работающих.

«Эй, ухнем!»

Эта любимая бурлацкая песня записана в 4 вариантах. Её можно отнести к песням с куплетной формой (но начинается она с припева), а также в ней есть черты формы рондо. Припев-рефрен представляет собой развитую квартовую интонацию. Истоки рефрена не вызывают сомнений, а происхождение эпизода представляется туманным (весенний обряд или лесосплав).

Образец волжской бурлацкой песни. Записана в обработана М.А. Балакиревым, включена в его сборник "Русские народные песни." Ее мелодия естественно вырастает из типичных для трудовых песен квартовых попевок и возгласов, являющихся тематическим зерном песни. Характерна тяжелая двухдольная поступь, соответствующая мерному шагу бурлаков. Сигналом для одновременного усилия служат паузы

Мелодия этой песни использована А.К. Глазуновым в симфонической поэме "Степан Разин." Позднее, в 1905-ом году, композитор создал замечательную обработку песни "Эй, ухнем!" для хора и симфонического оркестра. Использована данная песня также саратовским композитором М.Н. Симанским в его опере "Чернышевский."

«Вниз по матушке по Волге»

Популярная среди бурлаков песня ярко обрисовывает образ могучей реки, на которой «взбушевалась бурь-непогода». Песня повествует о том, как по Волге плывет лодка, на корме которой сидит хозя­ин, направляющийся к своей возлюбленной и всячески поторапливающий своих ре­бят в гребле (в некоторых вариантах описывается и момент их встречи).

Волжский напев этой песни общеизвестен. Она встречается в сборниках Трутовского, Прача, Калинина, Прокунина. Однако в ней сочетаются черты разных жанров: трудовой артельной, лирической протяжной, былины. Песня не имеет характерного рефрена, но анализ структуры напева позволяет отнести её к жанру трудовых артельных песен. В качестве интонационного материала используются характерные обороты из трудовых припевок и песен (скачёк на ч4, поступенное движение в объёме квинты, пунктирный ритм).

На жанр лирической протяжной песни указывает широкий диапазон напева, наличие распевов. В образном строе этой песни также нельзя не заметить приемов, заимствованных из бы­линного эпоса: например, широко употребляются типичные для былин эпитеты и метафоры («подымалася бурь-погода», «ко желту мелку песочку», «белых ручек не жалейте»).

 

Использование песен в творчестве русских композиторов

«Дубинушка» – Н.А. Р-Корсаков «Русская народная песня для хора с оркестром»

«Эй, ухнем!» - А. Глазунов Симфоническая поэма «Стенька Разин»

А. Глазунов «Песня для хора с оркестром»

«Во всю-то ночь мы тёмную» - С.В. Рахманинов «6 пьес для фортепиано в 4 руки»

 

Слушать CD №518А. Глазунов Симфоническая поэма «Стенька Разин»

+ CD «Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением».

 

Литература

1. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие. – М, 2005.

2. «Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением». – СПБ.: Композитор, 2012.

3. Банин О. Трудовые артельные припевки и песни. – М., 1971.

4. Гиппиус Е. «Эй, ухнем», «Дубинушка»: История песен. – М., 1971.

 

 

Вопросы к письменной контрольной работе №3:

  1. Дайте определение трудовых артельных припевок и песен.
  2. Музыкальные особенности припевок. Расскажите об 1 припевке.
  3. Укажите музыкальные особенности трудовых песен.
  4. Расскажите об одной трудовой песне.
  5. Укажите примеры использования трудовых песен в творчестве русских композиторов.

+ исполнять темы из тетради по «НМК»

 

 







©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.