МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕМА V. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.





1. Александр I: трагедия реформатора

 

Необходимо сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определивших ее характер, рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского. Необходимо показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; сформировать представление о силах и планах сторон, характере Отечественной войны 1812 г., её основных этапах, следует показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенные годы.

Вспомним, что Английская буржуазная революция считается тем рубежом, с которого начинается отсчет Нового времени. Обычно историки разделяют Новое время на два периода. Начальный – середина XVII – последняя треть XVIII в. Второй период закончился к 1870 году. Следует подчеркнуть, что первая половина XIX в. развивается под знаком так называемой двойной революции – французской политической и английской промышленной. Двойная революция привела к установлению нового индустриального общества.

Что касается политических процессов, то следует заметить, что французская революция конца XVIII века завершилась военной диктатурой Наполеона. Революция «умерла» в империи. Но империя, в сущности, закрепила ее достижения. Наполеоновские войны (1797 – 1815) составили целую эпоху европейской истории, изменили не только территориальную карту Европы, но и политический строй государств континента.

Охарактеризуйте расширение территории и рост населения Российской империи в первой половине XIX в. Чем, на ваш взгляд, Россия территориально и демографически отличалась от других стран? Охарактеризуйте сословный и социальный состав населения России изучаемого периода.

Анализируя экономическое развитие, следует отметить, что для экономики России первой половины XIX в. характерны глубокие контрасты. Обновление – расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности – сочеталось с натурально-патриархальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием внешнеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники.

В первой половине XIX в. выявилось быстрое отставание российской промышленности от западной. В 30 – 40-е годы XIX в., позднее, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике. С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя – вольнонаемных рабочих. Постепенно складывались династии российской буржуазии.

Назовите новые явления в социально-экономической жизни страны в первой половины XIX в. Какие характерные черты были присущи российской буржуазии?

12 марта в результате переворота на российский престол вступил Александр I (1801 – 1825). Приход к власти старшего сына Павла I – Александра I означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II. Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Легарп, республиканец и демократ по убеждениям. Как в первые годы правления Александра I, проявились личные качества Александра I, особенности его воспитания? Какие этапы внутренней политики выявляются в годы правления Александра I? Охарактеризуйте первый период в деятельности вступившего на престол Александра I.

Отметим, что Александр I вернулся к принципам просвещенного абсолютизма, ограничив попечительные элементы во внутренней политике, сделав ставку на укрепление законности и порядка, развитие народного образования. Он высказывался за конституционную монархию и ограничение крепостничества. Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль играл «Негласный комитет» либералов – единомышленников Александра I. Какова направленность в работе Негласного комитета? Каково значение указа о «Вольных хлебопашцах» (1803)? Проанализируйте мероприятия правительства в области просвещения.

Большую роль в подготовке преобразований в области государственного устройства сыграл выдающийся чиновник-разночинец М.М. Сперанский (1772 – 1839). Сын бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями, совершил стремительную карьеру и стал в 1807 г. статс-секретарем и ближайшим советником императора.

Задачей Сперанского было придать России видимость конституционной монархии. Его проект государственного устройства предусматривал:

· создание выборной законосовещательной Государственной думы и назначаемого императором Государственного совета (для рассмотрения законопроектов, одобренных Государственной думой);

· Сенат как высший судебный орган империи (принцип разделения властей);

· население России предлагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные и работающие по найму), избирательные права должны были получить первые два сословия на основе имущественного ценза.

Из этих предложений Сперанского было реализовано только учреждение Государственного совета.

Сперанский предлагал сбалансировать бюджет, прекратить выпуск ассигнаций, упорядочить отчетность и ввести новые налоги для увеличения доходной части бюджета.

В 1811 г. был открыт лицей в Царском Селе.

Реформаторская деятельность Сперанского вызвала недовольство дворянства и аристократии. В марте 1812 г. Сперанский получил отставку и был сослан в Нижний Новгород.

Итог: все начинания Александра I не касались устоев государства – самодержавия и крепостничества.

Далее отметим, что реформистские планы Александра I нарушила война с Францией. Чем определялась внешняя ситуация в Европе в начале XIX в.? С чем связан противоречивый характер внешней политики России в начале XIX в.? Поясните невыгодность Тильзитского мира для России.

Отметим причины начала войны 1812 г.:

· Тильзитский мир воспринимался в России как вынужденный и потому недостойный, Александр I ощущал себя "приказчиком Наполеона", был вынужден принять участие в 1809 г. против своей воли в войне с Австрией;

· Наполеон считался узурпатором и был провозглашен православной церковью предтечей антихриста;

· противоречия в имперской политике Франции и России, восстановление польского государства противоречило интересам России;

· режим континентальной блокады противоречил экономическим интересам России, которая вела контрабандную торговлю с Англией, что подрывало политику Франции.

Покажите особенности франко-русских противоречий, подготовку войны, соотношение сил и планы сторон. Далее обратите внимание на характер войны и, вследствие этого, на массовое народное движение в защиту Отечества. Выделите и охарактеризуйте основные этапы войны.

Отметим причины поражения армии Наполеона в войне 1812 г.:

· стратегические просчеты Наполеона: неверная оценка возможной силы сопротивления русской армии и народа, неверная оценка готовности Александра I идти на уступки;

· талант российских полководцев: тактика Барклай-де-Толли, Тарутинский марш-маневр;

· героизм российских воинов;

· патриотизм россиян (партизанское движение, народное ополчение, сожжение Москвы).

В чем состоит значение Отечественной войны для консолидации русской нации и сближения с ней других народов России? Каковы итоги заграничного похода русской армии?

Следует подчеркнуть, что внешнеполитическое могущество России достигло апогея: разбив наполеоновскую, т.е. революционную в своей основе армию, она превратилась в основного гаранта Венской международной системы. В чем заключались решения Венского конгресса?

Отметим, что важнейшим событием послевоенной истории стало дарование в 1815 г. императором Конституции Царству Польскому и отмена крепостного права в 1816 – 1819 гг. на территории Прибалтики. Подумайте, почему же Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции в Российской империи повсеместно? Какие причины обусловили усиление реакционных черт в политике Александра I к концу первой четверти XIX в.?

 

2. Движение декабристов

 

Необходимо показать причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.; на примере восстания декабристов показать наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой; отметить мысль о том, что разрешение этих противоречий было возможно лишь на пути реформ; оценить историческое значение восстания декабристов.

Следует отметить, что история декабризма начинается с 1810 – 1811 гг., когда в гвардейских полках стали возникать офицерские артели. Что они собой представляли? Почему декабристы с полным основанием называли себя «детьми 1812 года»? В чем заключались причины возникновения тайных обществ?

Говоря о первых тайных обществах – «Союзе спасения» и «Союзе благоденствия», необходимо раскрыть идеологию декабризма. Важно подчеркнуть утопичность проектов декабристов, поскольку для осуществления радикальных реформ в России еще не было социальной силы.

Единственной силой, которая могла в принципе рискнуть пойти на реформы, было самодержавие. Но для декабристов оно было не союзником, а противником. (Сам же император старался не обращать на революционеров внимания).

Далее необходимо отметить, что распад «Союза благоденствия» углубил противоречие между радикальными и умеренными декабристами.

Наиболее радикально настроенные члены ранних декабристских организаций в 1821-1822 гг. организовали "Южное" (на Украине) и "Северное" (в Петербурге) тайные общества, ставившие своей задачей уже не пропаганду и создание общественного мнения, а организацию военного переворота (путча) для достижения программных целей. Лидером "Южного общества " был Павел Пестель, который составил программу организации, которую назвал "Русская Правда". Она предусматривала:

· установление республики (а на переходный период ‑ передачу власти Временному революционному правительству, установление военной диктатуры);

· высшая законодательная власть в республике должна была принадлежать Народному вече, а исполнительная ‑ Державной думе, кроме того, должен был быть создан Верховный собор (своеобразный "конституционный суд");

· ликвидацию сословных привилегий и сословного устройства;

· ликвидацию военных поселений;

· введение общего и равного для всех суда присяжных;

· введение всеобщей воинской обязанности;

· унитарную структуру государства, все население империи признается русским (не признаются местные языки), господство православия;

· отмену крепостного права, при этом даваемая крестьянам земля не может быть в частной собственности (становится общинной, предоставляется в пользование), остальные земельные угодья находятся в частной собственности.

Лидером "Северного общества" в первые годы после его основания был Никита Муравьев, который составил программу, названную "Конституцией ". Она предусматривала:

· установление конституционной монархии, высший законодательный орган власти двухпалатное Народное вече (состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей), высшая исполнительная власть в руках царя;

· ликвидацию сословных привилегий, всеобщее равенство перед законом, широкий круг прав и свобод;

· федеративное устройство государства;

· отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения.

В ноябре 1825 г. в Таганроге умер Александр I. Наследник престола Константин отрекся от престола в пользу своего брата Николая.

Члены тайных обществ решили использовать период междуцарствования: было принято решение о срыве присяги новому императору и принудить Николая I ввести конституционное правление и отменить крепостное право.

Объясните неудачу их выступления 14 декабря 1825 г., каковы были его последствия и в чем значение декабристского движения?

 

3. Россия при Николае I. Общественное движение 30-50-х гг. Крымская война (1853-1856)

 

Следует выявить особенности внутренней политики Николая I, ее основные направления.

Необходимо оценить международное положение России в указанные годы, показать истоки кризиса в отношениях между Россией и ведущими странами Запада в эти годы. Следует раскрыть причины и характер Крымской войны; показать ее основные этапы.

Необходимо показать исторические причины активизации общественного движения в 30 – 50-е годы XIX в. и его особенности.

Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796 – 1855) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Время его правления «стало апогеем самодержавия», периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Охарактеризуйте взгляды Николая I. Сравните их со взглядами Александра I.

В чем проявилось усиление бюрократических тенденций в государственном устройстве и управлении, во второй четверти XIX в.? Какое влияние на их развитие оказали особенности политической системы Николая I? Сравните отношения и конкретные дела Александра I и Николая I в крестьянском вопросе.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Во второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. Поясним, что консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Особое звучание эти идеи приобрели после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. Каким образом Н.М. Карамзин в начале XIX в. обосновал необходимость сохранения «мудрого самодержавия»?

Раскройте содержание теории официальной народности (лозунг самодержавия, православия и народности), сформулированной в 1832 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым. О чем говорит сам факт ее появления в «Философических письмах»? Почему идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс?

Подчеркнем, что жаркие дискуссии, разгоревшиеся вокруг философско-исторических выводов Чаадаева, способствовали кристаллизации двух внутренне неоднородных течений, западников и славянофилов.

Славянофильство ‑ либерально-дворянское общественное течение. Славянофилы:

· признавали пороки существующей общественной и государственной системы, но полагали допустимым только мирный путь их исправления;

· идеализировали историческое прошлое России и отрицательно относились к преобразованиям Петра I;

· утверждали, что у русского народа особый исторический путь и западный опыт для него неприменим, особый русский уклад они объясняли православной верой и крестьянской общиной;

· выступали за отмену крепостного права и освобождение крестьян с землей, но с сохранением общинного землепользования;

· идеальной политической системой они считали сословно- представительскую монархию, опирающуюся на возрожденные земские соборы;

· полагали необходимыми для России свободы слова и печати, считали важной контролирующую роль общественного мнения.

Представители движения славянофилов: братья Киреевские, Хомяков, Кошелев, братья Аксаковы, Самарин.

Идейными противниками славянофилов были западники:

· считали, что Россия и Европа развиваются по одному пути, по единым законам общественного развития, а утверждения о русской самобытности ‑ миф, идеализировали Запад и его общественное устройство (там верховенство права, порядок, прогресс);

· высоко оценивали деятельность Петра I;

· выступали за превращение России в парламентское государство путем реформ сверху (идеал – английская монархия), расширение гражданских прав и свобод;

· были противниками революционных потрясений;

· были сторонниками отмены крепостного права и освобождения крестьян с небольшим земельным наделом за выкуп.

Представители движения западников: В.Г. Белинский, А.И. Герцен (затем перешел к революционной, социалистической идеологии), Г.Н. Грановский, И.Н. Панаев, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев.

Западникам и славянофилам противостоял формирующийся лагерь революционной демократии. Революционно-демократическую идеологию в России развивали: А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Т.Г. Шевченко.

В 1853 г. А.И. Герцен создал в Лондоне "Вольную русскую типографию " и начал издавать альманах "Полярная звезда " и газету "Колокол" (с 1857 г.), в которых пропагандировал свою теорию "общинного социализма".

Представители революционно-демократического течения полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, не предвидели классовой борьбы в деревне и не понимали революционного будущего пролетариата.

Характеризуя внешнюю политику Николая I, следует отметить, что она сохранила прежние ориентиры: поддержание стабильного порядка в Европе и экспансия на Востоке.

В результате войн с Ираком и Турцией было завершено присоединение Закавказья к России. В связи с этим неизбежным становилось подчинение России Кавказа. Наступление России на горный Кавказ вызвало к жизни сепаратистское движение горцев – мусульман. Каким образом было завершено присоединение Кавказа к России? Проанализируйте международное положение России в середине XIX в. Объясните почему Россию называли в это время «жандармом Европы». Подумайте, каковы причины Крымской войны 1853 – 1856 гг.? Определите ее характер. Выделите основные события Крымской войны. Почему Россия потерпела поражение в этой войне? Можно ли было его избежать?

Следует подчеркнуть, что именно поражение в Крымской войне подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства.

 

4. Культура России первой половины XIX в.

 

Необходимо выявить роль и значение образования в ходе реформ; показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мировую науку; доказать, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры.

Необычный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком», если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень, но и часто опережала.

Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.

Что явилось причинами культурного подъема начала XIX в.? Можно ли говорить о том, что культурный подъем начала XIX в. во многом определялся предшествующим культурным развитием России? Чем характеризуется политика «просвещенного абсолютизма» в области культуры?

В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Какое развитие получила система образования? Выявите ее сословный характер.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Русская наука впервые выходит на мировую арену. Великие открытия М.В Ломоносова остались неизвестными в Европе. О них узнали лишь в середине XIX в. Перечислите основные достижения российской науки в рассматриваемый период.

Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Покажите достижения путешественников И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. Значительными были достижения исторической науки. Важной вехой стало создание Н.М. Карамзиным 12-томной «Истории государства Российского». Этот труд стал первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовался огромным успехом.

Отметим, что именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы.

Назовите самые значительные, на Ваш взгляд, достижения в области архитектуры и живописи первой половины XIX в. Обратите внимание на новые явления в музыке и театре, на развитие культуры народов России.

И в заключение, подчеркнем, что в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирование национальной культуры.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.