Глава 2. Массаж и самомассаж Еще раз отметим, что обучение ребенка самомассажу лучше проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Пусть ребенок опишет свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: психолог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, психолог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения. 17. «Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими во всяком случае принесет большую пользу как специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профессионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 115 А..А. Уманской), которые апробированы, доказали свою эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную педагогическую и домашнюю практику. На рис. 5 показаны точки, которые следует массировать последовательно. Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек. (9 раз в одну сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин. до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку: • Точка 1 — связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение. • Точка 2 — регулирует иммунные функции организма. Повыша ет сопротивляемость инфекционным заболеваниям. • Точка 3 — контролирует химический состав крови и слизис тую оболочку гортани. 
116 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация • Точка 4 — зона шеи связана с регулятором деятельности сосу дов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливаю щими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же как и точку 5. • Точка 5 — расположена в области 7-го шейного и 1-го грудно го позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе: улучшение общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллерги ческим агентам. • Точка 6 — массаж этой точки улучшает кровоснабжение сли зистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит. • Точка 7 — улучшается кровоснабжение в области глазного яб лока и лобных отделов мозга. • Точка 8 — массаж воздействует на органы слуха и вестибуляр ный аппарат. • Точка 9 — массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма. 18.Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (5—10 хлопков с интервалом около 1 сек.); местами соприкосновения становятся углубления между за пястьем и нижней частью ладони. Затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья. 19.Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боко вых поверхностей сжатых кулаков. После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различных частей тела. 20. «Мытье головы», а) Пальцы слегка расставить и немного со гнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направле нии: ото лба к макушке; ото лба до затылка и от ушей к шее. б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. 21. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 117 рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно. 22. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-посту пательным движением растираются в другом направлении (по гори зонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение. 23. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми сустава ми больших пальцев сделать 3—5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам. 24. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ла донями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3—5 раз. После этого проделать 3—5 поглаживающих, враща тельных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насмор ка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей. 25. Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же — языка зу бами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях. 26. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и раз нонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, впра во, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, мас сируя, вперед. 27. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3—5 раз). Затем тыльной сторо ной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбо родка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам. 28. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипыва ющие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое пле- 118 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация чо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5—10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее. То же — левой рукой, затем обеими руками одновременно. 29.«Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову впра во, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить пра вую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте зах ваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой. 30. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в раз ных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (пред плечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одно временно массируя ее. Затем руки меняются. Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук. 31. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавли вать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев. 32. «Качалка» на спине и животе и «Бревнышко», которые под робно будут описаны в §1 главы 3 (упражнения 55, 56), являют ся прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных мышц, внутренних органов. 33. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, по щипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону сто пы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же — левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг о друга, а также об пол. Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной стороной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д. Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полезно также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям (массажные коврики и шлепанцы, тренажеры). Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 119 |