Организация контроля за качеством обслуживания туристов. Рассмотрение жалоб и рекламаций. Проблемами качества занимается международная организация по стандартизации (ИСО). По определению этой организации качество представляет собой совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования. Соответственно в туристском бизнесе качество обслуживания связывается со способностью удовлетворять потребителя туристской услуги. Проблемы качества в туризме затрагивают коллективный труд сотрудников турфирмы и качество обслуживания туристов на маршруте или качество туристского продукта (туристской услуги). К качеству труда и качеству туристского продукта предъявляют три категории требований: 1) общие обязательные требования, устанавливаемые законами, стандартами и другими нормативными документами; 2) заявленные установленные требования потребителя (договор, программа тура); 3) обычно предполагаемые (подразумеваемые) требования. К основным принципам, определяющим качество коллективного труда в турфирме, относятся: - нацеленность на результат, подчинение единой политике качества турфирмы; - заинтересованность в результатах, объективная оценка качества; - лидерство руководителя и вовлечение в управление качеством всего персонала; - персонализация и согласованность полномочий и ответственности; - разделение труда; - процессный и системный подход, регулярное планирование и контроль; - воздействие на причины проблем, а не на их проявление; соразмерность действий, затрат и результатов; - приоритет предупреждающих действий над корректирующими; - управление контролем качества услуг* - обмен успешным опытом внутри турфирмы; - отлаженные коммуникации и координация; - непрерывность улучшений. Один из важных критериев качества работы персонала турфирмы — количество благодарностей или жалоб клиентов. Доля жалоб (претензий) от общего числа обслуженных клиентов ориентировочно не должна превышать 1%, а отношение числа жалоб к числу благодарностей — 5%. Различия в качестве туристского продукта или туристской услуги обозначаются классами обслуживания туристов. Регулирование качества обслуживания в туризме или управление качеством обслуживания осуществляется посредством процедуры сертификации туристских услуг в соответствии с нормативным документом ИСО 9000 (1509000) или, как его называют, стандартом системы качества. Концепция этого документа основана на рассмотрении качества как степени соответствия характеристик предъявляемым требованиям или как отношение восприятия заказчика к его ожиданиям. Сервисная организация обязана: проверять и идентифицировать услугу в соответствии с документированными процедурами; устанавливать соответствие услуги определенным требованиям с помощью методов регулирования технологических процессов и процессов управления; обеспечить самоконтроль персонала, предоставляющего услугу, как составную часть процесса контроля; обеспечить приоритет потребителя в оценке качества услуг; ввести практику регулярной оценки степени удовлетворенности потребителя услуг путем проведения социологических опросов. Сравнение оценок потребителя и исполнителя услуг следует проводить постоянно, чтобы определить, насколько деятельность последнего отвечает требованиям потребителя и произвести корректирующие действия». В случае туроперейтинга целесообразно ввести еще одну, третью, меру качества: оценку качества каналом сбыта - туристским агентством, также оказывающим своим выбором определенное влияние на качество деятельности туроператора. Результаты контроля (оценки) должны регистрироваться. «Исполнитель услуги должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, обеспечивающие получение информации от потребителя услуги. Анализ информации, получаемой от потребителя, необходим для того, чтобы обеспечить: правильное установление требований к услуге и условиям обслуживания и их отражение в документации; разрешение вопросов, связанных с расхождением требований, заложенных в систему, от требований потребителя; уверенность исполнителя услуги в своей способности выполнить требования потребителя. Источниками получения соответствующей информации от потребителей являются: социологические обследования, информация обществ потребителей, средств массовой информации, муниципальных органов управления. В случае необходимости сервисная организация должна разработать процедуры, обеспечивающие выбор статистических методов, необходимых при сборе данных и их применении в процессе контроля (проверки) качества, при отработке технологического процесса, анализе дефектов, прогнозировании спроса и требований потребителя, обработке результатов социологического обследования по удовлетворенности потребителей качеством услуг и условий обслуживания Контроль за соблюдением принимающей фирмой условий обслуживания осуществляется с помощью: - регулярного сбора и анализа устных и письменных отзывов, жалоб и замечаний туристов о качестве их обслуживания во время путешествия; - анализа отчетов сопровождающих туристских групп. Если отмечаются факты несоблюдения фирмой согласованных условий обслуживания: понижение класса гостиничного размещения, некачественное или недостаточное питание, большие опоздания автотранспорта и т.п., российская фирма- турорганизатор обязана без промедления реагировать на них. Когда такие факты имеют единичный характер, рекомендуется направить фирме письмо с просьбой принять действенные меры к устранению отмеченных недостатков. При систематических нарушениях условий обслуживания российская фирма должна принять более решительные меры, в частности на принципиальной основе обсудить эти проблемы с иностранной фирмой путем переписки или устных переговоров, предупредив ее о возможности прекращения с ней деловых отношений. Когда и такая мера не дает положительных результатов, российская фирма вправе расторгнуть заключенный договор и вступить в переговоры с другой иностранной фирмой. При нарушении согласованных условий обслуживания российские туристы имеют право требовать материального возмещения причиненного им ущерба. Такое требование называется рекламацией. Жалоба-рекламация должна быть представлена в письменном виде не позднее 7-10 дней после возвращения туристов из поездки за границу. На основании этого заявления российская фирма направляет своему партнеру письмо с просьбой сообщить, какую сумму он согласен выплатить туристам в качестве компенсации за недостатки в обслуживании. Согласованная сумма компенсации выплачивается туристам. |