Задание 9. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления. По дисциплине «Русский язык и культура речи» студента 1-го курса специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты» Симонова Евгения Донецк 2016 1-й вариант А - Ж Лексические нормы Задание 1. Объясните значение иноязычных слов. Составьте с каждым из них предложения. Образец: ортодоксальный - неуклонно следующий какому-либо учению (Свободный человек должен отказаться от своих ортодоксальных убеждений). Рафинированный, трансформация, биеннале. Задание 2.Замените выделенные слова фразеологизмами. Например: Об очень умном человеке можно сказать, что у него ума палата. Когда приходится много хлопотать, говорят: Если человека знобит, можно сказать, что у него … О легкомысленном человеке говорят, что у него… Задание3. Объясните значение паронимов. Составьте с каждым из них словосочетания. Образец: главный - заглавный: главный - основной, ведущий (главный конструктор); заглавный - начальный в какой-либо части (заглавная буква). Явный - явственный, будний – будничный. Задание 4. Найдите и устраните речевую избыточность. Укажите тип ошибки (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология). Образец: Спортсмены вуза не могут похвастаться спортивными достижениями - Спортсмены вуза не могут похвастаться достижениями (повтор однокоренных слов: спортсмены, спортивные - тавтология). 1. Квартал будет застроен так, чтобы можно было сохранить существующий парк. 2. В регионах начала развиваться промышленная индустрия. 3. В конечном итоге все согласились с докладчиком. 4. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. Задание 5. Найдите и исправьте речевые ошибки. Укажите тип ошибки (употребление слова без учета его лексического значения, алогизм, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов). Образец: На сцене стоял актер в золочёном амплуа. - На сцене стоял актер в золочёном костюме. (Слово "амплуа" употреблено без учета его лексического значения ‘совокупность ролей, исполняемых актером’). 1. В работе коллектива больницы обнаружились серьезные пороки. 2.Писатель высмеивает людей с маленьким умом. 3. Главное для писателя - душевный мир человека. 4. Он посмотрел на её задумчивыми глазами. Морфологические нормы Задание 6.Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания. Образец: Кольраби (ж. р) - свежая кольраби, МГУ (м. р) - известный МГУ, Сан-Франциско (м. р) - шумный Сан-Франциско. Банджо, виски, салями, Килиманджаро, АТС, забияка, алиби, тюль. Упражнение 7.Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных. Расставьте ударения. Образец: отпуск - отпуска, конструктор - конструкторы. Бант, торт, кран, аэропорт, уголь, сирота, средство, бухгалтер. Задание 8. Образуйте форму повелительного наклонения 1 лица ед. ч. глагола. Образец: написать - напиши. Отдельно выпишите глаголы, от которых не образуется такая форма. Сесть, ехать, лечь, выйти, засахариться, махать, жаждать. Задание 9. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления. Оплатить (что), заплатить (внести плату: за что), отчитаться (о чем и в чем), отчет (о чем), рецензия (на что), превосходство (над кем, чем и допустимо перед кем, чем), преимущество (перед кем, чем), иммунитет (к чему?). Задание 10. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?): благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами. См. справочные материалы. ЗАДАНИЕ 11. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах. Образец: 459 рублей Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях 1945 год 17 статей 5/8 метра 43499 штук пятеро детей шестидесятый посетитель полтора килограмма ЗАДАНИЕ 12. От следующих прилагательных образуйте возможные степени сравнения. Образец: новый – новее, более новый, менее новый, новейший, самый новый. Глазастый, плохой, хромой, молодой. |