Функции философии – это главные методы, связанные с применением философской науки для достижения определенных задач. БИЛЕТ 1 1)Когда наступает момент «мне не достаточно верить, хочу знать – возникает философия. Философия – др.греч. слово переводится как любовь к мудрости (филео-любовь, София-мудрость). Философия – это форма духовной деятельности направленная на постановку, анализ, решение основных мировоззренческих вопросов связанных с выработкой целостного взгляда на мир и места в нем человека. Возникает Ф. как попытка теоретическо - логического решение мировоззренческих вопросов на рубеже 7 в до н.э. в Индии, Др. Греции и Китае. Ф. пытается решить мир-кие проблемы путем разума, мышления опирающегося на понятия и суждения которые связываются друг с другом по определенным логическим законам. Слово «философ» впервые использовал Пифагор в 6 веке до н.э. и относил он его к людям, стремящимся к интеллектуальным знаниям и правильному образу жизни. Термин «философия» использовал Платон. Первоначально Ф охватывала все области научного знания, т.е. философия=наука, ученый=философ. Причиной был маленький объем знаний о мире. В 4 веке до н.э. происходит первый этап дифференциации научного знания, он зафиксирован в системе Аристотеля – 4 основных сферы науки: -логика (наука о правильном мышлении) -психология (наука о душе) -физика (наука о природа) -метафизика (наука о первоначалах всего сущего) Метафизика=философии (что означает после физики). В 12 веке появляются первые европейские университеты по специальностям: медицина, теологи и право. Но чтобы получит диплом по специальности необходимо получить диплом по философии. Ф. подразделялась на: -логику (рациональная философия) - моральная философия (этика, наука об управлении действиями одного человека) - экономика (наука об управлении хозяйством) - политика (наука об управлении гос-вом) - естественная философия (о природе вещей, физика - материальные вещи, математика –количественная природа, метафизика- нематериальные вещи) Наука не имела современного х-ра и подтверждалась постулатами религии. К 17 веку наука приобретает современный характер, стремиться к получению знаний которые увеличат власть человека над природой. В 16-17 веках – научная революция в естествознании и происходит второй этап диференицации научного знания, на этом этапе выделяются как самостоятельные естественные и точные науки (биология, химия, астрономия, география, физика) На рубеже 18-20 веков происходжит третий этап диференциации научного знания, выделяются соц-гуманитарные дисциплины. До этого момента знания по психологии, политике, экономики входили в философию. Специфика философии как научной дисциплины заключается в следующем: - Ф. теории не могут быть подтверждены или опровергнуты с помощью опытных данных. Т.к. фил-кое познание имеет дело с тем, что расспологается за сферой чувственного опыта, ее задача познать то, что затрагивает человеческое бытие в целом, но не доступно эмпирическому изучению. - Отсутствие общезначимых проблем и нет закрытых проблем. Отсутствие фундаментальной теории кторая в течении опр времени поддерживалась бы большинством ученых (парадигма –общепризнаная нормативная модель постановки проблем и их решения в той или иной научной сфере) - Отсутствие того, что принято называть научной истины(нет проверки). Есть личные истины в связи с этим особую роль играет личность ученого, она накладывет отпечаток на р-ты исследований (влияние нации –англичане –эмпиристы, французы – рационализм). - Неопределенность границ между философией и историей философии - Ф-е понятия - это сложные символы которые имеют строгий логический смысл и могут содержать художественный образ (т.к. мыслим образами) уществуют три основные концепции в истории философии. 1. Первая — мифогепная — считает единственным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г В. Ф. Гегель и А. Ф Лосев. При этом Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, яачяется фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира и разумной форме. В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины Физософия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования. Для того чтобы эта возможность стала действительностью, нужен, по Гегелю, ряд условий — распвет действительной политической свободы и опрете ленная ступень зрелости культуры, когда исчезает направленность на единичное. Сова Минервы — символ философской мудрости вылетает, по Гегелю, в сумерки, т. е на закате реальной исторической эпохи, схваченной в мысли. А. Ф Посев, на против, сличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия Основой мифа или «живого, одушевленного и в конце концов антропоморфного понимания бытия» является абсолютизация родовой жизни.Философия и возникает как попытка разгадать тайну вы сшей объективности нерелигиозного мифа. 2. Вторая концепция — сциентистская — рассматривает в качестве единственного источника происхождения философии пред-философское, конкретное, научное знание. Систематизация этого знания, увеличение его объема и организованности приводит к возникновению философии. 3. Согласно третьей — гносеомифогенной — концепции происхождения философии тремя источниками философского знания являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт. Необходимую причину генезиса философии представляет противоречие между основанным на нерациональном воображении мифе логическим мировоззрением и начатками научного мышления. Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания, на все мироздание. Данное противоречие находит свое разрешение в философии при определенных социальных условиях, таких как наличие товарно-денежных отношений, установление частной собственности на землю и экономического господства городской жизни, установление правовых норм. Некоторые философы обращают особое внимание на роль нравственной потребности в возникновении философии как акта свободного и осознанного выбора. Философия как новая форма духовной культуры формировалась не постепенно, а была введена сразу в отпет ня потребность критически оценить подлинное достоинство человека в мире. Философия смягчила антагонизм логоса (эпистемной предметности частных наук) и мифа (мистической реальности божественной истины), приняв на себя заботу о душе человека и его нравственности. Философское знание является в первую очередь эти чески понимаемым знанием, познанием Истины и Добра, соединяющим в себе цели познания и нравственные цели. Впервые этот акт свободного выбора осуществился одновременно и независимо друг от друга в трех культурных регионах древности Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Правда, до конца XVIII в. большинство философов бы ш евро поцентристами и считали, что философия является отличительной чертой исключительно западной культуры и возникает только в Древней Греции. Так, например, Г В. Ф Гегель отказывал китайской философии в праве на существование, аргументируя свое мнение образностью, алогичностью и ассоциативностью восприятия мира, присущего китайским мудрецам. Лишь с середины XIX в. появляются концепции, отстаивающие наличие философии на Востоке. С точки зрения К. Ясперса (1883— 1969), философия возникает одновременно в трех независимых друг от друга регионах — Китае, Индии и Греции в «осевое время» — VIII—II вв. до н. э. Центром этой оси является V в. до н. э.— период, когда в Китае жили Лао-цзы и Конфуций, в Индии — Будда, в Греции — Парменид, Гераклит, Платон. Новизна «осевого временно в этих культурах состоит в том. что «человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы... Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели... Все это происходило посредством рефлексии, сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление». Началась борьба рационально проверенного опыта против мифа. Человек не просто может теперь внутренне противопоставить себя миру, но и открывает в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. Философы претендует на роль наставников и учителей политической и социальной жизни. Этому духовному скачку человечества соответствовало определенное социальное устройство — существование множества мелких государств, их постоянное общение друг с другом. Правда, конкретный тип социального устройства, статус научного знания, развитые формы мифологии существенно различались в указанных лрех регионах, что во многом определило своеобразие и различия древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии. Функции философии – это главные методы, связанные с применением философской науки для достижения определенных задач. Обычно исследователи делают акцент на следующем философском функционале: Мировоззренческие; Методологические; Мыслительные; Гносеологические; Функции, связанные с критикой; Задачи аксиологии (теории ценностей); Социальные; Воспитательные; Гуманитарные; Функции прогнозирования. В частности, мировоззренческий функционал способствует постепенному созданию общей картины окружающего универсума, созданию конкретных или хотя бы примерных представлений о том, как представленный универсум устроен, и какое место в нем занимает человеческое существо. Вдобавок ко всему остальному, здесь рассматривается взаимодействие человеческого индивида с миром, который его окружает. Функции методологии касаются непосредственно выработки основных методик, связанных с познанием окружающего универсума. Мыслительные процессы необходимы для создания теоретических систем, которые обосновывают значение человека в мире и значение мира для него. Люди учатся концептуальному мышлению и возможностям для теоретизирования, предельно обобщают ту реальную действительность, которая их окружает. Методы философии Методы философии – это особенные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования. Философское учение оказывается особенным разделом, который занимается изучением главных принципов, связанных с человеческим познанием, бытием, окружающей реальностью и человеческим отношением к окружающему универсуму. Необходимо здесь говорить об уникальности и многосторонности используемых философских методов, как и самой дисциплины в общем. Методы философии зарождаются и выражаются непосредственно в человеческой практической деятельности в роли ее обобщенных приемов. 2) ЛОГ ЗАД Какое из определений философии в соответствии с ее двойственной спецификой наиболее полное и правильное? Объясните свой выбор Философия — это: наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления; БИЛЕТ 2 1)Понятие мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира. В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение: 1. Системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку. Мировоззрение исторически конкретно, оно вырастает на почве культуре и вместе с ней претерпевает изменения. МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя : знания( имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности. МЗ выработана не только разумом, но и чувствами. Это значит, что МЗ состоит как бы из двух частей – Интеллектуальный и Эмоциональный. Эмоциональная сторона МЗ представлена мироощущением и мировосприятием. Интеллектуальная- миропониманием. Соотношение интеллектуальной и эмоциональной сторон МЗ зависит от эпохи, от самого индивидуума. Так же бывает разная окраска понимания мира, что выражается в чувствах. Второй уровень МЗ –миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя МП и МО не даны просто так рядом друг с другом: они, как правило едины. МЗ включает в свою структуру уверенность и веру. МЗ делится на жизненно-повседневное и теоретическое. Жизненно-повседневное складывается повседневно. Страдает: 1) недостаточной широтой 2) своеобразным переплетением положений и установок с примитивными, мистическими, предрассудками 3) большой эмоциональностью. Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиции разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. Философии как особому типу МЗ предшествуют мифологический и религиозный типы МЗ. Миф как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств. Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии. Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличии от науки , тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании , а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. |