МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1. Предмет институциональной теории и ее место в современной экономической науке.





Вопросы для подготовки к итоговому контролю

1.Содержание, особенности методологии и анализа, основные направления и место институциональной экономической теории в современной экономической науке. Эволюция институциональной теории.

2. Модификация институциональной теорией неоклассических предпосылок (полнота информации, совершенная рациональность, "человек экономический", равновесные состояния, неспецифичность ресурсов, два измерения товара).

3. Понятие и функции институтов, их социально-экономическое содержание и влияние на эффективность экономической системы. Институциональная структура и институциональная среда.

4. Понятие, источники и механизм институциональных изменений. Виды зависимостей между старыми и новыми институтами. Соответствие формальных и неформальных институтов как фактор эффективности. Понятие институционализации. Институциональные проблемы переходной экономики России.

5. Основные понятия теории игр, особенности моделирования взаимодействия экономических агентов в условиях ограниченной рациональности и информированности.

6. Типы равновесий и их характеристика. Равновесие доминирующих стратегий, равновесие по Нэшу, равновесие по Штакельбергу, равновесие по Парето и технология их достижения.

7. Понятие и виды трансакций. Соотношение трансакции и обмена. Признаки (характеристики) трансакции.

8. Понятие и основные подходы к определению трансакционных издержек. Работа Р. Коуза «Природа фирмы» и ее значение для развития трансакционной теории.

9. Общие издержки производства: состав, характеристика и соотношение трансформационных и трансакционных издержек. Параметры обмениваемых благ.

10. Основные подходы к классификации трансакционных издержек. Краткая характеристика основных видов трансакционных издержек.

11. Трансакционные издержки выявления альтернатив (поиска информации) их характеристика и средства минимизации (организованные рынки, реклама и репутация).

12. Издержки ведения переговоров, заключения контракта и издержки измерения и их характеристика. «Рынок лимонов» и его особенности. Исследуемые, опытные и доверительные блага.

13. Издержки спецификации и защиты прав собственности и их характеристика.

14. Издержки оппортунистического поведения: понятие, причины и условия минимизации.

15. Издержки предконтрактного оппортунизма. Моральный риск, неблагоприятный, ухудшающий условия обмена отбор: примеры предконтрактного оппортунизма.

16. Постконтрактный оппортунизм: причины, виды и характеристика.

17. Координационные и мотивационные трансакционные издержки и их характеристика (издержки ех ante и ex post).

18. Понятие, состав, характеристика и причины роста трансакционного сектора экономики.

19. Ординалистский и кардиналистский подходы к оценке и определению величины трансакционных издержек. Определение величины трансакционных издержек в экономике в целом и на отдельном рынке. Издержки трансакций на фондовой бирже.

20. Понятие контрактов как институтов. Контракты найма и контракты продажи, их характеристика и условия применения.

21. Виды контрактов. Классические, неоклассические и отношенческие (реляционные) контракты: характеристика и условия применения.

22. Факторы, определяющие оптимальный выбор контракта (специфичность, неопределенность, сложность, отношение сторон к риску, цена легальности и внелегальности).

23. Теория прав собственности и ее основные положения. Понятие прав собственности. Влияние англо-саксонской правовой традиции на развитие теории прав собственности.

24. Пучок (набор) прав собственности (правомочий) на ресурсы: понятие и характеристика. Виды правомочий по А. Оноре. Влияние правомочий на цену, ценность и эффективность использования ресурсов.

25. Спецификация и размывание прав собственности: понятие и влияние на эффективность использования ресурсов. Пределы спецификации, причины размывания прав собственности.

26.Сравнительная характеристика альтернативных систем прав собственности: государственной (коллективной), общей (коммунальной) и частной собственности. Преимущества и недостатки.

27. Теорема Р. Коуза и проблема внешних эффектов (экстерналий). Теоретические и практические выводы из теоремы. Российская приватизация в свете теоремы Р. Коуза.

28. Институциональная теория экономической организации. Рынок и иерархия как альтернативные варианты экономической организации. Трансакционная и контрактная теории фирмы.

29.Фирма как иерархическая структура. Характеристика фирмы как контрактной сети.

30.Сравнительная характеристика частнопредпринимательской фирмы и открытой корпорации.

31. Проблема принципала-агента в экономической организации: понятие и причины возникновения.

32. Основные варианты решения проблемы принципала-агента: преимущества и ограничения.

33. Внутрифирменная структура. Унитарная, холдинговая, мультидивизиональная и смешанная внутрифирменные структуры и их характеристика.

34. Типология фирм. Сравнительная институциональная характеристика англо-американской и японской фирмы, предприятий командной и переходной экономики.

35. Внелегальная экономика: причины функционирования предприятий в нелегальном секторе, структура внелегальной экономики. Цена подчинения закону и цена внелегальности.

 

ПРАКТИКУМ

Тема 1. Предмет институциональной теории и ее место в современной экономической науке.

 

1.Отметьте правильное утверждение:

старый институционализм подверг критике положения, составляющие «жёсткое ядро неоклассики»

неоинституционализм подверг критике положения, составляющие «жёсткое ядро неоклассики»

никто и никогда не подвергал критике положения, составляющие «жёсткое ядро неоклассики»

понятие «жёсткое ядро неоклассики» не известно экономической науке

 

2.Анализ институциональных предпосылок, при которых действует та или иная микроэкономи­ческая модель. Возьмем, к примеру, паутинообразную модель (cobweb model), описывающую условия динамической стабильно­сти равновесия на рынке. Устойчивость равновесия достигается лишь при определенном соотношении уклонов кривых совокуп­ного спроса и совокупного предложения, или, что то же самое, при определенном соотношении эластичности спроса и предложе­ния. При существовании каких институциональных предпосылок возможно «нащупывание» равновесной цены?

 

3. Рассмотрение одной из неоклассических моделей, знакомых студентам по курсу микроэкономики. Определение институциональных условий, в которых эта модель верно описывает взаимодействия экономических агентов.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.