МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

по учебной дисциплине «Педагогика»





Перечень вопросов и заданий

Для комплексной контрольной работы

по учебной дисциплине «Педагогика»

Специальность 2-01 02 01 Начальное образование

 

1. Дайте определение педагогики как науки. Определите предмет педагогики. Опишите отрасли педагогической науки. Объясните связь педагогики с другими науками.

 

2. Дайте определение понятия «методы педагогического исследования». Назовите основные методы педагогического исследования. Опишите наблюдение как метод педагогического исследования. Учитель провёл анкетирование в классе с целью изучения межличностных отношений в коллективе. Как вы думаете, достаточно ли использования только этого метода для выявления проблем в коллективе?

 

3. Дайте определение понятия «личность». Назовите факторы развития личности. Перечислите важнейшие критерии личности. Согласны ли вы с утверждением, что воспитание является ведущим фактором формирования личности? Обоснуйте свою точку зрения.

 

4. Дайте определение понятия «цель воспитания». Назовите цели воспитания. Перечислите основные задачи воспитания на современном этапе. Раскройте значение целей воспитания для практической работы учителя.

 

5. Дайте определение дидактики как особой педагогической дисциплины. Перечислите педагогов, внёсших вклад в становление и развитие дидактики. Назовите предмет и задачи дидактики. Среди учителей возник спор: одни утверждали, что самым важным качеством учителя является уважение учащихся; другие таким качеством считали требовательность. Кто из учителей был прав? Ответ аргументируйте.

 

6. Дайте определение понятия «содержание образования». Назовите основные документы, определяющие содержание образования. Перечислите требования, предъявляемые к учебнику. Изучив учебный план, учитель начальных классов решил, что на изучение математики во 2 классе отводится много часов. Имеет ли он право внести свои коррективы в учебный план?

 

 

7. Дайте определение понятия «процесс обучения». В чём заключается двусторонний характер процесса обучения? Назовите структурные компоненты обучения. Объясните, правомерно ли высказывание, что эффективность процесса обучения зависит от мастерства учителя.

 

8. Дайте определение понятия «вид обучения». Назовите основные виды обучения. Раскройте сущность объяснительно-иллюстративного обучения. Определите, этапы какого вида обучения даны в данной таблице:

Действия учителя Действия ученика
1. Создаёт проблемную ситуацию.   2. Организует размышления над проблемой и её формулировкой. 3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий. 4. Организует проверку гипотезы.   5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. 1. Осознаёт противоречия в изучаемом явлении. 2. Формулирует проблему.   3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.   4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

 

9. Дайте определение понятия «принципы обучения». Назовите основные принципы обучения. Раскройте сущность принципа наглядности обучения. Опытный педагог делится своими мыслями: «Учебный материал обязательно объясняю два-три раза, привожу яркие примеры, главное выделяю и записываю на доске, использую таблицы и схемы, с радостью отвечаю на вопросы своих учеников». Какие принципы обучения реализовывает учитель, исходя из данного высказывания? Ответ обоснуйте.



 

10. Дайте определение понятия «метод обучения». Перечислите наглядные методы обучения. Раскройте сущность демонстрации как метода обучения. После краткого объяснения новой темы, учитель предложил вниманию учащихся документальный фильм. Какой метод обучения был использован учителем, и насколько он является эффективным в процессе обучения младших школьников?

 

11. Дайте определение понятия «приём обучения». Перечислите словесные методы обучения. Раскройте сущность беседы как метода обучения. Какие из словесных методов обучения не используются в начальных классах? Объясните, почему.

 

 

12. Дайте определение понятия «средства обучения». Назовите практические методы обучения. Раскройте сущность упражнения как метода обучения. Урок проходил как всегда, по давно наработанному шаблону, дети работали тихо, но без заметного энтузиазма: слушали объяснение учителя, выполняли упражнения у доски, работали с книгой. Предложите средства обучения, позволяющие повысить интерес учащихся на уроке.

 

13. Дайте классификацию методов обучения по источнику знаний. Перечислите условия оптимального выбора и эффективного применения методов обучения. Раскройте сущность объяснения как метода обучения.

На классной доске висит репродукция картины художника Ковальского «В зимнюю ночь».

Учащимся предлагается внимательно посмотреть на картину и назвать предметы и явления, которые на ней изображены.

Учительница обращается к классу с вопросами, а учащиеся отвечают.

– Какое время года изображено на картине?

– Зима.

– Какое время суток?

– Ночь.

– Что видно на небе?

– Редкие звёздочки.

– Кто стоит на бугре?

– Волк. Волк смотрит в сторону деревни.

– Очевидно, он голоден. Можно сказать: голодный волк,– добавляет преподаватель. – Что виднеется вдали?

– Деревушка, огоньки.

Какие методы обучения использует учитель на данном фрагменте урока?

 

14. Дайте определение понятия «форма организации обучения». Перечислите формы организации обучения, наиболее распространённые в XVIII-XX вв. Раскройте сущность классно-урочной системы обучения. К учителю, который ведёт кружок «Юный лингвист», подошёл ученик с просьбой посещать занятия кружка. Учитель отказал школьнику, мотивируя это тем, что тот имеет отметки по предмету не выше семи баллов. Прав ли учитель? Ответ обоснуйте.

 

15. Дайте определение понятия «урок». Назовите основные типы уроков. Перечислите структурные этапы комбинированного урока. Определите тип урока, который имеет следующую структуру:

1. Объяснение цели проверки и инструкции об организации работы. Проверка готовности учащихся к выполнению задания.

2. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Предварительное подведение итогов урока.

 

16. Определите сущность нестандартных уроков. Перечислите наиболее распространённые типы нестандартных уроков. В чём основное отличие нестандартных уроков от традиционных? Оцените их достоинства и недостатки.

 

17. Дайте определение понятия «контроль обучения». Перечислите функции контроля. Раскройте сущность текущего контроля. Ученик забыл принести на урок тетрадь по математике, за что учитель поставил ему 1 балл. Прав ли учитель? Ответ аргументируйте.

 

18. Дайте определение понятия «отметка». Перечислите требования, предъявляемые к контролю. Объясните сущность тематического контроля. Объясните, в чём отличие понятий «оценка» и «отметка».

 

19. Дайте определение понятия «воспитания». Перечислите особенности воспитательного процесса. В чём сущность многофакторного воспитательного процесса? Раскройте этапы процесса воспитания.

 

20. Дайте определение понятия «принципы воспитания». Перечислите основные принципы воспитания. Раскройте сущность принципа личностного подхода. Коля Н., ученик IV класса, – мальчик из «трудной» семьи. Отец их оставил, мать пьёт и ведет беспорядочную жизнь. Коля всегда внутренне напряжён, тревожен. Он плохо успевает, друзей у него нет, он агрессивен, нередко бьёт с какой-то жестокостью своих одноклассников, и они сторонятся его. Какие принципы воспитания в первую очередь должен использовать учитель в работе с Колей?

 

21. Дайте определение понятия «методы воспитания». Перечислите методы формирования общественного сознания. Раскройте сущность примера как метода воспитания. Обоснуйте факторы, влияющие на выбор методов воспитания.

 

22. Дайте определение понятия «средства воспитания». Назовите методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Охарактеризуйте метод поручения.

В воскресенье Гена с отцом ходили в лес за грибами. Исходив много километров, уставшие и голодные, они закончили свой поход, смирно сидя друг против друга на скамейках в трамвае.

После того как трамвай тронулся с очередной остановки, к скамейке, где сидел Генка, подошла женщина. На ней было красивое праздничное платье.

Генка хорошо понимал, что надо встать; он даже сделал еле заметное движение, но, увидев, что женщина не обращает на него внимания, отвернулся к окну…

Отец встал.

– Пожалуйста, садитесь,– услышал Генка голос отца.

Генкины уши порозовели, он вскочил со скамьи и потянул отца за рукав:

– Садись! Я постою!

Отец принял Генкин шаг как должное, занял его место и вполголоса сказал:

– Засмотрелся, прозевал… Повнимательнее надо быть.

Какой метод педагогического воздействия использовал отец Гены?

 

23. В чём сущность методов стимулирования? Перечислите требования, предъявляемые к поощрению. Охарактеризуйте наказание как метод стимулирования. Учитель начальных классов хотел, чтобы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провёл в классе несколько бесед о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего учителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении учеников не произошло. Почему?

 

24. Дайте определение понятия «мировоззрение». Перечислите его структурные компоненты. Охарактеризуйте основные виды мировоззрения. Согласны ли Вы с утверждением: «Знания уже сами по себе обязательно ведут к формированию мировоззрения»? Если нет, то дополните фразу.

 

25. Дайте определение понятия «трудовое воспитание». Назовите виды трудовой деятельности учащихся. Раскройте сущность профессиональной ориентации учащихся. Опишите методику организации трудового дела.

 

26. Дайте определение понятия «физическое воспитание». Назовите основные средства физического воспитания. Охарактеризуйте основные формы организации физического воспитания в школе. Опишите структуру урока физической культуры.

 

27. Дайте определение понятия «воспитательный коллектив». Назовите стадии развития коллектива. Опишите структуру воспитательного коллектива. Некоторые учителя систематически предлагают детям находить друг у друга ошибки в письменных работах и в устных ответах, указывать на недостатки в выполнении общественных поручений. Формированию каких черт личности могут способствовать эти приёмы работы?

 

28. Перечислите обязанности классного руководителя. Опишите требования, предъявляемые к планированию воспитательной работы в классе. Охарактеризуйте родительское собрание как основную форму работы классного руководителя с родителями учащихся. В классе разбили оконное стекло. В поисках виновников учитель предпринял обходный путь через отдельных учащихся. Виновник был назван и наказан. Коллектив класса настроился против того, кто «выдал» товарища. После этого виновник стал вести себя ещё хуже. Дайте оценку действиям учителя.

29. Дайте определение понятия «система образования». Перечислите уровни основного образования. Охарактеризуйте общее среднее образование в Республике Беларусь. Раскройте сущность принципа государственной политики в сфере образования – светский характер образования.

30. Дайте определение понятия «учебная программа». Перечислите дополнительные формы организации обучения. Охарактеризуйте особенности организации обучения в 1 классе. Опишите методику подготовки и проведения экскурсии.

 

 

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.