Введение в специальность материаловедение. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ» ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИТКИ Реферат к зачету По дисциплине: «Введение в специальность». Выполнил: Ст-т гр. МТМ - Б14 Жмурин А. И. Проверил: Малынкин В. Г. СОДЕРЖАНИЕ. Введение в специальность материаловедение. 3 История науки о материалах. 5 Работа выхода электронов и электронная эмиссия. 6 Теплоизоляция. 9 Радиопрозрачные изделия из стеклопластиков. 11 Введение в специальность материаловедение. Назначение предмета введение в специальность – ознакомление студентов с основными направлениями их будущей деятельности, формирование представлений о профессии. Основные виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции специалиста можно разделить на две большие группы: во-первых, это производственная и проектно-технологическая деятетельность, и организационно-управленческая, во-вторых. К ним относится: 1) производственная и проектно-технологическая: -участие в производстве материалов с заданными технологическими и функциональными свойствами, проектировании высокотехнологичных процессов в составе первичного проектно-технологического или исследовательского подразделения; -организация рабочих мест, их техническое оснащение, обслуживание и диагностика технологического оборудования, контроль за соблюдением технологической дисциплины и экологической безопасности в производственном подразделении по обработке и переработке материалов, контроль качества выпускаемой продукции; -разработка технических заданий на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией получения и обработки материалов; -участие в работе по стандартизации, подготовке и проведению сертификации процессов, оборудования и материалов, подготовка документов при создании системы менеджмента качества на предприятии или в организации; 2) организационно-управленческая: -управление технологическим процессом, обеспечение технической и экологической безопасности производства на участке своей профессиональной деятельности; -составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы и оборудование), подготовка установленной отчетности по утвержденным формам; -профилактика травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений на участке своей профессиональной деятельности. Для освоения специальных дисциплин большое значение имеет знание математики и естественных наук, иначе нельзя понять вывод формул, а следовательно, и ограничения на их применение. Хорошее понимание естественнонаучных законов также позволяет оценивать данные на качественном уровне. К задачам изучения материалов относится раскрытие физической сущности явлений, происходящих в материалах при воздействии на них различных факторов в условиях производства и эксплуатации и их влияние на свойства материалов, а также установление взаимосвязи между составом, строением и свойствами материалов. Свойства материалов: 1)гидрофизические - свойства материалов по отношению к действию воды: - гигроскопичность - свойство пористого материала поглощать водяной пар из воздуха; - водопоглощение- способность материала впитывать и удерживать воду при непосредственном контакте с ней; - водонепроницаемость - способность материала не пропускать воду, и она связана с коэффициентом фильтрации обратной зависимостью; - морозостойкость-способность материала выдерживать многократное и попеременное замораживание и оттаивание в насыщенном водой состоянии; 2) теплофизические - характеризуют отношение материала к действию тепла: -теплопроводность - способность материала передавать тепло от более нагретого тела к менее нагретому; -огнеупорность - способность материала выдерживать длительное влияние высоких температур под нагрузкой; -огнестойкость- способность материала выдерживать кратковременное воздействие открытого огня; 3) механические -характеризуют способность материала сопротивляться внутренним напряжениям и деформациям под влиянием силовых, тепловых, усадочных или других воздействий: -упругость- свойство материала принимать после снятия нагрузки первоначальную форму и размеры; -пластичность– свойство материала при нагружении в значительных пределах изменять размеры и форму без образования трещин и разрывов и сохранять эту форму после снятия нагрузки; -хрупкость- свойство материала под действием нагрузки разрушаться без заметной пластической деформации; -твердость- свойство материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого, материала; -ударная вязкость (динамическая прочность)– свойство материала сопротивляться ударным нагрузкам; -износостойкость -свойство материала сопротивляться истирающим воздействиям; -жесткость – способность материала противостоять деформации; 4) электромагнитные – характеризуют восприимчивость к электрическим и магнитным полям: -электропроводность – способность материала проводить ток. По электропроводности материалы делятся на проводники, диэлектрики (не проводят ток) и сегнетоэлектрики (проводят ток лишь в одном направлении). -наличие собственного магнитного момента электронов. По этому принципу материалы делятся на диамагнетики (собственный магнитный момент электронов отсутствует), парамагнетики (ориентирован хаотично), ферромагнетики (упорядочен в пределах некоторой области). Современное производство не обходится без множества материалов с различными, порою уникальными, свойствами. В условиях постоянного научно-технического прогресса появляются новые отрасли промышленности, требующие новых материалов, и поэтому развитие производства без новых открытий в области материаловедения невозможно. На сегодняшний день перед учеными-материаловедами стоит множество проблем, ограничивающих развитие технологий. Среди них: сверхпроводимость, аморфные металлы, вязко-хрупкий переход, распухание и охрупчивание под действием радиации. Решив их, мы сможем создавать более мощные электротехнические устройства, в том числе компьютеры, сооружать конструкции, не подверженные коррозии; у нас будет больше возможностей для исследования космоса, использование АЭС станет более эффективным. |