МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тезис: Необходимо бережно относиться к природе.





Сент-Экзюпери «Маленький принц»Очень важная мысль сказки-притчи бесхитростно выражается в словах главного героя – Маленького Принца: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек - не царь природы, и если он не следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться, - считает автор. Устами ещё одного героя сказки – Лиса – автор напоминает нам, людям: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Б.Ш. Окуджава «Мышка»

Тезис:«Мы в ответе за тех, кого приручили». Н.Д. Телешов «Белая цапля».

Тема потребительского отношения к природе. Проблема ответственности человека за свои поступки.

Группа 1.а) КРУПИН «СБРОСЬ МЕШОК»б) ПРИШВИН. «ГОЛУБАЯ СТРЕКОЗА»в) ЯМПОЛЬСКИЙ «ТОПОЛЬ»Все три текста можно считать почти одинаковыми по проблеме и позиции автора. Проблема: проблема воздействия природы на человека Позиция автора ( в разных текста слегка видоизмененная): умение видеть красоту природы делает человека счастливым. умение видеть красоту природы придает силы и даже исцеляет природа выступает как друг, помогает преодолеть одиночество, учит мудрости жизни. Аргументы: 1) Рассказ Пришвина «Голубая стрекоза». красота природы может не только делать человека счастливее, но и придавать ему силы для борьбы с приближающейся смертью. 2) О Генри. «Последний лист» ( красота природы может не только делать человека счастливее, но и придавать ему силы для борьбы с приближающейся смертью. 4) Ямпольский. «Тополь» 5) Крупин «Сбрось мешок» 6) Айтматов. «Материнское поле»(Основной мотив всей повести – разговор героини с полем. Поле сопровождает ее всю жизнь, оно становится свидетелем ее счастья с любимым, к нему она обращается за советом, ему поверяет свое горе. Она, отдавшая войне трех сыновей и мужа, лишившаяся невестки, которая ей была как дочь, черпает силы в природе, в мудром поле, обновляющемся и расцветающем каждую весну. 7 Фет. Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы» ( прочитайте и сделайте вывод: природа учит человека терпению и надежде, она стойко переносит морозы (вставить цитату) и ждет весны. Последнюю строфу лучше выучить наизусть с правильными знаками) Группа 2.а) ЛИХАЧЕВ. О ВЗАИМОВЛИЯНИИ ДВУХ КУЛЬТУР Проблема: проблема взаимодействия человека и природы. Позиция: отношения природы и человека строятся по принципу взаимовлияния двух культур, каждая из которых развивается, обогащаясь за счет другой. Аргументы: (лучше всего эту мысль доказывать, как и Лихачев, на примере пейзажа) 1) Пушкин. Стихотворение «Деревня». (Выбрать и выучить несколько словосочетаний, которые свидетельствуют о красоте природы, облагороженной человеческой рукой. Картину лазурных озер украшает парус «рыбаря». Поля и нивы, берега с разбросанными хатами и мельницами, и это ничуть не портит окружающий ландшафт, а только делает его более живым и полным движения. ). 3) М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». (Выбрать и выучить несколько словосочетаний, которые свидетельствуют о красоте природы, облагороженной человеческой рукой. Степи, безбрежные леса, реки, подобные морям, а рядом огни деревень, дымок спаленной жнивы,, ночующий в степи обоз. Не будь этих признаков присутствия человека, природа казалась бы мертвой, дикой и неухоженной.) Группа 3.а)Отрывок из повести В. СОЛОУХИНА «ТРАВА». Аргументы к первой позиции: а) А. Фет. Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы» ( прочитайте и сделайте вывод: Природная информация настолько тактична, что нужна чуткость, чтобы ее услышать, однако все-таки природа может служить источником информации, примером мудрости, в этом стихотворении поэт говорит о том, что она учит человека терпению и надежде, она стойко переносит морозы (вставить цитату) и ждет весны. б) Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа» Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Тютчев называет глухонемыми тех, кто не слышит и не понимает язык природы, ту сладостную «информацию», которую она нам дарит. Не ощущать голос природы, голос этого «органа» – значит, по Тютчеву, жить как впотьмах, в сером мире, не зная ни солнца, ни морских волн, ни звезд, ни грозы. Аргументы ко второй позиции: а) Л. Н.Толстой «Война и мир» Том первый. Часть третья. Глава XVI и XIX. Раненный под Аустерлицем князь Андрей смотрит в высокое, бесконечное небо и вдруг осознает, что все его прежние мечты о славе, о народной любви – ничто по сравнению с этим небом. «Как же я не видал прежде этого высоко, бесконечного неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Наполеон, его кумир, показался ему «маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом». б)Айтматов «Материнское поле». Толгонай, уже пожилая женщина, вспоминает себя, семнадцатилетнюю, и своего любимого Суванкула. «Может быть, всего один раз и была такая ночь. В полночь, в самую полную пору ночи, я глянула на небо и увидела Дорогу Соломщика - Млечный Путь простирался через весь небосклон широкой серебристой полосой среди звезд». Ей кажется, что это прошел добрый могучий хлебороб с охапкой соломы, оставляя за собой след от просыпавшего зерна. Она видит в этом небесном хлеборобе своего будущего мужа, сердце трепещет от предчувствия будущего счастья, и кажется, что небо и земля счастливы вместе с ней. Группа 4. Текст № 7 из сб. Егораевой. Автор Николай НИКОНОВ. СТАТЬЯ «ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ» Проблема: проблема отношения человека к Земле. Позиция: «Неразумие и немилость к Земле – немилосердие к самим себе». Никонов считает, что бездумное, потребительское отношение к земле недопустимо, оно приведет к немыслимым по масштабу трагическим последствиям, и тогда уже ничто не поможет человеку. Аргументы:1) В. Астафьев. Повесть «Царь-рыба.Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем. Георгий Герцев чужой в тайге, ему кажется, что он властелин природы, но природа жестоко мстит ему, он погибает в тайге. Астафьев самим названием повести расставляет все по местам: не человек – царь природы, он лишь ее создание. Если он забудет об этом и начнет уничтожать свой дом, то рано или поздно он потеряет все, как случилось со свиньей под дубом в известной басне Крылова. 2) Б.Васильев. Повесть « Не стреляйте белых лебедей» (надо прочитать хотя бы в сокращении). Б.Васильев вкладывает в уста своего героя, Егора Полушкина, лесника, убитого браконьерами, такие слова: «Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. Почему такое положение? С одной стороны, вроде учат: природа-дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб мамоньку» Эти слова целиком и полностью подтверждают мысль Никонова. И герои повести делятся на тех, кто любит все живое ( сын Егора Колька, отдавший и компас, и удочку, только чтобы сосед его, Вовка, не топил щенка, лесничий Шувалов), и на жестоких варваров, готовых ради денег погубить липовый вековечный лес, содрав с деревьев кору и сдав за полтину пуд, или просто ради прихоти взорвать Лебяжье озеро и отведать вареных лебедей – царскую еду. Только бережное, ласковое отношение к природе может дать человеку надежду на будущее. 3) Личный опыт: Статья, опубликованная на экологическом сайте: Мы уже рассказывали об огромном острове из мусора, который образовался благодаря системе океанских течений и безответственному отношению людей к природе и водным ресурсам. Печально, но этот "Великий Тихоокеанский мусорный материк", расположенный между Гавайями и Калифорнией, с каждым годом продолжает разрастаться...Площадь мусорного острова варьирует от 700 тысяч до 15 миллионов квадратных километров. 80% мусора происходит из наземных источников, а 20% выбрасывается с палуб кораблей. Вывод: Проблема загрязнения мирового океана как бытовым мусором, так и нефтепродуктами становится очень актуальной в последнее время., и если человечество не предпримет определенные меры, то мы лишимся всего, что дают нам моря. Кроме того, от состояния океанов и морей зависит и состояние материков, в частности, климата на всей планете.

Бабушка Варвара, из Вятки, рассказывала:– (2)В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. (3)Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат. (4)И вот, никогда не забыть, грузили мы баржу с картошкой. (5)С обеда



начали, к вечеру ноги подгибаются. (6)Парни мне стараются мешки поменьше давать, а все равно тяжело.(7)Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

(8)К вечеру дождь перестал. (9)Тащу мешок, а тятя говорит: «Варя, посмотри-ка, какая красота». (10)Я отвечаю: «Тять, куда же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами у себя вижу». (11)«Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое и не увидишь больше никогда. (12) Свет над рекой, будто коня небесного в радугу запрягли». (13)Что такое, думаю, он увидел? (14)Сбросила тяжесть, разогнулась, гляжу – глазам не верю. (15)Подумала, что пожар. (16)Река, вся красная, так и

пылает: радуга во все небо! (17)Поглядела я и будто умылась, дышать легче стало.

(18)И вот если б не обратил мое внимание отец на красоту, так слепой бы всю жизнь и прожила, ничего не понимая. (19)А от него я это переняла и детям передала.

(20)Пошла как-то с Настенькой, с дочкой своей, за земляникой. (21)День на дворе хороший, солнце. (22)В березняке, за болотом, я вышла на маленькую полянку и аж обомлела. (23)Зову туда дочку чуть не шепотом, словно кого спугнуть боюсь. (24)Полянка вся в землянике, красным-красна ягода, и на ней роса горит! (25)Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и давай рвать. (26)Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. (27)Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». (28)Я засмеялась: «Милая ты моя! (29)Ты

красоту запомни, а пользу зачем упускать».

(30)И вот чем закончу. (31)У этой дочки есть теперь своя дочь, моя внучка. (32)Гуляем в парке, а она младшенькой говорит: «Смотри, Машенька, цветы улыбаются». (33)На руки ее взяла: «Смотри, Машенька, какие в небе облака».

(По В. Крупину*)*Крупин Владимир Николаевич (р. 1941 г.), известный русский прозаик, публицист.Этот маленький рассказ называется «Сбрось мешок»

Вар.1

(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3)Я побежал за водой.

(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

(12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.

– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

– (19)А что, она ещё летает?

(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.

– (21)Летает, ещё как! – ответил я.

(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:

– (25)Всё ещё летает?

– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись.

(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся.

(38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.(По М.М. Пришвину*)Рассказ называется «Голубая стрекоза».

(1) Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: "Здравствуй", — и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный.

(2) Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.

(3) Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, чудо обновления, и к нему нельзя привыкнуть. (4) Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться. (5) Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.

(6) Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (7) Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (8) А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом.

(9) На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.

(10) Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! (11) Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, темной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре.

(12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13) Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.

(14) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.

(15) Постепенно облетали листья с его ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. (16) Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.

(17) И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, черный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая черная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему. (18) И, как всегда, вспоминалось детство и думалось: кто ты? (19) В чём смысл жизни? (20) Потом ещё раз была весна, и всё было сначала, и жизнь казалась бесконечной.

(21) Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22) Я бросился к окну. (23) Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.

(24) И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зелёному телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв её во всю ширину шумящей зелёной обвальной листвой.

(25) И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только её и кусочек неба.

(26) Часто вспоминается мне мой тополь. (27) И всё кажется, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на поляне, шумит всеми листьями.(По Б. ЯмпольскомуБорис Ямпольский. «Тополь»

Проблема: взаимоотношения человека и природы

Позиция: природа выступает как друг, помогает преодолеть одиночество, учит мудрости жизни.

Аргументы:

Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

Рассказ Пришвина «Голубая стрекоза». Пересказать и сделать вывод: красота природы может не только делать человека счастливее, но и придавать ему силы для борьбы с приближающейся смертью.

) Айтматов. «Материнское поле»(прочитать хотя бы в кратком содержании)

Основной мотив всей повести – разговор героини с полем. Поле сопровождает ее всю жизнь, оно становится свидетелем ее счастья с любимым, к нему она обращается за советом, ему поверяет свое горе. Она, отдавшая войне трех сыновей и мужа, лишившаяся невестки, которая ей была как дочь, черпает силы в природе, в мудром поле, обновляющемся и расцветающем каждую весну

Текст 11.5

(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене – вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.

(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.

(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:

– (11)Всё, больше я не могу – вечером я его выпущу.

(12)Она ответила:

– (13)И я пойду с вами.

(14)Они договорились встретиться на набережной.

(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:

– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать...

– (24)Слушай, – прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. – (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.

– (27)Да, – сказал он. – (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу.

(30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

– (35)Мёртв, – сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

– (36)Да, – тяжело согласился он. – (37)Поздно. (38)Ещё вчера... (39)Смотри, смотри!

(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.

– (51)Будет жить, – повторил Зыбин. – (52)Будет жить!(По Ю. Домбровскому)*

* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский прозаик, поэт, литературный критик.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.