МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен





Московская финансово-промышленная академия

 

Кафедра Философии и истории

 

Матюхин А.В.

 

Руководство по изучению дисциплины:

«Отечественная история»

 


Москва, 2009

 


Содержание

 

Аннотация к дисциплине «Отечественная история»

 

Цели и задачи дисциплины

 

Теоретико-методический материал

Тема 1. История как наука

Вопрос 1. Функции истории.

Вопрос 2. Методы изучения истории.

Вопрос 3. Методология истории.

Вопрос 4. Историография истории.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 2. Древняя Русь

Вопрос 1. Киевская Русь.

Вопрос 2. Удельная Русь.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 3. Московское государство

Вопрос 1. Возвышение Москвы и процессы централизации русских земель.

Вопрос 2. Московское государство в XVI веке. Иван Грозный.

Вопрос 3. Период Смуты.

Вопрос 4. Правление первых Романовых.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 4. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв.

Вопрос 1. Россия в первой половине XVIII века.

Вопрос 2. Россия во второй половине XVIII века.

Вопрос 3. Россия в первой четверти XIX века.

Вопрос 4. Россия во второй четверти XIX века.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 5. Российская империя во II половине XIX - начале XX вв.

Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.

Вопрос 2. Общественная мысль России XIX – начала XX вв.

Вопрос 3. Россия на рубеже веков.

Вопрос 4. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 6. Россия в условиях войн и революций (1914 - 1920 гг.)

Вопрос 1. Россия в условиях I мировой войны.

Вопрос 2. Февральская революция 1917 г. Развитие событий от Февраля к Октябрю.

Вопрос 3. Октябрьские события 1917 г. Первые преобразования большевиков.

Вопрос 4. Гражданская война в России.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 7. СССР в 1920 - 1953 гг. Период правления И.В.Сталина

Вопрос 1. Новая экономическая политика (НЭП).

Вопрос 2. Образование СССР и форсированное строительство социализма.

Вопрос 3. Советская внешняя политика в 1920 - 1930-е гг.

Вопрос 4. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах.

Вопрос 5. СССР в послевоенный период.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 8. СССР и Российская Федерация во второй пол. XX-начале XXI в.

Вопрос 1. СССР периода «хрущевского десятилетия» (1953 - 1964).

Вопрос 2. CCCР периода «развитого социализма» (1964 - 1985).

Вопрос 3. Внешняя политика СССР в 1953 – 1985 гг.

Вопрос 4. Перестройка. Распад СССР (1985 - 1991).

Вопрос 5. Становление новой российской государственности.

Ответьте на вопросы:

 

Основные понятия по курсу

 

Хронология российской истории

 

Литература

Аннотация к дисциплине «Отечественная история»

Дисциплина «Отечественная история» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучение данной дисциплины имеет особое значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов в системе высшего образования Российской Федерации. Дисциплина «Отечественная история» дает представление о базовых категориях и проблематике современной исторической науки, повышает уровень теоретико-исторического и социально-гуманитарного мышления студентов, расширяет их научный кругозор, дает ориентиры для оценки и осмысления современных общественных, политических, экономических процессов в контексте опыта российской и мировой истории.



Предлагаемый теоретический и учебно-методический материал по дисциплине «Отечественная история» соответствует требованиям Государственногообразовательного стандарта, что находит отражение в структуре и тематике разделов с содержанием дидактических единиц ГОС. Одновременно учебный материал оптимизирован, в том числе с учетом и электронных форм обучения студентов МФПА в системе on-line.

Проблематика отечественной истории – одна из наиболее дискуссионных в нашей стране. Вероятно, нет большего объекта споров, диспутов, изложения различных позиций, вынесения всевозможных оценок и т.д. Но это служит лишним доказательством того, что отечественная история – это не только наше прошлое, но и в значительной степени – наш сегодняшний день, и наше будущее.

Еще в античные времена существовало выражение: «История – наставница жизни». Поэтому важнейшей задачей исторической науки является понимание, обобщение и использование накопленного потенциала человеческого опыта. Особенно актуально это становится на крутых изломах общественной жизни, когда осмысление истории гражданами своей страны может стать главным критерием движения в будущее, успешного развития России.

 

Цели и задачи дисциплины

 

Целью дисциплины ««Отечественная история»» является формирование у студентов базовой системы знаний в области российской истории, выработка навыков исторического мышления, воспитание у студентов чувства гражданственности и патриотизма.

 

Задачи изучения дисциплины:

- изучение социального, политического, экономического и культурного развития России;

- раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий «отечественной истории» как науки;

- формирование историко-методологического мышления;

- обучение использованию исторических источников;

- формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по тематике и проблематике отечественной истории;

- обучение системно-историческому подходу в восприятии и анализе общественных явлений.

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

иметь представление:

- о методах истории;

- о функциях истории;

- о методологических подходах в истории;

- об отечественной историографии;

- о периодизации отечественной истории;

- об основных событиях и их последовательности в отечественной истории;

- об основных понятиях различных этапов отечественной истории;

- об основных деятелях российской истории;

- о тенденциях исторического развития.

 

знать:

- сущность, формы и функции исторической науки;

- основные методы исторической науки;

- классификацию исторических источников;

- специфику отечественной историографии;

- хронологическую последовательность основных событий отечественной истории;

- важнейшие исторические документы российского государства;

- важнейшие явления, события и исторических деятелей Древней Руси;

- важнейшие явления, события и исторических деятелей Московского централизованного государства;

- важнейшие явления, события и исторических деятелей Российской империи XVIII - I пол. XIX вв.;

- важнейшие явления, события и исторических деятелей Российской империи II половины XIX - начала XX вв.;

- важнейшие явления, события и политических деятелей России в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.);

- важнейшие явления, события и исторических деятелей СССР в период 1922 - 1953 гг.;

- важнейшие явления, события и исторических деятелей СССР и Российской Федерации второй пол. XX-начала XXI в.

 

уметь:

- аналитически представить важнейшие события отечественной истории;

- оценить роль и значение выдающихся деятелей российской истории;

- проследить исторические истоки и развитие современных явлений общественной, политической, экономической и культурной жизни России;

- предметно воспроизвести информацию по определенной исторической тематике;

- провести рациональную реконструкцию отдельных исторических явлений;

- грамотно прокомментировать основное содержание исторических концепций;

- аргументировано защищать свои исторические взгляды и позиции;

- самостоятельно осуществлять поиск ответов по проблемным вопросам отечественной истории.

 

приобрести навыки:

- аналитического мышления;

- комплексного подхода к оценке исторических явлений;

- самостоятельной работы с основными видами исторических источников;

- публичного выступления;

- ведения дискуссии.

 


Теоретико-методический материал

Тема 1. История как наука

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. Альтернативные модели истории. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Вопросы темы:

Вопрос 1. Функции истории.

Вопрос 2. Методы изучения истории.

Вопрос 3. Методология истории.

Вопрос 4. Историография истории.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

исторический опыт, историческая наука, исторические источники, методы исследования, принципы получения исторических знаний, методология, провиденциализм, гуманизм, позитивизм, формационная теория, презентизм, историография, материалистический подход, культурно-исторический подход.

 

Вопрос 1. Функции истории.

 

История всегда вызывала большой интерес общества. Наше прошлое не исчезает, а живет в накопленном опыте социальной жизни. Прежде всего, история – это форма социальной памяти человечества. А обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории. Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории в контексте мирового исторического процесса. И это происходит совсем не потому, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это необходимо учитывать, а потому, что меняется сам мир, а вместе с ним и мы сами. История – это не только «преданья старины глубокой», но и сегодняшний день.

На примерах истории люди воспитываются в уважении к непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О. Ключевский остроумно заметил, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории.

История – одна из важнейших форм самосознания людей, главный способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве. Историческим опытом стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы, которые ссылками на историю обосновывают свои действия. Поэтому в интерпретации тех или иных событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Каждый грамотный человек должен знать историю своего Отечества, жизнь и дела своих отцов и предков. Нельзя жить на родной земле, не зная, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах и славе, заблуждениях и ошибках.

История России всегда была частью мировой цивилизации, и поэтому необходимо изучать пути развития нашего государства в контексте всемирной истории, неизменно обращая внимание на ее место в мировом историческом процессе.

История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), написавший первое историческое сочинение «История». История – наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. В свою очередь, история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Отсюда следует, что предметом изучения истории является деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «Содержанием истории, как отдельной науки, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Для чего нужно знать историю своей страны? Ответить на этот вопрос мы сможем, выяснив социальные функции истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение нашего национального прошлого, определение его места и роли в истории, а народ без исторической памяти не имеет будущего.

Какие же существуют функции исторической науки?

Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Образованнейший человек своего времени Н.Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Вторая функция – политическая. Она позволяет анализировать исторические факты, выявляя закономерности в развитии общества с целью не допустить ошибок в будущем. Чтобы определить, куда и как обществу идти в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Третья функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.

Воспитательная функция способствует всестороннему воспитанию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества.

Функция социальной памяти состоит в том, что историческая наука выступает связующим звеном между прошлым и настоящим. Сообщаемые ею знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которого невозможно поступательное развитие общества.

Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе исторического процесса видоизменялись социальные, политические, экономические параметры общества, развивались науки и культура, а по мере развития человечества развивалась и история как наука, впитывая в себя опыт многих поколений людей. При этом расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

Изучая прошлое человечества, историческая наука использует различные исторические источники - как свои собственные, так и достижения других наук (летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной и духовной культуры и пр.). Комплекс исторических источников обширен и многообразен. Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества. В настоящее время выделяют четыре основных группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и 4) фонические или звуковые. Так, например, письменные источники можно разделить на единичные – уникальные, никогда не повторяющиеся, отражающие единичные события (например, Соборное Уложение 1649 года или Манифест 1861 года) и массовые, которые по одинаковой схеме описывают какой-либо процесс или явление (материалы статистических переписей, обследований и т.д.).

Основой исторической науки является собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов, анализ их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному и постоянному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний: политическая история, социальная история, военная история, история государства и права, экономическая история, история культуры, историческая география, историография, а также археология и этнография. История – это воссоздание прошлого на основе источников, это своеобразное моделирование прошлого.

Сложился также и ряд специальных (или вспомогательных) исторических дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них – источниковедение (разрабатываются общие приемы и методы изучения и использования исторических источников), палеография (история письма), генеалогия (выяснение происхождения и родственных связей того или иного лица или семьи), геральдика (изучение гербов), сфрагистика (изучение печатей), нумизматика (изучение монет), а также историческая метрология (предметом исследования являются применявшиеся в прошлом отдельные единицы измерения длины, площади, объема, веса, массы и т.д.), топонимика (исследование названий географических пунктов), историческая хронология (исследование как разные народы в разное время измеряли и исчисляли время, как развивались и взаимодействовали календари) и др. Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.

История – наука достаточно конкретная, требующая точного знания хронологии фактов и событий. По сравнению с множеством других социально-гуманитарных наук, исследующих какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

Из этого следует, что многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, юристы, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты социально-гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

 

Вопрос 2. Методы изучения истории.

 

Метод – это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ получения из фактов новых знаний. Применительно к исторической науке, метод – это изучение исторических закономерностей через познание исторических фактов.

Общими методами для всех социально-гуманитарных наук являются исторический и логический. Исторический метод предусматривает изучение явлений во взаимосвязи различных причин (экономических, политических, идеологических, социальных), рассмотрение процесса в комплексном развитии: причины его возникновения, как изменялось его внутреннее содержание в связи с изменением обстановки, какие оценки он получал на том или ином этапе развития, каковы его последствия. При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательств и опровержений, что способствует лучшему пониманию различных фактов и периодов исторического развития.

В исторической науке применяются и специально-исторические методы исследования:

– хронологический – изложение исторического материала в хронологической последовательности;

– хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам (темам) или эпохам, а внутри темы – по проблемам;

– проблемно-хронологический – изучение какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

– сравнительно-исторический – сопоставление исторического развития разных стран;

– синхронный– одновременное изучение явлений, происходящих в разных регионах (странах) в одно и то же время

– ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события.

 

Важное значение для научного исторического исследования имеют принципы получения исторических знаний: объективность, историзм и социокультурный подход.

Принцип объективности означает:

– изучение исторических закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического, экономического и культурного развития;

– опору на факты в их истинном содержании, не искажая и не подгоняя под заранее заданные схемы;

– рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов (положительных и отрицательных) в их совокупности, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним.

 

Принцип историзма – один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Он предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом свойственной данному периоду расстановки общественных сил в стране и мире.

Принцип социокультурного подхода предполагает, что в развитии и специфике общественных процессов проявляются особенности менталитета, традиций, культурных установок в общественном сознании, а так же определенные индивидуальные и массовые интересы в политике, экономике, культуре и других сферах общества.

 

Вопрос 3. Методология истории.

 

В различные исторические периоды существовали разные теории, объясняющие ход исторического процесса. В этой связи необходимо отметить, чтометодология – это логическая организация какого-либо процесса. В этом широком смысле методология является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности.

Превращение получаемых исторических знаний в науку происходило постепенно, на протяжении длительного времени, поэтому правомерно говорить о разных этапах развития исторической науки. Важным этапом стал период античности. Он связан с появлением первых исторических трудов Геродота и Фукидида, живших в V веке до нашей эры, и описавших греко-персидские и Пелопоннесскую войны.

В период средневековья историческая мысль находилась под влиянием богословия. Соответственно, и методология истории основывалась на провиденциализме – религиозном-идеалистическом воззрении, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы божественного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.

В эпоху гуманизма, в XIV–XVI вв., история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центр исторического процесса ставится не Бог, а человек.

В XVII–XVIII вв., в период Просвещения, исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественно-научных позиций. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: ее деление на древнюю, средневековую, новую.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории, в основе которого лежит учение о социально-экономических формациях (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Движущей силой истории признавалась классовая борьба.

В 30-е гг. XX века во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр и др.). Ученые этой школы считают, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений (общественные отношения и трудовая деятельность, формы сознания и коллективные чувства, нравы и фольклор).

В настоящее время можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход исторического процесса. Сторонники презентизма считают, что история непознаваема, и каждое поколение переписывает ее заново, с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов. По-прежнему популярны теории, которые считают двигателем исторического процесса какой-либо один фактор: экономику (марксизм), духовное начало (П.А. Сорокин), этапы развития этносов (Л.Н. Гумилев). Сохраняет свое значение и позитивизм. Историки, которые взяли его в основу своей методологии, стремятся выяснить и зафиксировать все возможные исторические факты и факторы (географические, экономические, социальные, этнические, психологические и др.).

Тем не менее, все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальная теория, в которой на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которые рано или поздно проходят все народы; итеория локальных цивилизаций - в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимости и уникальности в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций..

 

Вопрос 4. Историография истории.

Историография – это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. Историография – это и совокупность исторических сочинений, само описание истории, исторического процесса. Выделяются так же национальные историографии (французская, американская, российская и т.д.) и историографии с определенными идеологическими установками (просветительская, либеральная, марксистская и т.д.).

Первоначальные исторические знания возникли у восточных славян еще в догосударственный период - в виде фольклора. В различное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны.

Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С конца X века берет свое начало такой жанр исторической литературы как летописание. Самый знаменитый русский летописный свод – «Повесть временных лет» создан в XII веке.

Процесс становления истории как науки связан с именами выдающихся представителей XVIII в. – В.Н. Татищева (1686-1750) и М.В. Ломоносова (1711-1765). Их труды написаны с рационалистических позиций. Перу Татищева принадлежит первый научный обобщающий труд по истории России: «История Российская с самых древнейших времен». Причину исторических событий он видел в деятельности выдающихся людей. М.В. Ломоносов впервые использовал сравнительно-исторический метод, сопоставляя историю России с Западной Европой.

Фундаментальный труд по истории России создал Н.М. Карамзин (1766-1826). «История государства Российского» в 12-ти томах предназначалась для широкого круга читателей. Основная мысль автора – необходимость мудрого самодержавия для России. Традиции Карамзина продолжили представители консервативного направления в дореволюционной исторической науке – А.С. Хомяков, М.П. Погодин, В.П. Мещерский, Л.Н. Тихомиров.

Выдающимся историком XIX века по праву считается С.М. Соловьев (1820-1879), который отмечал объективный и закономерный характер развития исторического процесса. В своей «Истории России с древнейших времен» в 29-ти томах он использовал сравнительно-исторический метод, отмечая своеобразие исторической судьбы России. Факторы движения русской истории Соловьев видел в «природе страны», «природе племени» и «ходе внешних событий», а также отмечал огромную роль государства.

Яркую и многогранную картину русской истории дал ученик Соловьева - В.О. Ключевский (1841-1911). Методологией Ключевского являлся позитивизм. Он считал, что всемирная история развивается по общим законам. В то же время для каждой страны характерен ряд особенностей, которые обусловлены сочетанием географических, этнических, экономических, политических, и социальных факторов. Исходным фактором является природно-географический. Для России решающую роль сыграло освоение территории. Близок к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933), чьи «Лекции по русской истории» неоднократно, как и труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздавались в последние годы.

Особое место в отечественной и мировой историографии занимает культурно-исторический подход, основоположником которого стал выдающийся русский ученый – Н.Я. Данилевский (1822-1885). Согласно данному подходу, мировая история не является единым и универсальным процессом. Она представляет собой совокупность отдельных историй конкретных и уникальных цивилизаций, имеющих определенные социо-биологические закономерности в своем развитии: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, деградация, смерть. Данилевский считал русский народ исторически молодым, призванным сменить в качестве мировых лидеров стареющие и деградирующие западные народы. Традиции культурно-исторического подхода Данилевского уже в XX веке продолжили такие крупные историки, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев.

Материалистический подход просматривается в отечественной историографии с конца XVIII в концепции А.Н. Радищева. Он считал, что в основе исторического развития лежит не совершенствование человеческого духа, а смена форм хозяйства, хотя и не объяснял, от чего же собственно она зависит.

В дальнейшем, в XIX веке, эти идеи развили революционеры - от народников до марксистов. После Октябрьской революции материализм становится господствующей и единственно официально допустимой в стране исторической концепцией.

В советский период историки, руководствуясь материалистическим пониманием истории, заостряли свое внимание на проблемах социально- экономического развития и народного движения. В основу исторического миропонимания были положены принципы формационной теории. Наиболее значимыми трудами данного периода являются работы историков Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, С.Д. Бахрушина, М.Н.Тихомирова, М.Н. Покровского и др. И хотя в этот период историческая наука в целом успешно выполняла свои общественные функции, господство одной методологии (марксизма-ленинизма) существенно сковывало творчество ученых. А это соответственно, ограничивало возможности для получения объективного знания.

Современная российская историческая наука переживает особый период, когда вырабатываются и утверждаются новые подходы, позиции, направления. Некоторые историки призывают продолжать традиции дореволюционной исторической школы, другие изучают опыт западной исторической науки, третьи – предлагают позитивно использовать исследования советских историков. Особое внимание российских историков сейчас вызывает и цивилизационный подход, позволяющий выявить самоценность нашего общества, его место в мировой истории и культуре.

Ответьте на вопросы:

1. Назовите и опишите функции исторической науки.

2. В чем сущность исторического и логического методов исторического исследования?

3. На каких теориях основывается современная методология истории?

4. Охарактеризуйте дореволюционную российскую историографию.

5. Назовите основные характеристики современной исторической науки.

 

Тема 2. Древняя Русь

Возникновение и этапы развития Древнерусского государства. Киевская Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности политического и социально-экономического развития Древней Руси. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская республика. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь между Востоком и Западом.

Вопросы темы:

Вопрос 1. Киевская Русь.

Вопрос 2. Удельная Русь.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Славянские, угро-финнские, тюркские, варяжские племена, восточнославянское государство, путь «из варяг в греки», норманнская теория, Рюрик и рюриковичи, уроки и погосты, Византия, язычество, христианство, православие, церковь, монастырь, церковные иерархи, митрополит, епископ, архиепископ, виры, «Русская правда», кочевники, «Повесть временных лет», князь, великий князь, дружинники, отроки, посадники, бояре, боярская дума, вече, дань, сотские, десятские, тысяцкие, община, смерды, холопы, тиуны, закупы, рядовичи, уделы, лествичное право, централизация, децентрализация, Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, милостники, народное ополчение, рыцарство, Ливонский орден, монголо-татары, Золотая Орда, автономия, улус, Ледовое побоище, Великое княжество Литовское, хан, ярлык, выход, баскак, черносошные крестьяне, феодал, вотчина, поместье, помещики, дворянство.

 

Вопрос 1. Киевская Русь.

 

Возникновение древнерусского государства. Древнерусская государственность восточных славян ведет свой отсчет с IX века. Восточныеславяне, образовав самостоятельную ветвь семьи славянских народов в VI в., уже с VII в. постепенно расселялись на Восточно-Европейской равнине среди угро-финнских, балтских, тюркских и кавказских племен, активно осваивали территорию более раннего обитания древних народностей скифов, сарматов, готов и гуннов. В среде славянских племен шли процессы имущественного и социального расслоения, укрепления власти племенных князей и княжеских дружин. Условной датой возникновения восточнославянского государства - Киевской Руси - принято считать 882 г. В этот год варяжский князь Олег, пришедший с дружиной из Новгорода, захватил крупнейший южный славянский центр – Киев.

У историков существует несколько точек зрения на причины возникновения государства восточных славян. Еще в XVIII в. ученые Санкт-Петербургской Академии Наук Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер выдвинули «норманнскую» теорию, согласно которой скандинавский народ – варяги, во главе с князем Рюриком, в 862 г. основали государственность на Руси. Большинство современных ученых, не отрицая влияния варяжского фактора, считают причинами возникновение государства естественные процессы саморазвития славянского общества. Важнейшую роль здесь сыграла необходимость сплочения для защиты от внешних врагов и стремление славянской знати установить контроль над стратегически важным торговым путем «из варяг в греки».

В своем развитии древнерусское государство прошло несколько этапов:

- этап становления Киевской Руси (середина IX- конец X в.);

- этап «расцвета» Киевской Руси (конец X - середина XI вв.);

- этап распада Киевской Руси на отдельные княжества, самостоятельное развитие уделов (вторая пол. XI – первая треть XIII вв.).

 

Этап становления. До сих пор в науке идут споры о происхождении слова «русь». В древних летописях так названы и варяги, и славяне. Возможна версия, что название «русь» происходит от финского слова, означающего в переводе «гребцы» (варяги, основавшие княжеские династии, приплыли с севера на судах). Важно отметить, что призвание иноплеменного князя – это политическая практика того времени. Сильная княжеская дружина могла оградить население от разбойничьих набегов воинственных соседей, укрепить государство и расширить его политическое и экономическое влияние.

Именно таким примером является период княжения Олега (879-911 гг.). Олег объединил два крупнейших центра (Новгород и Киев) на торговом пути «из варяг в греки», далее расширил свои владения за счет славянских племен древлян, северян, радимичей и др., оставляя на подчиненных территориях своих наместников. Утвердив свою власть внутри страны, князь с дружиной отправился в поход на Византию и добился заключения с ней выгодных торговых договоров в 907 и 911 гг.

В первое столетие своей истории русское государство фактически представляло собой непрочную федерацию отдельных княжеств, выплачивающих дань Киеву. Отсутствовал развитый государственный аппарат, не было стабильности управления. Эти функции выполнялись в ходе полюдья - ежегодного объезда князя и дружины подвластной территории для сбора дани и осуществления княжеского суда. Согласно летописям, при сборе дани в земле племени древлян погиб киевский князь Игорь (912-945 гг.). Его жена - Ольга, ставшая правительницей из-за малолетства сына Святослава (964-972 гг.), провела налоговую и административную реформы, установив точный размер дани и места ее сбора – «уроки и погосты».

Важнейшим фактором укрепления Киевского государства стало принятие христианства. Но путь его утверждения на Руси не был простым. Поклонение древним богам - Перуну, Велесу, Хорсу, Даждьбогу, Макоши, Симарглу, Стрибогу, Яриле и др., соблюдение обрядов, жертвоприношения на капищах, авторитет волхвов было привычным для языческого славянского общества. Но постепенно старые боги перестали отвечать потребностям новых условий жизни, где усиливалось социальное неравенство, формировалась имущественная зависимость, укреплялась власть князя и его дружины. Необходим был иной духовный стержень, который бы сцементировал складывавшуюся древнерусскую государственность и сделал прочно-легитимной княжескую власть.

Тесные культурные связи и торговые контакты с Византией способствовали тому, что в 988 г. при князе Владимире I Святославовиче произошло крещение Руси. В качестве государственной религии было принято христианство (в форме православия). Христианизация Руси имела большое значение для культурного и политического развития страны.

Этап «расцвета»Именно с эпохи Владимира I Святославовича (980-1015 гг.) начался расцвет и укрепление Киевского государства. Были приведены к покорности не платившие дани славянские племена, строились оборонительные пограничные укрепления, на их охрану набирались дружины с сильным воинским контингентом из восточнославянских и угро-финских племен. Спорные территории активно отвоевывались у претендентов: поляков, чехов, венгров, ятвягов, волжских болгар. На Руси появилась собственная монета – сребреник и златник. С древности у славян высоко ценились меха, названия которых - куна, резана, веверица - перешли потом на металлические деньги. Денежные расчеты в виде штрафов (виры) могли заменить смертную казнь.

В период княжения Ярослава Владимировича (1019-1054 гг.), прозванного Мудрым, Киевская держава достигла пика своего развития. В 1030-е гг. появился первый письменный закон - «Русская правда», где нашли отражение новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее.

Сыновья князя правили в крупнейших городах - Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Это были центры культурной и хозяйственной жизни. Здесь можно было встретить целые районы проживания торговцев из Хазарии, Скандинавии, Польши, представителей армянского и еврейского купечества. Велась оживленная торговля Руси с Византией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом. Русские купцы вывозили пушнину, воск, костяные изделия, кольчуги, кожи, льняное полотно замки, бронзовые зеркала. Важной статьей дохода русских была и торговля рабами - пленными, захваченными в военных походах.

В правление Ярослава Мудрого впервые митрополитом был избран русский подвижник – Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси.

Духовное и хозяйственное развитие русской державы на огромном пространстве от Карпат - до нижнего течения реки Оки, от Балтийского - до Черного моря во многом определялось той мирной обстановкой, которая установилась после окончательного разгрома печенегов под Киевом в 1036 г. (Вскоре на этом месте был построен храм Святой Софии). Высок был международный престиж Руси эпохи Ярослава Мудрого, о чем свидетельствовали обширные династические связи: сам князь был женат на шведской принцессе Игигерде, среди его дочерей одна вышла замуж за короля Франции, другая – за короля Венгрии, а третью сделал своей избранницей норвежский принц. Престижными были и браки сыновей: невестками Ярослава стали польская, византийская и германская принцессы. Претензии на самостоятельную, независимую политику киевского престола были ярко выражены в произведении митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати».

 

Этап распада.Причинами ослабления и распада Киевской Руси явились претензии местных князей на самостоятельность (порядок наследования шел от старшего брата - к младшему, при постоянно разраставшемся клане Рюриковичей), выстраивание пирамиды вассальных отношений среди господствующей прослойки, рост городов - центров отдельных регионов, а так же утрата стратегической значимости торгового пути «из варяг в греки».

Кризис древнерусской государственности обозначился в период правления сыновей-наследников Ярослава Мудрого. В 1068 г. киевский князь Изяслав Ярославович и его братья потерпели жестокое поражение от кочевников-половцев на реке Альте. Киевляне прогнали неудачливого князя и пригласили княжить Всеслава полоцкого. Вскоре, с помощью поляков, Изяслав вернул себе престол и безжалостно расправился с недовольными. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолов в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала.

Кровавые княжеские междоусобицы сыновей и внуков Ярослава Мудрого разворачивались на фоне постоянных угроз со стороны враждебных соседей, прежде всего - половцев. Кочевники не только самостоятельно нападали на южные земли, но и принимали участие в усобицах по приглашению самих русских князей. Постоянные набеги вели к разорению земель, уводу в плен населения, большим материальным потерям. В 1097 г. в г. Любече состоялся княжеский съезд, на котором было решено прекратить распри, объединиться и сохранить русскую землю в борьбе против половцев. В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах организовал поход против половцев и одержал убедительную победу.

Именно Владимир Мономах (1113-1125 гг.) - авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками - был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников. На протяжении последующих двадцати лет - до 1132 года (когда умер преемник Мономаха, его старший сын - Мстислав Великий) Киевская Русь пережила период своего последнего величия. В эти годы страна не знала больших княжеских смут, были проведены реформы, облегчившие жизнь простого люда. Для безопасности государства Мономах предпочитал наносить по врагам упреждающие удары. На некоторое время стабилизировалась обстановка на южных и северо-западных рубежах. Известный своим художественно-политическим «Поучением», Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы. Именно в период его правления создается летопись «Повесть временных лет», которая повествует о начале древнерусской государственности.

Однако, процессы распада Киевской Руси подспудно продолжались, коренясь в особенностях политического и социально-экономического развития страны.

На протяжении нескольких столетий древнерусское общество прошло огромный путь от господства родовых отношений - до утверждения частной собственности на землю и появления различных категорий зависимого населения; от военной демократии и союзов племен - к княжеской монархической власти. Постепенно сформировалась правящая верхушка, состав которой видоизменялся. Первоначально князья - потомки Рюрика - опирались на свою дружину, во всем советуясь со старшими дружинниками – боярами (боярской думой), привлекая к исполнению своих поручений младших дружинников – отроков, деля с дружиной полученную дань и захваченные ценности.

С расширением государственной территории в состав правящего слоя включались племенные князья покоренных земель со своими дружинами. Во вновь образованные центры киевские князья назначали своих посадников из бояр. Эти пункты становились местом сбора дани, местом, куда мог в ходе полюдья приехать князь, «творя суд и расправу». Именно сюда постепенно перемещалась торгово-ремесленная жизнь округи, здесь же сооружались храмы и возникали резиденции церковных иерархов. Позже (примерно с X-XI вв.) такие поселения превращались в города. В правящие круги постепенно включался слой богатых и влиятельных горожан, а так же представители высшего духовенства – митрополиты, епископы, настоятели монастырей.

Пытаясь преодолеть местный сепаратизм, киевские князья стали назначать в наиболее крупные города посадников из своих сыновей. Причем, более старшие сыновья получали и более доходные области. Власть княжеских сыновей на конкретной территории носила временный характер. Со смертью старших братьев происходило перемещение и перераспределение владений. Древнерусское государство выступало как родовая собственность всех Рюриковичей, где старший брат - великий князь киевский – олицетворял единство всей Руси.

Экономическое развитие областей было неравномерным. Наиболее активно развитие шло в Среднем Поднепровье, в центре страны и на северо-западе – в Новгороде. В тоже время, Северо-восток (Ростов, Ярославль, Суздаль, Муром) - край лесов и рек, удаленный от оживленных торговых артерий, до определенной поры оставался глухой окраиной государства. Поэтому именно Новгород, Чернигов, Переяславль - как наиболее доходные владения - были резиденциями старших княжеских сыновей. В своем правлении они опирались на высшие слои города, выражая зачастую их интересы и конфликтуя со столицей.

Городская «олигархическая» верхушка принимала участие в работе боярской думы. Она задавала тон и на вече – собраниях горожан, где решались важнейшие вопросы городской жизни. Вече и выборные военноначальники народного ополчения - сотские, десятские, тысяцкие - были проявлениями давней традиции народной демократии, характерной для славянского общества на родовой стадии развития.

Традиционной чертой древнерусского общества являлось и наличие свободных землепашцев, объединенных в общину с выборным старостой. В природно-климатических условиях Восточно-европейской равнины трудно было вести хозяйство в одиночку: расчищать лес под пашню, осушать землю, получать стабильно высокий урожай. Поэтому именно община оказалась наиболее приемлемым способом объединения земледельцев, просуществовав целое тысячелетие.

В XI - XII вв. начались активные процессы имущественного расслоения в среде общинников и горожан. Если раньше богатство правящей верхушки зависело от преимуществ торговли и сбора дани, то примерно с XI в. – в связи с постепенным упадком торгового пути «из варяг в греки» - источником благосостояния становится владение землей с проживавшим на ней населением. Постепенно шел процесс «окняжения» земель, когда на условиях защиты и обеспечения безопасности, общинники (смерды) становились зависимыми от князя. Землею жаловал князь и своих бояр. Они становились владельцами наследственных территорий – вотчин, где вели свое хозяйство с помощью слуг и холопов, полностью зависимых от владельца. Такое личное хозяйство было и у князя, где в качестве слуг выступали младшие дружинники, становясь тиунами (управителями хозяйства) и огнищанами (управителями дома). Так зарождалось дворянство - князь мог жаловать своих слуг землей. Церкви и монастыри также обзаводились земельными владениями. Появились и полусвободные категории населения - закупы, живущие на частной земле с ссудой и инвентарем от хозяев, и рядовичи – работающие на условиях договора.

Вся совокупность политических и социально-экономических причин способствовала постепенному развитию центробежных тенденций, что привело во второй трети XII в. к распаду страны.

 

 

Вопрос 2. Удельная Русь.

 

Политический распад Руси.После смерти великого князя киевского Мстислава Владимировича (1125-1132 гг.) русская земля окончательно распалась на ряд самостоятельных территорий, в которых правили князья Рюриковичи. Среди обособившихся земель - Киевское, Черниговское, Смоленское, Переяславское, Турово-Пинское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Галицко-Владимирское княжества, Новгородская земля. К середине XII в. насчитывалось уже 15 уделов, и далее их численность только возрастала.

Основными причинами распада стали:

- сложный порядок наследования среди потомков Рюрика согласно лествичному праву (от старшего брата – к младшим);

- миграция населения из центральных территорий, близких к кочевникам - на юго-запад и северо-восток;

- укрепившееся боярско-вотчинное хозяйство;

- возросшее значение крупнейших городов;

- возрастание приоритета интересов местной знати, в ущерб общегосударственным интересам.

 

Децентрализация Руси способствовала формированию новых моделей политической организации. Они характеризовались различным соотношением полномочий между тремя властными субъектами: князем, боярством и вече. В истории отдельных княжеств можно выделить три варианта такого соотношения: 1) сильная княжеская власть и тенденции к централизации; 2) развитие демократических вечевых порядков в противовес влиянию княжеской власти; 3) укрепление положения боярства, вступавшего в открытый конфликт с князем.

Наиболее крупными удельными центрами Древней Руси были Новгородская земля, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

Владимиро-Суздальское княжество. Некогда глухая окраина древнерусской державы, с небольшими центрами - Ростовом и Суздалем, постепенно превратилась во влиятельнейшее княжество. Сюда, на плодородные земли, свободные от постоянных кочевых набегов, шел поток переселенцев с юга. Крупнейшим молодым городом переселенцев стал Владимир-на-Клязьме. Отсутствие устоявшихся традиций вотчинных хозяйств на заселяемой территории создавало предпосылки для складывания сильной княжеской власти.

Ростово-суздальская земля обрела самостоятельность при Юрии Владимировиче Долгоруком (1125-1157 гг.), который целеустремленно добивался киевского престола. В конце жизни Юрий Долгорукий стал великим киевским князем, занимая престол в 1149-1151 гг. и 1155-1157 гг.

Его наследник - киевский князь Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским (1157-1174 гг.), нарушив древний обычай, стал править не в Киеве, а в Суздальской земле. Отсюда Андрей пытался диктовать свою волю другим князьям. Так в 1169 г. послушные Боголюбскому князья разгромили и разграбили Киев. Претензии Владимиро-Суздальской земли на общерусское верховенство становились все более заметными. Укрепляя личную власть, князь Андрей Юрьевич не считался с мнением вече Ростова и Суздаля, пригласивших его на княжение. Он сделал новой столицей Владимир-на-Клязьме, окружил себя преданной дружиной («милостниками»), добивался церковной самостоятельности от Киева.

После убийства Боголюбского заговорщиками, возвышение Владимиро-Суздальской земли продолжилось при великом князе владимирском Всеволоде Юрьевиче - по прозвищу Большое Гнездо (1176-1212 гг.). Он расширил территорию своих владений и сделал зависимыми Киев, Рязань и Новгород.

Усиление монархического начала, набиравшие обороты процессы централизации явились отличительными особенностями общественного развития Северо-Восточной Руси. Однако для упрочения этих тенденций требовалось время. Перед монгольским нашествием 1237-1238 гг. удержать целостность княжества не удалось: Владимиро-Суздальская земля насчитывала полдесятка удельных княжеств, лишь формально подчиненных столице.

Иначе складывалась политическая ситуация в Новгородской земле.Северо-запад Руси представлял собой огромную территорию от берегов Балтийского моря до Уральских гор, и от Северного Ледовитого океана - до междуречья Оки и Волги. Центром был Новгород, крупными городами - Псков, Старая Ладога, Изборск. Эти земли не были особо пригодны для земледелия, поэтому Новгород зависел от продовольственных поставок из княжеств, находившихся южнее. Новгородская земля славилась своими ремесленниками, и являлась крупнейшим древнерусским торговым партнером Западной Европы, прежде всего - Скандинавии. Крупное купечество и местное боярство обладали мощной политической силой. В 1136 г. князь Всеволод, обвиненный в отсутствии заботы о простых жителях, был изгнан из Новгорода.

С этого времени начинается самостоятельная история Новгородской республики. Высшим органом ее управления становится вече - народное собрание горожан, где тон задавала боярско-купеческая верхушка. Вече избирало главных должностных лиц: посадника (главу исполнительной власти), тысяцкого (руководителя народного ополчения) и архиепископа (владыку), который имел не только церковную, но и светскую власть. Вече утверждало приглашение князя на условиях договора.

Ведущая роль вече являлась особенностью развития Новгородской «олигархической» республики (реальную власть сосредотачивали боярские роды). Тем не менее, сам факт длительного существования подобной политической модели свидетельствовал об определенных демократических тенденциях в развитии русской государственности. Князь выступал здесь как «наемный» защитник новгородских рубежей и командующий вооруженными силами. Эта функция имела большое значение в условиях общего ослабления древнерусского государства эпохи распада. У северо-западных границ Руси усиливались литовские племена, а шведское, датское и немецкое рыцарства вынашивали планы «расширения на Восток». Так в 1237 г. объединенный Ливонский рыцарский орден захватил Эстонию и вплотную приблизился к Новгородской земле.

Примером острого конфликта между княжеской властью и боярством была ситуация в Галицко-Волынском княжестве.

Территория юго-западной Руси издавна привлекала переселенцев мягким климатом, плодородными почвами, соляными залежами, наличием важных торговых путей в Европу и Византию. Крупнейшие города - Владимир-Волынский и Галич были столицами отдельных княжеств, объединенных в 1199 г. Романом Мстиславовичем (1199-1205 гг.).

В Галицко-Волынском княжестве огромную роль играло боярство, обладавшее возможностями приглашений и изгнаний князей. Попытки укрепить княжескую власть и подчинить боярскую оппозицию удались лишь Даниилу Романовичу Галицкому (1205-1264 гг.). Изгнанный боярами, он несколько лет жил в Польше и в Венгрии, но затем сумел вернуть отцовский престол, расширил территорию княжества, распространил свою власть на древнерусскую столицу, став последним князем киевским накануне монгольского нашествия.

Распад Руси неизбежно вел к ее ослаблению перед внешней угрозой. Продолжались княжеские усобицы, сопровождаемые разорением и опустошением земель. Нередко русские князья в борьбе друг с другом заключали союзы с иноплеменниками: половцами, поляками, венграми и др. Территории удельных княжеств продолжали дробиться между наследниками. К началу монгольского нашествия в XIII в. Русь представляла из себя рыхлое образование из более чем 50-ти княжеств. Но и в этих условиях наблюдался определенный расцвет городской культуры, появлялись произведения древнерусской литературы, велось летописание, возводились православные храмы.

 

Монголо-татарское нашествие и западная агрессия на Русь.Грозным предвестником надвигавшейся катастрофы стала битва на реке Калке в мае 1223 г., где объединенные русские дружины и половецкие отряды были разгромлены монгольским войском. Потери оказались значительными: в живых осталась лишь десятая часть дружинников и половина князей. Причинами поражения явилась разобщенность русских сил и отсутствие единого командования. Однако, этот печальный опыт не был учтен в дальнейшем.

Монгольское государство, возникшее в 1206 г. из объединенных Чингисханом монгольских и тюркских племен, к концу 1230-х гг. превратилось в великую империю. Были завоеваны Северный Китай, Средняя Азия, Северный Иран, Афганистан, Закавказье, Ближний Восток, Крым, Волжская Булгария, половецкие степи. Поход на Русь в 1237 г. монголо-татарского войска, под командованием внука Чингисхана – Батыя, предпринимался значительными силами как самих монголов, так и покоренных ими народов. Обрушив первый удар на Рязанское княжество, разорив Коломну, потом - Москву, 7 февраля 1238 г. захватчики ворвались во Владимир-на-Клязьме. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович предпринял попытку собрать силы для отпора врагу, но не успел, и погиб 4 марта 1238 г. на реке Сити.

Владимиро-Суздальское княжество было разорено в течение нескольких месяцев. Опасаясь весенней распутицы, монголо-татары не дошли до Новгорода ок. 100 верст, и, повернув на Юго-запад, вторглись на территорию Смоленского и Черниговского княжеств. Неожиданностью для них стало 7-недельное сопротивление небольшого городка Козельска. Лишь истребив всех его жителей, монголы смогли двинуться дальше.

В 1239 г. нашествию подверглись южнорусские земли. Были разорены Чернигов, Переяславль и другие города, а 6 декабря 1240 г., не смотря на отчаянное сопротивление, был захвачен Киев. Пройдя по Юго-Западной Руси, далее - через Польшу, Чехию и Венгрию, монгольские отряды сумели дойти до Адриатического побережья. Но затем они повернули назад, и отошли в степи Нижней Волги. Здесь была основана столица монгольского государства «Золотая Орда» – г. Сарай.

Территория Орды была огромна. Она включала степи Восточной Европы, Казахстана, Западной Сибири, земли Крыма, Северного Кавказа, Волжской Булгарии, Хорезма. На особом положении в составе Золотой Орды находилась Северо-Восточная Русь. Она сохранила автономию, старую княжескую династию Рюриковичей и православную веру. Более того, монголы-язычники освободили православную церковь от уплаты налогов и содействовали открытию новых епархий. Монгольский протекторат над покоренными русскими землями сохранялся вплоть до 1480 г.

Последствия монгольского нашествия на Русь 1237-1241 гг. были тяжелыми. Кроме значительных людских и материальных потерь, гибели городской культуры, исчезновения многих ремесленных специальностей, замедления темпов экономического развития, утраты культурных ценностей, важно отметить и распад древнерусской народности на три ветви - русские, украинцы, белорусы. Следствием явилась так же большая ориентация на Восток, восточный тип культуры и политики, при заметном дистанцировании от Запада.

Приняв основную тяжесть монгольского удара, Русь находилась в нелегком положении. Воспользовавшись ослаблением Руси, немецкие и шведские крестоносцы предприняли натиск на ее северо-западные земли. Агрессия была остановлена благодаря воинскому таланту князя Александра Ярославича, прозванного за победу в битве над шведами в 1240 г. Невским. Под его руководство была одержана победа и над немецкими рыцарями 5 апреля 1242 г. в Ледовом побоище на Чудском озере.

 

Русские земли после покорения Ордой. Монгольское нашествие, обрушившееся на северо-восток, юг и юго-запад древнерусской территории, не затронуло Полоцкое, Турово-Пинское княжества, большую часть Новгородской земли, часть Смоленского княжества. Довольно быстро стала оправляться от нашествия Галицко-Волынская Русь, где княжил Даниил Романович. Но сохранить независимость оказалось крайне трудно. Даниил Романович в борьбе с Ордой попытался опереться на Запад, и даже принял королевскую корону от папы Римского. Но помощи не последовало, и он тоже был вынужден подчиниться монголам. Его потомки не смогли удержать за собой престол, и территория княжества была захвачена Польшей, Великим княжеством Литовским и Венгрией.

Подобная судьба ожидала и другие земли, не вошедшие в Русский улус (провинцию) Золотой Орды. Турово-Пинское, Полоцкое, Киевское, Черниговское, Переяславское и Смоленское княжества стали частью литовского государства. Со временем Великое княжество Литовское и Русское превратилось в огромную балто-славянскую державу, где 2/3 населения исповедовало православие, и где действовали законы «Русской правды». Она потенциально могла стать центром объединения всех древнерусских земель.

Северо-восточная Русь и Новгородская земля остались зависимыми от Золотой Орды. При этом Золотоордынский Хан выдавал ярлыки на великое княжение владимирское - как верховное по рангу (Киев утратил статус столицы) и на удельные княжества. Русские земли уплачивали дань (выход) и поставляли воинские контингенты для участия в ордынских боевых операциях. В главных городах княжеств имелись ставки баскаков - представителей ордынской администрации, контролировавших деятельность князей.

Первым князем, принявшим ярлык на великое княжение владимирское, был Ярослав Всеволодович (1238-1246 гг.). Он сознательно выбрал монгольскую поддержку в противостоянии с Ливонским Орденом. Но наиболее последовательную «проордынскую» политику проводил его сын - Александр Невский, великий князь владимирский в 1252-1263 гг. Увидев большую опасность для Руси в агрессивных намерениях западного рыцарства, он сделал исторический выбор в пользу Востока. Это обезопасило русскую землю от новых монгольских набегов и дало возможность постепенного накопления сил.

Медленно, на протяжении двух с половиной столетий, складывались условия, которые вели к созданию единого государства в Северо-восточной Руси. Только оно, как показало время, обладало возможностью освободить земли от власти Орды. Именно обретение независимости было тем основным фактором, который двигал процесс централизации. Этому процессу способствовали изменения, происходившие в экономической и в социально-политической сфере русского общества.

К началу XIV в. Русь постепенно оправилась от последствий вторжений монголо-татар. Отстраивались разрушенные города, появлялись новые. Возобновилось каменное строительство, возрождались ремесла. Купеческое и ремесленное население было заинтересовано в стабильности своего положения, в расширении торговых связей. Становилось все более понятным, что только сильная княжеская власть могла оградить от опасностей разорений ордынцами, литовцами, враждующими вотчинниками. Заинтересованные в ней города постепенно утратили вечевое правление. Только богатые торговые центры северо-запада - Великий Новгород и Псков - не затронутые нашествием, могли сохранить традиционные структуры управления. На северо-востоке города не обладали такими ресурсами. Они зависели от княжеской власти и были малочисленны среди преобладающей массы сельских поселений.

Сельская местность, пришедшая в запустение после нашествия, так же постепенно преодолела его последствия. В многочисленных селах и деревнях увеличивалась земельная запашка, росли объемы сельскохозяйственной продукции, применялись новые орудия труда. Крестьяне были объединены в общины, вместе обрабатывали земли, платили налоги казне. Такие свободные крестьяне назывались черносошными. Земельные территории были объектом захватов князей, бояр, княжеских и боярских слуг, церкви, монастырей. Земельная собственность и присвоение труда работавших на них людей превращала владельца в феодала. Светские и церковные феодалы использовали труд свободных крестьян и полностью зависимых от них земледельцев. Но свободные крестьяне могли в любой момент уйти на новое место. Поэтому феодал был заинтересован в их удержании и превращении в зависимых от себя крестьян. В этом ему могла помочь лишь сильная государственная власть.

Городское и сельское трудовое население несло на себе все бремя ордынских налогов, страдало от княжеских междоусобиц и вражеских набегов. Это разоряло местных жителей, задерживало хозяйственный рост территорий. Следовательно, и низшие социальные слои были заинтересованы в централизации и стабильном развитии Русских земель.

В условиях власти Орды на северо-востоке Руси сложилась новая иерархия князей. Самым старшим среди Рюриковичей признавался великий князь владимирский. Его опорой было боярство и княжеские слуги, которые составлял





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.