Экономические права и обязанности граждан? Слайд 2 Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях сохранения и восстановления природных ресурсов, обеспечения их рационального использования, улучшения и оздоровления окружающей природной среды, а так же экологической безопасности человека и общества. Важнейшими интересами экологического права является сохранение и улучшение окружающей природной среды, охрана и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения. Экологическое право как отрасль права имеет своим предметом волевые общественные экологические отношения, возникающих в различных сферах жизни и деятельности общества. По своему содержанию данные отношения весьма разнообразны, они могут возникать по поводу собственности на природные ресурсы, по поводу управления природными ресурсами, по поводу нормирования качества окружающей природной среды, по поводу обеспечения рационального природопользования, по поводу восстановления и воспроизведения природных ресурсов, по поводу заповедования, создания особых охраняемых природных территорий. Важное место в системе экологических отношений занимают охранительные отношения, которые связаны с применением мер юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. Ответственность эта предусмотрена в нормах не только экологического, но и уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства. Эти отношения так же составляют предмет экологического права. Слайд 3 Охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения на территории РФ подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране в соответствии с действующим законодательством подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Эколого-правовой и эколого-экономический механизмы природопользования и охраны окружающей среды? Слайд 4 Реализация экологической функции государства осуществляется через систему органов государственного экологического управления. Под государственным экологическим управлением понимается исполнительно-распорядительная деятельность федеральных, региональных органов власти, местного самоуправления, направленная на рациональное природопользование и охрану окружающей среды. Система органов власти в сфере государственного экологического управления подразделяется на два вида. Первый – органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления). Второй – органы специальной компетенции (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и др.). В соответствии с Указом Президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: – сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; – ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Слайд 5 А в Экологической доктрине Российской Федерации прямо указывается, что к основным факторам деградации природной среды в стране относятся: – преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких отраслей экономики; – низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды; – резкое ослабление контрольных функций государства в сфере экологического управления; – низкий уровень экологического сознания, просвещения и экологической культуры населения. Слайд 6 Государственное экологическое управление осуществляется в двух основных формах: экологическом мониторинге и экологическом надзоре (контроле). В России постановлением Правительства РФ от 24.11.1993 № 1229 была создана единая Государственная система экологического мониторинга, т.е. наблюдение за состоянием окружающей природной среды. Ее функционирование обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая обобщает, анализирует всю экологически значимую информацию и публикует ее в ежегодном Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации. Экологический надзор (контроль) в России осуществляется на трех уровнях: – государственном; – производственном; – общественном. К основным видам государственного экологического надзора относятся: ведение государственных кадастров природных ресурсов и объектов (водный, лесной, особо охраняемых природных территорий, отходов и др.); экологическое лицензирование, стандартизация, сертификация и аудит (менеджмент). Важное значение имеет и государственная регистрация в природоохранной деятельности, так как она обеспечивает реализацию функций экологического управления: контроля, надзора и информационного обеспечения. Сущность государственной регистрации заключается в составлении единого но форме официального документа, который может именоваться реестром, балансом, каталогом и в который внесены данные об объекте природопользования, источниках, оказывающих негативное влияние на природную среду. В законодательном порядке предусмотрены два вида регистрации: обязательная и добровольная. Так, обязательная регистрация предусмотрена в отношении лекарственных средств, предназначенных для человека, в отношении потенциально опасных химических и биологических веществ и т.д. Слайд 7 Одним из видов обеспечения экологической безопасности при осуществлении экологического управления является декларация, составление которой предусмотрено Федеральным законом от 20.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В декларации хозяйствующий субъект самостоятельно указывает параметры своей производственной деятельности, все показатели загрязнения окружающей среды и тем самым несет всю ответственность за полноту и достоверность внесенных в декларацию сведений. Помимо декларации промышленной безопасности составляются также декларации о соответствии пищевых продуктов, лесные декларации. Немаловажное значение имеет и экологический паспорт предприятия, представляющий собой нормативно-технический документ, составляемый предприятием за счет собственных средств и утверждаемый территориальным природоохранным органом сроком на пять лет. В данном паспорте отражаются природные объекты, находящиеся в пользовании предприятия, их состояние и все виды организованных и неорганизованных источников загрязнения и в обязательном порядке план мероприятий по снижению уровня загрязнения окружающей среды. Слайд 8 Наряду с государственной экологической экспертизой закон предусматривает возможность проведения по одним и тем же объектам и общественной экологической экспертизы, что дает возможность институтам гражданского общества параллельно осуществлять общественный контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды, так как юридическое значение заключения общественной экологической экспертизы равнозначно заключению государственной экологической экспертизы. Наиболее значимым в сфере обеспечения охраны окружающей среды является надзор за деятельностью природопользователей специально уполномоченных государственных органов. К таковым относятся санэпидемнадзор, технадзор и др. Высший надзор осуществляют органы прокуратуры, как территориальные, так и природоохранные. 3.Юридическая ответственность за экологические нарушения Под Слайд 9 Юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается применение государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами к лицу (физическому, должностному или юридическому), совершившему экологическое правонарушение, соответствующего взыскания. Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций: - стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды; - компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека; - превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений; - карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения. Слайд 10 Законодательством РФ выделяются 5 уровней ответственности (наказания) за экологические правонарушения: 1. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его служебных обязанностей или взятых на себя по договору, связанных с охраной окружающей среды. 2. Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. 3. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. 4. Уголовная ответственность. За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний: • штраф; • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; • обязательные работы; • исправительные работы; • ограничение свободы; • арест; • лишение свободы на определенный срок. 5. Гражданско-правовая ответственность заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда. Экономические права и обязанности граждан? Слайд 11 Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве: Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах. В соответствии с нормами указанных законов, граждане РФ имеют право: - создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды; - принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы; - требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны; - требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов; Слайд12 - ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением; - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения; - осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством; - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; - принимать участие в охране окружающей природной среды; - соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды; - повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения; - разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности; Слайд 13 - за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями; - рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу; - требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности; - требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны; - организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды; - ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением. Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ. Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности. |