Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений Приемы, стимулирующие общение, призваны снять "барьеры в общении", т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы. Успеху делового общения в значительной мере способствует формирование у партнера положительного впечатления о себе. Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений. Разум и эмоции - неразрывные составляющие человека, причем эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное. Следует помнить очень важную рекомендацию фоносемантики (науки о знаках чувств): самый привлекательный облик человека в общении - приветливый, доброжелательный. В общении каждый из партнеров нуждается в положительных эмоциях, поэтому тот, кто находится в позитивном, жизнерадостном и оптимистичном состоянии, становится действительно желательным собеседником. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию того, к кому испытывают эмоционально-негативное отношение. Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии - это люди, наделенные обаянием. Можно выделить три группы качеств, определяющих уровень личного обаяния: 1. Природные качества: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатия (способность к сопереживанию), рефлексия (способность влиять на другого человека), красноречие (способность воздействовать словом) - все это составляет основу природных дарований, характеризуемых общим понятием "умение нравиться людям". 2.Характеристики личности, являющиеся следствием образования и воспитания: нравственные ценности, духовное здоровье, владение техникой общения, деловая речь, упреждение и преодоление конфликтных ситуаций. 3.Характеристики личности, связанные с жизненным и профессиональным опытом человека. Это особенно ценно, когда опыт обостряет интуицию. Нередко в процессе общения обаятельные люди используют приемы, которые, как правило, скрыты от собеседника. С помощью таких приемов нельзя никого ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить к себе собеседников. Для усиления личного обаяния можно использовать следующие общие рекомендации: - вести себя естественно; - быть хорошим, терпеливым и внимательным слушателем; - демонстрировать интерес к собеседнику (ничего так не льстит, как внимание); - относиться к партнеру с уважением; - постараться сформировать установку искреннего реагирования на речь собеседника; - стараться не доминировать во время общения; дать собеседнику время высказаться; - стараться понять и поддержать людей, поставить себя на место другого человека; - стремиться избегать поспешных выводов; - не стараться демонстрировать свой ум и образованность; - поддерживать людей в их лучших намерениях, избегать слов "Вы ошибаетесь", "Ваша идея бесперспективна" и т. п.; - подчеркивать общность с собеседником; - не держать злобу на других; - чаще произносить вслух имя (или имя-отчество) партнера (подобное обращение показывает внимание к данной личности); - выражать искреннее одобрение, замечать все хорошее (от одежды и прически до интересных идей) и говорить только о том, что действительно видите и чувствуете; - не жаловаться, но и не говорить, что все очень хорошо (для некоторых людей успехи окружающих еще более неприятны, чем постоянные жалобы); - не соглашаться с чужой самокритикой (лучше сказать "В такой ситуации было трудно что-либо сделать", "Вы и так сделали все возможное" и т.п.); - уметь признать свои ошибки (это очень верный и выигрышный способ завоевать уважение); - избегать "поз обороны" (например, сложенные на груди руки, скрещенные ноги и пр.) и привлекать внимание позитивными жестами. Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к конфликту (конфликтогенов). Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются: -открытое недоверие; - перебивание собеседника; - принижение значимости его роли; - подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу; - напоминание о проигрышной для собеседника ситуации; - устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту; - заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада; - постоянное навязывание своей точки зрения; - неискренность в суждениях; - резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание; - неумение выслушать и понять точку зрения собеседника; -проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обвинения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний (например, "Я уверен", "Я считаю", "Вне сомнения" и т. п.); - проявление агрессивности. Заключение Итак, как оценивать явление манипуляции: со знаком плюс или со знаком минус? Хорошо это или плохо? Использовать это в жизни или искоренять? Напрашивается ответ. Если манипулирую я - хорошо, если манипулируют мною - плохо. Шутка. На самом деле манипуляция - это ни хорошо, и ни плохо. В целом это явление нейтральное. По своей сути манипуляции - это инструмент, который может быть использован в различных целях. В зависимости от того, в каких руках он находится. Так же как нож может служить как инструментом для хирургических операций, так и орудием убийства. Если мы столкнулись с манипуляцией, то для оценки конкретной ситуации, предлагается опираться на два критерия. Первый. Какой мотив и желаемый результат у автора манипуляции? Если это не только выгода себе, но и желание добра нам, то это заслуживает если не положительной оценки, то хотя бы снисхождения. Например, родители частенько манипулируют своими детьми, всеми правдами и неправдами вынуждая их ложиться вовремя спать, делать зарядку, ходить в школу и т.д. Делают они это не только ради себя, но и ради блага в будущем своего чада, которое пока не способно оценить по достоинству эту заботу. Второе. Бывает, что скрытый мотив манипуляции не особенно-то и скрывается. И тогда у объекта приложения этой манипуляции есть истинный, а не навязанный выбор. Если присмотреться, мы живем в мире манипуляций, и бояться их не стоит, а стоит хорошо уметь в них разбираться и обращать знание о них на пользу себе и другим людям. Все это тоже один из таймов игры под названием "жизнь" и эта игра тоже может быть занимательной. Список использованной литературы 1. Андреев В.И. Деловая игра. - Казань. Изд-во Казанского университета, 1993. 2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению.- М.: Владос, 1998. 3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции - М.: ЧеРо, 1996. 4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2002. 5. Панасюк П. Как победить в споре, или искусство убеждать. - М.: Олимп, 1998. 6. Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск: Амалфея, 2000. |