МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Статья на тему: «Проблема распределения водных ресурсов трансграничных рек Казахстана».





Во второй половине XX века все большее внимание и тревогу вызывает обострение проблемы, связанной с водоснабжением в мире вообще, и в особенности в засушливых районах. Эта проблема назревала уже давно вследствие роста несоответствия между быстрым увеличением потребления и почти неизменными водными ресурсами. Цель данной статьи: ускорение принятий решений и конкретных мер по предотвращению данных проблем на мировом уровне, а в частности в Казахстане, являющимся важным звеном в мировом сообществе. Тема недостатка водных ресурсов сейчас является одной из самых актуальных и чрезвычайно важна для рассмотрения не только с точки зрения экономических угроз и последствий, но и как ресурсами пресной воды и спросом на них достигло критического минимума и в ряде случаев превратилось в дефицит, что таит в себе угрозу социальных бедствий и политических конфликтов.

В странах Центральной Азии все крупные реки являются трансграничными. Кыргызстан - единственная страна, водные ресурсы которой формируются на собственной территории, все остальные страны региона в той или иной мере зависят от поступления воды с территории сопредельных государств. В этом отношении и Казахстан является водозависимой страной, поэтому проблема использования трансграничных рек для нас является в высшей степени приоритетной.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявляя о необходимости ускорения процесса заключения соглашения о трансграничных реках, отмечал, что по водообеспеченности Казахстан занимает одно из последних мест среди стран СНГ. Удельная водообеспеченность равна
37 тыс. м3 на км2 и 6,0 тыс. м3 на одного человека в год. Для сравнения: в Грузии она составляет 878 тыс. м3 на км2 и
11613 тыс. м3 на одного человека, в Кыргызстане соответственно 245 тыс. м3 на км2 и 11 763 тыс. м3 на одного человека. Сравнения с Туркменистаном и Таджикистаном еще более разительны – не в нашу пользу.
Немаловажно и то, что водные ресурсы по территории Казахстана распределены крайне неравномерно. На восточный регион приходится 34,5% ресурсов, юго-восточный – 24,1, южный – 21,2, западный – 13,4, северный – 4,2, центральный – 2,6%. Наиболее обеспечена водой Восточно-Казахстанская область – 290 тыс. м3 на км2. В то же время испытывают острый дефицит в Атырауской, Кызылординской и особенно Мангистауской областях, где практически нет источников пресной воды.
Водообеспечение отраслей экономики осуществляется на 85% за счет поверхностных вод, остальная часть – за счет подземных, морских и сточных. На нужды сельского хозяйства используется до 80–90% всей потребляемой воды.
Более 40% ежегодных возобновляемых ресурсов поверхностных вод поступает с территории соседних государств. В Казахстане с населением более 16 млн человек, 43% которых проживают в сельской местности, восемь водных бассейнов, семь из которых – трансграничные. Между тем только 60% сельского населения в республике имеют возможность пользоваться централизованным водоснабжением. Остальные используют воду из локальных источников (скважины, родники, реки и пруды) или привозную. Следовательно, обеспеченность водой является одной из стратегических государственных задач. В настоящее время в республике реализуется отраслевая программа «Питьевые воды». Развитие экономики Казахстана как в целом, так и в разрезе территориально-промышленных комплексов, областей и отдельных городов, во многом зависит от обеспеченности страны водой. Поскольку почти половина водных ресурсов Казахстана формируется вне его территории, без преувеличения можно сказать, что вода становится стратегическим инструментом международных отношений с соседними государствами.
Совместное использование трансграничных объектов, совершенствование межгосударственных водных отношений следует рассматривать как одно из важных условий обеспечения не только экологической, но и национальной безопасности.



Проблема Казахстана в том, что из 8 бассейнов 7 являются трансграничными, в 6 бассейнах сток поступает из сопредельных государств.

В течении нескольких лет депутатами Западного региона поднимается вопрос и ведется большая последовательная работа в содружестве с учеными, общественностью, представителями власти, партии «Нур Отан» по решению накопившегося комплекса экологических проблем и возникшей катастрофической угрозе потери водности, богатства и разнообразия живого и растительного мира бассейна реки Урал, его притоков и долины.

Имеются протокольные поручения Президента РК от 2006 и 2010 г.г., поручения Премьер-Министра РК 2007 и 2010 г.г., даны конкретные поручения министерствам и ведомствам, но следует отметить, что до сих пор нет единой, системной, скоординированной позиции по решению проблемных вопросов бассейна реки Урал.

Являясь стратегическими объектами, трансграничные реки также являются проблемами сопредельных по бассейнам стран - России, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики и Казахстана.

Существующие на сегодняшний день соглашения и протоколы по использованию водных ресурсов трансграничных рек (по реке Сырдарья, по рекам Шу и Талас, по рекам Или и Иртыш, Тобол и Урал,) к сожалению, не решают всех проблем.

В рамках круглого стола в обсуждении темы данной проблемы приняли участие и ответили на вопросы депутаты, вице-министры сельского хозяйства, окружающей среды, транспорта и коммуникаций, индустрии и новых технологий, финансов, экономического развития и торговли, а также посол по особым поручениям МИД.

Свою точку зрения выразили и другие участники дискуссий, в том числе представители Казахстанского Агентства прикладной экологии, ТОО «Республиканский научно-исследовательский центр охраны атмосферного воздуха», филиала Международного Фонда спасения Арала в Республике Казахстан и Ассоциации водопользователей «Ұлы Epтic - Великий Иртыш»

В июле 2012 года в г.Оренбурге состоялось научно-практическая конференция с участием депутатов, представителей МООС, МСХ, представителей ЗКО и Оренбургской области по проблемам трансграничных рек, где ученые, эксперты констатировали факт о том, что происходит общее ухудшение состояния реки и происходит деградация экосистемы в целом.

По данным многолетних исследований наблюдается системно-поэтапное уменьшение объема среднегодового стока реки Урал по сравнению со средним многолетним.

Если в 2001-2005 г.г. уменьшение составляло в среднем 11%, то 2007-21%, 2008 на 39% меньше среднемноголетних. (Казгидрометцентр).

Несмотря на указанную значимость реки, принятие экономических, организационных и правовых мер со стороны Правительства Республики Казахстан неадекватно статусу реки Урал и оставляет желать лучшего. В частности, 21 января 2004 года принято постановление Правительства Республики Казахстан за № 59 «Об утверждении Перечня водных объектов особого государственного значения и особенностей правового режима регулирования хозяйственной деятельности на водных объектах особого государственного значения».

Несмотря на то, что река Урал в полной мере отвечает критериям, указанным в данном перечне, она до сих пор не отнесена к водным объектам особого государственного значения. Вследствие этого решению проблем реки не уделяется должного внимания.

Нурсултан Абишевич Назарбаев считает необходимым принятие единой комплексной программы, ориентированной на достижение конкретных водохозяйственных целей для всего бассейна реки, попытки решать локальные водоохранные задачи в отдельных областях, не смогли дать в предыдущие годы желаемого результата. Практика очистки и экологического оздоровления ряда европейских рек позволяют надеяться на возможность такого подхода к решению проблемы.

В частности примером может служить река Дунай, где принята Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому развитию реки Дунай 1994 г., в котором объединены 13 придунайских стран и создан Дунайский региональный проект, который помогает этим странам осуществлять охрану реки и укреплению трансграничного сотрудничества. Отсюда следует, что практическое решение проблем оздоровления р. Урал и экосистемы её бассейна во многом зависит от совместных и согласованных действий между Республикой Казахстан и Российской Федерацией по рациональному использованию водных ресурсов р. Урал с учетом экологических и экономических интересов обоих государств, из чего следует наше предложение о подписании межгосударственного Соглашения между РК и РФ о совместной охране и использовании вод реки Урал, которое будет включать создание постоянно действующего межгосударственного органа по координации деятельности по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна.

Отсюда необходимо и широкое участие в этом важном процессе общественности и неправительственных организаций приграничных областей РК и РФ, возобновление достигнутых контактов, чему ярким примером и подтверждением является проведение в течении последнего десятилетия совместных казахстанско-российских историко-культурных, экологических экспедиций по Уралу.

Глава нашей республики выражает надежду, что по итогам работы круглого стола будут приняты рекомендации, вносит предложения о необходимости:

- Ускорить разработку Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан по сохранению и развитию экосистемы реки Урал.

- Завершить формирование межправительственной комиссии по реке Урал с наделением её полномочиями в части координации действий по сближению нормативно-правовой базы в сфере рационального использования и охраны трансграничных водных ресурсов; разработки и принятия основных принципов распределения воды с учетом водообеспеченности 2-х государств, планирования и финансирования совместных водохозяйственных и природоохранных мероприятий, включая совместные мероприятия по расчистке русла реки и ее притоков (малых рек) от завалов и наносов.

- Обеспечить разработку, принятие и реализацию целевых государственных программ по решению проблем бассейна реки Урал и осуществление скоординированных планов мероприятий.

- Развитие единой сети особо охраняемых природных территорий на территориях России и Казахстана вдоль берегов реки Урал и её притоков.

- Подготовить и принять комплексный план совместных действий по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал на 2013-2015 г.г.

- осуществить передачу функции управления водными ресурсами в Республике Казахстан одному уполномоченному органу».

Особое значение приобретает и проблема совместного использования водных источников, находящихся и на территории Казахстана, и на территории Китая, т.е. трансграничных рек. Проблемами международного сотрудничества Китая и стран Центральной Азии занимается ряд исследовательских центров: в России они сосредоточены в Институте Дальнего Востока АН РФ, МГИМО, Институте международной экономики и международных отношений АН РФ, Институте востоковедения АН РФ. Данная проблема подробно изучена в исследованиях Воскресенского А.Д., Корсуна В.А., Лузянина, Остроухова О.Л., С.Г.,Свешникова А.А., Степанова Е.Д. и др. При всем различии подходов российские исследователи единодушны в том, что практическая реализация геополитических интересов России невозможна без аналитических исследований по международному сотрудничеству стран СНГ.
Важность исследования взаимоотношений в геополитическом треугольнике “Китай-Россия-страны Центральной Азии” подчеркивают и казахстанские ученые. Известный казахстанский политолог Хлюпин В. В. так и назвал свой труд – “Геополитический треугольник: Казахстан-Китай-Россия. Прошлое и настоящее пограничной проблемы”. В своем исследовании Хлюпин довольно критично и всесторонне рассмотрел пограничный вопрос, проблему трансграничных рек. Институт стратегических исследований Казахстана также провел ряд интересных исследований по данной теме. Например, Халабузарь О.П., главный специалист отдела по связям с общественностью КИСИ при президенте Республики Казахстан, провел контент-анализ казахстанских СМИ за 1999-2001 года по проблеме трансграничных рек Китая и Казахстана. Это особенно ценно, когда нет возможности найти материалы казахстанских газет в глобальной сети.
Проблемам отношении стран Центральной Азии с Китаем посвящены многие статьи в казахстанской периодике как в печатном виде, так и в электронном варианте в Интернете. Например, статьи из журнала “Центральная Азия и Кавказ”, Автором также были использованы и аналитические материалы, статьи крупнейших казахстанских газет: “Время по Гринвичу”, “Казахстанская правда”.
В Китае решением данной проблемы занимаются исследователи Китайского института международных проблем МИД КНР, институтов Академии Общественных Наук КНР, Шанхайского института международных исследований.
Большое внимание данному вопросу также уделяют исследователи США, Великобритании и Франции. Представляют интерес также труды Олкотт М.Б. “Новые центральноазиатские государства: независимость, внешняя политика и региональная безопасность”, Р.Оливье “Новая Центральная Азия: создание наций”.
Проблема трансграничных рек также не оставила равнушной ООН, доказательством чему является ряд принятых ими конвенций:
Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 года, Конвенция о праве использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 года, Они обязывают рассматривать «обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом, с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие». В решениях ООН подчеркивается, что «государства водотока сотрудничают на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности».

На мой взгляд, привлечение такого широкого внимания со стороны мирового сообщества к данному вопросу является закономерным, т.к. осознание особой роли воды и имеет важное политическое, экономическое и социальное значение. Вода признана чрезвычайно ограниченным и ценным природным ресурсом, являющимся достоянием настоящего и будущего поколений.
Я согласна с мерами, предложенными Н.А.Назарбаевым по решению проблем трансграничных рек, и горжусь тем, что глава нашей республики уделяет данному вопросу так много внимания, являясь тем самым примером для остальных. Ведь если каждый человек приложит усилия для их устранения, то велика вероятность предотвращения водной катастрофы в будущем. Также я считаю необходимым:

-ужесточить меры наказания за сброс загрязняющих веществ промышленными предприятиями, являющимися одним из основных источников загрязнения воды, в водные объекты;

-ускорить решение вопросов по данной проблеме, а не откладывать их рассмотрение в долгий ящик;

-продолжать развивать дружеские отношения с соседними странами, и мировым сообществом, что послужит ускорению решения данной проблемы.

Список использованной литературы:

1.http://atyrauobl.kz/kazaxstan-i-problema-raspredeleniya-vodnyx-resursov-transgranichnyx-rek/9726

2. http://www.zakon.kz/4530040-v-mazhilise-obsudili-problemy.html

3. http://www.bauka.kz/index.php/2011-08-20-05-03-21/2011-08-21-04-01-15/153-2009-09-05-14-44-27





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.