МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Рационально-логическое познание выступает в качестве высшего этапа процесса познания человеком окружающего мира. Для него характерно





Наука является

1) единственной формой познания
2) социальной стратой
3) совокупностью жизненных ценностей
4) особой системой знания

 

В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта
2) теоретическое обобщение результатов наблюдений
3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
4) построение предположений, основанных на опыте

 

Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания

1) художественного
2) научного
3) мифологического
4) житейского

 

Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

1) экономики
2) социологии
3) политологии
4) правоведения

 

Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

1) этика
2) лингвистика
3) литературоведение
4) эстетика

 

Комплекс понятий «прекрасное», «безобразное», «образ», «вдохновение» характерен для

1) науки
2) искусства
3) образования
4) морали

 

Из перечисленного ниже научными знаниями являются

1) данные расписания движения электропоездов
2) правила пожарной безопасности
3) нормы международного гуманитарного права
4) законы термодинамики

 

Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции?

1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ

 

Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при характеристике познания

1) художественного
2) научного
3) мифологического
4) житейского

 

Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения, выработанных жизнью многих поколений?

1) повседневный опыт
2) теоретические знания
3) народная мудрость
4) художественный образ

 

К мировым религиям относится

1) христианство
2) синтоизм
3) индуизм
4) конфуцианство

 

Что отличает познавательную деятельность?

1) получение практически полезного результата
2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека
3) необходимость совместных действий с другими людьми
4) направленность на получение новой информации

 

Рационально-логическое познание выступает в качестве высшего этапа процесса познания человеком окружающего мира. Для него характерно

1) постижение на основе ощущений некоторых внешних признаков и свойств предметов и явлений
2) формирование представлений о сходных и различных внешних признаках предметов и явлений
3) проникновение в суть познаваемых предметов и явлений, установление общих закономерностей их развития
4) восприятие целостного внешнего облика предмета объективного мира и его удержание в памяти

Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «наука».

1. ги­по­те­за

2. экс­пе­ри­мент

3. до­ка­за­тель­ность

4. ра­ци­о­наль­ность

5. чув­ствен­ность

6. тео­рия

7. кон­цеп­ции

8. субъ­ек­тив­ность

 

Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «ис­кус­ство». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.



 

1) ар­хи­тек­ту­ра 2) жи­во­пись 3) театр 4) кино
5) мо­раль 6) ре­ли­гия 7) му­зы­ка  

 

Ниже при­ве­де­ны на­зва­ния по­треб­но­стей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся на­зва­ни­я­ми, под ко­то­ры­ми в раз­лич­ных клас­си­фи­ка­ци­ях пред­став­ле­ны при­род­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) био­ло­ги­че­ские 2) фи­зио­ло­ги­че­ские 3) со­ци­аль­ные
4) ор­га­ни­че­ские 5) есте­ствен­ные 6) эс­те­ти­че­ские

 

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «ис­кус­ство». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) об­раз­ность 2) эмо­ци­о­наль­ность 3) фан­та­зия
4) обос­но­ван­ность 5) субъ­ек­тив­ность 6) ги­по­те­за

 

 

Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся ха­рак­те­ри­сти­кой сту­пе­ней по­зна­ния че­ло­ве­ком мира. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ощу­ще­ние 2) вос­при­я­тие 3) ги­по­те­за 4) пред­став­ле­ние
5) прак­ти­ка 6) суж­де­ние 7) по­ня­тие  

 

Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «наука». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ги­по­те­за 2) экс­пе­ри­мент 3) до­ка­за­тель­ность 4) ра­ци­о­наль­ность
5) чув­ствен­ность 6) тео­рия 7) кон­цеп­ции 8) субъ­ек­тив­ность

 

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух ха­рак­те­ри­зу­ют виды че­ло­ве­че­ских зна­ний. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) на­уч­ные ис­ти­ны 2) на­род­ная муд­рость 3) ми­фо­ло­гия
4) ги­по­те­за 5) за­блуж­де­ние 6) экс­пе­ри­мент

 

Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ха­рак­те­ри­сти­кам по­ня­тия «наука». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) твор­че­ство 2) об­раз­ность 3) си­стем­ность
4) обос­но­ван­ность 5) эмо­ци­о­наль­ность 6) до­ка­за­тель­ность

 

Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ха­рак­те­ри­сти­кам ис­кус­ства. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) на­гляд­ность; 2) про­буж­де­ние фан­та­зии и во­об­ра­же­ния; 3) об­раз­ность; 4) объ­ек­тив­ность; 5) эмо­ци­о­наль­ность вос­при­я­тия; 6) до­ка­за­тель­ность

 

Р. и М. яв­ля­ют­ся при­хо­жа­на­ми лю­те­ран­ской церк­ви в г. Сток­голь­ме. Они по­зна­ко­ми­лись на служ­бе, со­зда­ли семью. Если у них в семье про­ис­хо­дят какие-то раз­молв­ки, не­при­ят­но­сти, они пер­вым делом идут за со­ве­том к пас­то­ру. Они убеж­де­ны, что их тол­ко­ва­ние Свя­то­го Пи­са­ния яв­ля­ет­ся един­ствен­но вер­ным.

 

Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже функ­ции ре­ли­гии, ил­лю­стри­ру­е­мые дан­ным при­ме­ром, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская

2) ком­пен­са­тор­ная

3) ком­му­ни­ка­тив­ная

4) эс­те­ти­че­ская

5) хо­зяй­ствен­ная

 

Члены «Клуба лю­би­те­лей древ­но­стей», по­се­тив рас­коп­ки ряда древ­них го­ро­дищ, вы­дви­ну­ли соб­ствен­ную вер­сию их воз­ник­но­ве­ния. Од­на­ко про­фес­си­о­наль­ное со­об­ще­ство ар­хео­ло­гов и ис­то­ри­ков при­зна­ло дан­ную вер­сию не­на­уч­ной.

Какие из при­ведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки уче­ных?

1) вер­сия опро­вер­га­ла по­ло­же­ния, при­ня­тые в науке

2) вы­во­ды чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обос­но­ва­ний

3) пред­по­ло­же­ния лю­би­те­лей древ­но­стей не по­лу­чи­ли прак­ти­че­ско­го под­твер­жде­ния

4) вер­сия со­дер­жа­ла по­ло­же­ния, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие до­ка­за­тельств

5) участ­ни­ки рас­ко­пок, ар­хео­ло­ги и ис­то­ри­ки, не яв­ля­ют­ся чле­на­ми клуба

6) раз­ра­бот­чи­ки вер­сии при­зна­ют вме­ша­тель­ство не­зем­но­го ра­зу­ма

 

К про­из­ве­де­ни­ям эли­тар­ной (вы­со­кой) куль­ту­ры ис­кус­ство­ве­ды от­но­сят клас­си­че­скую му­зы­ку: ор­ган­ные про­из­ве­де­ния Баха, скри­пич­ную му­зы­ку Ви­валь­ди, кон­цер­ты для фор­те­пи­а­но с ор­кест­ром Рах­ма­ни­но­ва. Что поз­во­ля­ет ис­кус­ство­ве­дам сде­лать такой вывод?

1) са­мо­вы­ра­же­ние и сво­бо­да твор­че­ства ав­то­ров

2) слож­ность вос­при­я­тия про­из­ве­де­ний не­под­го­тов­лен­ным слу­ша­те­лем

3) уста­нов­ка на сле­до­ва­ние об­раз­цу, ко­то­рый пе­ре­ни­ма­ет­ся от пред­ше­ству­ю­щих по­ко­ле­ний.

4) вы­со­кая сте­пень обоб­ще­ния кол­лек­тив­но­го опыта

5) сте­рео­ти­пи­за­ция от­ра­же­ния че­ло­ве­ком ре­аль­но­го мира в му­зы­ке

6) ори­ен­та­ция му­зы­ки на ши­ро­кую ауди­то­рию

 

Учёные изу­ча­ют со­ци­аль­ную струк­ту­ру со­вре­мен­но­го об­ще­ства. Какие ме­то­ды, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, могут ими при­ме­нять­ся?

1) мо­де­ли­ро­ва­ние про­цес­сов со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ской не­устой­чи­во­сти

2) вы­дви­же­ние и про­вер­ка ги­по­тез о на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки по смяг­че­нию не­ра­вен­ства до­хо­дов

3) сбор ста­ти­сти­че­ских дан­ных путём ан­ке­ти­ро­ва­ния

4) раз­ра­бот­ка и ре­а­ли­за­ция ком­плек­са мер го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих семей

5) опи­са­ние слу­ча­ев со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции на­се­ле­ния

6) оцен­ка фак­тов со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния об­ще­ства с по­зи­ций иде­а­лов ра­вен­ства и спра­вед­ли­во­сти

 

Иван по­ста­вил перед собой цель по­сту­пить в ин­сти­тут на ар­хи­тек­тур­ный фа­куль­тет. Он за­ни­ма­ет­ся в ху­до­же­ствен­ной сту­дии, создаёт соб­ствен­ные не­боль­шие ра­бо­ты, участ­ву­ет в раз­лич­ных вы­став­ках. Много вни­ма­ния Иван уде­ля­ет изу­че­нию ма­те­ма­ти­ки, увле­ка­ет­ся чер­че­ни­ем.

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке при­ме­ры средств, ис­поль­зу­е­мых для до­сти­же­ния по­став­лен­ной Ива­ном цели, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) по­ступ­ле­ние в ин­сти­тут

2) за­ня­тия в ху­до­же­ствен­ной сту­дии

3) изу­че­ние ма­те­ма­ти­ки

4) по­лу­че­ние про­фес­сии ар­хи­тек­то­ра

5) опыт со­зда­ния соб­ствен­ных работ

6) выбор про­фес­сии

 

Те­ле­ка­нал транс­ли­ро­вал те­ле­се­ри­ал о буд­нях го­род­ской боль­ни­цы. Что поз­во­ля­ет от­не­сти этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям мас­со­вой куль­ту­ры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные эле­мен­ты от­ве­та.

1) СМИ пред­ста­ви­ли те­ле­се­ри­ал как удач­ный ком­мер­че­ский про­ект.

2) Ав­то­ры ис­поль­зу­ют на­род­ную му­зы­ку и эпи­че­ские сю­же­ты.

3) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей те­ле­се­ри­а­ла было соб­ствен­ное са­мо­вы­ра­же­ние.

4) Те­ле­се­ри­ал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

5) Те­ле­се­ри­ал ин­те­ре­сен кругу зна­то­ков.

6) По­ни­ма­ние те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки.

 

Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра — одна из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих тео­рем Ев­кли­до­вой гео­мет­рии, уста­нав­ли­ва­ю­щая со­от­но­ше­ние между сто­ро­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка. По каким ос­но­ва­ни­ям её можно счи­тать на­уч­ным зна­ни­ем? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Её от­кры­тие про­изо­шло на ос­но­ве на­блю­де­ний.

2) Её ис­тин­ность была уста­нов­ле­на путём обоб­ще­ния на­род­ной муд­ро­сти.

3) Для её опи­са­ния ис­поль­зо­ван метод тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния.

4) Она из­ло­же­на спе­ци­аль­ным язы­ком ма­те­ма­ти­ки.

5) Она слож­на для са­мо­сто­я­тель­но­го изу­че­ния.

6) Для под­твер­жде­ния её ис­тин­но­сти пред­ло­же­но до­ка­за­тель­ство, опи­ра­ю­ще­е­ся на опыт­но уста­нов­лен­ные дан­ные.

 

Уче­ник вы­пол­нял про­ект по био­ло­гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды по­зна­ния? Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка дан­ные ме­то­ды по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) раз­ра­бо­тал мо­дель эко­си­сте­мы

2) про­во­дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло­ви­ях

3) изу­чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис­сле­до­ва­ния

4) ис­поль­зо­вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы­тов

5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги­по­те­зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние

6) опи­сал ряд слу­ча­ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли­те­ра­ту­ре

 

Уче­ные-ме­ди­ки про­ве­ли ряд ис­сле­до­ва­ний и нашли сред­ства борь­бы с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми здо­ро­вья людей — раз­лич­ны­ми ви­ру­са­ми и бо­лез­не­твор­ны­ми бак­те­ри­я­ми, вы­зы­ва­ю­щи­ми ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния. Эти сред­ства вошли в прак­ти­ку ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней. Какие функ­ции науки про­ил­лю­стри­ро­ва­ны этим при­ме­ром? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская

2) со­ци­аль­ная

3) по­зна­ва­тель­ная

4) про­из­во­ди­тель­ной силы

5) про­гно­сти­че­ская

6) гно­сео­ло­ги­че­ская

 

Ва­си­лий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся ри­со­ва­ни­ем, шах­ма­та­ми, спор­тив­ны­ми иг­ра­ми. Иными сло­ва­ми, поле его де­я­тель­но­сти ши­ро­ко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру де­я­тель­но­сти? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) на­вы­ки

2) мо­ти­вы

3) цель

4) спо­соб­но­сти

5) ре­зуль­та­ты

6) зна­ния

 

Стар­ше­класс­ни­ки рас­смат­ри­ва­ли про­бле­му об­ще­ствен­но­го про­грес­са. На уроке воз­ник спор о его кри­те­ри­ях и про­яв­ле­ни­ях. Какие яв­ле­ния и факты слу­жат про­яв­ле­ни­я­ми об­ще­ствен­но­го про­грес­са? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­вер­шен­ство­ва­ние тех­ни­ки

2) куль­тур­ная уни­фи­ка­ция

3) рост вли­я­ния транс­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­ций

4) по­вы­ше­ние уров­ня об­ра­зо­ван­но­сти на­се­ле­ния

5) рас­ши­ре­ние рынка ре­кла­мы

6) рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни людей

 

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)большое число последователей во всем мире

2)основа религиозной жизни отдельных наций

3)проповедуют равенство всех людей

4)стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5)вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6)носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

 

Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Её открытие произошло на основе наблюдений.

2)Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

3)Для её описания использован метод теоретического объяснения.

4)Она изложена специальным языком математики.

5)Она сложна для самостоятельного изучения.

6)Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

 

Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4. Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

5. Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

 

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.

2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.

5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практикоориентированное знание.

 

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта.

3. Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.

4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

 

Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей

 

Текст

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты,правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает,что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Необусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведениечеловека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтаннымбессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически немог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивидаи общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детейджунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми,свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоитьупорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства ксуществованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Онисследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией»)и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительноподавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные.Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которыхони удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы недолжны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культурыуправлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма.

Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже

если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел

знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способземледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированиюнекоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропическихджунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного временивозделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго

получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничиваетвлияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждениятаких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступкиполучили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничествомежду людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,обеспечения жильём и осуществления других важных видов деятельности.

(Н. Смелзер)

21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется

положение о «репрессивном» характере культуры?

22. Какие факторы, по мнению автора, ограничивают воздействие культуры на

поведение человека (укажите любые три фактора)?

23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты

общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того,

какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из

этих результатов.

24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснениявысказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были быполностью дезориентированы.

 

Текст 2.

Массовая культура… отвлекает людей от реальной жизни, питает ихвымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон.Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовойкультуры и внести коррективы в её практику. Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами:

избитые слова, трафаретные сцены… бесконечно много убийств и насилия.Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее… Человек сталпоживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовойкультуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можнодирижировать модой, досугом и поведением людей.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другаятенденция… Исследователи также отмечают, что массовая культуравыполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическуюфункцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падаютсегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься отреальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культураоказывается незаменимой.

В условиях традиционного общества поведение человекарегулировалось в основном действием стихийных экономических сил итрадиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов,которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека… В современном обществе возникаетпотребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознаниеначинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке,

принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись безразвёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобыдобиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальныхреакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе

социальной структуры.

 

21. В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовойкультуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите

любые четыре негативных последствия.)

22. Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

23. Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт,

укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии

сознания».

24. Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора

способствуют расширению влияния массовой культуры в современномобществе.

25. Культура. 1-е предложение о формах культуры; 2-е охарактеризовать одну из форм.

25. Наука. 1-е предложение о двух уровнях научного знания, 2-е охарактеризовать один из уровней.

28. Наука и ее значение для общества.

29. «Развитие общества – прогрессивный процесс,включающий в себя многообразие культур иисторических эпох». (И. Гердер)

«Проявлением недостатков социализации являетсяотклоняющееся (девиантное) поведение».(С.С. Алексеев)

«Человек всегда был и будет самымлюбопытнейшим явлением для человека».

(В.Г. Белинский)





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.