Рационально-логическое познание выступает в качестве высшего этапа процесса познания человеком окружающего мира. Для него характерно Наука является 1) единственной формой познания 2) социальной стратой 3) совокупностью жизненных ценностей 4) особой системой знания В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит 1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2) теоретическое обобщение результатов наблюдений 3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы 4) построение предположений, основанных на опыте Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания 1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения 1) экономики 2) социологии 3) политологии 4) правоведения Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм? 1) этика 2) лингвистика 3) литературоведение 4) эстетика Комплекс понятий «прекрасное», «безобразное», «образ», «вдохновение» характерен для 1) науки 2) искусства 3) образования 4) морали Из перечисленного ниже научными знаниями являются 1) данные расписания движения электропоездов 2) правила пожарной безопасности 3) нормы международного гуманитарного права 4) законы термодинамики Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции? 1) повседневный опыт 2) теоретические знания 3) народная мудрость 4) художественный образ Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при характеристике познания 1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения, выработанных жизнью многих поколений? 1) повседневный опыт 2) теоретические знания 3) народная мудрость 4) художественный образ К мировым религиям относится 1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство Что отличает познавательную деятельность? 1) получение практически полезного результата 2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека 3) необходимость совместных действий с другими людьми 4) направленность на получение новой информации Рационально-логическое познание выступает в качестве высшего этапа процесса познания человеком окружающего мира. Для него характерно 1) постижение на основе ощущений некоторых внешних признаков и свойств предметов и явлений 2) формирование представлений о сходных и различных внешних признаках предметов и явлений 3) проникновение в суть познаваемых предметов и явлений, установление общих закономерностей их развития 4) восприятие целостного внешнего облика предмета объективного мира и его удержание в памяти Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». 1. гипотеза 2. эксперимент 3. доказательность 4. рациональность 5. чувственность 6. теория 7. концепции 8. субъективность Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) архитектура | 2) живопись | 3) театр | 4) кино | 5) мораль | 6) религия | 7) музыка | | Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) биологические | 2) физиологические | 3) социальные | 4) органические | 5) естественные | 6) эстетические | Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) образность | 2) эмоциональность | 3) фантазия | 4) обоснованность | 5) субъективность | 6) гипотеза | Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) ощущение | 2) восприятие | 3) гипотеза | 4) представление | 5) практика | 6) суждение | 7) понятие | | Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) гипотеза | 2) эксперимент | 3) доказательность | 4) рациональность | 5) чувственность | 6) теория | 7) концепции | 8) субъективность | Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) научные истины | 2) народная мудрость | 3) мифология | 4) гипотеза | 5) заблуждение | 6) эксперимент | Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) творчество | 2) образность | 3) системность | 4) обоснованность | 5) эмоциональность | 6) доказательность | Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) наглядность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) образность; 4) объективность; 5) эмоциональность восприятия; 6) доказательность Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Святого Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) мировоззренческая 2) компенсаторная 3) коммуникативная 4) эстетическая 5) хозяйственная Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых? 1) версия опровергала положения, принятые в науке 2) выводы членов клуба не имели логических обоснований 3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения 4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств 5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба 6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод? 1) самовыражение и свобода творчества авторов 2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем 3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. 4) высокая степень обобщения коллективного опыта 5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке 6) ориентация музыки на широкую аудиторию Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? 1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости 2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов 3) сбор статистических данных путём анкетирования 4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей 5) описание случаев социальной дифференциации населения 6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) поступление в институт 2) занятия в художественной студии 3) изучение математики 4) получение профессии архитектора 5) опыт создания собственных работ 6) выбор профессии Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа. 1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект. 2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты. 3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение. 4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус. 5) Телесериал интересен кругу знатоков. 6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки. Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Её открытие произошло на основе наблюдений. 2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости. 3) Для её описания использован метод теоретического объяснения. 4) Она изложена специальным языком математики. 5) Она сложна для самостоятельного изучения. 6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) разработал модель экосистемы 2) проводил наблюдения в полевых условиях 3) изучил литературу по проблеме исследования 4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов 5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение 6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) мировоззренческая 2) социальная 3) познавательная 4) производительной силы 5) прогностическая 6) гносеологическая Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) навыки 2) мотивы 3) цель 4) способности 5) результаты 6) знания Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) совершенствование техники 2) культурная унификация 3) рост влияния транснациональных корпораций 4) повышение уровня образованности населения 5) расширение рынка рекламы 6) рост продолжительности жизни людей Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1)большое число последователей во всем мире 2)основа религиозной жизни отдельных наций 3)проповедуют равенство всех людей 4)стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами 5)вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств 6)носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1)Её открытие произошло на основе наблюдений. 2)Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости. 3)Для её описания использован метод теоретического объяснения. 4)Она изложена специальным языком математики. 5)Она сложна для самостоятельного изучения. 6)Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе. 2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты. 3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество. 4. Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда. 5. Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений. 2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту. 3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью. 4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени. 5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практикоориентированное знание. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту. 2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта. 3. Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания. 4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания. 5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) авторство часто не определено 2) носит преимущественно коммерческий характер 3) не требует специальной подготовки для своего восприятия 4) появилась раньше других форм культуры 5) рассчитана на узкий круг ценителей Текст Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты,правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает,что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Необусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведениечеловека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтаннымбессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически немог бы сформироваться опыт». О том, насколько важна культура для функционирования индивидаи общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детейджунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми,свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоитьупорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства ксуществованию... Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Онисследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией»)и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительноподавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные.Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которыхони удовлетворяются... Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы недолжны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культурыуправлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг... Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способземледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированиюнекоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропическихджунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного временивозделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничиваетвлияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждениятаких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступкиполучили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничествомежду людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,обеспечения жильём и осуществления других важных видов деятельности. (Н. Смелзер) 21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры? 22. Какие факторы, по мнению автора, ограничивают воздействие культуры на поведение человека (укажите любые три фактора)? 23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов. 24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснениявысказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были быполностью дезориентированы. Текст 2. Массовая культура… отвлекает людей от реальной жизни, питает ихвымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон.Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовойкультуры и внести коррективы в её практику. Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены… бесконечно много убийств и насилия.Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее… Человек сталпоживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовойкультуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можнодирижировать модой, досугом и поведением людей. Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другаятенденция… Исследователи также отмечают, что массовая культуравыполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическуюфункцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падаютсегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься отреальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культураоказывается незаменимой. В условиях традиционного общества поведение человекарегулировалось в основном действием стихийных экономических сил итрадиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов,которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека… В современном обществе возникаетпотребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознаниеначинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись безразвёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобыдобиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальныхреакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры. 21. В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовойкультуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.) 22. Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Содержание верного ответа и указания по оцениванию 23. Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания». 24. Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современномобществе. 25. Культура. 1-е предложение о формах культуры; 2-е охарактеризовать одну из форм. 25. Наука. 1-е предложение о двух уровнях научного знания, 2-е охарактеризовать один из уровней. 28. Наука и ее значение для общества. 29. «Развитие общества – прогрессивный процесс,включающий в себя многообразие культур иисторических эпох». (И. Гердер) «Проявлением недостатков социализации являетсяотклоняющееся (девиантное) поведение».(С.С. Алексеев) «Человек всегда был и будет самымлюбопытнейшим явлением для человека». (В.Г. Белинский) |