МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ И СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ И НАПИСАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. Общие данные об учащемся, условиях его воспитания и развития. Фамилия, имя, возраст. Общее физическое развитие и состояние здоровья. Темперамент, важнейшие черты характера, реакция на внешние воздействия. Влияние семейного воспитания и взаимоотношений с родителями на личностное формирование школьника, его поведение и отношение к различным сторонам педагогического воздействия школы. Общая оценка потенциальных возможностей учащегося, оказывающих влияние на его личностное становление и, в частности, на его обучаемость, воспитуемость и саморазвитие. П. Направленность личности учащегося. Важнейшие особенности потребностно-мотивационной сферы учащегося. Преобладающие интересы, склонности, виды деятельности. Характер общественных и личных устремлений школьника, проявляющихся в коллективной и индивидуальной деятельности, их широта, осознанность, глубина, а также влияние на взаимоотношения с одноклассниками. Роль направленности личности учащегося в его психическом, нравственном и художественно-зстетическом развитии. Используемые учащимся способы самоутверждения в коллективе. Ш. Самооценка и уровень притязаний учащегося. Стремление учащегося к самооценке своих действий, поступков и личностных качеств, Способность к обдуманности поведения и его постоянному самоанализу. Проявление притязаний учащегося на личное достоинство и их влияние на самооценку своих качеств и поведения. Уровень требовательности к себе или ее отсутствие. Соотношение самооценки и уровня притязаний учащегося, их адекватность (соответствие) реальному положению школьника в коллективе и фактическому личностному развитию. Влияние самооценки и уровня притязаний учащегося на различные стороны его деятельности, па побуждение к самовоспитанию я саморазвитию. IV. Содержание и характер деятельности учащегося. Учебно-познавательная деятельность. Общая качественная оценка успеваемости учащегося ко времени написания характеристики. Важнейшие факторы, которые обусловливают уровень этой успеваемости. Влияние условий семейного воспитания и качества учебно-познавательной деятельности школьника в предшествующих классах на характер его учебной работы и обучаемости в данном классе. Проявление направленности личности, ее самооценки и притязаний в характере учебно-познавательной деятельности. Преобладающие учебно-познавательные интересы или их отсутствие. Интеллектуальное развитие, культура речи, начитанность, проявление способностей и творческих задатков в учебной деятельности. Уровень сформированности учебных умений и навыков. Психические свойства учащегося, оказывающие влияние на его учебную деятельность. Прилежание, проявление волевых усилий, произвольность внимания, развитость мышления, воображения, памяти, способность каналитико-синтетической деятельности и т.д. Уровень развитости или неразвитости отдельных из этих свойств и качеств. Культура организации учебно-познавательной деятельности, использование ее рациональных методов и приемов. Режим дня. Регулярность и самостоятельность выполнения домашних заданий. Соблюдение правил домашней учебной работы. Предложения по совершенствованию учебно-познавательной деятельности учащегося, вытекающие из данного анализа. Другие виды деятельности. Участие школьника в общественно полезной деятельности, производительном труде, художественно-эстетической, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Степень активности в указанных видах деятельности и ее влияние на гражданское, патриотическое, нравственное и художественно-эстетическое формирование. Участие в кружковой работе и других формах внеклассной деятельности. Развитие инициативы, активности, творческих способностей и задатков в системе внеурочной деятельности. Положительные стороны и недочеты в работе школьника во внеурочное время и предложения по ее более эффективному использованию в целях воспитания. V. Общение и особенности межличностных отношений учащегося в классе. Уровень развития коллектива класса и характер межличностного общения учащихся. Контакты и общение школьника в классе и их влияние на его поведение, деятельность и развитие. Участие и роль школьника в функционировании «малых групп» при их наличии в классе. Психологическое самочувствие учащегося в коллективе. Зависимость интеллектуального и эмоционально-нравственного развития учащегося от общения и контактов со сверстниками. Общение с классным руководителем и учителями, его характер и влияние на положение в классе. VI. Основные выводы и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательной работы с учащимся по закреплению его положительных свойств и качеств, преодолению имеющихся недочетов и более эффективному личностному развитию. Рекомендации: - классному руководителю; - учителям-предметникам; - администрации школы; - родителям; - социальной психолого-педагогической службе. . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ И СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. В процессе психолого-педагогического изучения учащегося студенту необходимо использовать весь комплекс диагностических методов и приемов выявления особенностей его поведения, и деятельности, а также уровня развития и воспитанности (повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащегося в процессе учебных занятий и внеурочной работы; изучение школьной документации и продуктов деятельности школьника; индивидуальные диагностические беседы с учащимися; метод компетентных оценок; рейтинг, анкетирование и др.). 2. При характеристике особенностей деятельности и поведения учащихся необходимо не только опираться на тот фактический материал, который накоплен в процессе педагогической практики, но и указывать те конкретныеметоды, с помощью которых он добывался. 3. Все особенности развития и воспитания учащихся следует аргументировать конкретным материалом, который накапливался в процессе практики и который зафиксирован в дневнике студента. Без наличия такого фактического материала характеристика не может быть признана состоятельной. Вот почему, при проверке характеристик необходимо сопоставлять их содержание с дневниковыми записями студентов по изучению учащегося. 4. В характеристике следует отражать ту учебно-воспитательную работу с учащимися, которую осуществлял практикант, а также результаты его усилий в этом направлены. 5. Характеристика должна быть написана за 3-4 дня до окончания практики, просмотрена и завизирована классным руководителем и сдана для проверки преподавателю кафедры общей или социально-педагогической психологии. 6. Психолого-педагогическая характеристика пишется в отдельной тетради или на листах формата А4. Титульный лист оформляется следующим образом: «Психолого-педагогическая характеристика учащегося или учащихся (указывается фамилия и имя и/или класс, школа)». Ниже: «Характеристику составил студент (факультета, отделения, курса, группы, фамилия, имя, отчество)». |