Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов. Важное направление в изучении и инновационных процессов — выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению. Их разделяют на четыре группы (табл. 10). Учет рассмотренных факторов позволяет более целенаправленно управлять инновационными процессами в различных сферах их реализации [64. — С. 45 — 47]. Для решения задачи интенсификации инновационных процессов необходимо развивать комплексные, в том числе социологические исследования проблемы нововведений. Блок-схемы параметров таких исследований, как правило, включает такие элементы: 1) характеристики новшества (тип, конкретное содержание, потенциал, социокультурная и организационная адаптированность и др.); Т а б л и ц а 10. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов Факторы, препятствующие инновационной деятельности | Факторы, способствующие инновационной деятельности | Экономические, технологические факторы | Недостаток средств для финансирования инновационных проектов; слабость материально- и на- учно-технической базы, устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей; доминирование интересов текущего производства | Наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий; наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; материальное поощрение за инновационную деятельность | Нормативно-правовые факторы | Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства | Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность; государственная поддержка инноваций | Организационно-управленческие факторы | Устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации; ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорга- низационных взаимодействий; жестокость в планировании; ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов | Гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп | Социально-психологические, культурные факторы | Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций | Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда; нормальный психологический климат в трудовом коллективе | 2) организации-участницы (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновативность внутриорганизацион- ных и межорганизационных структур и процессов и т.п.); 3) среда нововведения (характеристики экономических отношений, организация и стратегия управления нововведением в соответствующей отрасли общественного производства и т.п.); 4) динамика нововведения (параметры, характеризующие стадии инновационного процесса и жизненного цикла новшества); 5) результаты нововведения (его завершенность и эффективность) [160. — С. 559]. Внедрение социальных инноваций.В силу сложности и комплексности процесса внедрения социальных инноваций, наличия большого количества заинтересованных сторон, высокого риска этого процесса возникает необходимость создания специализированных структур, задача которых — объединение усилий и ресурсов участников взаимодействия для достижения взаимовыгодных целей. В числе этих структур — технологически активные комплексы с интегрированной структурой организации, специализированные фирмы, научно-исследовательские центры, различные поддерживающие структуры. Данные комплексы должны быть направлены на обеспечение устойчивой взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструктуры, иметь развитые сети неформального обмена информацией для формирования каналов внедрения социальных технологий. Как показывает практика, одной из распространенных форм организации инновационных процессов в настоящее время выступают бизнес-инкубаторы, или инкубаторы технологий. Они представляют собой элементы инновационной инфраструктуры, комплексы, предоставляющие разносторонние услуги различным инновационным площадкам, находящимся на стадии создания и становления. Эти услуги могут быть консультативными, информационными, включать предоставление в аренду оборудования, помещений и др. «Инкубационный период» для фирмы-клиента длится обычно 2 — 3 года, после чего она начинает самостоятельную деятельность. На сегодня в мире существует и функционирует свыше 2000 бизнес-инкубаторов. Их деятельность позволяет ускорять реализацию инновационных проектов, способствует распространению передовых технологий, повышению конкурентоспособности действующих компаний, обеспечению занятости населения, развитию отстающих секторов экономики в регионах, повышению деловой культуры и этики предпринимательства и др. [183. — С. 196]. Обеспечение потребностей населения в социальном обслуживании путем привлечения к этому процессу некоммерческих организаций, деятельность которых основана на использовании передовых социальных технологий, может быть достигнуто путем создания особого инновационного комплекса — «социопарка». «Социопарк» — это специализированная организационная структура, цели которой — разработка и внедрение в социальную практику региона социальных технологий с использованием ресурсов и возможностей образовательной деятельности. Участниками «социопарка» могут стать такие организации, как социальный или научно-исследовательский фонд; научно-исследовательский центр; вуз социального профиля; государственное учреждение или организация; одна или группа некоммерческих организаций; одна или группа коммерческих организаций (рис. 10). Основная деятельность «социопарка» — организация процесса трансформации социально-психологических знаний посредством разработки и внедрения передовых социальных технологий в практику деятельности социальной сферы. В числе ведущих направлений работы «социопарка»: - поиск и формализация перспективных социальных технологий, инновационных и востребованных в социальной сфере методов, методик и направлений работы; - поиск инициаторов или создание рабочих групп по разработке, проектированию и внедрению социальных технологий, стимулирование создания автономных проектных социальных организаций; - организационная, экспертная, финансовая и материально-техническая поддержка разработки и внедрения социальных технологий по средствам социальных проектов; - поиск источников финансирования разработки и внедрения социальных технологий, развития инфраструктуры «социопарка»; - координация деятельности различных субъектов внедрения социальной технологии и контроль этой деятельности; - оказание научно-методической помощи специалистам, занимающимся внедренческой деятельностью; - организация информационного обслуживания процесса внедрения социальной технологии;  - диагностика результатов внедрения социальной технологии и анализ процесса технологизации; - распространение социальных технологий (поиск организаций, заинтересованных во внедрении социальных технологий); - организация информационного обслуживания процесса внедрения социальной технологии, создание базы данных проектных идей, потенциальных и реальных разработчиков, менеджеров проектных работ и заинтересованных организаций; - организация обучения и повышения квалификации инициаторов и менеджеров социальных проектов. Результатами успешного функционирования «социопарка» могут быть: - развитая в рамках комплекса организационная, информационная и материально-техническая инфраструктура, направленная на создание и внедрение социальных технологий, а также на поддержание и развитие социальных организаций; - реализация большого количества социальных проектов, создание эффективных и инновационных автономных некоммерческих организаций; - создание региональной «технологической платформы социальной сферы». Основным результатом деятельности «социопарка» по разработке социальных инноваций должны стать социальные проекты, различающиеся по масштабности объектов проектирования. Различные формы поддержки на этапах разработки и внедрения социальных проектов будут определять перспективные направления деятельности «социопарка» [126]. Проверка эффективности социальных инноваций.Потребность в проверке эффективности социальных инноваций объективно обусловлена следующими причинами. 1. Вследствие сложности разработки социальных инноваций весьма затруднительно обеспечить их кардинальность и завершенность. Кроме того, имеются различные ограничения, связанные с дефицитом практического опыта у субъектов их внедрения. Проверка их эффективности помогает определить наиболее слабые звенья нововведения и наметить способы дальнейшего совершенствования. 2. Не всегда полностью ясны возможные последствия от внедрения социальных инноваций, как правило, они используются в пределах социального пространства значительных масштабов. 3. Проверка эффективности социальных инноваций дает возможность дополнить или даже исправить социальный проект с учетом специфики конкретных социальных условий. В качестве позитивного результата внедрения могут рассматриваться: прогрессивные социальные изменения (например, гуманизация социальной среды, расширение качества социального обслуживания и т.д.). Внедрение социальных инноваций может привести и к негативным последствиям. Как показывает практика, негативные последствия носят временный, сопутствующий характер и свойственные первоначальному этапу внедрения. В процессе проверки эффективности и результативности социальных инноваций решают следующие важные задачи: - определяется позитивный эффект от внедрения; - выясняются деструктивные последствия для социума от внедрения нововведения; - оцениваются возможные скрытые негативные последствия, которые могут появиться в будущем; - определяются интегральный эффект от внедрения социальной технологии. Процедура проверки эффективности социальных инноваций включает в себя следующие методы: 1) методы мысленного моделирования и экспериментирования, состоящие в оперировании мысленными моделями нововведений и социальной среды, а также их взаимодействием и взаимовлиянием друг на друга; 2) экспертные методы, предполагающие привлечение к оценке эффективности социальных нововведений высококвалифицированных специалистов в качестве экспертов; 3) методы натурного социального экспериментирования, ориентированные на проверку социальных нововведений в реальных социальных условиях посредством организации экспериментального функционирования социального новшества; 4) методы прогнозирования перспектив социальной инновации. Существование социальных нововведений динамично и ситуативно вследствие постоянного, а во многих случаях и непредсказуемого взаимодействия с социальной средой. Поэтому нужно постоянно наблюдать за системой взаимодействия «нововведение-среда», а также корректировать связи в ней. Эффективным инструментом систематического отслеживания состояния указанной системы в целях оценки, контроля, прогноза и корректировки является система мониторинга, который дает возможность своевременно вносить коррективы в социальные инновации и технологии, отказываться от устаревших и вводить более новые [160. - С. 374]. Государственное регулирование инновационных процессов в социальной сфере.Мировой опыт поддержки инноваций в социальной сфере показывает необходимость государственного регулирования инновационного процесса. Нужна продуманная государственная политика содействия инновациям в социальной сфере [33]. Инновационная политика представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью ускорения социального развития страны. Она определяет цели и приоритеты инновационной стратегии и механизмы ее реализации органами государственной власти Российской Федерации. Основными методами реализации инновационной политики государства выступают: - формирование институционных и нормативно-законодательных условий для положительных изменений в инновационной сфере; - государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологическое производство и социальную сферу, что предполагает создание новых социальных форм работы, новые методы обслуживания, появление новых институтов защиты населения; - совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных условиях сохраняется необходимость в государственном регулировании инновационной деятельности в социальной сфере не только на федеральном, но и на региональном уровне. При этом органы власти субъектов Федерации наделены широкими полномочиями в области формирования и реализации самостоятельной региональной научно-технической и инновационной политики. Основные задачи этой политики — формирование норматив- но-правовой и нормативно-методической базы инновационной деятельности и политики, создание рыночно ориентированной инфраструктуры и других условий для активизации научных поисков, формирование территориального заказа на инновационную продукцию, стимулирование творческой деятельности, обеспечение полноценной информации о научно-техническом потенциале региона и его использовании. Источники финансирования инновационной деятельности могут быть внутренними (внуреннее финансирование) и внешними (внешнее финансирование). К внутренним источникам финансирования относят: часть прибыли организации, предприятия, часть амортизационных отчислений, акционерный капитал. Внешнее финансирование предполагает привлечение средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Кредитование организаций, предприятий осуществляется на основе принципов возвратности, срочности, целевого характера, материальной обеспеченности. Эффективной формой финансирования вложений на приобретение основных средств для инновационной деятельности служит лизинг. Лизинг (англ. leasing — аренда) предоставляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и дающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучатель), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. Различают финансовый и оперативный лизинг [183. — С. 193]. К основным способам финансовой поддержки инновационной деятельности в регионах относят: - полное или частичное финансирование на конкурсной основе программ и проектов за счет средств бюджета региона; - выдачу на конкурсной основе грантов научным работникам и организациям; - предоставление бюджетных ссуд на реализацию программ и проектов; - проведение региональных конкурсов и рекламы проектов; - разработку и введение нормативно-правовых документов, способствующих развитию инновационной деятельности в регионе. Регионы существенно различаются по уровню инновационного потенциала, т. е. по совокупности трудовых, материальных, финансовых и инновационных ресурсов; по масштабам и степени во всех странах. Она стала мощным инструментом влияния государства на бизнес. Анализ характера бизнес-структур позволяет определить финансовые средства, вкладываемые в инновационные разработки как особого рода социальные инвестиции. Социальное инвестирование представляет собой процесс воздействия субъекта социального инвестирования (бизнес-структуры) на его объект (в роли которого выступают элементы социальной среды) в целях удовлетворения трех сторон: государства, субъектов предпринимательства и общества (населения) [23. — С. 274]. Органы государственной власти могут влиять на развитие социального инвестирования бизнес-сообщества в инновационной сфере следующими способами: - налоговыми; - административными (изменение законодательства); - надзорными (осуществление контроля соблюдения общественных интересов); - финансовыми (реализация совместных социальных программ). В целях улучшения инвестиционного климата требуется дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства по следующим ключевым направлениям: - минимизация административных рисков бизнеса; - инвестирование средств в создание сети центров коллективного пользования научным оборудованием (бизнес-инкубаторы, технопарки и т.п.); - разработка программ прямого партнерства государственного и частного секторов с целью создания рынка идей для исследовательских проектов [23; 36].актуальности решения текущих проблем, а также по уровню эффективности организации самого процесса государственного управления сферой науки и техники [183]. В настоящее время государственная инновационная политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики, направленной на развитие инновационной деятельности, повышение качества и уровня жизни людей. Один из важнейших факторов социально-экономического развития страны — взаимодействие различных социальных групп населения через их привлечение к инновационному процессу, направленное на повышение уровня жизни населения. Особое значение имеет разработка экологических инноваций, которые наряду с социальным эффектом имеют неоспоримые конкурентные преимущества. Инновации часто требуют решений, одновременно поддерживающих экономический процесс, защиту окружающей среды и развития социальной инфраструктуры. Именно такие инновации являются остро востребованными. Усиливается социальная ответственность всех субъектов хозяйственной деятельности за повышение качества жизни населения. Как известно, теория социальной ответственности появилась в 50 —60-е гг. XX в. в США и сегодня востребована практически |