Диагностика развития универсальных учебных действий учащихся 4 класса на основе предметных знаний Диагностика развития универсальных учебных действий Учащихся 4-х классов на основе предметных знаний По русскому языку и литературному чтению Информационные умения Умение определять тему и главную мысль. Задание 1. Прочитай текст. Задание 2. Выбери заголовок, отражающий тему. Поставь √ в нужную строку. Задание 3. Выбери среди данных утверждений то, которое отражает главную мысль текста. Ключ. 1 вариант.Дуб на горе. Родная земля, родина даёт силу в трудных ситуациях. Ключ. 2 вариант. Новогодняя ёлка. Ёлка – необыкновенное, особенное дерево. Критерии оценивания 2 балла – определены тема и главная мысль 1 балл – определены тема или главная мысль 0 баллов – задание не выполнено Умение структурировать текст. Задание. Прочитай текст задания 1. Восстанови план к тексту. Расставь номера пунктов плана таким образом, чтобы они совпали с содержанием этого текста. План 1 вариант 3. __ Грянула гроза. Удивление ветра Разговор ветра с дубом. Стоял дуб. Налетел ветер. 2 вариант. 3.__ Указ Петра 1. Лка – дух леса. Обряд почитания. Желанный гость. Весёлый праздник. Критерии оценивания 2 балла - выполнено всё верно. 1 балл – 1 ошибка 0 баллов –2 и более ошибок Умение осуществлять перевод текста из словесной формы в опорную схему. Задание.Прочитай текст. Дополни схему по теме ……. Критерии оценивания 2 балла - выполнено всё верно, вписаны все 5 понятий с вопросами 1 балл – не вписано одно понятие или вопросы 0 баллов – не вписано одно понятие и вопросы 1.4.. Умение письменно формулировать вопрос Задание. Перечитай текст. По тексту составь три вопроса. Используй разные вопросы: Что? Где? Почему? Как? Когда? Критерии оценивания Составил 3 вопроса - 2 балла Составил 1-2 вопроса – 1 балл Не составил вопросы – 0 баллов Коммуникативные умения Умение аргументировать свою позицию Задание. Прочитай два стихотворения. Какое из них ты посоветуешь прочитать своему другу? Приведи не менее 3 аргументов. Критерии оценивания 2 балла – приведено 3 аргумента. 1 балл – приведено 2 аргумента. 0 баллов – приведён 1 аргумент. 2.2. Умение формулировать и задавать вопросы. Задание. Представьте себе ситуацию. Учитель предложила ………. вашему классу. Подумайте и сформулируйте, какие вопросы ребята могли бы задать учителю, чтобы определиться, куда пойти. Два вопроса должны начинаться с вопросительных слов Что? Где? Когда? и два вопроса со слов Почему? Зачем? Как? Выберите два удобных вам вопросительных слова в каждом случае. Критерии оценивания 2 балла – задано 4 вопроса 1 балл – задано 2-3 вопроса 0 баллов – задан 1 вопрос. Организационные умения Умение работать по алгоритму. Задание. Прочитай предложение. Определи число имен прилагательных, запиши окончания, пользуясь предложенным алгоритмом в левом столбце таблицы. 1 вариант | быстр…. | весёл…. | уютн…. | Найди существительное, к которому относится прилагательное | ласточки | ласточки | гнездо | Определи число имени существительного | мн. ч. | мн. ч. | Ед.ч. | Запиши число имени прилагательного, которое относится к этому существительному | мн. ч . | мн. ч . | Ед.ч | Запиши соответствующее окончание имени прилагательного | ые | ые | ое | 2 вариант | Умн….. | хлопотлив…. | удобн…. | 1. Найди существительное, к которому относится прилагательное | птицы | птицы | жильё | 2. Определи число имени существительного | мн. ч. | мн. ч. | Ед.ч | 3. Запиши число имени прилагательного, которое относится к этому существительному | мн. ч . | мн. ч . | Ед.ч. | 4. Запиши соответствующее окончание имени прилагательного | ые | ые | ое | Критерии оценивания Задания сделаны без ошибок – 2 балла. Верно выполнен алгоритм хотя бы в одном столбце таблицы –1 балл. Допущены ошибки в алгоритмах (задание не выполнено) - 0 баллов. Осуществление контроля своих действий. Задание. Запиши слова с выделенными буквами в таблицу в соответствии с видом орфограммы. Орфограммы | Слова (1 вариант) | Слова (2 вариант) | Проверяемая безударная гласная в корне | Дождливый, дорогим | Лесной, слетаются | Непроизносимая согласная | Радостно, чувствуете | Солнца, радостный | Парная согласная | Грязь, вокруг | Шубке, дуб | Критерии оценивания Верно распределены все слова - 2 балла Допущены 1-2 ошибки - 1 балл Допущено более 2 ошибок – 0 баллов 4. Учебно-логические умения. 4.1. Владение основными операциями мышления, применение их при оперировании объектами, понятиями и группами понятий (сравнение). Задание. Сравни два слова. Найди два сходства и два отличия по существенным признакам. 1 вариант ОБЪЯВИЛ | ДОЕХАЛА | сходства | Глаголы, слова с приставками, два суффикса, суффикс –л- прошедшего премени, гл ед. ч., | | отличия | Глагол муж.р., смысл | Глагол ж. р., смысл | Ъ знак между приставкой и корнем | Нет ъ между приставкой и корнем | Смысл – кто-то сделал объявление | Кто-то, что-то двигалось до цели | Приставка – об, заканчивается на согл | Приставка – до, заканчивается на глас. | 2 вариант ПРИБРЕЖНЫЙ | ПРИВЕТЛИВЫЙ | сходства | 1. имена прилагательные, окончания | 2. м.р, ед.ч. | отличия | 1. состав слова, с приставкой | Состав слова, без приставки | 2. смысл | смысл | Критерии оценивания (возможны варианты) 2 балла - выполнено верно: записаны по 2 существенных признака сходства и отличия – 1 балл - выполнено частично верно: предложены 2 существенных признака сходства и 1 отличие или наоборот 0 баллов – другие варианты ответов 4.2. Владение основными операциями мышления, применение их при оперировании объектами, понятиями и группами понятий (обобщение). 1 вариант Задание. Прочитай слова. К каждому ряду слов подбери и запиши обобщение. 1. Глагол, существительное, прилагательное, предлог – части речи. 2. Гора, пригорок, горец, горный - однокоренные слова. 3. Мягкие, звонкие, глухие, твёрдые – характеристика согласных звуков. 4. Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение – члены предложения. 5. Дочь, рожь, мышь, ночь – существительные женского рода 3 скл. 2 вариант 1. Гора, пригорок, горец, горный - однокоренные слова. 2. Мягкие, звонкие, глухие, твёрдые – характеристика согласных звуков. 3. Глагол, существительное, прилагательное, предлог – части речи. 4. Дочь, рожь, мышь, ночь – существительные женского рода 3 скл. 5. Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение – члены предложения. Критерии оценивания Выполнены верно 5 пунктов – 2 балла Выполнены верно 4-3 пункта – 1 балл Выполнен верно 2 и менее – 0 баллов 1 вариант Ф.И ___________________ Шк. _________ кл ___________Дата __________ Часть 1. 1.1. Задание 1. Прочитай текст. Стоял дуб на горе и никому не покорялся. Прилетел ветер и стал дуть изо всех сил. Налетал с разных сторон, старался согнуть. А дуб стоит и смеётся каждым листиком. Позвал ветер молнию. Поплыли чёрные тучи. Раскололось небо. Грянул гром. Блеснула молния. Запылала вершина дуба. А дождь залил огонь. Растёт дуб, даже крепче стал. Прилетел ветер к дубу и просит объяснить, почему с ним не совладать. - Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю-матушку держусь, - ответил дуб. Удивился ветер тому, что родная земля столько силы может дать и успокоился. (По Л. Жарикову) Задание 2. Выбери заголовок, отражающий тему. Поставь √ в нужную строку. ____ Дружба ветра и дуба. ____ Дуб на горе. ____ Дуб в грозу. Задание 3. Выбери среди данных утверждений то, которое отражает главную мысль текста. Поставь √ в нужную строку. ____ Гроза опасна для деревьев. ____ Дуб не сломлен, потому что есть корни. ____ Родная земля, родина даёт силу в трудных ситуациях. 1.2. Задание. Прочитай текст из задания 1. Восстанови план к тексту. Расставь номера пунктов плана таким образом, чтобы они совпали с содержанием этого текста. План __ Грянула гроза. __ Удивление ветра __ Разговор ветра с дубом. __ Стоял дуб. __ Налетел ветер. 1.3.Задание.Прочитай текст. Дополни схему по теме «Члены предложения». В предложении бывают главные и второстепенные члены предложения. Главные – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?. Сказуемое – что делать?, что сделать?. Второстепенные – дополнение, определение, обстоятельство. Дополнение отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного. Определение – какой? какая? какое? какие?. Обстоятельство – где? куда? откуда? когда? почему? каким образом? Члены предложения …………………… …………………………….. Подлежащее …………………. …………….. определение ……………... (какой?, какая?... ……………………….. 1.4. Задание. Перечитай текст задания 1. По тексту составь три вопроса и запиши их. Используй разные вопросы: Что? Где? Почему? Как? Когда? Что? ____________________________________________________________ _________________________________________________________________ Где? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Почему? _________________________________________________________ __________________________________________________________________ Когда ? __________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2.1. Задание. Прочитай два стихотворения. Какое из них ты посоветуешь прочитать своему другу? Приведи не менее 3 аргументов. 1. ***А. Татьяничева Ёжиком в рыжих хвоинках Катится горный ручей. Смеётся, лопочет, искрится. Но только вздохнут холода, Он сразу спешит превратиться В хрупкое деревце льда. | 2. *** С.Маршак Желаю вам цвести, расти Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. | 1.___________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________3. _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2.2. Задание. Представь ситуацию. Учитель предложила несколько экскурсий вашему классу. Подумай, какие вопросы ребята могли бы задать учителю, чтобы определиться, куда пойти. Два вопроса должны начинаться с вопросительных слов Что? Где? Когда? и два вопроса со слов Почему? Зачем? Как? Выбери два вопросительных слова в каждом случае. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Ф.И _________________________ Шк. _________ кл ___________Дата __________ 1 вариант. Часть 2. 3. 1 Задание. Прочитай предложение. Быстр…. весёл…. ласточки свили под крышей дома уютн…. гнездо. Определи число имен прилагательных, запиши окончания, пользуясь предложенным алгоритмом в левом столбце таблицы. | быстр…. | весёл…. | уютн…. | 1. Найди существительное, к которому относится прилагательное | ласточки | | | 2. Определи число имени существительного | мн. ч. | | | 3. Запиши число имени прилагательного, которое относится к этому существительному | мн. ч . | | | 4. Запиши соответствующее окончание имени прилагательного | ые | | | 3.2. Задание. Запиши слова с выделенными буквами в таблицу в соответствии с видом орфограммы. В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идёте по мокрому ковру листьев. Празднично и радостно вокруг вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике. (Д. Мамин-Сибиряк) Орфограммы | Слова | Проверяемая безударная гласная в корне | | Непроизносимая согласная | | Парная согласная | | 4.1.Задание. Сравни два слова. Найди два сходства и два отличия по существенным признакам. ОБЪЯВИЛ | ДОЕХАЛА | сходства | 1. | 2. | отличия | 1. | | 2. | | 4.2.Задание.Прочитай слова. К каждому ряду слов подбери и запиши обобщение. 1. Глагол, существительное, прилагательное, предлог - __________________________________________________________________ 2. Гора, пригорок, горец, горный - __________________________________________________________________ 3. Мягкие, звонкие, глухие, твёрдые -__________________________________________________________________ 4. Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение – __________________________________________________________________ 5. Дочь, рожь, мышь, ночь – __________________________________________________________________ 2 вариант Ф.И ___________________ Шк. _________ кл ___________Дата __________ Часть 1. 1.1. Задание 1. Прочитай текст. Давным-давно жили на земле люди. У них были свои обычаи, обряды. Они поклонялись вечнозелёному дереву – ёлке и считали, что в ней живёт дух леса, который заботится о всех растениях, оберегает зверей, охраняет птиц. На ветках ели развешивали украшения. Этот обряд почитания ёлки перешёл и к другим народам, позже он стал совершаться в канун Нового года. В морозный и снежный день 1 января 1700 года по указу Петра 1 дома Москвы впервые украсили зелёными ветками ёлок. В этот день в знак праздника палили из пушек, а вечером в тёмном небе вспыхивали разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, пели, поздравляли друг друга с Новым годом. С тех пор ёлка – желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь. Задание 2. Выбери заголовок, отражающий тему. Поставь √ в нужную строку. ____ Ёлка. ____ Пётр 1 и Новый год. ____ Новогодняя ёлка. Задание 3. Выбери среди данных утверждений то, которое отражает главную мысль текста. Поставь √ в нужную строку. ____ Ёлка – полезное дерево. ____ Ёлка – необыкновенное, особенное дерево. ____ Ёлка – хвойное дерево. 1.2. Задание. Прочитай текст из задания 1. Восстанови план к тексту. Расставь номера пунктов плана таким образом, чтобы они совпали с содержанием этого текста. План __ Указ Петра 1. __ Ёлка – дух леса. __ Обряд почитания. __ Желанный гость. __ Весёлый праздник. 1.3.Задание.Прочитай текст. Дополни схему по теме «Члены предложения». Глагол бывает совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее (что сделал?) и будущее (что сделает?). Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?) и будущее (что будет делать?) Глагол …………………… …………………………….. Прошедшее время …………………. …………….. настоящее время ……………... Что делает? 1.4. Задание. Перечитай текст задания 1. По тексту составь три вопроса и запиши их. Используй разные вопросы: Что? Где? Почему? Как? Когда? Что? ____________________________________________________________ _________________________________________________________________ Где? _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Почему? _________________________________________________________ __________________________________________________________________ Когда ? __________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2.1. Задание. Прочитай два стихотворения. Какое из них ты посоветуешь прочитать своему другу? Приведи не менее 3 аргументов. 1. ***А. Бондаренко Вот оно, начало лета! Сколько солнца, сколько света. На поляне у реки, Где порхают мотыльки, Жук играет на гармошке, Пляшут бабочки и мошки, А тяжелые шмели Гнут ромашки до земли. | 2. *** С. Погореловский Стать добрым волшебником - Ну-ка, попробуй. Тут хитрости Вовсе не нужно особой: Понять и исполнить Желанья другого – Одно удовольствие, Честное слово! | 1.___________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________3. _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2.2. Задание. Представь ситуацию. Учитель предложила вашему классу оформить библиотеку. Подумай, какие вопросы ребята могли бы задать учителю по созданию школьной библиотеки. Два вопроса должны начинаться с вопросительных слов Что? Где? Когда? и два вопроса со слов Почему? Зачем? Как? Выбери два вопросительных слова в каждом случае. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Ф.И _________________________ Шк. _________ кл ___________Дата __________ 2 вариант. Часть 2. 3. 1. Задание. Прочитай предложение. Умн…. , хлопотлив…. птицы ищут удоб…. жильё. Определи число имен прилагательных, запиши окончания, пользуясь предложенным алгоритмом в левом столбце таблицы. | Умн….. | хлопотлив…. | удобн…. | 1. Найди существительное, к которому относится прилагательное | птицы | | | 2. Определи число имени существительного | мн. ч. | | | 3. Запиши число имени прилагательного, которое относится к этому существительному | мн. ч . | | | 4. Запиши соответствующее окончание имени прилагательного | ые | | | 3.2. Задание. Запиши слова с выделенными буквами в таблицу в соответствии с видом орфограммы. Заиграл первый радостный луч солнца. К лесной опушке слетаются птицы, прибегают на полянку лесные зверьки. Вот белочка в рыжей шубке прыгнула на дуб. Орфограммы | Слова | Проверяемая безударная гласная в корне | | Непроизносимая согласная | | Парная согласная | | 4.1.Задание. Сравни два слова. Найди два сходства и два отличия по существенным признакам. ПРИБРЕЖНЫЙ | ПРИВЕТЛИВЫЙ | сходства | 1. | 2. | отличия | 1. | | 2. | | 4.2.Задание.Прочитай слова. К каждому ряду слов подбери и запиши обобщение. 1. Гора, пригорок, горец, горный -__________________________________________________________________ 2. Мягкие, звонкие, глухие, твёрдые - _________________________________________________________________ 3. Глагол, существительное, прилагательное, предлог __________________________________________________________________ 4. Дочь, рожь, мышь, ночь – __________________________________________________________________ 5. Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение –__________________________________________________________________ Диагностика развития универсальных учебных действий учащихся 4 класса на основе предметных знаний Исследование проводится в 4-х классах два раза в год. Изучение уровня развития универсальных учебных действий позволит определить развитие психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин учащимися. Цель: выявить уровень развития коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий четвероклассников на основе предметных знаний. Время проведения: . Работа проводится в несколько этапов, 1 этап -исследование на основе математики, 2 этап - исследование на основе русского языка (последовательность определяется учителем). Работу по каждому предмету можно разделить и проводить по частям. После выполнения работы учитель заполняет карту достижений на первое полугодие для индивидуальной и дифференцированной работы (в НЦНО не сдаётся). Предоставляется сводный анализвместе с выполненными работами учащихся (6 штук разного уровня). Анализ работы Школа №________Класс _____Число учащихся в классе ______ чел. Выполняли работу _______ чел. 1. Информационные умения. 1.1.Умение определять тему и главную мысль в тексте (русский язык) | Русский язык | Высокий уровень | … чел. | Средний уровень | … чел. | Низкий уровень | … чел. | 1.2.Умение структурировать текст (русский язык) | Русский язык | Высокий уровень | … чел. | Средний уровень | … чел. | Низкий уровень | … чел. | 1.3.Умение осуществлять перевод текста в различные таблицы и схемы. | Русский язык | Математика | Высокий уровень | … чел. | … чел. | Средний уровень | … чел. | … чел. | Низкий уровень | … чел. | … чел. | 1.4.Умение формулировать вопросы к тексту. | Русский язык | Математика | Высокий уровень | … чел. | … чел. | Средний уровень | … чел. | … чел. | Низкий уровень | … чел. | … чел. | 2. Коммуникативные умения. 2.1. Умение аргументировать свою позицию | Русский язык | Математика | Высокий уровень | … чел. | … чел. | Средний уровень | … чел. | … чел. | Низкий уровень | … чел. | чел. | 2.2. Умение формулировать вопрос | Русский язык | Математика | Высокий уровень | … чел. | … чел. | Средний уровень | … чел. | … чел. | Низкий уровень | … чел. | чел. | 3. Организационные умения 3.1. Умение работать по алгоритму. | Русский язык | Математика | Высокий уровень | … чел. | … чел. | Средний уровень | … чел. | … чел. | Низкий уровень | … чел. | … чел. | |