Признаки сходства агроценоза и природного биогеоценоза. Организационный момент. Приветствие, тема, цель, число (дата проведения урока). Дети пишут в тетрадях. 2. Новый материал. (Основное учебное содержание и методические материалы). Лекция-беседа. Жизнь человеческого общества сопровождалась целенаправленным изменением природной среды, примером которого является создание искусственного биогеоценоза — агроценоза. Агроценозы – такие экосистемы, структуру и функционирование которых создает и поддерживает человек в своих интересах. Пример – поле пшеницы. В агроценозе пшеничного поля продуцентами являются пшеница и сорняки. В агроценозе, как и любой природной экосистеме, существуют те же самые группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. Агроценозы являются такой же сложной экосистемой как лес или луг. Агроценоз и природный биогеоценоз имеют как черты сходства, так и признаки различия. Пишут в тетради Признаки сходства агроценоза и природного биогеоценоза. 1. Являются открытыми системами (например, поглощают солнечную энергию извне). 2. Внутри каждого из них действуют: искусственный или естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость. 3. Имеют сходную структуру (состоят из продуцентов, консументов и редуцентов). 4. И в том, и в другом биогеоценозах действует правило экологической пирамиды. 5. В основе сообщества лежат продуценты (автотрофные организмы), непосредственно использующие энергию Солнца для синтеза органических веществ. 6. В биогеоценозах любого типа существуют цепи питания. Но наряду с общими признаками имеются и отличия агроценоза и природного биоценоза. Составим таблицу в тетради, для этого напишите заголовок: Признаки отличия. Разделите лист на две части, в одной запишите: Естественный биоценоз, в другой Агроценоз. Естественный биогеоценоз 1. Сложившийся естественным образом видовой состав растений, животных, грибов, микроорганизмов 2. Видовой состав разнообразный 3. Численность различных видов сбалансирована с помощью процессов саморегуляции 4. Пищевые цепи длинные 5. Преобразование почвы осуществляется естественным путем в результате жизнедеятельности организмов 6. Органические вещества остаются внутри системы 7. ВЫВОД: Является устойчивой природной системой Агроценоз 1. Искусственный подбор выращиваемых сельскохозяйственных культур 2. Видовой состав крайне малочисленный 3. Численность одного или немногих видов явно преобладает над остальными в связи с деятельностью человека 4. Пищевые цепи короткие 5. Обработка почвы ведется человеком 6. Органические вещества удаляются из системы человеком в качестве урожая 7. ВЫВОД: Является неустойчивой системой, без помощи человека существовать не может Многие старшеклассники, в особенности — живущие в крупных городах, увлекаются аквариумным рыбоводством. Поэтому для них может представлять большой интерес изучение особенностей биогеоценозов, создаваемых человеком, на примере аквариума. Ниже приводится примерное содержание комментария, который должен сопровождать процесс вычерчивания данной схемы на школьной доске. Аквариум может рассматриваться нами как упрощенная модель естественного биогеоценоза, основными компонентами которого являются продуценты (производители органических веществ из неорганических), консументы (потребители уже созданных другими существами органических веществ) и редуценты (разрушители органических остатков, превращающие их в неорганические вещества). Между ними в аквариуме устанавливаются прочные пищевые (трофические) связи, являющиеся своеобразными каналами, служащими для перераспределения внутри искусственной экосистемы вещества и энергии. Источником энергии, необходимым для функционирования биогеоценоза аквариума, является искусственный источник света (например, обычная лампа накаливания). Эта энергия частично поглощается автотрофными фотосинтезирующими организмами: одноклеточными водорослями (хлорелла, хламидомонада и др.), нитчатыми водорослями (спирогира, улотрикс и др.), водными цветковыми растениями (элодея, валлиснерия, кабомба, перистолистник и др.). Отмирающими частями цветковых растений, а также нитчатыми водорослями, образующими зеленый налет на хорошо освещенных стенках аквариума, питаются гетеротрофные организмы, в частности, консументы первого порядка: брюхоногие моллюски (ампуллярия, физа, красная катушка и др.). Нитчатые водоросли являются также объектами питания взрослых рыб (гуппи) и их мальков, периодически появляющихся в аквариуме. Одноклеточные водоросли (наряду с инфузориями-туфельками) поедаются мальками рыб в первые дни жизни этих водных позвоночных. Сами же мальки гуппи могут быть объектами питания для взрослых рыб, поскольку для этого биологического вида характерен каннибализм. Нормальная жизнедеятельность рыб возможна лишь при систематическом внесении в аквариум разнообразных кормов (личинки комаров: мотыль, коретра; черви: трубочник, энхитреус; мелкие ракообразные: циклоп, дафния). Данный факт указывает на то, что аквариум является искусственным биогеоценозом и может рассматриваться лишь как его упрощенная модель. Мертвые тела брюхоногих моллюсков, взрослых рыб и их мальков, отмершие части водных растений, остатки корма для рыб разлагаются редуцентами, функции которых в аквариуме выполняются микроорганизмами (например, бактериями гниения). Сами они, однако, могут поедаться инфузориями-туфельками. Тела погибших инфузорий «поедаются» бактериями. Таким образом, в аквариуме устанавливается динамическое равновесие между бактериями гниения и поедающими их инфузориями. Результатом деятельности микроорганизмов является разложение органических останков и превращение их в неорганические вещества, снова включаемые в круговорот водорослями и водными цветковыми растениями. Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту взаимосвязей между организмами в аквариуме, данный искусственный биогеоценоз является действующей моделью естественного биогеоценоза (например, пруда или озера). |