ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Социологическая теория марксизма. 1.Экономическая подсистема как основа общества. 2. Общественно-экономическая формация как исторический этап в развитии общества. 3. Маркс – основатель конфликтологического подхода в социологии. Классовое расслоение общества. 4. Человек как совокупность общественных отношений. 1. Учение крупных немецких мыслителей Карла Марса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) трудно отнести к чисто социологическому наследию, однако некоторые их работы внесли огромный вклад в теорию общественного развития. В данной теме с опорой на ряд работ классиков марксизма («Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса) показано использование большого эмпирического (по сути – социологического) материала для описания современных социальных проблем. Другим направлением можно считать разработку в марксизме проблем общесоциологической теории (в работах Маркса и Энгельса «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика политической экономии», «Капитал» и др.). Наиболее существенный вклад марксизма в социологию состоит в следующем: 1. понимание общества как социальной системы со множеством подсистем (экономической, политической, правовой, моральной и проч.). Системообразующим компонентом социальной системы является способ производства материальных благ; 2. понимание истории общества как естественно-исторического поступательного и закономерного процесса смены общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. В основе каждой формации как ступени исторического развития общества лежит господствующий способ производства, и прежде всего – система производственно-экономических отношений, выраженных в разных формах собственности на средства производства. Экономическим базисом в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической и духовной жизни общества; 3. обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания (как отражения социальной практики людей, их совместной деятельности); 4. признание социального конфликта в качестве источника социального прогресса общества (Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии) 5. создание одной из первых концепций социальной стратификации (расслоения) путем выделения в качестве главного фактора социальной дифференциации собственности на средства производства. Тем самым социальная структура была представлена в виде системы отношений между экономическими классами; 6. изучение человека (личности) в качестве носителя общественных отношений. Более того, личность предстала не только как объект воздействия социальной среды, но и как активный субъект преобразования. Недостатки марксистской теории общественного развития состоят в следующем: экономический детерминизм, приведший к игнорированию значимости неэкономических факторов развития общества; преувеличение роли классовой борьбы в истории и недооценка социальной солидарности; недооценка реформ как способа преобразования общественной системы; преувеличение роли рабочего класса как «могильщика» буржуазного строя и отказ капиталистическому обществу в развитии; замена этики ученого на этику революционера. Оказались ошибочными многие прогнозы марксистской социологии: о неизбежной всемирной победы социализма, о неуклонном росте численности пролетариата и сокращении средних слоев, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся и др. Однако в целом творческое наследие марксизма имеет непреходящую ценность. Оно было высоко оценено многими крупными социологами в прошлом и настоящем. Социология Э. Дюркгейма. 1. «Социологизм» как общая направленность социологического метода Дюркгейма. 2. Социальные факты как формы коллективной жизни, их принудительный характер по отношению к индивиду. 3. Структура социологии: социальная морфология и социальная физиология. 4. Учение о солидарности в обществе. Понятие аномии. 1. Ведущий французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель широко известной Французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Он уделял особое внимание изучению предмета и метода социологии, структуры и функциональных элементов общества, проблем социального порядка и социальной дезорганизации. Он создал первую во Франции кафедру социологии, основал журнал «Социологический ежегодник». Общая направленность работ Дюркгейма называется «социологизм», что означает преодоление редукционизма (сведения высшего к низшему) при описании и объяснении социальных явлений. Социальные явления могут быть объяснены только другими социальными явлениями, а не факторами физического или индивидуально-психологического происхождения. Ученый ставит задачей изучение особой социальной реальности, не похожей на объект изучения других наук. 2. Главным предметом его исследования являются формы не индивидуальной, а коллективной жизни людей (коллективные представления и действия и их продукты – социальные нормы, социальные институты и проч.). Коллективные представления – это факты «особого рода», отличные от проявления индивидуального сознания (о мысли Дюркгейма, социальная группа чувствует, думает и ведет себя иначе, чем отдельный человек). Социальные факты как проявление коллективной жизни людей имеют по отношению к индивиду объективный и принудительный характер. Дюркгейм призывает, следуя логике позитивизма, изучать их «как вещи», то есть непредвзято, такими, как они сложились в обществе. 3. Помимо коллективных представлений (духовных социальных фактов в виде традиций, обычаев, религии, морали, законов и проч.) Дюркгейм выделял в качестве предмета социологии также «морфологические» социальные факты (плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т. д., то есть так называемый «материальный субстрат» общества, который становится предметом изучения «социальной морфологии» (аналогична анатомии). Другая часть социологии - «социальная физиология», исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, морали, права, экономическую социологию и др. «Общая социология» осуществляет синтез и устанавливает общие социальные законы. 4. Дюркгейм сформулировал некоторые положения функционального подхода к изучению общества: для объяснения социального факта необходимо выяснить его функцию в создании социального порядка. Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблема социальной солидарности (последняя становится высшим моральным принципом ученого). Общественное состояние измеряется степенью социальной солидарности. Ученый выделял два типа солидарности в обществе: механическую и органическую. Первая основана на сходстве индивидов, тождественности исполняемых ими функций, отсутствии индивидуальности; вторая предполагает, самостоятельность, индивидуальность и разделение функций между индивидами. Механическая солидарность присуща архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, действует подавляющее индивида репрессивное право. Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основана на детальном разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, направленным на перевоспитание нарушителей закона. Со временем Дюркгейм пришел к выводу, что в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные патологии, связанные с утратой органической солидарности. Ученый разработал теорию социальной аномии, описывающую отсутствие в обществе четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Такое состояние характерно для переходных, кризисных состояний, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не укоренились Дюркгейм явился первым социологом, соединившим воедино теорию, метод и конкретные эмпирические исследования. В работе «Самоубийство» ученый на огромном статистическом материале проследил динамику самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов и дал их типологию. |