ДЕФЕКТЫ ГОЛОСА И ИХ УСТРАНЕНИЕ Как в самом начале обучения, так нередко и на более старших его ступенях у глухих учащихся приходится сталкиваться с самыми различными дефектами голоса. Эти дефекты касаются силы голоса, его высоты и тембра. Ниже дано описание наиболее распространенных дефектов голоса и способов их преодоления. В каждом случае достигнутый результат должен быть закреплен путем различного типа голосовых упражнений (см. с.39), включая упражнения на материале слов и фраз. К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, относятся следующие: 1. Голос очень тихий, слабый, едва слышный. Такой голос обычно характерен для маленьких детей в начале обучения. Стремясь путем упражнений вызвать голос достаточной силы, не следует впадать в крайность и требовать слишком громкого голоса. Это может привести к возникновению различных дефектов, в частности, служит причиной «рваного» или «рычащего» голоса. Этот дефект возникает вследствие того, что под действием слишком сильного напора воздуха края голосовых связок приходят в беспорядочное, негармоническое колебание. При слабом голосе необходимо проделывать с учеником упражнения в протяжном произнесении гласных в слогах и отдельно (па па па, а и т. п.). Полезно также протяжное произнесение звуков м, в с последующим гласным (м а, в а). В результате упражнений голос постепенно окрепнет. 2. Голос крикливый. Чаще встречается у детей с остатками слуха. Следует прежде всего попытаться использовать имеющиеся у ученика остатки слуха и показать ему разницу между нормальным и крикливым голосом. Если остатков слуха нет, нужно дать ученику возможность осязать рукой, приложенной к гортани учителя, разницу между крикливым голосом и голосом нормальной силы, несколько утрируя контраст. Можно воспользоваться также индикатором силы голоса в усилителе или вибратором. Получив требуемую силу голоса, следует тренировать ученика в протяжном произнесении негромкого а и других гласных, а затем закрепить полученный результат в процессе выполнения других голосовых упражнений, произнесения слов и фраз. К дефектам, связанным с нарушением нормальной высоты голоса, относятся следующие: 1. Голос слишком высокий или слишком низкий, не соответствующий возрасту ребенка. Дефект встречается нечасто. При коррекции следует прежде всего использовать слуховой контроль. Если остатков слуха нет или они очень малы, учитель, приложив руку ученика к своей груди, показывает с некоторой утрировкой разницу в характере вибрации при высоком и низком голосе. 2. Голос фальцетный — высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Дефект очень грубый, резко отрицательно влияющий на разборчивость речи. Его устранение должно проводиться в первую очередь. У мальчиков, как правило, снижение голоса происходит значительно успешнее, чем у девочек. Единого подхода к исправлению этого недостатка нет: одни дети легче понижают голос на а, другие — на м, третьи — на в. Приступая к работе, следует провести ряд проб и установить, что более доступно данному ученику. Предлагая ребёнку произнести протяжно, например, звук м, не следует прерывать его попытку даже в том случае, если он по-прежнему воспроизводит м высоким голосом; ему надо дать возможность как можно дольше тянуть звук, потому что нередко к концу такого произнесения голос снижается. Произнеся а , па или м , следует обратить внимание ученика на различие в звучании нормального и фальцетного голоса, используя при этом остаточный слух. Если остатков слуха нет или они слишком малы, надо обратить внимание ученика на то, что при нормальном голосе вибрирует грудная клетка (положить руку на грудь!), а при фальцете вибрации нет. Можно слегка нажать пальцами на щитовидный хрящ (кадык): осадить гортань вниз, сместить ее вправо, влево. В момент появления низкого тона обратить внимание ученика на вибрацию грудной клетки, на изменение звучания голоса. 3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых гласных или согласных звуках. К дефектам, связанным с нарушением тембра, относятся следующие: 1. Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха. Обусловлен неполным замыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым; обычно встречается у полностью глухих детей или при очень малых остатках слуха. Ввиду утечки воздуха при таком голосе у глухого отмечается короткий выдох: он не может долго протянуть гласный или произнести много слогов на одном выдохе. Надо предоставить ученику возможность дольше тянуть а. Стремясь экономить выдох, ученик плотнее замыкает голосовую щель, и голос становится звучнее. Ученику следует предложить громко и отрывисто произнести ряд гласных. Нужно исходить из протяжного произнесения м с последующим переходом к протяжному гласному: ма………., м…..о, м……е и т. д. В случаях, когда дефект не исчезает, необходимо обратиться к врачу-отоларингологу. 2. Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое нёбо опущено и выдыхаемый воздух проходит через рот и нос. Дефект распространенный и грубый. Нередко является следствием вялой артикуляции. При исправлении дефекта следует предложить ученику несколько раз энергично произнести слог па, выделяя последний гласный: папа па. Поднятое при произнесении звука п мягкое нёбо сохраняет свое положение и при а, благодаря чему голос очищается от носового тембра. В дальнейшем нужно выделить из слогов изолированное а. Так же необходимо отработать и произнесение других гласных. Кроме того, при исправлении рассматриваемого дефекта учителю надо воспроизвести гнусавый голос и приложить палец ученика к крылу носа. Ученик ощутит, что крылья носа при этом вибрируют. После этого необходимо указать ученику на то, что вибрации быть не должно, и в подтверждение воспроизвести нормальный голос. Затем следует предложить ученику проделать то же, проверяя чистоту голоса прикосновением пальца к носу. Для контроля можно использовать виброскоп, который отмечает гнусавое произнесение гласного вспышкой неоновой лампочки. Показать ученику в зеркале при широко открытом рте движение мягкого неба в момент громкого произнесения гласного: а, а, а. Если указанные приемы не приведут к цели, то в момент произнесения звука а надо легко прикоснуться пальцем (подушечкой) или шпателем к мягкому нёбу, которое при этом рефлекторно поднимается. При особо стойкой гнусавости обратиться к отоларингологу и выяснить, нет ли у ученика пареза мягкого нёба. 3. Голос хриплый. Следует направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани. Получив консультацию, проводить голосовые упражнения прежде всего в виде протяжного произнесений гласных в слогах с согласными (па……, м…..а и т. п.) и отдельно (а….. о……. и т. п.). 4. Голос сдавленный, скрипучий. Часто встречается у оглохших, переключающихся со слухового на кинестетический и вибрационный контроль за работой своего голосового аппарата и невольно стремящихся усилить получаемые при фонации ощущения. Следует попытаться устранить дефект на основе слухового контроля. Нужно предоставить ученику возможность воспринимать разницу между нормальным и дефектным голосом путем осязания рукой вибрации гортани. Показать перед зеркалом разницу между спокойным состоянием лицевой мускулатуры при нормальном голосе и ее напряжением при сдавленном голосе. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ Период первоначального формирования у глухих школьников навыков правильного воспроизведения в произносимых словах всех звуков охватывает первые три учебных года. В подготовительном классе систематической работе по постановке звуков предшествует подготовительный период, который занимает первые две недели. В течение этого периода необходимо прежде всего развить у детей способность к воспроизведению по подражанию простейших (в том числе лепетных) слов и слогов, включающих наиболее доступные детям звуки. Основой для подражания служит слухо-зрительное восприятие произносимого учителем материала, частично вибро-тактиль-ное восприятие механических явлений, сопровождающих звукопро-изношение (ощущение рукой тока выдыхаемого воздуха, вибрации груди, щек и т. п.). В течение подготовительного периода учитель должен выяснить, с каким звуковым багажом пришел в школу каждый учащийся и в какой мере он способен воспроизвести те или иные звуки. Для этой цели учитель прежде всего наблюдает за детьми и фиксирует в дневнике все замеченные у каждого ученика голосовые и звуко-произносительные реакции, которые обнаруживаются во время учебных занятий, игр, режимных моментов. Затем, ближе к концу второй недели, учитель в часы индивидуальных занятий берет одного за другим учеников класса и предлагает каждому повторить за собой по подражанию звуки в составе элементарных слогов или слов, а в случае необходимости и отдельно. Ученику предоставляется возможность опираться на слуховое (в меру его доступности), зрительное и тактильно-вибрационное восприятие произносимых учителем слов, слогов и звуков. Для проверки гласных может служить, например, такой материал: папа, па, а; по — по — по, по, о; ау, пу — пу — пу, пу; пе — пе — пе, пе э; пи — пи — пи, пи, и; пы — пы — пы, пы. Для проверки согласных: nana, ana, па; та — та — та, ата, та; ка — ка — ка, ака, ка; ба — ба — ба, аба, ба; да — да — да, ада да; га — га — га, ага, га; фа, ф; са, с; ша, ш; ха, х; ва, в; за, з; жа, ж; мама, ма, ам, м; на, ан, н; ла — ла — ла, ла, ал, л; ра, ар, р. Звуки ц, ч и щ, а также парные мягкие согласные в первичную проверку не включаются. Проверка состояния произнесения звуков детьми, которые в результате воспитания в детском саду или в семье усвоили некоторый словарь и научились читать, но в силу тех или иных причин оказались в общем не подготовленными к обучению в первом классе и потому поступили в подготовительный, должна проводиться и на материале знакомых слов. Данные проверки заносятся в таблицу, в которой правильное воспроизведение учеником звука обозначается плюсом; в случае неправильного произнесения указывается, как ребенок произносит этот звук. Результаты наблюдений за спонтанной вокализацией учащихся и данные предварительной проверки воспроизведения звуков помогают в последующей работе осуществить ее рациональное планирование и обеспечить индивидуальный подход к детям. |