МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ





Практика

По конституционному определению "Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство". Демократический характер украинского государства конституционно закрепляется через республиканскую форму правления и принципы народного суверенитета: "Украина является республикой. Носителем суверенитета и единым источником власти в Украине есть народ" и деления власти: "Государственная Власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.".

 

Вышестоящими органами государственной власти в Украине есть глава государства – Президент, общенациональный представительный орган законодательной власти – Верховная Рада, коллегиальный орган исполнительной власти – Кабинет Министров и высшие суды – Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд.

 

Форму государственного правления в Украине Конституция определяет лишь в наиболее общей форме, провозглашая ее республикой. Та или другая форма республиканского правления – президентская, парламентарная или смешанная – в Конституции конкретно не определяется. Вывод о ней можно сделать на основе анализа полномочий вышестоящих органов государственной власти и их соотношение, прежде всего относительно такого важного признака формы государства, как способ формирования и функционирование правительства.

 

Относительно способа формирования и функционирование правительства Украина в годы независимости эволюционировала сначала от парламентарно-президентской до президентской, а потом – к президентско-парламентской форме правления. Если в первые года независимости основной состав правительства определялся парламентом, то Конституционный Договор между Верховной Радой и Президентом от 8 июня 1995 г. ввел президентскую форму республиканского правления, провозгласив Президента "главой государства и главой государственной исполнительной власти Украины" (это главный признак президентской республики) и определив, что он "как глава государственной исполнительной власти осуществляет эту Власть через возглавляемые им Правительство – Кабинет Министров Украины – и систему центральных и местных органов государственной исполнительной власти" и "назначает Премьер-министра Украины, формирует новый состав Правительства Украины –Кабинет Министров Украины" ".

 

Согласно действующей Конституции, "Президент Украины является главой государства..." и не только "назначает по согласию Верховной Ради Украины Премьер-министра Украины; прекращает полномочие Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке", а и "назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях", "образовывает, реорганизовывает и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти...". Такие полномочия Президента свидетельствуют о тех, что он фактически является главой государственной исполнительной власти, хотя формально Конституция этого не признает. Реально в Украине существует дуализм исполнительной власти, который оказывается в ее делении между Президентом и Премьер-министром за доминирующей роли главы государства.



 

За Конституцией, "единым органом законодательной власти в Украине есть парламент – Верховная Рада Украины". К полномочиям Верховной Ради относительно формирования и функционирование правительства принадлежать: "рассмотрение и принятия решения относительно одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины", "предоставление согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра Украины", "осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины". Верховная Рада также "может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинетные Министров Украины", а "принятие Верховной Радой Украины резолюции недоверия Кабинетные Министров Украины имеет следствием отставку Кабинета Министров Украины". Такое распределение полномочий относительно Кабинета Министров между Президентом и Верховной Радой, за который правительство формируется главой государства, а судьба парламента в этом процессе сводится к предоставлению согласия на назначение Президентом Премьер-министра, определяет введенную в Украине форму государственного правления как смешанную, причем именно как президентско-парламентскую, а не наоборот – парламентарно-президентскую.

 

Соответственно этой форме правления в Украине введенная двойная политическая ответственность правительства: Кабинет Министров несет политическую ответственность и перед Президентом, и перед Верховной Радой, которые могут отправить его в отставку. Тем не менее Президент никаким образом не отвечает за действия исполнительной власти, поскольку формально не признается ее главой, а Кабинет Министров не имеет никаких средств влияния на Верховную Раду, поскольку формируется внепарламентским путем и не опирается на партийное большинство в парламенте. Это послужило причиной нестабильности правительства в частности. Внедряя президентско-парламентскую форму правления, в Украине не удалось реализовать ее основное преимущества – обеспечение стабильности правительства.

 

Благодаря смешанной форме правления Президент Украины имеет довольно широкие полномочия. Кроме имеющихся у главы государства в президентской республике полномочий, Конституция дала ему право законодательной инициативы в Верховной Раде, причем "законопроекты, определенные Президентом Украины как неотложные, рассматриваются Верховным Советом Украины вне очереди", а также право роспуска парламента: "Президент Украины может досрочно прекратить полномочие Верховной Ради Украины, если на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться".

 

Поскольку представленные в Верховной Раде политические партии не берут участия в создании правительства, которое формируется внепарламентским путем, то им нет потребности объединяться в большинство с целью создания правительственной коалиции, на которую мог бы опираться Кабинет Министров.

 

Создание стойкого и эффективно действующего большинства в Верховной Раде затрудняется также рядом ее формированием. За действующим избирательным законодательством одна половина с 450 народных депутатов избирается в одномандатных избирательных округах за мажоритарной системой относительного большинства, а вторая – в едином общегосударственном многомандатном избирательном округе за пропорциональной системой. Такой порядок случается в демократических государствах. Однако в отличие от других государств в Украине народные депутаты, избранные в одномандатных избирательных округах за мажоритарной системой, не связанные в Верховной Раде ни партийной, ни фракционной дисциплиной, ведут себя там на собственное усмотрение и отстаивают не столько общественные, сколько узкогрупповые и персональные интересы.

 

Не лучше обстоят дела и с теми народными депутатами, которые избраны к Верховной Ради за партийными списками. Хотя попали они в парламент благодаря партиям, тем не менее не несут никакой ответственности ни перед самыми партиями, ни перед их парламентскими фракциями и могут свободно переходить с одной фракции в другую, искать выгоды. Такая практика неприемлемая для демократических государств, в некоторых из них в случае оставления партийной фракции избранный по партийному списку депутат теряет мандат.

 

Парламент, депутаты которого не связаны партийной дисциплиной, является объединением разнонаправленных групповых и персональных интересов и отстаивает не столько общенациональные, сколько групповые интересы. Он есть неуправляемым и фактически неструктурированным. В нем тяжело сформировать постоянное большинство, поэтому решения принимаются ситуативным большинством. Руководство фракций становится заложником членов фракций, поскольку те могут свободно их оставлять, ставя под угрозу самое существования фракции.

 

По форме государственного устрою Украина является унитарным государством. Систему ее административно-территориального устрою составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселка и села. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины. Автономная Республика Крым является неотъемлемой составляющей Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопрос, который принадлежать к ее ведению. АРК имеет собственную Конституцию, яку принимает Верховная Рада АРК и утверждает Верховная Рада Украины. Нормативно-правовые акты Верховной Ради АРК и решение Ради Министров АРК не могут противоречить Конституции и законам Украины и принимаются соответственно Конституции Украины, законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины и на их выполнение.

 

Вывод: Организация государственной власти в Украине, особенно законодательной ветви, нуждается в серьезном усовершенствовании. Важным шагом в этом направлении было бы формирование Кабинета Министров на основе парламентского большинства, которое предоставляло бы смыслу ее созданию.

 

Необходимость создания большинства и обеспечение стабильности правительства, в свою очередь, будет требовать усиления партийно-политической структурированности парламента, а в связи с этим – изменений в избирательном законодательстве, наиболее вероятным вариантом которых является переход к сугубо пропорциональной избирательной системе. Однако сами по себе такие изменения не будут гарантировать повышения эффективности государственной власти

ВЫВОД

Необходимо отметить, что идея правового государства возникла и была сформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного времени шлифовались теоретическая и практическая сторона формирования правового государства. Наибольшего успеха в строительстве правового государства добились страны, где наряду с равноправным существованием форм собственности сформировалось развитое гражданское общество.

 

С точки зрения теории государства и права правовое государство имеет четко сформулированное определение, признаки, общие черты, основы и факторы существования. Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

В настоящее время в Украине заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекламированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в Украине. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

Однако, построение правового государства в Украине возможно. Этот процесс займет много лет, но только при консолидации всех созидательных сил общества и при ответственной гражданской позиции каждого человека.

Помаранчева революция

Независимо от личных политических предпочтений, нельзя не признать, что прошедшие события оказывают, и будут оказывать большое влияние на развитие экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий любого размера и региона нашей страны.

 

Поэтому, для людей принимающих решения, вопрос определения того, что произошло в последнем квартале 2004 года и как это должно повлиять на принимаемые стратегические - решения стоит достаточно остро.

 

И для того чтобы его рассмотреть необходимо:

По возможности не оперировать идеологическими, политическими концепциями, схемами и, вообще, не пытаться давать этическую оценку происходящему.

Рассматривать достаточно длительные промежутки времени, чтобы видеть развитие процессов в динамике.

Рассматривать процессы, происходящие в Украине во взаимосвязи с основными макропроцессами, происходящими в мире.

 

Для этого воспользуемся цивилизационным подходом, в частности Моделью развития технологической цивилизации.

 

Несмотря на объективный характер распада СССР и его неизбежность нельзя не признать, что Украина к независимости была не готова. Ни экономически, ни культурно, ни политически. И начался процесс распада. Если бы не внешний фактор, то экономика практически распалась бы до уровня натурального хозяйства, как это произошло к 1994 году в некоторых среднеазиатских республиках и во многих районах Молдавии и России. В политическом плане Украина распалась бы на десяток-два удельных княжества приднестровско - абхазского типа. Никакие внутренние факторы: ни силовые структуры, ни коррумпированное и, потерявшее контроль над ситуацией, центральное правительство ни культурные и религиозные лидеры не в состоянии этому были помешать. Чтобы в этом убедиться просто посмотрите подшивки прессы за 1992-1994 годы. Но вмешался внешний фактор. Для Украины он, в основном, состоял в том, что в результате развития объективных процессов, происходящих, в основном за пределами Украины во второй половине 90-х годов резко и долговременно улучшилась коньюктура сырья и продуктов первичной его обработки, которые традиционно добывались и производились на территории нашей страны, или следовали через неё транзитом. Произошло то, чего никто не ожидал – жутко, иначе не скажешь морально и физически изношенные предприятия многих базовых отраслей промышленности, традиционно развиваемых в Украине вдруг, стали весьма конкурентоспособными на мировом рынке. Растаскивание на удельные княжества стало менее привлекательно в сравнение с экспортом сырья и полуфабрикатов. Экспортно-ориентированные предприятия стали лакомыми кусочками, вокруг начали создаваться ФПГ. Это был ключевой момент, как в преодолении кризиса в целом, так и развала системы госуправления в частности – криминальные кланы стали преобразовываться в ФПГ. Для закрепления власти в своих регионах и преобразования их в удельные княжества приднестровско-абхазского типа кланам не нужна стабильная и эффективная центральная власть. А для организации и долгосрочного высокорентабельного функционирования экспортно-ориентированных финансово- производственных схем (например: уголь кокс металл валюта) необходима скоординированная поддержка госструктур самого разного уровня, причем, как внутри страны, так и на внешних рынках. Обвал гривны, связанный с кризисом 1998 года только усилил эту тенденцию. То, что власть на данном этапе контролировалась и выражала интересы крупного экспортно-ориентированным бизнеса в лице группы олигархов, является следствием этих объективных процессов. Так же естественна её юго-восточная ориентация. Ведь именно на юго-востоке Украины сосредоточена большая часть экспортно ориентированных предприятий базовых отраслей.Так что не будь нынешнего набора олигархов был бы другой, отличающийся от него, по большому счету только фамилиями. Предыдущее «коалиционное» правительство, являлось весьма совершенным инструментом для реализации данного способа управления. Нельзя отрицать, что именно благодаря ему:

Украина смогла сохраниться как унитарная, территориально и экономически целостная страна;

Экономика Украины прошла нижнюю точку экономического кризиса;

Экономика Украины начала активно интегрироваться в мировую систему разделения труда.

 

Но нельзя отрицать и того, что Украина постепенно становилась авторитарно-сословной страной.

 

Нет, аристократами должны были стать не современные полукриминальные олигархи. А их культурные, блестяще образованные дети и внуки. К тому времени, когда они вырастут и за рубежом получат образование, почва для формализации сословного общества была бы вполне готова. Почва как материальная, так и идеологическая. Не случайно, в последние годы раздувается тема элиты общества. И прошу не рассматривать данный процесс как действие грандиозного заговора по закабалению народа. Можно привести не один исторический пример зарождения сословного общества похожим образом.

 

Однако, ситуация вновь не является равновесно устойчивой, хотя и более стабильная чем в первом случае. И вновь, внешние процессы кардинально меняют течение внутренних. Согласно современной системе разделения труда, природные и ресурсные условия Украины благоприятны не только и не столько для выпуска и экспорта сырья и низкотехнологической продукции базовых отраслей, сколько для средне и, частично высокотехнологичной продукции. Но, для этого необходим определённый уровень стабильности…., который и был, достигнут коалиционно-олигархической системой управления Украины, где-то к началу тысячелетия.

 

Дальнейшее развитие событий было предопределено. В условиях возрастающего уровня стабильности, как бы ни велик уровень расслоения общества по доходам, после стремительного роста экспорта должен был начаться подъём внутреннего рынка. В тоже время, нельзя не отметить, что это расслоение значительно отсрочило подъём внутреннего рынка и замедляет его темпы. Это, кстати является основной причиной того, что рост экономических макро показателей не сопровождается адекватным ростом доходов большинства населения. И любые программы преодоления бедности тут бессильны. Корпоративный внутренний спрос сейчас развивается гораздо более быстрыми темпами. Рост импорта машин и оборудования превышают рост экспорта. Обновление основных средств производственного назначения и реструктуризация технологических процессов во многих отраслях идёт очень быстрыми темпами. Причем начинают ускоренно развиваться не только экспортно-ориентированные отрасли. О реструктуризации и модернизации экономики в начале и середине 90-х годов много говорили на всех уровнях власти. Написали и утвердили десятки толстых государственных программ развития разных отраслей экономики. Ни одна из них не выполнена даже наполовину – госфинансирование их, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Потом тема вышла из моды. Сейчас тема реструктуризации и модернизации экономики не осознаётся большинством чиновников. Поэтому естествененно, что структурное и технологическое перевооружение украинской экономики, как и рост внутреннего потребления, происходит не благодаря, а, зачастую, вопреки действиям госаппарата, как в центре, так и на местах. Ещё на одну важную тенденцию следует обратить внимание – рост уровня обработки средней единицы украинского экспорта. Например, уменьшается доля заготовки за счет роста доли готового проката. Начала расти доля экспорта машиностроения, пищевой промышленности. Это предполагает увеличение добавочной стоимости, остающейся в стране и рост доходов не только узкого круга реальных собственников и топ менеджеров крупнейших экспортно-ориентированных предприятий базовых отраслей, но и гораздо более широкого круга среднего управленческого, технического персонала и, даже высоко квалифицированных рабочих. Т.е. подтверждается известное правило: вслед за взрывным увеличением экспорта неизбежно развитие внутреннего рынка. А это уже поле деятельности для среднего и малого бизнеса. С развитием среднего и мелкого бизнеса, масштабной технологической реконструкции неизбежно начнёт формироваться средний класс – основа демократического общества. Демократизации способствуют ещё два существенных фактора:

Возрастающий поток западных инвестиций в экономику Украины;

Зависимость Украины от ЕС, США и международных финансовых органов ими контролируемых.

 

Однако, несмотря на эти ускоряющие факторы, процесс демократизации общества – очень длительный и сложный. Он будет протекать медленнее, чем протекал противоположный ему процесс формирования сословного общества.

 

Т.о. к президентским выборам Украина подошла в условиях противоборства двух процессов.

 

Один из двух главных кандидатов представлял интересы преимущественно крупного экспортно-ориентированного высоко монополизированного и сравнительно низкотехнологичного бизнеса. Соответственно другой кандидат выражал преимущественно интересы менее крупного и менее монополизированного, ориентированного, преимущественно на внутренний рынок и более высокотехнологичного бизнеса.

 

В этих условиях победа второго кандидата была предопределена. Особенно после того, как первый отказался перед началом избирательной кампании переходить в оппозицию к действующему президенту. В прогнозе Центра Стратегических Инициатив на 2004 год мы предполагали победу оппозиционного, не коммунистического кандидата. Это не было предсказанием победы конкретно Ющенко, это был прогноз, основанный на анализе развития объективных среднесрочных процессов развития Украины на базе цивилизационного подхода.

 

И, если с этих позиций рассматривать «оранжево-помаранчевi» события то их нельзя назвать ни революцией ни путчем по следующим причинам:

Как путч, так и революция предполагает захват власти во время их проведения

Во время революций и путчей неизбежны жертвы, или, по меньшей мере пострадавшие, как во время их проведения, так и после. В Украине, скорее всего не будет даже массовой чистки бюрократического аппарата или запрета занимать руководящие должности, не говоря уже об внесудебных репрессиях и массовой реприватизации. Так, что основной пострадавшей можно считать несостоявшуюся украинскую аристократию да группу чиновников, отлученных от государственной кормушки.

Отсутствие антагонистических противоречий, выражаясь языком незабвенных классиков. Время революций прошло, события развиваются эволюционно и обе противостоящие стороны по большому счету не сильно отличаются друг от друга. Обеим есть что терять. Поэтому, кстати, всё обошлось мирно.

 

Определение прошедших событий как буржуазно-демократической революции не корректно ещё и по следующим причинам:

Практически все буржуазно-демократические революции проходили в условиях сложившегося в течение многих столетий сословного общества. В Украине же сословное общество только зарождалось.

Практически все буржуазно-демократические революции происходили в странах или регионах, где проводилась активная экспансия и колонизация, чего в Украине нет.

 

А, если не революция и не путч, то, что же это было?

 

По сути, оранжево-«помаранчевi» события – один из первых шагов институционального оформления перехода от авторитарно-олигархического к более демократическому пути развития.

 

Говоря о более демократическом пути развития, я намеренно употребляю сравнительную степень. Во первых, надо признать что Украина не была полностью авторитарной страной. Во вторых, даже в самых демократических странах современности потенциальные технологические возможности демократических схем управления, используются очень слабо.

 

Автору, как и, уверен, большинству читателей хотелось, что бы результатом «помаранчевих» событий стало гражданское демократическое общество. Но чудес не бывает – демократий нельзя построить быстро и сверху, избрав хоть «трижды народного» президента. Демократизация, как процесс введения и отладки функционирования механизма осуществления народом управленческих функций, займёт не один век. И прошедшие события всего лишь один из первых шагов на этом пути.

 

По форме, прошедшие как в столице, так и в других городах события с участием огромного количества людей – одно из первых проявлений только зарождающегося механизма осуществления прямой демократии народа.

 

Из этих выводов можно сделать один простой прогноз – коль революции не было, то значительные изменения, для большинства к лучшему, будут протекать медленно и постепенно, а не резко и сразу. И действия новой власти, ещё долгое время , во многом, будут напоминать действия старой. Произойдёт неизбежный откат к старым порядкам сословно-авторитарной модели развития. Маятник общественного развития, значительно отклонившись в одну сторону во время «оранжево-помаранчевих» событий вновь вернётся в точку динамического равновесия.

 

Однако, эта точка уже успела сместиться в сравнение с 2002-2003 годами и полного возврата к сословно-авторитарному пути развития не произойдёт. Ни после предстоящих парламентских, ни после следующих президентских выборов.

11. Действие закона (нормативного акта) - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).

 

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.

 

Как всякая объективная реальность, закон действует во времени и пространстве. Связь правовой нормы с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый во времени и в пространстве. Каждая норма определяет, в каком месте и в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Таким образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, поскольку явления, к которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и в определенное время.

 

Безусловная определённость имеется и в части действия закона в отношении круга лиц. По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений. Однако это не исключает случаев распространения действия закона на отдельный, более узкий и специфичный, круг субъектов.

 

В пространстве и во времени действуют также нормы морали, обычаи (имеющие и не имеющие юридический характер) и некоторые другие нормы, но для них мы, как правило, не можем установить пространственные и временные границы. Поэтому проблема выбора, например, между старым и новым обычаем практически не существовала, а теоретически не может быть решена. Проблема же выбора между старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет большое и практическое, и теоретическое значение.

 

Для закона мы можем, хотя это не всегда просто, определить его начальную и конечную границу во времени, территорию, на которой он действует, и лиц, которых он касается.

2. Понятие юридического действия нормативных правовых актов.

 

Правовая система общества в целом, как и ее элементы (в первую очередь, правовые тексты), не существует вечно и не ограничена ничем. Она действует в определённое время, в определенных границах, в отношении определенных субъектов, то есть имеет временные (темпоральные), пространственные и субъективные характеристики. Наибольшее значение они имеют для волеустановленных актов, в том числе нормативно-правовых актов, которые создаются государством и встраиваются в уже существующую систему законодательства.

 

Нормы права, призванные регулировать общественные отношения, содержатся в официальных документах – нормативно-правовых актах. Действующие в том или ином государстве нормативно-правовые акты согласованы между собой и образуют целостную систему, именуемую системой законодательства. Вопросы понятия юридического действия нормативно-правовых актов, действия нормативно-правовых актов в пространстве и во времени имеют важное значение как для правотворческого процесса, так и для деятельности по реализации правовых норм.

 

Знакомясь с нормативно-правовыми актами, граждане получают знания о содержании нормативных предписаний. Именно нормативно-правовой акт, как внешняя форма права, определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

 

Таким образом, пределы действия правовых норм определяются, прежде всего (но не во всех случаях), пределами действия нормативно-правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся.

 

Действие нормативно-правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

 

При этом под действием нормативно-правового акта господствующая юридическая доктрина понимает не его реальное функционирование в качестве источника права, а лишь признание за ним с конкретного момента времени определенной юридической (точнее даже – законодательной) силы, то есть своего места в иерархии актов, что всегда определяется волей законодателя.

 

Различие между юридической силой закона и его действием можно проиллюстрировать на примере законов Российской империи после Октябрьской революции. Будучи юридически отменены, они продолжали действовать до тех пор, пока постепенно не были вытеснены новым законодательством. Наоборот, зачастую можно встретить такие законы или указы, которые никогда не действовали в качестве источников права, то есть не порождали права и обязанности у тех лиц, кому они адресовались, несмотря на их официальное государственное «признание».

 

Пределы действия нормативно-правового акта обычно устанавливаются по трем основным параметрам: по времени, территории (пространству) и кругу лиц. Иногда добавляют и четвертый параметр: определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно-правовом акте нормы права, и говорят о предметном действии нормативно-правовых актов.

 

От четкого и рационального установления пределов действия нормативно-правовых актов зависят их качество, согласованность между собой, и, в конечном счете – уровень эффективности правового регулирования. «С пределами действия нормативного акта связано осуществление требований законности. Эти пределы должны быть регламентированы так, чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие, старые отменялись, строго определялась субординация, не допускались случаи произвольного применения акта к отношениям, которые попадают в сферу его функционирования» (Алексеев С.С. Общая теория права, Москва, 1982 год, том 2, стр. 237-238).

 

«Пределы действия нормативного правового акта специально урегулированы в особых нормах: оперативных и коллизионных» (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000 год, стр. 302-303).

3. Действие нормативно-правового акта во времени.

 

Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты им юридической силы.

 

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введение в действие):

 

1. Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе – постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового окта в действие или в самом акте. Делает это так.

 

а). Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе.

 

Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного - трех месяцев. Если же принимается достаточно сложный, важный нормативно-правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть и более продолжительным. Так, Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федераций 5 июня 1996 года, а введен в действие с 1 января 1997 года. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, охрана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 года. А статья 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте.

 

б). Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.

 

В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий. Так, Уголовный кодекс РФ введен в действие с 1 января 1997 года, в то же время его положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года (это определено в ст.1, 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 1996, №25, ст.2955). Часть первая Гражданского кодекса РФ введена в действие с 1 января 1995 года, за исключением положений, для которых были установлены иные сроки введения в действие. В соответствие со ст.8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст.3302) впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.

 

в). Один из наиболее популярных в последнее время сроков, на которые указывают при вступлении нормативно-правовых актов высших органов государства в юридическую силу – момент опубликования.

 

Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа. Однако, как отмечается в литературе, такой способ не обеспечивает населению возможности своевременного ознакомления с новыми нормами права, и такую практику вряд ли следует признать приемлемой. Введение в действие законов с момента их опубликования не согласуется с тем, что по общему правилу они вступают в юридическую силу по прошествии определенного срока после их опубликования. Современной зарубежной конституционной практике также известен подобный способ вступления законов в юридическую силу. Обычно с момента опубликования вводятся в действие лишь такие законы, которые относятся к государственным органам и не затрагивают прав, свобод, обязанностей и ответственности человека. Так, Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 сентября 1997 года и с этого же момента вступил в силу; Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» был опубликован 28 июля 1997 года в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу.

 

г). Может быть указан также следующий срок: нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.

 

Такой способ, как правило, применяется для введения в действие нормативно-правовых актов, не имеющих общего значения. В тоже время в отечественной юридической практике подобный способ вступления в юридическую силу применялся даже к законам.

 

Это не очень удобно применительно к нормативно-правовым актам высших органов государства, поскольку субъекты права узнают содержание правовых норм, знакомясь с уже опубликованными документами.

 

Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000 год, стр. 303-305).

 

д). Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу ненормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

 

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

 

2. Если срок вступления акта в юридическую силу в документе не указан, то он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.

 

Обще правило здесь таково: вступление в юридическую силу нормативно-правовых актов, имеющих наиболее важное значение (принимаемых, прежде всего, высшими государственными органами), привязывается к моменту их официального опубликования; они вступают в юридическую силу или после официального опубликования, или же по истечении определенного срока после официального опубликования. Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с момента принятия или подписания.

 

Применяемый в таких ситуациях порядок установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

 

В соответствии с требованиями, установленными указанными правовыми актами, нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

 

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

 

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

 

3. Порядок постепенного вступления в силу (введение в действие) нормативных правовых актов.

 

Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго определенным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обуславливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие (Теория государства и права: Учебник/ Под редакцией Бабаева В.К. – Москва: Юристъ, 1999 год, стр. 340-341).

 

Также нет одного единожды установленного подхода и способа в вопросе срока прекращения действия нормативно-правового акта. В настоящее время существуют следующие способы прекращения действия нормативно-правовых актов во времени:

 

1. Прямая отмена нормативно-правового акта.

 

Этот способ наиболее удобен, он ведет к «расчистке» законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа. Подобное указание может содержаться рядом с новыми правовыми нормами, с правовыми нормами о введении в действие нового нормативно-правового акта; отмене устаревших нормативно-правовых актов или отдельных их частей могут быть посвящены и специальные нормативно-правовые акты. Таково, например, постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года № 1428 «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации», где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 года № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений бывшего Совета Министров РСФСР.

 

2. Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативным актом, принятым по тому же вопросу.

 

Данный способ не слишком удобен, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает. Однако по самым разным причинам именно таким способом нормативные акты утрачивали юридическую силу и в советское время, да и в 90-е г.г. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 года названы два закона Российской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

 

3. истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.

 

4. изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Так, утратили смысл и поэтому прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативно-правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.

 

По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право: «lex ad praeteriam non valet» - «закон обратной силы не имеет». Настоящее правило содержит определенные гарантии стабильность правопорядка, препятствия для произвольного регулирования отношений в обществе. Так, например, нельзя с завтрашнего дня ввести новый налог и заставить налогоплательщиков выплачивать его за какой-то период до этого момента. Такой запрет содержится в ст.57 Конституции РФ: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

 

Однако из рассматриваемого правила возможны и исключения. В некоторых случаях, обычно из справедливых, гуманных соображений, может использоваться обратная сила нормативного правового акта (обратная сила закона): распространение действия нового нормативного правового акта на те факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

 

Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателем. Произвольное придание обратной силы недопустимо, при этом, как привило, положение граждан ухудшаться не должно. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 года, однако в статье 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» говорится, что действие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса. Действие нового Гражданского кодекса, таким образом, распространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 года.

 

В соответствии с частью 1 статьи 4 ГК РФ «акт гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».

 

Обратную силу имеют также нормативные правовые акты, смягчающие или отменяющие юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

 

«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (статья 54 Конституции РФ).

 

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий различают простую и ревизионную обратную силу. При ревизионной обратной силе действие нормативно-правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 60-х гг. нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 305-307).

 

Обратная сила – это ревизионная сила нормы. Такая норма предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей. Норма обратного действия изменяет возникшие ранее правоотношения, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной, административной ответственности, признании права собственности и так далее с более ранней даты, чем дата вступления нормы в силу.

 

Когда речь идет о выплатах, обратная сила означает их перерасчет за прошлое время.

 

Если не связывать себя с существующими стереотипами юридического мышления и языка права, то можно сказать, что норма, которая устраняет или смягчает ответственность (уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную), имеет обратное (ревизионное) действие, то есть требует пересмотра уже принятых правоприменительных актов о применении санкции. Но если по правонарушению решение (приговор, приказ, постановление) еще не принято, то новая норма действует в отношении таких фактов немедленно.

 

От придания правовой норме обратной силы следует отличать применение закона к правоотношениям, возникшим до его издания, но продолжающим действовать после его издания. Здесь следует добавить: если правоприменительный акт, содержащий юридическую оценку этим деяниям, отношениям, не был принят до вступления новой нормы в силу.

 

Обратная сила нормы означает, что она может применяться и как норма немедленного, и как норма обратного действия. Безусловно, она распространяется и на новые факты. Значит, органично включает в себя возможность ревизионного, немедленного и перспективного действия, обладает максимальной силой действия во времени.

 

Опираясь на уже имеющиеся исследования, можно выделить следующие трактовки способов действия новой нормы во времени:

 

а). перспективное – распространяющееся на факты, права и обязанности, возникшие после вступления нормы в силу, и порожденные ими новые правоотношения;

 

б). немедленное – распространяющееся на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления нормы в силу, а также на факты, отношения, возникшие после ее вступления в силу (здесь даты вступления в силу и начала действия идеально совпадают);

 

в). Обратное – распространяющееся на факты и правоотношения, которые возникли до вступления нормы в силу: с какой-то более ранней даты или даже с любого момента их возникновения независимо от того, сколько времени прошло с той даты. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает ранее возникшие правоотношения с более ранней даты, чем дата вступления ее в силу. Примером полной ревизии может служить действие закона, отменяющего уголовную ответственность и снимающего судимость с лиц, ранее осужденных за такое преступление. Пример частичной ревизии – Указ Президента РФ от 21 января 2003 года №65, который обязал Правительство РФ обеспечить перерасчет с 1 июля 2002 года ежемесячной доплаты к пенсиям ряду категорий лиц.

 

Необходимо особо подчеркнуть, что нормы немедленного и обратного действия распространяются и на факты, происходящие после их вступления в силу, то есть включают в себя и перспективное действие. Пределы действия этих норм шире, ибо они регулируют не только новые факты и отношения (перспективное действие), но и факты, отношения, принадлежащие прошлому.

 

При решении вопросов, связанных с привлечением физических и физических лиц к ответственности, дается юридическая оценка содеянному в прошлом, производится квалификация ранее совершенного неправомерного деяния (как преступления, проступка, объективно – противоправного деяния). Здесь возможны три варианта решений о применении санкции за правонарушения, совершенные до вступления новой нормы в силу:

 

1). Деяние квалифицируется и санкция применяется на основе старой нормы (перспективное действие более суровой нормы и переживание старой);

 

2). Производство по уголовному, административному делу прекращается либо деяние квалифицируется и санкция применяется на основе новой, смягчающей ответственность нормы (немедленное действие новой нормы, немедленное прекращение действия старой нормы на ранее совершенные деяния, то есть на деяния, которые окончились, когда старая норма действовала). Такое понимание немедленного действия нормы, отменяющей, смягчающей ответственность, не противоречит статья 10 УК РФ, статья 1.7 КоАП РФ, закрепляющим обратную силу таких норм, поскольку нормы с обратной силой одновременно являются и нормами немедленного действия;

 

3). Изменяется ранее принятый акт (приговор, постановление, решение о квалификации деяния и назначении санкции за него), деяние квалифицируется и санкция применяется на основе новой нормы, смягчающей ответственность, либо акт о привлечении к ответственности отменяется и виновный вообще освобождается от ответственности на основе новой нормы, устраняющая ответственность за соответствующие деяния. Если издается такая норма обратного действия, то одновременно решается вопрос, снимается ли судимость (состояние наказанности) с лиц, которые освобождены от дальнейшего исполнения наказания.

 

Новые регулятивные материальные нормы тоже могут быть и перспективного, и немедленного, и обратного действия. Например, норма о включении в стаж необходимого для назначения пенсии времени обучения в вузе может быть распространена:

 

-только на тех, кто учится или еще будет учиться, или на тех, кто ранее обучался в вузе, но еще не получает пенсию (перспективное действие нормы);

 

- и на тех, кто уже получает пенсию, в связи с чем производится перерасчет (увеличение) размера пенсии со дня вступления новой нормы в силу (немедленное действие нормы);

 

-и на тех, кто уже получает пенсию с перерасчетом (увеличением) ее размера с более ранней даты, чем ее вступление в силу.

 

Так, в Указе Президента РФ от 17 декабря 2002 года «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» содержатся нормы немедленного действия. Со дня его официального опубликования (вступления в силу) в стаж государственной службы при назначении пенсии за выслугу лет включаются периоды службы многих категорий лиц, в том числе и не занимавших должности государственной службы (занимавших должности в государственных учреждениях, профсоюзных органах, международных организациях).

 

Обратное ревизионное действие правовой нормы может быть минимальным (перерасчет пенсий за ограниченное время) или максимальным (перерасчет пенсий с даты их назначения). Такой максимализм можно считать правовой фантастикой. Но в жизни бывает всякое. Конечно, решая вопросы об избрании при принятии нового закона одного из вариантов существующей темпоральной, коллизионной триады, законодатель учитывает многие факторы: интересы граждан, интересы и финансовые возможности государства, идею справедливости и так далее (Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная практика. – Москва: Норма, 2004 год, стр. 168-172).

 

Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

 

Рассматривая вопросы действия нормативных правовых актов во времени, следует остановиться и на явлении, противоположном обратной силе – на так называемом «переживании» нормативно-правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствии с новым нормативным правовым актом требуется определенный срок.

 

Сходное с переживанием нормативных правовых актов явление наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все «старое» законодательство, принятое на предыдущем этапе развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено одним росчерком пера. Однако для принятия огромного количества нормативно-правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать разнообразные общественные отношения, требуется немало времени. Поэтому «революционерам» и «преобразователям», как правило, приходится пролонгировать действие норм права, содержащихся в уже отмененных нормативно-правовых актах. В отечественной истории только в XX веке подобная ситуация возникла два раза – в 1917 и в 1991 годах.

 

Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроактивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта, при изучении действия норм права во времени следует обращать внимание на два обстоятельства. Во-первых, на сроки календарного действия правовых норм: они ограничены моментом вступления в юридическую силу нормативно-правового акта и моментом утраты им юридической силы. И, во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.

 

Основные принципы действия нормативно-правовых актов во времени нашли отражение в важнейших международных документах, в частности, в актах, составляющие Хартию прав человека.

 

«Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено» (часть 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 года).

 

«1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается боле легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.

 

2. Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом» (статья 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года).

 

Действие во времени – наиболее значимый параметр с практической точки зрения действия нормативных правовых актов. Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативно-правовых актов во времени (внимание следует обращать, прежде всего, на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативно-правового акта, и лишь иногда – переживание его действия) на практике нередко возникают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 307-310).

 

Нормы права должны действовать во времени в соответствии со следующими принципами:

 

-общее правило – немедленное действие правовых норм,

 

-норма, ухудшающая правовое положение граждан и других субъектов права, должна иметь только перспективное действие,

 

-норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу,

 

-исключения из этих правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм (Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени// Советское государство и право. 1991 год. № 2. стр. 11-20).

 

Совершенствованию правового регулирования действия закона во времени посвящена статья А.М. Медведева. Автор говорит о целесообразности установления норм, регулирующих действие закона во времени, не только в Конституции, но и в отраслевом законодательстве, подобно тому, как это имеет место в УК РФ и в КоАП РФ. Правовые нормы, непосредственно регулирующие действие закона во времени, по мнению автора, должны быть таковы:

 

1. Правомерность или противоправность поведения граждан, юридических лиц, общественных объединений и других субъектов, а равно их ответственность за противоправные деяния определяются законом, действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.

 

2. Закон, устраняющий противоправность деяния или смягчающий ответственность за него, либо иным образом улучшающий правовое положение субъекта, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лиц, совершивших деяние до издания нового закона. Закон, имеющий обратную силу, вводится в действие и подлежит исполнению с момента его принятия.

 

3. Закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него, либо иным образом ухудшающий правовое положение лица, обратной силы не имеет. Закон, не имеющий обратной силы, вводится в действие с момента официального опубликования и подлежит применению по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иной более длительный срок не указан в самом законе.

 

4. В случае коллизии или конкуренции законов, предусматривающих различную по виду и строгости ответственность за однородные деяния, применяется более мягкий, более благоприятный для лица закон (Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени// Государство и право. 1995 год. № 3. стр. 69-75).

4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

 

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно.

 

Территорией государства признается часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно к ней относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; граждански суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

 

Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Так, особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне; в оффшорной зоне; на территории, которая отличается сложными климатическими условиями или имеет иные существенные особенности – например районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (глава 50 Трудового кодекса РФ).

 

Свою территорию действия имеют нормативные правовые акты местных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

 

Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и действующих на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.

 

Проблема территориального действия нормативных правовых актов особую актуальность приобретает в федеральных государствах. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия нормативных правовых актов Федерации и субъекта Федерации и различных субъектов Федерации.

 

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации, находящимися за границей. Суть экстерриториального действия – в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник дл





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.