Эскизное проектирование и его этапы. CASE-технологии. Каждый специалист, работающий на предприятии, должен уметь определить возможность и целесообразность применения автоматизированной информационной технологии в своей профессиональной деятельности. Для этого он должен уметь проводить упрощенное эскизное проектирование информационной технологии, автоматизирующей выполняемые им функции. На специалиста возлагается обязанность решения частных задач управления, входящих в состав функционального комплекса. (Например, задачи учета основных средств входят в состав комплекса учетных задач системы управления предприятием). Тем не менее, при эскизном проектировании нужно учитывать, что информационная технология - это система, все её элементы взаимосвязаны, и решение частных задач должно увязываться с целями и критериями задач, решаемых на соседних уровнях управления. При эскизном проектировании такой частной информационной технологии выполняются те же стандартизированные этапы проектирования автоматизированных систем, только в упрощенном виде. Этапы эскизного проектирования: Элементы предпроектного анализа - анализ организационной структуры существующей системы управления и определение места специалиста; - анализ функциональной структуры системы управления и определение места и структурных связей автоматизируемых функций; - анализ информационных потоков (документооборота), их маршрутов, узлов пересечения, содержания, периодичности, объемов. Элементы технического проектирования - выбор хранимых данных (показателей); - определение функциональных (алгоритмических) зависимостей показателей; - организация информационной базы; - определение форм входных и выходных документов. Элементы рабочего проектирования - выбор технических средств реализации частной информационной технологии; - выбор базовых и функциональных программных средств. Элементы внедрения - приобретение и установка технических и базовых программных средств; - приобретение, адаптация и настройка функционального программного обеспечения; - создание внутримашинного информационного фонда (заполнение базы данных). Автоматизированные системы появились практически с первыми ЭВМ и прошли достаточно долгий путь развития. Опыт их создания показал, что все стадии проектирования являются чрезвычайно трудоемкими. Поэтому, естественно, не прекращаются работы по созданию методов и средств автоматизации проектирования ЭИС. Сформировались четыре подхода к автоматизации процессов создания проектных решений: элементный, подсистемный, объектный и модельный. Элементный подход предполагает использование типовых проектных решений по отдельным функциональным задачам управления. Подсистемный подход использует накопленный опыт разработок по проектированию функциональных подсистем (планирования, учета, анализа и т.д.). При объектном подходе используются типовые решения для целого класса объектов (например, ЭИС консервным комбинатом, ЭИС предприятием). К сожалению, перечисленные подходы оказались малоэффективными, т.к. требуют значительных доработок, связанных с непохожестью конкретного реального предприятия на „типовое“, к которому привязаны типовые проектные решения. Кроме того, первые три подхода позволяют ускорить только третью стадию создания ЭИС - рабочее проектирование. Самыми же трудоемкими стадиями являются предпроектный анализ и техническое проектирование. В настоящее время наиболее перспективным является модельный подход к автоматизации проектирования информационных систем. Сутью модельного подхода является последовательное преобразование управления: от общей математической модели управления до алгоритмической модели решаемой функциональной задачи. Модельный подход нашел отражение в технологиях проектирования, называемых CASE-технологиями. Они поддерживают проектирование, выбор технологии, архитектуры и написание программного обеспечения. CASE (Computed Aided Software Enginering) - система конструирования программ с помощью компьютера. Разработчик с её помощью описывает предметную область; входящие в нее объекты, их свойства; связи между объектами и их свойствами. В результате формируется модель, описывающая основных участников системы, из полномочия, потоки финансовых и иных документов между ними. В ходе описания создается электронная версия проекта, которая распечатывается и оперативно передается для согласования всем участникам проекта как рабочая документация. В процессе создания проекта выделяют следующие этапы: - формирование требований, разработка и выбор варианта концепции системы; - разработка и утверждение технического задания на систему; - „эскизный“ и технический проекты с описанием всех компонентов и архитектуры системы; - рабочее проектирование, в процессе которого разрабатываются и отлаживаются программы; описание структуры базы данных; создание документации на поставку и установку технических средств; - ввод в действие, включающий установку и включение аппаратных средств, инсталлирование программного обеспечения, загрузку баз данных, тестирование системы, обучение персонала; - эксплуатация системы, включающая сопровождение программных средств и всего проекта, поддержку и замену аппаратных средств. В настоящее время существует множество CASE-систем, различающихся по степени компьютерной поддержки этапов разработки проектов. Часть из них обеспечивает только графическое представление функций подразделений учреждения и потоков информации между ними, в других автоматизирован процесс описания баз данных и составления некоторых программ или их частей. Основные достоинства CASE-технологии: повышение производительности труда программистов на несколько порядков, возможность формализовать документирование и администрирование проектов, минимизация ошибок и несовершенства программного обеспечения конечных пользователей, ускорение обучения персонала и использования программного обеспечения в полном объеме, постоянное обновление и модернизации пользовательских программ. Наиболее известной в России в настоящее время является CASE-система Oracle, позволяющая создавать приложения на базе одноименной СУБД. |