Карта наблюдения за деятельностью и поведением ученика ТЕМА 3. ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Карта наблюдения за деятельностью и поведением ученика Цель: Составление индивидуальной психолого-педагоги- ческой характеристики на ученика, выявление детей "группы риска". Форма проведения: невключенное наблюдение. I. Внешний вид ребенка. Норма: "внешний вид благоприятный". Не норма: - физические дефекты (увеличенный или уменьшенный объем головы, неправильный прикус, косоглазие, экземы, язвы, и т.п.); - неопрятность, неаккуратность внешнего вида (непричесан, грязная несвежая одежда и т.п.) - возможно предположить педагогическую запущенность со стороны родителей. II. Особенности двигательной сферы. 1. Асимметрия коры больших полушарий (левша или правша). 2Походка. Не норма: - замедленность; -ускоренность; - неуверенность; - раскоординированность; - рассогласованность движений рук и ног. 3Мелкая моторика (включая особенности почерка). Не норма: - тремор рук; - замедленность; -ускоренность; - раскоординированность. 4. Мимика. Не норма: отсутствие мимических реакций, невыразительность, маскообразность лица. Норма: - средний уровень выразительности, изменение мимики при реагировании на происходящее; - ярко выраженные мимические реакции, богатство выразительных средств. 5. Жестикуляция во время речи - отсутствует; - средний уровень выраженности; - ярко выражена. 6. Речевые характеристики а) темп - дрожание голоса, заикание; - замедленный темп речи; - ровный темп речи, уверенность, спокойствие; - ускоренный темп речи (тараторит, проглатывает слова); - неравномерный. б)интонация - бедный интонационный рисунок, речь невыразительна, монотонность; - использование интонации для постановки смысловых акцентов; - богатый интонационный рисунок, яркость, выразительность речи. в) громкость II. низкий уровень (тихий голос); III. средний уровень; IV. высокий уровень (громкий, звучный голос). Отмечается наличие голосовых модуляций. IV. Общий темп работы V. низкий, медлительные, тормозные двигательные реакции; -средний; VI. высокий; -неравномерный. Необходимо обратить внимание на наличие импульсивных реакций. Они могут свидетельствовать о том, что ребенок перенес черепно-мозговую травму. - Работоспособность VII. низкая (быстрая утомляемость, истощаемость); -средняя; VIII. высокая. 7. Эмоциональный фон (фон настроения). IX. снижен (плаксивость, грусть); X. ровный, спокойный; XI. повышен (радость, удовлетворение); XII. неустойчивый. Отмечается степень выраженности эмоционального реагирования. 8. Познавательные процессы. 8. Внимание XIII. частые колебания внимания, отвлекаемость, рассеянность либо расторможенность в поведении, ошибки из-за невнимательности; XIV. сосредоточенность, способность сконцентрировать внимание на выполняемой деятельности; XV. устойчивость внимания, продолжительность сосредоточения на выполняемой деятельности; XVI. переключаемость внимания, переход от одного вида заданий к другому (отмечается шаблонность, персеверация, что может свидетельствовать о ЗПР, УО, ригидности, инертности). 8. Память XVII. логическое либо механическое запоминание, что позволяет сделать вывод о понимании учебного материала. Возможно определение преобладающего типа запоминания (зрительный, слуховой, моторный). XVII. Мышление - низкий уровень развития логических операций (сравнение, установление аналогий, обобщение); - средний уровень развития логических операций; - высокий уровень логических операций (способность к детальному анализу и систематизации информации, наличие проблемных вопросов, способность к самостоятельному конструированию алгоритма решения учебных задач); - нестандартность мышления, креативность. XVII. Речевое развитие - правильность речи, произношение, употребление слов, их согласование; - легкость и точность выражения мысли, затрудненность речи; - наличие связной речи; - словарный запас. 9. Степень вовлеченности в обследование или учебный процесс, особенности мотивации. Выделяют следующие виды мотивов: 9. мотив общения; 9. игровая мотивация; 9. состязательная мотивация; 9. мотив оценки; 9. познавательная мотивация. 10. Оценка ребенком своих результатов. Психолог, организующий обследование, либо учитель, проводящие урок, используют вопросы: 10. Хорошо ли ты сделал? 10. Что получилось, что не получилось? 10. Доволен ли ты своим результатом? Этими вопросами оцениваются самооценка ребенка, его критичность. 11. Установление контакта со взрослыми и отношение к обследованию. Выделяют следующие виды эмоциональных отношений со взрослыми: 1. Интимно-личные - стремление к физическому контакту, такое стремление, как правило, является признаком острого дефицита такого общения. I. Активно-положительное - ребенок радуется. II. Спокойно-положительное. III. Пассивно-положительное. IV. Конфликтное, амбивалентное: двойственность, противоречивость отношения. V.Индифферентное: При наблюдении за ребенком, его отношения со взрослыми определяют сформированность чувства дистанции. Оно может быть от фамильярного "ты", что говорит о заниженном чувстве дистанции и может свидетельствовать о задержке психического развития или низком культурном уровне социальной среды; до повышенного чувства дистанции: беспрекословное послушание (как правило, это воспитывается в семье с авторитарным стилем отношений, говорит о выраженной ориентации на взрослого). Часть детей во время эксперимента действуют автономно от взрослого, как по своей программе. VIII. Обучаемость-индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения. Эти показатели в процессе эксперимента определяются по мере того, как использует, принимает помощь испытуемый. Существуют разные квалификации видов помощи. Например, по содержанию: V. Стимуляция - тип помощи, когда говорят: "Подумай!", "Проверь еще раз", "Ты хорошо подумал?" и т.п. Это дополнение недостаточно сформированного контроля. Такой вид помощи бывает достаточен тем детям, которые обладают слабыми волевыми усилиями, у них недостаточно выражена мотивация. V. Эмоционально регулирующая помощь. Она, как правило, выражается в словах: "Ты же умный мальчик, у тебя все получается" и т.п. Такой вид помощи необходим неуверенным, тревожным детям. V. Направляющая - заключается в активизации произвольного внимания ребенка. Для этого используют следующие высказывания: "Не спеши", "Как ты говоришь", "Посмотри внимательно на образец", "С чего ты начнешь?", "Дальше?.." Можно использовать другие приемы. При этом необходимо придерживаться следующих ограничений: не сле дует давать никаких конкретных указаний относительно того, какие действия надо делать; не следует оценивать ни избранные ребенком способы работы, ни полученный результат. I. Организующая - это такой вид помощи, при которой ребенок выполняет исполнительские действия, а контроль и оценку производит взрослый. Происходит как бы разделение функций между ребенком и взрослым. Примером наиболее выраженной формы организующей помощи является так называемый "пошаговый контроль" за работой ребенка. Здесь дается полная программа действий. I. Обучающая - взрослый непосредственно сам предлагает ребенку способ действия, и объем оказанной помощи имеет существенное диагностическое значение, поэтому она оказывается в минимальном объеме. Например, взрослый указывает ребенку возможность применения иного способа действия, но не объясняет, как надо действовать. Больший объем помощи предполагает задавание вопросов - "подсказок", наталкивающих ребенка на нужный способ работы. Только после того взрослый переходит кспециальным приемам, как ограничение объема, предъявленного материала, обсуждение отдельных операций, совместное выполнение некоторых из них. Показ способа работы с его одновременным объяснением является самой большой по объему обучающей помощью. Вне зависимости от объема обучающей помощи, оказанной ребенку, необходимо предложить ему сходное задание для того, чтобы проконтролировать усвоение способа решения. |