МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Карта наблюдения за деятельностью и поведением ученика





ТЕМА 3. ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карта наблюдения за деятельностью и поведением ученика

Цель: Составление индивидуальной психолого-педагоги- ческой характеристики на ученика, выявление детей "груп­пы риска".

Форма проведения: невключенное наблюдение.

I. Внешний вид ребенка.

Норма: "внешний вид благоприятный".

Не норма:

- физические дефекты (увеличенный или уменьшенный объем головы, неправильный прикус, косоглазие, экземы, язвы, и т.п.);

- неопрятность, неаккуратность внешнего вида (неприче­сан, грязная несвежая одежда и т.п.) - возможно предполо­жить педагогическую запущенность со стороны родителей.

II. Особенности двигательной сферы.

1. Асимметрия коры больших полушарий (левша или правша).

2Походка. Не норма:

- замедленность; -ускоренность;

- неуверенность;

- раскоординированность;

- рассогласованность движений рук и ног.

3Мелкая моторика (включая особенности почерка). Не норма:

- тремор рук;

- замедленность; -ускоренность;

- раскоординированность.

4. Мимика.

Не норма: отсутствие мимических реакций, невыразитель­ность, маскообразность лица. Норма:

- средний уровень выразительности, изменение мимики при реагировании на происходящее;

- ярко выраженные мимические реакции, богатство вы­разительных средств.

5. Жестикуляция во время речи

- отсутствует;

- средний уровень выраженности;

- ярко выражена.

6. Речевые характеристики

а) темп

- дрожание голоса, заикание;

- замедленный темп речи;

- ровный темп речи, уверенность, спокойствие;

- ускоренный темп речи (тараторит, проглатывает слова);

- неравномерный.

б)интонация

- бедный интонационный рисунок, речь невыразительна, монотонность;

- использование интонации для постановки смысловых акцентов;

- богатый интонационный рисунок, яркость, выразитель­ность речи.

в) громкость

II. низкий уровень (тихий голос);

III. средний уровень;

IV. высокий уровень (громкий, звучный голос).

Отмечается наличие голосовых модуляций.

IV. Общий темп работы

V. низкий, медлительные, тормозные двигательные реакции;

-средний;

VI. высокий;

-неравномерный.

Необходимо обратить внимание на наличие импульсив­ных реакций. Они могут свидетельствовать о том, что ребе­нок перенес черепно-мозговую травму.

- Работоспособность

VII. низкая (быстрая утомляемость, истощаемость);

-средняя;

VIII. высокая.

7. Эмоциональный фон (фон настроения).

IX. снижен (плаксивость, грусть);

X. ровный, спокойный;

XI. повышен (радость, удовлетворение);

XII. неустойчивый.

Отмечается степень выраженности эмоционального реа­гирования.

8. Познавательные процессы.

8. Внимание

XIII. частые колебания внимания, отвлекаемость, рассеян­ность либо расторможенность в поведении, ошибки из-за невнимательности;

XIV. сосредоточенность, способность сконцентрировать внимание на выполняемой деятельности;

XV. устойчивость внимания, продолжительность сосредо­точения на выполняемой деятельности;

XVI. переключаемость внимания, переход от одного вида за­даний к другому (отмечается шаблонность, персеверация, что может свидетельствовать о ЗПР, УО, ригидности, инертности).

8. Память

XVII. логическое либо механическое запоминание, что позво­ляет сделать вывод о понимании учебного материала.



Возможно определение преобладающего типа запомина­ния (зрительный, слуховой, моторный).

XVII. Мышление

- низкий уровень развития логических операций (сравне­ние, установление аналогий, обобщение);

- средний уровень развития логических операций;

- высокий уровень логических операций (способность к детальному анализу и систематизации информации, нали­чие проблемных вопросов, способность к самостоятельно­му конструированию алгоритма решения учебных задач);

- нестандартность мышления, креативность.

XVII. Речевое развитие

- правильность речи, произношение, употребление слов, их согласование;

- легкость и точность выражения мысли, затрудненность речи;

- наличие связной речи;

- словарный запас.

9. Степень вовлеченности в обследование или учебный процесс, особенности мотивации.

Выделяют следующие виды мотивов:

9. мотив общения;

9. игровая мотивация;

9. состязательная мотивация;

9. мотив оценки;

9. познавательная мотивация.

10. Оценка ребенком своих результатов.

Психолог, организующий обследование, либо учитель, проводящие урок, используют вопросы:

10. Хорошо ли ты сделал?

10. Что получилось, что не получилось?

10. Доволен ли ты своим результатом?

Этими вопросами оцениваются самооценка ребенка, его критичность.

11. Установление контакта со взрослыми и отношение к обследованию.

Выделяют следующие виды эмоциональных отношений со взрослыми:

1. Интимно-личные - стремление к физическому контак­ту, такое стремление, как правило, является признаком ост­рого дефицита такого общения.

I. Активно-положительное - ребенок радуется.

II. Спокойно-положительное.

III. Пассивно-положительное.

IV. Конфликтное, амбивалентное: двойственность, проти­воречивость отношения.

V.Индифферентное:

При наблюдении за ребенком, его отношения со взрос­лыми определяют сформированность чувства дистанции. Оно может быть от фамильярного "ты", что говорит о зани­женном чувстве дистанции и может свидетельствовать о задержке психического развития или низком культурном уровне социальной среды; до повышенного чувства дистан­ции: беспрекословное послушание (как правило, это воспи­тывается в семье с авторитарным стилем отношений, гово­рит о выраженной ориентации на взрослого).

Часть детей во время эксперимента действуют автоном­но от взрослого, как по своей программе.

VIII. Обучаемость-индивидуальные показатели скорос­ти и качества усвоения знаний, умений и навыков в процес­се обучения.

Эти показатели в процессе эксперимента определяются по мере того, как использует, принимает помощь испытуемый.

Существуют разные квалификации видов помощи.

Например, по содержанию:

V. Стимуляция - тип помощи, когда говорят: "Подумай!", "Проверь еще раз", "Ты хорошо подумал?" и т.п. Это допол­нение недостаточно сформированного контроля. Такой вид помощи бывает достаточен тем детям, которые обладают слабыми волевыми усилиями, у них недостаточно выраже­на мотивация.

V. Эмоционально регулирующая помощь. Она, как пра­вило, выражается в словах: "Ты же умный мальчик, у тебя все получается" и т.п. Такой вид помощи необходим неуве­ренным, тревожным детям.

V. Направляющая - заключается в активизации произ­вольного внимания ребенка. Для этого используют следую­щие высказывания: "Не спеши", "Как ты говоришь", "Посмотри внимательно на образец", "С чего ты начнешь?", "Дальше?.."

Можно использовать другие приемы. При этом необ­ходимо придерживаться следующих ограничений: не сле­

дует давать никаких конкретных указаний относительно того, какие действия надо делать; не следует оценивать ни избран­ные ребенком способы работы, ни полученный результат.

I. Организующая - это такой вид помощи, при которой ребенок выполняет исполнительские действия, а контроль и оценку производит взрослый. Происходит как бы разделе­ние функций между ребенком и взрослым. Примером наи­более выраженной формы организующей помощи является так называемый "пошаговый контроль" за работой ребенка. Здесь дается полная программа действий.

I. Обучающая - взрослый непосредственно сам пред­лагает ребенку способ действия, и объем оказанной помо­щи имеет существенное диагностическое значение, поэто­му она оказывается в минимальном объеме. Например, взрослый указывает ребенку возможность применения ино­го способа действия, но не объясняет, как надо действо­вать. Больший объем помощи предполагает задавание воп­росов - "подсказок", наталкивающих ребенка на нужный способ работы. Только после того взрослый переходит кспециальным приемам, как ограничение объема, предъявлен­ного материала, обсуждение отдельных операций, совмест­ное выполнение некоторых из них. Показ способа работы с его одновременным объяснением является самой большой по объему обучающей помощью. Вне зависимости от объе­ма обучающей помощи, оказанной ребенку, необходимо предложить ему сходное задание для того, чтобы проконт­ролировать усвоение способа решения.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.