Электронное информационное хранилище данных Ядро АИС налоговой службы составляет электронное информационное хранилище данных (далее хранилище данных). Оно предназначено для хранения, оперативного получения и анализа интегрированной информации по всем видам деятельности ГНИ. Данные в таком хранилище характеризуются следующими свойствами: • Предметная ориентация: данные организованы согласно предмету, а не приложению. Для налоговой инспекции хранилище данных должно быть организовано по плательщикам налогов, а не по видам налогов. • Интегрированность: в хранилище данные могут поступать из различных приложений, использующих БД различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть едины для соответствующих данных. • Исторические данные: хранилище содержит данные, собранные во времени. Они используются для сравнения, выявления трендов и прогноза. • Неизменяемость: данные не должны обновляться или изменяться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются. • Большой объем и сложные взаимосвязи данных. К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: · метаданные, описывающие способы извлечения информации из различных источников, методы их преобразования из различных структур и форматов и доставки в хранилище; · фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени; суммарные данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов. Важнейший компонент хранилища данных — реляционная СУБД, способная быстро и надежно обрабатывать огромные массивы структурированных данных и давать ответы на различные запросы. Создание информационного хранилища данных требует решения ряда организационных вопросов, а также удовлетворения следующих требований к аппаратному и программному обеспечению: •Скорость загрузки. В хранилищах необходимо обеспечить периодическую загрузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно узкий временной интервал. Требуемая производительность процесса загрузки не должна накладывать ограничения на размер хранилища. Технология загрузки. Загрузка новых данных в хранилище включает преобразование данных, (фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирование и обновление метаданных. Это даст возможность объединить разнородную информацию из пакетов, применяемых в инспекциях. • Управление качеством данных. В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобальная согласованность данных. Мера качества построенного хранилища — объективность исходных данных и степень разнообразия возможных запросов. • Поддержка различных типов данных. В хранилище могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.н., а также уникальных типов, определяемых разработчиками. • Скорость обработки запросов. Сложные запросы, важные для принятия ответственных решений, должны обрабатываться за секунды или мину ты. Скорость обработки запроса должна зависеть от его сложности, а не от объема БД. • Масштабируемость. Хранилище ГНИ может достигать нескольких сотен гигабайт. СУБД не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сохранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления. • Обслуживание большого числа пользователей. Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов ГНИ. Сервер БД должен поддерживать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов. • Сети хранилищ данных. Сервер должен содержать инструменты, координирующие перемещение данных между хранилищами ГНИ и ГНС, информационными системами таможни, МВД, прокуратуры, органов государственной власти и т.п. Пользователи должны иметь возможность обращаться к нескольким хранилищам с одной клиентской рабочей станции. Администраторы должны быть способны управлять и выполнять административные функции в рамках сети хранилищ из одного физического центра. • Администрирование. СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затратах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различных категорий пользователей или операций, а кроме того, уметь осуществлять трассировку и настройку системы на максимальную производительность. Качество построенного хранилища определяется удобством доступа к нему для конечного пользователя. • Интегрированные средства многомерного анализа. Для обеспечения высокопроизводительной аналитической обработки необходимы средства многомерных представлений, инструменты, поддерживающие удобные функции создания предварительно вычисленных суммарных показателей и автоматизирующих генерацию таких предварительно вычисленных агрегированных величин. • Средства формирования запросов. Пользователь должен иметь возможность проведения аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступ к детальной и агрегированной информации. Из всего объема информации, с которой имеет дело ГНИ, структурированные данные составляют всего лишь около 15%, остальные 85% приходятся на неструктурированную информацию (результаты документальных проверок, решения арбитражных судов, методические материалы, нормативно-законодательные акты для различных периодов времени), без которой невозможно проводить аналитическую деятельность и принимать важные решения. Для работы с этой информацией в электронном хранилище предполагается задействовать специальные программные системы, которые обеспечивают сбор, хранение и извлечение нужной информации, используя технологии нечеткого поиска и вывода, основанного на прецедентах (для решения некоторых проблем необходима информация о том, какие результаты в подобных ситуациях были получены ранее, т. е. производится анализ прецедентов). В хранилище данных ГНИ накапливается следующая информация: 1) регистрационные данные юридических и физических лиц; 2) информация об имущественном состояния налогоплательщиков, включающая в себя сведения о • владении недвижимостью; • землепользовании; • аренде объектов недвижимости и о предоставлении их в аренду; • основных производственных фондах предприятий; • владении транспортными средствами; • приобретенной собственности за рубежом. Источниками информации служат информационно-аналитические подразделения государственных органов и информационные системы городских органов управления. Накапливаемая информация передается в соответствующие территориальные налоговые инспекции для исчисления налогов в виде, пригодном для автоматизированной обработки, а также предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы; 3) информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, включающая в себя сведения о • о ведении внешнеэкономической деятельности; • об акционировании (приватизации) и ведении операций с ценными бумагами; • налоговой отчетности налогоплательщиков; • о доходах граждан. Источниками информации служат информационно-аналитические подразделения государственных органов и информационные системы городских органов управления (ЦБ РФ, ГТК РФ, предприятия всех форм собственности и т.д.). Накапливаемая информация передается в соответствующие территориальные налоговые инспекции для исчисления налогов в виде, пригодном для автоматизированной обработки, а также предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы; 4) информация о расчетно-платежной деятельности налогоплательщиков, включающая в себя сведения о: • всех видах счетов налогоплательщиков в банках и иных кредитных учреждениях; • использовании счетов для ведения безналичных расчетов; • нарушениях налично-денежного обращения; • операциях свыше 10 тыс. долл. США; • отчетности налогоплательщиков в ГНИ. Источниками информации служат информационно-аналитические подразделения банков России в соответствии с существующим законодательством и территориальные подразделения налоговой инспекции. Накапливаемая информация предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы; 5) результаты завершенных документальных проверок налогоплательщиков, включающие в себя сведения • актов завершенных документальных проверок; • о нарушениях налогового законодательства; • о контрагентах нарушений налогового законодательства, • об административных нарушениях. Источниками информации служат контрольное управление ГНИ и территориальные подразделения налоговой инспекции. Накапливаемая информация предоставляется для ведения контрольно-ревизионной работы и работы по анализу и прогнозу; 6) Нормативно-справочная информация, отражающая состояние налогового законодательства на определенный промежуток времени. Информация поступает от органов государственного и городского управления. Информация такого рода необходима для учета особенностей налогообложения при аналитической обработке данных за длительный интервал времени. Средства электронного хранилища предусматривают организацию и ведение регистрационно-архивной работы, связанной с учетом и хранением материалов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. На основе этой информации возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обработки информации, накапливаемой в информационных фондах (как собственной информации, так и получаемой из сторонних организаций — банков, МВД, таможни, ГАИ, лицензионной и регистрационной палат и т.д.) и выдача первичного материала для планирования контрольной работы в налоговой инспекции, а также выполняются работы по исполнению запросов, поступающих от региональных, территориальных подразделений налоговой инспекции, а также от государственных органов управления. На территориальном уровне на базе фонда реализуются все необходимые функциональные процедуры. Электронное информационное хранилище строится на базе региональной инспекции. По специальным каналам связи к нему будет обеспечен доступ из прикладных подсистем территориальных, инспекций. |