Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации Лекция 10 Информатизация бюджетного процесса Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации. Структура АИС управления бюджетом. Применение АИТ в бюджетных учреждениях. Основы управления бюджетным процессом и необходимость его автоматизации Перед созданием любой системы управления определяются объект управления, задачи, решаемые им, а также взаимодействие и направленность информационных потоков. Объектом управления в данном случае выступает бюджетный процесс (БП), а основными его участниками являются бюджетные учреждения (бюджетополучатели, бюджетораспорядители, органы исполнительной власти, финансовые органы). Сложность автоматизации бюджетной системы РФ заключается в том, что первоначально нужно создать автоматизированные системы отдельных ее органов (налоговых, казначейства, органов государственного управления и т.д.), предусмотрев при этом специфику решаемых ими задач и возможность взаимодействия этих органов между собой. Для автоматизации БП РФ создается единая автоматизированная информационная система управления, обеспечивающая единство и предусматривающая взаимодействие бюджетов различных уровней: федерального, территориального и местного. Системы управления одного уровня решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных. Чем выше в бюджетной пирамиде управления стоит учреждение, тем сложнее и шире перечень решаемых в нем задач, при этом на одном бюджетом уровне могут находиться различные виды бюджетных учреждений. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга. Рассматривая действующую иерархическую структуру бюджета РФ можно представить ее следующей общей схемой (рис.1).  Рис. 1. Структура бюджетной системы РФ На уровне ФБ РФ можно выделить следующие комплексы функциональных задач, решаемые с помощью информационных технологий: 1) Свободное финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, в которых содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансировании расходных статей. 2) Бюджетное прогнозирование, которое на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок предусматривает разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджета. 3) Проект ФБ РФ, разработчики которого должны быть обеспечены необходимой информационной базой, включающей прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, нормативы финансовых затрат, планы развития государственного и муниципального секторов экономики, долгосрочные целевые программы и т.п. 4) Исполнение ФБ начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах подготавливается организационный план, в котором определяются задачи подразделений по обеспечению выполнения бюджета, при этом на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти. 5) Контроль за целевым использованием бюджетных средств предусматривает различные варианты бюджетной отчетности. Для уровня КБ характерно выделение следующих комплексов функциональных задач: 1) определение величины нормативных отчислений регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций с учетом объемов бюджетов административно-территориальных образований; 2) анализ формирования и использования централизованного финансового фонда страны; 3) сводное финансовое планирование доходов и расходов государства; 4) разработка прогнозов экономического и социального развития государства и его территории расчет показателей обеспеченности жителей страны и территории для проведения сравнительного анализа состояния отдельных и территорий РФ и с аналогичными показателями других государств. На местном уровне необходимо решать задачи, связанные с планированием, распределением и контролем использования бюджетных средств по подведомственным учреждениям. Нередко ведется учет по различным уровням финансирования: республиканское, федеральное и т.п. Так же неизбежно встают вопросы интеграции используемой системы автоматизации с системой, используемой распорядителем более высокого уровня. Каждый участник данной схемы выполняет определенные, отведенные ему функции и может рассматриваться как отдельный объект автоматизации и внедрения информационных технологий. 1) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ используют автоматизированную информационную территориально распределенную систему «Финансы» 2) Для формирования и исполнения региональных бюджетов используется автоматизированная система составления и исполнения бюджета (АССИБ) 3) Банковская система РФ использует внутренние банковские системы фирм «Асофт», «Диасофт», «Интербанксервис» и другие, а связь с клиентами организуется на базе программно-технического комплекса «Клиент-банк». 4) В налоговых органах - АИС «Налог». 5) Налогоплательщики используют программные продукты фирм «Галактика», «1С», а также средства электронного офиса (табличные процессоры, системы управления базами данных и т.д.). 6) Органы Федерального казначейства используют АИТ, в которую входят два основных программных комплекса (АИС КАЗНА (доходы), «СМЕТА — W», «СМЕТА — F» (расходы)). 7) На уровне бюджета города используется АИС бюджетного процесса — электронное казначейство (АИСБП — ЭК). 8) Для автоматизации финансового и бухгалтерского учета и формирования отчетности на бюджетных предприятиях и организациях используются собственные программные разработки и часто встречающиеся продукты фирм «Галактика», «Парус», «1С», «Интеллект-сервис». |