МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Специфика соотношения эмпирического и теоретического в технических науках





 

Предмет философии техники. Понять сущность техники, перейти к архитектуре как виду технической деятельности.

Философия техники.

Что является объектом философии техники? Техника.

Что является предметом философии техники? Сущность и бытие техники, или можно иначе – наше отношение к технике.

Что такое техника? - это деятельность человека. опосредованная артефактами.

Но тем не менее, если мы присмотримся к нашему языку, то мы увидим, что понятие техники трактуется гораздо более широко. Да, это и техника гимнастики, техника письма, техника проектирования и так далее. То есть имеется в виду деятельность в широком смысле слова, но имеющая определенную практическую цель. Целью этой деятельности является реализация законов и принципов (правил). Практическая деятельность - и это будет сущность техники.

А проявление техники может быть различно:

- это могут быть и артефакты (механизмы, реализация на практике этих принципов): работающие механизмы.

- деятельность механизмов это реализация законов, принципов практической деятельности);

- проектирование механизмов – это тоже реализация, поскольку мы проектируем применение существующих законов к созданию средств реализации этих законов.

Обычно философы и инженеры, включают в понятие техники: проектирование, создание, использование и утилизация артефактов. Но на самом деле это лишь явления сущности техники. Сама техника – это деятельность по реализации каких-то предметов. Она может быть не опосредована какими-то артефактами – та же техника танца. Какие здесь артефакты? Но принцип эстетический здесь реализуется.

Техника искусства сложения стиха, написания музыкального произведения. Здесь тоже есть законы. Законы стихосложения, это их реализация. Это сущность. А сущность существует в голове человека. А в реальности техника существует в виде каких-то конкретных видов – то ли это деятельность танцора, водителя грузовика, инженера, гимнаста, механика – все это будет явление техники, в отличие от ее сущности.

Перейдем к архитектуре.

Здесь то же самое. Архитектурная деятельность – это одно из явлений сущности техники. Но здесь должны быть свои особенности.

Есть техническая наука, а есть техническое производство. Что было раньше? Что являлось первичным, а что вторичным.

Вот здесь можно вспомнить об архитектуре. В философии науки, особенно технической науки, до сих пор стоит проблема: что раньше и что позже, что считать источником? Все-таки общее мнение: наука – правило, по которому происходят технические действия.

Но история показывает, что это вовсе не так. В качестве примера обычно приводят науку Нового времени, то есть когда наука уже становится классической, и она превращается в самостоятельную область деятельности человека, когда она отделяется от практики непосредственной. Но вот здесь и появляется проблема: наука есть, наука как некий институт, какое она отношение имеет к технике, к производству?

Но вот действительно, история показывает, что скорее всего сначала был опыт, было производство, а за ним уже шла наука.

Ходячие примеры. Галилео Галилей. Кто он? Для начала он был бизнесменом, продавал подзорные трубы. Но соответственно и изготовитель. Тогда на подзорные трубы был бум, только что открыли, что с помощью увеличительных стекол можно увидеть нечто очень далекое или маленькое, и все бросились на производство подзорных труб. В том числе и он. Но он оказался плохим бизнесменом, и обанкротился. Тогда он решил создать такую подзорную трубу, равной которой просто не найдется в мире. Но для этого ему нужно было узнать принцип работы трубы. Потому что первые трубы создали чисто опытным путем. Брали стеклышки, ставили их на расстояние друг от друга, и смотрели: увеличится или не увеличится, на сколько увеличится. А он, изучая работу трубы подзорной, пришел к оптическим законам. То есть, отталкиваясь от готового продукта, он пришел к научным законам, к открытию научных законов – законов оптики. И создал первый в мире телескоп, благодаря которому увлекся астрономией.



Еще пример, из его же деятельности. Он решил изучить действие винта (который вворачивают в дерево с помощью отвертки). Для этого он постарался упростить образ этого винта. Он представил себе идеальный шар на абсолютно ровной поверхности. И сделал одну риторическую попытку - попытался вдавить шар в поверхность. Конечно, у него ничего не получилось. Но зато он слабым движением руки толкнул это шар в сторону, и он покатился. Оказалось, что предметы движутся по горизонтали легче, чем их вдавливать внутрь. Куда они в общем-то стремятся, но куда их не пускают. Вот после этого он перешел к винту. Винт – вещь с нарезкой. Почему благодаря нарезки винт относительно легко входит в дерево? Хотя гвоздь без нарезки нужно вбивать молотком, с усилием. Прообраз перед вами уже есть. Винт движется почти по горизонтали, а это движение легко исполняется, почти без усилий. А отсюда он перешел к открытию: какой же винт лучше? А какой лучше? С меньшим шагом, чем ближе резьба к горизонтали, чем больше этих нарезок, тем легче винт входит в дерево. А отсюда он выводит золотое правило механики. Если у винта гораздо больше нарезок, чем у предыдущих вариантов, то времени потребуется больше. Золотое правило механики: выигрывая в силе, потеряем во времени и в расстоянии.

Вот эти два примера показывают, что сначала были артефакты, созданные чисто опытным путем, а уже потом появилась теория. Теория шла за артефактом, за производством, можно сказать.

И вот теперь давайте посмотрим, как это произошло в архитектуре. Похоже, правда?

Принципы архитектуры?

Польза, прочность, красота – это скорее цели.

Принципы, которые открыли в результате изучения уже созданных строений.

Механические, точность, прочности… - это скорее инженерия, чем архитектура

Принципы сомасштабности, гармония, стоечно-балочная система, ордера, гармония…Вот эти принципы являются теоретическими или практическими? Они относятся к теории или к эмпирическому уровню?

Давайте вспомним, что такое теория.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ знания имеет дело с чувственно воспринимаемыми предметами.

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение (научное наблюдение), эксперимент, сравнение, описание, абстрагирование.

РЕЗУЛЬТАТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) единичный факт – в случае экспертизы; 2) обобщенный факт, эмпирический закон (проверить на эмпирическом уровне можно с помощью эксперимента); 3) система эмпирических законов.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ имеет дело с построениями нашего разума, это не реальный предмет.

ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ УРОВНЮ присуща идеализация – основной признак теоретического уровня.

Один из видов ИДЕАЛИЗАЦИИ – идеализированный, мысленный эксперимент, когда мы в уме производим очистку процесса от всех остальных процессов, как это было при открытии закона инерции.

Другой вид ИДЕАЛИЗАЦИИ – берем реальный предмет, но доводим интенсивность его свойств до предела, до 100% (абсолютно черное тело).

Третий вид ИДЕАЛИЗАЦИИ – привнесение чего-то искусственного, например, отрицательное число, мнимое, иррациональное.

Самое главное ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ имеет дело с теоретическими законами. Они не имеют никакого отношения к действительности, это схемы которые существуют только в голове человека. Именно потому, что невозможно представить себе абсолютно чистый процесс. Такие общие законы, они как раз и отражают чистые процессы, чего на самом деле быть не может.

 

 

Есть ли ИДЕАЛИЗАЦИИ в архитектурной науке?

Надо учесть некую специфику. Есть общие теоретические законы и в технических науках, но в ни есть одна особенность. Поскольку эти законы реализуются в изобретениях, а изобретения имеют дело с определенными материалами, то в эти идеализации должны попадать и свойства используемых материалов. Некое чистое построение плюс свойства реальных материалов, которые используются, учет свойств этих материалов.

Но для простоты понимания – закон Бойля-Мариотта. Есть закон, имеющий дело с газами. Чем выше температура, чем выше давление, тем выше энергия или сила. То есть, если мы будем нагревать какой-то газ или вещество, то чем выше температура и соответственно чем шире его объем, чем больше мы на этот объем давим, тем больше энергия этого газа.

Так вот, в технике еще есть теория парового двигателя. Здесь тот же самый закон действует. Чем выше мы нагреем воду, чем больше мы будем давить на пар, который получится в результате нагревания, тем большую силу мы получим в этом двигателе. А причем здесь материал и его свойства? Закон парового двигателя подтверждает закон Бойля-Мариотта? Давайте опровергнем, давайте вспомним, что при определенном давлении и температуре пар опят превращается в воде. Температура плюс давление – и опять получается вода, и закон Бойля-Мариотта перестает действовать. До определенного момента он действует. Но для этого и стоят измерители в кабине машиниста, чтобы смотреть какова температура и каково давление. И есть предел, до которого можно разгонять все это, и когда происходит уже обратный процесс.

Здесь огромную роль играют свойства используемого материала. И они могут использоваться лишь до определенного предела, когда естественный закон перестает действовать. Вот эти и отличаются законы теоретические технические от теоретических законов естественных наук. В естественных науках подобные вещи не учитываются. В теоретических они должны учитываться, иначе изобретение не будет работать.

Это мы все говорим, чтобы вы додумались: есть ли теоретические законы в архитектуре, с учетом свойств используемого материала? Есть ли законы, действию которых свойства материалов кладут предел? Конструкция тоже должна опираться на свойства материала определенного. Но плюс, здесь еще у вас, в отличие от чисто технических наук, примешивается еще одно. Вы еще должны картинку рисовать. То есть вы должны сделать красивый фасад, предположим. Следовательно, здесь вы еще должны учитывать ЗАКОНЫ ЭСТЕТИКИ, а они тоже ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ.

Ваша деятельность, как и конструкторов, имеет три направления:

- учет естественных законов;

- учет технических законов;

- учет эстетических законов.

Вот эти три аспекта вы должны иметь в виду, когда конструируете здание.

 

И еще кое-что, о чем мы до сих пор не говорили. Но это уже относится не к теории. Вот эти три аспекта должны иметь теоретический уровень:

1) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ. Психология заказчика. Архитектор, как и в любой науке, обязательно что-то от себя привносит. В любой даже самой точной науке есть нечто от исследователя, выбор даже метода исследования идет не откуда-то со стороны, а от симпатий исследователя. Технические изобретения отличаются от всех остальных исследований тем, что они ориентируются на внешнего потребителя. Даже, если мы строим завод, мы должны учитывать мнение заказчика. Я уж не говорю об автомобилестроении, предпочтения к комфорту, скорости, форме автомобиля.

Заказчик – социум. Если мы, конечно, имеет в виду частную застройку, то здесь заказчик это какое-то лицо. Но когда речь идет о строительстве города… Когда после известного переворота стали создавать у нас В Москве точечную застройку, то здесь интерес учитывался заказчика, а не социума. Надо иметь в вид и то и то.

Что в архитектуре является эмпирическим, а что теоретическим уровнем?

Кстати в ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКЕ под эмпирическим уровнем понимается знание,

полученное в процессе производства. То есть это опыт строительства непосредственный.

 

 

Эмпирический – чувственно-воспринимаемые предметы.

Методы:

Ø Наблюдение (цель, условия, вид, взгляд, метод, итог);

Ø Сравнение (выявление общего и различия);

Ø Запись процесса, результата;

Ø Эксперимент – главный метод (воспроизведение реального процесса в искусственных условиях);

Ø Абстрагирование(односторонний подход).

Результат:

1) Единичный факт,

2) Обобщенный факт,

3) Эмпирический закон,

4) Система закона,

- только рациональная форма познания

Формы познания:

Чувственное познание – ощущения (отражение в голове человека отдельных свойств или признаков предмета.

Рациональное познание :

  • Понятие (отражение в голове человека одного но существенного признака предмета),
  • Суждение,
  • Умозаключение.

Понятие: - эмпирическое (один признак),

- теоретическое (отношение между предметами или признаками не воспринимаемых органов чувств).

Суждение – система понятий или представлений в форме повествования предложения

Умозаключение – система суждений из кот. 2 или более являются посылками, а одно выводом.

 

Теоретический уровень – имеет дело с построением нашего разума, с тем, чего на самом деле не существует – идеализация.

Главная идеализация - Теоретические законы т.к. нет процессов в чистом виде

Все процессы в природе взаимосвязаны с другими процессами, так что нет идеальных процессов – это идеализация.

Взять реальный предмет и довести его свойства до логического предела (нет идеально черных или белых предметов).

Идеальные (мысленные) эксперименты.

Как конструируется теория?

- Теория берется из двух эмпирических понятий.

Любая вещь может быть товаром:

  1. Сделана человеком,
  2. Имеет потребительскую стоимость.

Меновая стоимость-человеческий труд.


--------------------------

Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯэто непосредственное чувственное исследованиереально существующих и доступных опыту объектов.

На эмпирическом уровне осуществляютсяследующиеисследовательские процессы:

1.Формирование эмпирической базы исследования:

– накопление информации об исследуемых объектах и явлениях;

– определение сферы научных фактов в составе накопленной информации;

– введение физических величин, их измерение и систематизация научных фактов в виде таблиц, схем, графиков и т. п.;

2.Классификация и теоретическое обобщениесведений о полученных научных фактах:

– введение понятий и обозначений;

– выявление закономерностей в связях и отношениях объектов познания;

– выявление общих признаков у объектов познания и сведение их в общие классы по этим признакам;

– первичное формулирование исходных теоретических положений.

Таким образом, эмпирический уровень научного познаниясодержит в своем составе два компонента:

1.Чувственный опыт.

2.Первичное теоретическое осмыслениечувственного опыта.

Основой содержания эмпирического научного познания, полученного в чувственном опыте, являются научные факты. Если любой факт, как таковой – это достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление, то научный факт – это факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.

Выявленный и зафиксированный принятыми в науке способами, научный факт, обладает принудительной силой для системы научного знания, то есть подчиняет себе логику достоверности исследования.

Таким образом, на эмпирическом уровне научного познания формируется эмпирическая база исследования, чья достоверность образуется принудительной силой научных фактов.

Эмпирический уровень научного познания использует следующиеметоды:

1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.

Наблюдения по способу проведения делятся на:

непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);

динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т.д.).

По способу получения результатов измерения делятся на:

прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.

3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.

4. Эксперимент. Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.

По характеру поставленных целей эксперименты подразделяются на:

исследовательские, которые направлены на обнаружение у объекта новых, неизвестных свойств;

проверочные, которые служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических построений.

По методикам проведения и задачам на получение результата, эксперименты делятся на:

качественные, которые носят поисковый характер, ставят задачу выявить само наличие или отсутствие тех или иных теоретически предполагаемых явлений, и не нацелены на получение количественных данных;

количественные, которые направлены на получение точных количественных данных об объекте познания или о процессах, в которых он участвует.

После завершения эмпирического познания начинается теоретический уровень научного познания.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.