Построение эпюры емкости и проверка вместимости Основой для построения эпюры емкости служат теоретический чертеж судна и эскиз общего расположения помещений в основном корпусе. На эскизе общего расположения должны быть изображены все поперечные и продольные переборки, палубы, водонепроницаемые платформы, двойное дно, отсеки, предназначенные для груза, жидких судовых запасов и балласта, а также другие помещения, расположенные в пределах основного корпуса . Абсциссы геометрических центров отдельных отсеков определяются непосредственно с помощью эпюры емкости (в соответствии со свойствами строевой по шпангоутам). Аппликаты - приближенно, по эскизу общего расположения. Теоретическая вместимость помещений, определенная с помощью измерений соответствующих площадей на эпюре емкости, а также фактическая вместимость, учитывающая различные потери объемов, и координаты центров объемов указываются в экспликации к эпюре емкости (см. Приложение 6). Экспликация к эпюре емкости составляется после окончательного утверждения схемы размещения основных отсеков платформы, которая может подвергаться корректировке в процессе проверки вместимости и удифферентовки. Проверка вместимости, проводимая с помощью эпюры емкости, выполняется в два этапа. На первом этапе осуществляется проверка соответствия общей суммы объемов для груза, запасов и балласта, предварительно установленных в соответствии со схемой общего расположения, требуемой вместимости ∑W = Wгр + Wсэз+ Wпр. вода+ Wтур+ Wпр +Wбл , где: ∑W - суммарная теоретическая вместимость помещений для груза, запасов и балласта, полученная с помощью эпюры емкости; Wгр , Wсэз, Wпр.вода, Wтур,Wпр, Wбл,- требуемые теоретические вместимости для размещения груза, запасов и балласта и оборудования. Требуемые теоретические вместимости грузовых отсеков Wгр и цистерн пресной воды Wпр.вода получены ранее, в первом приближении. Требуемую теоретическую вместимость цистерн судовых энергетических запасов следует уточнить по результатам третьего приближения с учетом массы Рсэз3 по формуле (8). Схема определения необходимой вместимости балластных цистерн в этом случае следующая. Количество и распределение балласта по длине судна должны обеспечивать следующие параметры посадки при состоянии нагрузки «судно порожнем + жидкий балласт»: - для судов длиной 150 м и более: 1. Средняя осадка Тблср ≥ 2,0 +0,02L3, м. 2. Осадка кормой Тблк – балластная осадка, обеспечивающая полное погружение кормовых рулевых устроуств. Балластная осадка кормой Тблк = 1,05dв, м, где: - диаметр гребного винта dв может быть определен по приближенной формуле dв =0,914T30,77, м; - 1,05 – коэффициент, учитывающий зазор между диском гребного винта и основной плоскостью. 3. Дифферент d ≤ -0,015L3, м. После определения параметров посадки платформы необходимая масса балласта Рбл находится как разность Рбл = Dбл – Рпор, т, где: Рпор - водоизмещение судна порожнем Рпор3 = Рк. об.3 + Рсэу3 + Рзв3 + Ринв, т. (23) Затем по формуле (11) определяется требуемая вместимость балластных цистерн. При положительных результатах проверки переходят ко второму этапу, на котором проверяется соответствие выделенных и требуемых объемов для груза, судовых энергетических запасов, пресной воды и балласта в отдельности. При необходимости производят перераспределение объемов. При этом обеспечивается безусловное равенство фактических и требуемых объемов для судовых энергетических запасов и пресной воды (допускается некоторое их превышение, обусловленное конструктивными причинами). Если такое перераспределение касается грузовых помещений, следует откорректировать спецификационную плотность груза ρс: ρс = 1,04Ргр/ Wгр.факт, т/м3 В дальнейшем, в расчетах нагрузки следует использовать спецификационную величину ρс вместо заданных ρгр. Окончательный вид общего расположения и эпюра емкости с экспликацией приобретают после завершения расчетов удифферентовки с положительными результатами, в процессе которых может потребоваться внесение изменений как в первоначальную схему деления корпуса на отсеки, так и в расположение груза, запасов и балласта. Расчет нагрузки платформы Расчет нагрузки платформы производится для двух характерных случаев, определяемых Правилами РМРС [5]: 1. «порожнем» 2. «с полным грузом и полными запасами» 3. «с балластом и полными запасами» Расчеты нагрузки должны подтвердить такое расположение центра масс судна (xg, zg), при котором обеспечивается требуемая посадка и остойчивость судна. Во всех случаях водоизмещение должно соответствовать D3 и судно не должно иметь дифферента (xg=xc). Поперечная метацентрическая высота, определяемая при фиксированных значениях zс и r аппликатой центра масс zg, должна быть близкой к требуемой (см. первое приближение). Во втором случае водоизмещение должно соответствовать Dбл, абсцисса центра масс xg - обеспечивать желательный дифферент, аппликата zg – минимально возможную избыточную остойчивость. Расчет нагрузки производится в табличной форме (Приложение 7). Масса платформы порожнем определяется в соответствии с формулой (23). Координаты центра масс платформы порожнем рассчитываются с помощью данных платформы -прототипа пропорционально изменениям главных размерений проектируемого сооружения xg пор = xg пор0 L3/L0, zg пор = zg пор0 Н3/Н0 Координаты центров масс экипажа, провизии и инвентарного снабжения принимаются приближенно по схеме общего расположения платформы соответственно районам размещения данных составляющих нагрузки. При размещении судовых энергетических запасов в первом характерном случае нагрузки следует считать, что (для целей курсового проектирования) в расходных и отстойных цистернах, расположенных в машинном отделении или рядом с ним, должно размещаться не менее 10% Рсэз3. Остальные цистерны, кроме одной (при незначительной излишней вместимости цистерн судовых запасов - СЭЗ), должны быть заполнены целиком. Во втором характерном случае нагрузки 10% Рсэз3 должны размещаться только в вышеупомянутых цистернах в районе машинного отделения. Все цистерны, использованные для размещения балласта, кроме одной, должны быть заполнены целиком. |