МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь»





Лекция 4. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Дон Аминадо (русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат первой прловины 20в)

Ни один смертный не способен скрыть секрета. Если губы его молчат, то проговариваются его пальцы.
Зигмунд Фрейд

КИНЕСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

…А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываемся, восхищаемся, раскаиваемся, пугаемся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, прощаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем. Столько же самых различных вещей, как и с помощью языка! Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, приветствуем, чествуем, почитаем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, ласкаем, покоряемся, грозим, уверяем, осведомляем. А чего только не выражаем мы с помощью бровейили с помощью плеч! Нет движения, которое не говорило бы и притом на языке, понятном всем без всякого обучения ему, но общепризнанном языке.

Мишень Монтень

4.1.1. кинесика: определение

КИНЕСИКА (kinesics, от греч. kinesis — движение)раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движений тела (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Основателем кинесеки считается американский антрополог Рэй Ли Бердвистелл [Birdwhistell]. По аналогии с фонемами и морфемами, в кинесики выделяются такие единицы, каккинемы и кинеморфы.

Рэй Бердвистел / Ray Birdwhistell (1918-994) – американский антрополог, один из основателей науки кинесики.

4.1.2. внешняя экспрессия эмоцийКак отмечает Н. Н. Данилова (2000), с эволюционной точки зрения внешняя экспрессия эмоций была бы бесполезной, если бы люди не могли декодировать эти сигналы и, следовательно, понимать и адекватно реагировать на них. Следовательно, у человека должен быть специальный механизм их декодирования. Механизм декодирования экспрессивной информации должен обладать способностью дифференцировать паттерны лицевой экспрессии, а также идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний.

Этот механизм был исследован шведским ученым У. Димбергом (Dimberg, 1988). Он установил, что лицевая экспрессия в зависимости от знака эмоции по-разному влияет на эмоциональное состояние и условнорефлекторные реакции страха у партнеров. Важно, что лицевая экспрессия может воздействовать на уровне подсознания, когда человек не отдает себе отчета в событии и факте его воздействия.

Димберг доказал, что влияние лицевой экспрессии на величину условной вегетативной оборонительной реакции осуществляется автоматически и не зависит от процессов сознания.

Очевидно, что пониманию лицевых паттернов различных эмоций способствует то, что реакция на лицевую экспрессию партнера связана с воспроизведением его мимики, т. е. в непроизвольном изменении активности мышц своего лица. Этот процесс подобен «эмоциональному заражению, или резонансу». Таким образом, для распознавания и идентификации паттернов лицевой экспрессии человек использует два канала - зрительный, который производит опознание с помощью гностических нейронов нижневисочной коры, и проприорецептивный, оценивающий паттерны собственной лицевой экспрессии и служащий обратной связью (подкреплением) реакции на информацию со зрительного канала.

Следовательно, пониманию эмоций надо учиться. Это наталкивает ряд ученых на мысль, что существует специальный вид интеллекта – эмоциональный.

4.1.3. эмоциональный интеллектпонятие «эмоциональный интеллект» было введено в научный обиход недавно, Майером и П. Сэловей (Mayer, Salovey, 1990) и получило широкое распространение в англоязычной литературе благодаря работам Д. Големана. Для введения этого понятия было использовано два основания: неоднородность понятия «интеллект» и совершение интеллектуальных операций с эмоциями. По П. Сэловею, «эмоциональный интеллект» включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.

Таким образом, по Горсковой, эмоциональный интеллект – это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Необходимым условием эмоционального интеллекта, как пишет далее автор, является понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Эмоциональный интеллект продуцирует неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Понимание эмоций другого человека определяется многими факторами, в частности, индивидуальными особенностями как оцениваемого, так и опознающего. Так, В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила также, что люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния.

И. А. Переверзева (1989) показала, что наблюдателю труднее распознать эмоции у лиц со склонностью к отрицательным эмоциональным переживаниям, так как им свойственно скрывать выражение своих эмоций. Автор приходит к выводу, что чем больше человек склонен контролировать выражение своих эмоций, тем труднее их распознать другому человеку. Поскольку человек, склонный к положительным эмоциональным переживаниям, меньше контролирует свои эмоции, постольку они легче и распознаются наблюдателем.

4.2.1. мимика: определение

МИМИКА (от др.-греч. μῑμέομαι — подражать) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека («Большая советская энциклопедия». Статья «Мимика». М: 3-е изд., том 16, 1974 г. — 791 с.); движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека (Л. М.Сухаребский, 1966).

В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса».

4.2.2. идентификация эмоций по мимикеПоказано (Тоом, 1981), что несмотря на индивидуальные различия в изображении эмоций разными коммуникаторами, радость, удивление, страдание, гнев достаточно точно люди опознают по выражению лица. Презрение и страх опознают хуже. Презрение часто путают с гневом. Понимание (идентификация) эмоций другого изучалось В. А. Барабанщиковым и Т. Н. Малковой (1988). Ими были выделены общие для всех модальностей эмоций условия их идентификации по мимике. Легче всего идентифицируются целостные мимические выражения, включающие изменения во всех зонах лица одновременно. Наиболее трудно идентифицируются мимические проявления в области лба-бровей (эмоции не опознавались в половине случаев). Вдвое точнее опознают эмоции по изменениям в области глаз и нижней части лица.

В то же время для разных эмоций имеются свои оптимальные зоны идентификации. Так, выражение эмоций горя и страха в области глаз идентифицируется легче, чем в нижней части лица; экспрессивные характеристики гнева-спокойствия легко обнаруживаются в области лба-бровей (хотя, по данным К. Изарда, гнев – это единственная эмоция, опознание которой требует наличия мимических изменений во всех зонах лица одновременно); экспрессия радости, отвращения, сомнения максимально точно опознается по изменениям в нижней части лица.

Через выражение глаз лица передается различное душевное состояние человека: радость, робость, печаль, злоба, скепсис и т. д. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы. Все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. При этом основную информативную нагрузку несут брови и губы. Проще всего можно опознать эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее – печали и страха.

Говоря об опознании эмоции по мимике, следует прислушаться к высказанной С. Л. Рубинштейном (1999, с. 567) мысли, что «в изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоций; но из того, что по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации не всегда удается определить эмоции, неправильно заключают, что мы узнаем эмоции не по выражению лица, а по ситуации, которая ее вызывает. В действительности из этого можно заключить только то, что для распознавания эмоций (особенно сложных и тонких) выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимопониманиями человека с окружающими».

4.2.3. взгляд: общая характеристикаАмериканскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (в «пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что глаза занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются и, наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет их сокращаться. Расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Взгляд служит средством установления контакта, синхронизации взаимодействия, средством получения «обратной связи» – информации и о том, что партнер «включен» в общение, слушает, понимает. Длительный, неподвижный взгляд в глаза собеседнику – стремление подчинить его, отведенный в сторону взгляд может означать скрытность или несогласие.

Различают взгляды: деловой, неформальный или социальный и интимный.

Деловой взгляд охватывает «символический» треугольник на лице собеседника: лоб – зрачок правого глаза – зрачок левого глаза – лоб. Начальник должен смотреть на подчиненного деловым взглядом.

Если глаза движутся на лице собеседника по линии глаза – рот, то это неформальный (социальный) взгляд. Мы пользуемся им на приемах, вечеринках и т.д.

Интимный взгляд проходит через линию глаз собеседника и опускается ниже рта. Чем ниже, тем интимнее.

По мнению К. Станиславского, взгляд – это непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу. Немало образных выражений имеется в поэзии, художественной литературе о женских чарах, против которых не могли устоять ни былинные, ни смертные люди. Объясняется это тем, что посредством взгляда осуществляется психическое давление, то есть мощный по своей концентрации флюидный выброс. Психический эффект взгляда усиливается еще тем, что он, как правило, несет в себе информацию. Собственно говоря, благодаря информативности взгляда мир поддается прочтению. В повседневном общении всегда можно наблюдать, насколько разнообразна и оперативна информация, передаваемая этим языком.

Современные этнографы считают, что все цивилизации подразделяются на две группы в зависимости от направленности их взгляда при общении с другими. Одни направляют взгляд при разговоре в глаза собеседника (арабы, европейцы, латиноамериканцы). Но длительность взгляда различная. Русские, шведы смотрят больше и дальше, чем англичане.

У других народов во время разговора взгляд направлен в сторону (японцы, корейцы). Представители этих двух цивилизаций взгляд понимают по-своему. Они считают дерзким невежливым смотреть прямо в глаза. Взгляд в сторону японского оратора американец сочтет за лицемерие, за утаивание чего-то. Русские воспринимают такой взгляд как стеснительный, неискренний.

Для африканцев контакт глаз при общении не обязателен. Разговаривая, негр смотрит прямо в глаза европейцу, американцу. Это говорит об уважении. Азиатские женщины не смотрят в глаза мужчинам, а мужчины – в глаза женщинам. Но муж жене может смотреть в глаза, а она ему – нет.

Исследования показывают, что человек чаще смотрит на того собеседника, который ему не нравится или которому он не доверяет. Но есть случаи, когда человек смотрит гневно, с неприятием на того, кто является объектом его раздражения.

Чем ближе друг к другу стоят собеседники, тем более благожелательно и дружелюбно они настроены. Если человек не смотрит прямо в глаза, значит он обманывает. Но бывают случаи, когда человек будет опускать глаза и отводить их в сторону и говорить неправду, и наоборот, робкий человек, говоря правду, будет опускать глаза. Поэтому нужно быть внимательным, по возможности осведомленным.

Взгляд, устремленный в пространство, подглядывание на часы, говорит о скуке.

Взгляд поверх очков действует на собеседника негативно. Он чувствует себя виноватым, скрещивает руки на груди, кладет ногу на ногу.

Прикрытые глаза свидетельствуют о неуверенности человека. У замкнутого человека губы плотно сжаты, у расстроенного – уголки рта опущены. Если во время разговора собеседник опускает веки, значит он не хочет продолжать разговор. Он чувствует свое превосходство. Его голова откинута назад, взгляд свысока.

Людям, носящим очки, следует снимать их, когда они говорят, и надевать, когда они слушают. Это действует успокаивающе на собеседника и позволяет тому, кто в очках, контролировать течение разговора. Очки сняты – не прерывают собеседника, надеты – нужно говорить.

4.3.1. пантомимика: определение

ПАНТОМИМИКА (англ. pantomime; от греч. pantomimos — все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий). … 2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке,осанке,жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Наиболее важный компонент пантомимики – это жест.

4.3.2. жест: определение

ЖЕСТ (от фр. gesteдвижение, жест; ср. gestionруководство)«выразительное движение руки, имеющее первоначально импульсивно-инстинктивный характер и понятное в силу непосредственного отношения, существующего между движением и внутренним состоянием, которое оно выражает. Различаются жесты указательныеи изобразительные: первые указывают на предмет, вторые изображают рукой предмет или действие (Варшава Б. Е., Выготский Л. С., 1931).

4.3.3. жесты: классификацияЖесты подразделяются на указательные(индикативные), иллюстративные, поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Жесты можно разделить на коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения, внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.); жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.д.); описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны дополнять друг друга, совпадать. На не конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов указывают ложные суждения.

Коммуникативные жесты и их значение: барабанит пальцами – скучает нервничает, пожимает плечами – неинтересно, не обращает внимания стискивает руки – отчаяние, ощущение безнадежности; сжимает кулаки – агрессия, пытается контролировать свой гнев; руки скрещивает на груди - вызов, осуждение; руки расслаблены, ладони поворачивает вверх перед собой - удивлен, озадачен; расстегивает пиджак - готов к активным действиям; ладонью подпирает щеку - заинтересованность, удивление ударяет себя по подбородку - озадачен, вспомнил что-то трогает, потирает нос - размышляет, думает; смотрит поверх очков - хочет большего..., фактов; ладони сложены домиком - проявляет интерес; сдавливает переносицу - устал; сидит на краю стула - чего-то ждет, проявляет интерес; сидит, положив ногу на ногу и слегка покачивает ногой - скучает; рука, сжатая в кулак за спиной, другая рука держит ее за запястье – замкнут, напряжен.

Жестикуляция помогает оратору удерживать внимание аудитории и доносить до нее свои мысли. Она бывает непроизвольной и целенаправленной. Жесты усиливают эмоциональную сторону выступления, подчеркивают значение произносимых слов.

Некоторые люди проявляют неискренность, ложь прикрытием рта рукой, подрагиванием ямочки (желобка) под носом, потиранием пальцем века, оттягиванием воротничка.

Почесывание шеи и носа показывает сомнение, неуверенность, потирание же затылка - огорчение по поводу забывчивости.

Непонимание жестов может послужить причиной возникновения подозрений, страха, неприязни и даже агрессии со стороны человека, неправильно понявшего культурные смыслы жестов другого.

языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь»

Нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал.

Русская пословица

Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. Анатолий Фёдорович Кони, выдающийся судебный оратор, в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Анато́лий Фёдорович Ко́ни (1844-1927) — русский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, выдающийся судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (Википедия).

Как видно из цитаты, А. Ф. Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Вот почему уже в первых руководствах по красноречию давались советы, как использовать жесты. Так, в «Теории красноречия» А. И. Галича сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «..благопристойность воспрещает театральные кривлянья».

Александр Иванович Галич, настоящая фамилия Говморов, (1783-1848) — преподаватель латинской и российской словесности в Главном немецком училище св. Петра и в Царскосельском лицее, профессор Петербургского университета (Википедия).

4.3.4. закон Па́ркинсонаЧто такое Закон Па́ркинсона? Это — эмпирический закон, сформулированный историком Сирилом Норткотом Паркинсоном в его сатирической статье, напечатанной в британском журнале «The Economist» в 1955 году и позднее изданной вместе с его другими статьями в книге «Закон Паркинсона» (англ. Parkinson’s Law: The Pursuit of Progress; Лондон, John Murray, 1958 год). Данный закон гласит, что «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Впоследствии С. Н. Паркинсоном были опубликованы книги «Закон и прибыли» (англ. The Law and The Profits), «Свояки и чужаки» (англ. In-Laws and Out-Laws), а также «Закон миссис Паркинсон», в которых формулировались соответственно второй, третий законы Паркинсона, а также закон миссис Паркинсон. Паркинсон основывал свои рассуждения на обширном опыте работы британских государственных учреждений.

Сирил Норткот Паркинсон/ Cyril Northcote Parkinson(1909-1993) — британский военный историк, писатель, драматург, журналист, автор сатирических работ по проблемам бизнеса, менеджмента и политологии. Мировую известность получил как автор законов Паркинсона (Википедия).

«Понаблюдайте, например, за человеком, объясняющим по телефону супружеской паре, заблудившейся по дороге на вечеринку, как к нему проехать. «Так где вы сейчас? Напротив библиотеки? Ну, так оттуда совсем просто нас найти. Поезжайте прямо до муниципалитета, там развилка. Сворачиваете налево (жест) и едете примерно милю вперед, там налево от вас (жест) будет административное здание. Огибаете его (жест), и затем второй (жест) поворот направо. Это и будет Сикамора-стрит, тупик, а наш дом – последний налево (жест). Понятно? Ну, вот и прекрасно. Ждем вас через десять минут». Но приедут ли гости так скоро? Слабое место этих указаний в том, что человек машет рукой вместо того, чтобы сосредоточиться на точном выборе слов. Положившись на жест, которого его гости не могут видеть, он, скорее всего, опустил важное слово. Возможно также, что в какой-то момент он сказал «налево», вместо «направо». Когда вы спрашиваете дорогу у прохожих, они часто посылают вас в одном направлении, указывая в то же время в другом. Если это случается, мы знаем по опыту, что жест в данном случае точен, а слово нет».

ПОЗА

Походка человека — физиономия его тела.

0. Бальзак.

Осанка человека — фасад его души.

Грасиан.

4.4.1. поза: определение

ПОЗА (франц. pose) – положение тела в пространстве и взаимное расположение частей тела (Медицинская эциклопедия); элементарная единица пространственного поведения человека.

Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около тысячи. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

4.4.2. поза: общая характеристикаОдним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения, регуляции процесса межличностного отношения, психолог А. Шефлен. На примере киносъемок психиатрического интервью он показал, как изменение поз пациента и врача позволяет поддерживать оптимальную для лечебного эффекта психологическую дистанцию. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. В. Шютц, который утверждает, что если бы он запретил участникам своей экспериментальной группы принимать позы, для которых характерно скрещивание рук и ног, то коммуникация была бы оживленней. Почему? Да потому, что такая поза означает «закрытость» для общения. Можно описать позу агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека. Например, паттерн готовности к общению — это «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед».

При закрытой позе человек старается не показывать переднюю часть тела и занять, как можно меньше места в пространстве. При этом он выражает недоверие, несогласие, противодействие, критику.

Поднятые плечи и опущенная голова говорят о том, что собеседник замкнут.

При открытой позе руки раскинуты, направлены ладонями вверх, ноги выпрямлены. Отмечается проявление доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Человек, заинтересованный в общении, будет расслаблен, спокоен, наклоняться в сторону собеседника, смотреть ему прямо в глаза. И, наоборот, человек, подчеркивающий свой статус, будет находиться в напряженном состоянии, развернув плечи, опершись руками в бедра, стоять прямо и т.д. Например, человек, стоящий в позе «Руки в боки», показывает свое превосходство, вызов.

В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров относительно друг друга. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

Походка: определение

ПОХОДКА – совокупность индивидуальных признаков, характеризующих ходьбу, с одновременными движениями и положением туловища, головы и свободных конечностей. Сложная координация деятельности мышц, осуществляющих походку, регулируется механизмами движений, поддержания позы и равновесия тела. Многие особенности походки и ее двигательные компоненты наследственно обусловлены. Однако в норме походка человека вырабатывается под влиянием воспитания, профессии, характера, темперамента и имеет более или менее выраженные индивидуальные черты (Медицинская энциклопедия).

Походка должна быть легка и естественна, без всякой принужденности и аффектации. Избегая при ходьбе всяких излишних движений, всему туловищу дают такое положение, которое составляло бы одно гармоническое целое.

Прямая осанка, гибкие и размеренные движения - главные составляющие красивой походки. Бальзак называл походку физиономией его тела, с ее составляющими ритмом, динамикой шага, амплитудой переноса тела при движении, массой тела.

По походке судят о настроении, здоровье человека, его возрасте, характере. По словам А.К. Тарасовой: «Не все могут находить физическое спокойствие даже при внутренней собранности. Надо уметь управлять своим телодвижением».

Отсутствие культуры телодвижения затрудняет язык общения.

4.5.2. походка: характеристика

О внешнем характере походки; о размере шага:

балетная, беззвучная, бесшумная, бодрая, бойкая, бравая, валкая, верная, вихлявая (разг.), вихляющая (разг.), военная, воздушная, вялая, гибкая, грациозная, грузная, девичья, деревянная, зыбкая, изящная, кавалерийская, качающаяся, косолапая, красивая, крепкая, крупная, ладная, легкая, легковесная, лихая (разг.), ловкая, маршевая, машинальная, мелкая, мешковатая, молодецкая, морская, мужская, мягкая, напористая, неверная, неловкая, неровная, неслышная, нетвердая, неуверенная, неуклюжая, нечеткая, отчетливая, очаровательная, парящая, притрусочная, плавная, плывущая, подпрыгивающая, подрагивающая, порывистая, походная, проворная, пружинистая, прыгающая, разбитая, развалистая, (с) развальцем (разг.), развинченная, размашистая, размеренная, расслабленная, расхлябанная (разг.), ровная, семенящая, сильная, скачущая, скованная, скользящая, слабая, спортивная, старческая, строевая, танцующая, твердая, тугая, тяжелая, тяжеловесная, увалистая, упругая, упружистая, устойчивая, цепкая, четкая, шаркающая, шатающаяся, шаткая, широкая, щегольская, щеголеватая, эластичная, элегантная, энергическая (устар.), энергичная, юношеская.

О скорости, темпе:

быстрая, медленная, медлительная, мерная, неторопливая, прыткая (разг.), спорая, стремительная, тихая, торопливая, ходкая (разг.), шагистая (простореч.).
В сравнении с животными, птицами. Журавлиная, кошачья, индюшиная, лебединая, лебяжья, лисья, медвежковатая (разг.), медвежья, павлинья, птичья, утиная, утичья (простореч.), уточкой (разг.).

Овпечатлении, психологическом восприятии; о походке, выражающей черты характера человека, его психический склад и т. п.:

барственная, беззаботная, беспечная, благородная, важная, вальяжная, величавая, виноватая, вкрадчивая, властная, внушительная, воровская, генеральская, гордая, горделивая, игривая, ленивая, напористая, небрежная, нервная, нервозная, нерешительная, неуверенная, осанистая, осторожная, печальная, покойная, раздумчивая, решительная, робкая, свободная, смелая, смиренная, спесивая, спокойная, степенная, строгая, театральная, торжественная, трусливая, уверенная, утомленная, усталая, хозяйская, царственная, чинная. Лукавая, медведеватая, подхалимская, хитрая, черноморская (Словарь эпитетов).

4.6. осанка: определение

ОСАНКА – привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении; правильная осанка характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе; неправильная осанка может вызывать нарушения деятельности внутренних органов (Большой медицинский словарь).

Артистическая, барская, барственная, безукоризненная, благородная, бравая, важная, великолепная, величавая, величественная, внушительная, военная, воинственная, вызывающая, генеральская, гордая, горделивая, джентльменская, кичливая, лебединая, молодцеватая, надменная, независимая, непринужденная, ораторская, орлиная, офицерская, пижонская (разг.), презрительная, самоуверенная, солидная, спокойная, спортивная, степенная, строгая, суровая, счастливая, уверенная, форсистая (простореч.), франтовская, царственная, щегольская, энергичная. Бравурная, заботная, картинная, орлиная (Словарь эпитетов русского языка. 2006).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.